Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии обучения взрослых 1 страница




Суть технологии обучения взрослых. Новое «технологическое» направление дидактики нацелено на прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса, управление им и воспроизведение. На данном этапе развития системы образования взрослых эта проблема решается посредством диагностирования целей обучения, их конкре­тизации и измеримости.

Термин «технология обучения» был востребован вследствие не­удовлетворительных результатов обучения в традиционной системе, пригодной лишь «для создания начальной ориентировки в предмете и не способной формировать высокие уровни усвоения знаний».

Достаточно проблематичными представляются определения по­нятий «технология», «инновационная технология», «образовательная технология», «андрагогическая технология» и пр. Существует большое многообразие их трактовок. Так, в следующем определении делается упор на технологичности смены действий и операций: «Под образо­вательной технологией следует понимать набор последовательно сменяющих друг друга действий и операций обучающего (учителя, преподавателя), осуществляемых с применением специально подго­товленного учебного оборудования в группе учащихся и рассчитанных на получение ценного с точки зрения образования результата». Суще­ственным признаком технологичности в этом определении называется применение специально подготовленного учебного оборудования, хотя для гуманитарной сферы это не всегда верно, поскольку позволяет от­нести к технологии обучения применение даже «некоторых простейших средств обучения» либо ТСО.

Рассмотрим «официальное определение педагогической техно­логии», которую представила Ассоциация по педагогическим комму­никациям и технологии США (1979): «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний». Приведенное определение дает слишком обобщенные признаки, чтобы можно было однозначно установить, какой учебно-познавательный процесс является технологичным, а какой — нет.

По определению ЮНЕСКО, технология обучения в общем смыс­ле — системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Американские теоретики данный термин определяют как «область знания, связанную с закономерностями построения, реализации и оцен­ки всего учебного процесса с учетом целей обучения». Здесь внимание акцентируется на закономерностях и целях обучения.

Российские ученые считают, что конечная цель образования взрос­лых заключается в том, чтобы взрослый человек ответственно подходил к решению стоящих перед ним проблем, получая для этого поддержку со стороны общества. Это предопределяет выбор технологии обучения и исключает использование любых рутинных технологий, ставящих взрослых обучающихся в зависимое положение либо отрывающих их от среды жизнедеятельности.

Технология обучения взрослых — система форм, методов и средств, реализующих содержание обучения и направленных на достижение диагностично заданной цели, ориентированной на возможности взрослых в организации своих занятий.

По своей сути «технологизация» процесса обучения инновационна, так как опирается на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности, ее роли в общественном процессе. Поскольку весь ход развития общества и науки показал необходимость ориентации именно на личность, то именно она должна стать исходной посылкой организации технологии обучения взрослых. В разработке данной стра­тегии принимают участие и практики-новаторы, и ученые-андрагоги. Большинство отечественных образовательных учреждений в целом привержены традиционному обучению, ожидая опробованных и пере­проверенных рекомендаций относительно инновационных технологий. Образовательные стандарты позволяют проявлять академическую свободу и ориентируют на инновации в технологиях обучения.

Традиционному образованию присущи дисциплинарная модель обучения, избыточность информации, наукообразие, его содержание строится из расчета «авось пригодится». Однако сегодня учеба впрок — непозволительная роскошь: обучать следует только тому, что наверняка будет востребовано. Слишком высоки требования к специалисту и лич­ности в целом, чтобы разбрасываться учебным временем, усилиями обучающихся и преподавателей. Опережающий характер обучения дол­жен быть целенаправленным и запрограммированным на обязательное использование (например, обучение навыкам самообучения).

Кроме того, меняется сам процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Рутинное заучивание, монотонное повторение вы­тесняются всевозможными формами поисковой мыслительной деятель­ности, продуктивным творческим процессом.

При традиционной системе обучения содержание преподносится как формализованная система знаний, оторванных от реальности. Как правило, это адаптированные к познавательному процессу научные знания, которые иллюстрируются дискретными примерами из практики. Восприятие целостной картины мира при такой системе практически невозможно. Обучающийся погружен в искусственную по форме и содержанию образовательную среду и лишен возможности устанавливать взаимосвязь изучаемого и реального окружающего мира.

Инновационная система обучения структурирует учебный мате­риал исходя из логики и здравого смысла. Система понятий раскры­вается в динамике познавательной деятельности. Изменяются сама структура учебного материала и связи между его элементами.

Смещение цели образования к развитию личности требует нового
решения проблемы отбора и структурирования содержания обучения.
Сами знания становятся открытыми с помощью разнообразных баз данных или учебников. Из цели («знание ради знания») они превращаются
в средство развития обучающегося.

Традиционная авторитарная роль преподавателя (или организа­тора образования) все более утрачивается в пользу взаимодействия, сотрудничества, помощи, внимания к инициативе обучающегося, ста­новлению и развитию его личности. Преподаватель перестает быть гуру («хранителем истины и знаний»), из передатчика знаний он переходит к роли организатора активных видов познавательной деятельности обучающихся, менеджера и режиссера процесса обучения, готового предоставить при необходимости средства обучения. Технологичность деятельности андрагога не исключает его мастерства, но дает возмож­ность его приобрести в достаточно сжатые сроки.

С присущей традиционному обучению неопределенностью целей, недостаточной регулируемостью познавательной деятельности, не­возможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки результатов сегодня может справиться только технологизация обучения.

Одним из наиболее эффективных рычагов быстрой адаптации об­разования взрослых к рыночным условиям выступают такие инноваци­оные ­технологии обучения, как дистанционное и модульное обучение, технология самообучения и технология «учебное предприятие».

В.Ф. Шолохович характеризует любую научно и практически обоснованную технологию, как разделение процесса на взаимосвя­занные этапы; координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); однознач­ность выполнения включенных в технологии процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Диагностично поставленные цели обучения способствуют дости­жению заданного (желаемого) уровня обучения, определяемого через

результаты, выраженные в действиях стажеров, которые можно изме­рить

и оценить. В традиционном обучении цели ставятся неопределенно

(«неинструментально»): «изучение теоремы», «решение квадратных

уравнений», «ознакомление с принципом действия». Подобные цели не дают представления о результате обучения, достижение их трудно проверить. Диагностично поставленные цели описывают действия обучающихся в терминах: «знает», «понимает», «применяет» и т.п. и по­зволяют препарировать учебный материал на подлежащие усвоению

фрагменты – учебные элементы. Не менее важны составление проверочных работ по учебным элементам и текущий контроль, корректировка и повторный контроль.

Суть образования взрослых заключается в подведении под на­копленный взрослым опыт образовательной основы. Поэтому при обучении взрослых нельзя концентрировать внимание только на не­посредственном обучении в ущерб другим, не менее важным аспектам (в частности, на определении целей и оценке результативности по­лученной подготовки). В андрагогике взрослые являются активными участниками всех этапов учебно-воспитательного процесса. Обяза­тельным элементом является планирование обучения, которое по­зволяет выявить и использовать оптимальные средства встраивания образования в жизнь конкретного человека, распределения его времени между работой и досугом. Расписание занятий должно соответствовать потребностям каждого обучающегося, а не наоборот.

Особое внимание в инновационных технологиях для взрослых уделяется учебным пособиям, а также использованию оборудова­ния. Обучающиеся должны иметь право их выбора. Должна также предусматриваться возможность разработки специальных учебных материалов.

Что касается мест обучения, то наряду со специально спроекти­рованными учебными классами часто используются мастерские, поля и другие виды открытого пространства, которые могут быть столь же удобны, как комната для классных занятий или учебный центр.

Проблемы внедрения инновационных технологий обучения взрослых. Естественно, внедрение инновационных технологий должно базироваться на анализе рынка, позволяющем определить потребности, объемы, целевые группы, конкурентов и т.д. В каждом конкретном слу­чае уникальность ситуации и условий сказывается на выборе стратегии организации обучения. Можно, однако, выделить несколько общих обстоятельств:

—инновационная технология обучения должна быть хорошо изучена и поддержана руководством;

—следует привлекать экспертов по данной образовательной технологии;

—нужна специальная разработка программных продуктов и учеб­ных материалов, действительно соответствующих инновацион­ной технологии;

—нужны различные поддерживающие системы для управления обучающимися, а также система коммуникаций.

Решение использовать ту или иную инновационную технологию обучения должно быть поддержано на всех уровнях. Крайне важно, чтобы применение избранной формы организации обучения было под­держано всеми партнерами. Так как негативное отношение чаще всего объясняется предвзятостью или незнанием возможностей инноваци­онного обучения, требуется дополнительная информация и обучение персонала, администрации, возможных социальных партнеров.

Стратегически важно создать корпус компетентных специалистов (тьюторов, преподавателей, консультантов), знающих инновационную технологию. Соответствующее повышение их компетентности должно осуществляться также в инновационной форме, так как это позволяет побывать в «шкуре» стажера. Одновременно это способ доказать, что «мы живем, как проповедуем».

Квалифицированные разработчики необходимы для создания учебного материала и пособия.

Чтобы как можно лучше построить поддерживающие системы, нужны специалисты по современным коммуникациям.

Далее описаны основные проблемы инновационного обучения.

Тьюторы. Роль преподавателя в инновационных технологиях обучения меняется. Необходимо уделять внимание отбору и обучению тьюторов новой роли, которая требует умения работать в команде, со­трудничества и решения новых нетрадиционных задач. Различия между преподавателем и мастером сглаживаются. Усиливаются функции под­держки и взаимодействия, в то время как роль преподавателя, знающего лучше и больше всех, уменьшается.

Управление и организация работы. Образовательный менеджмент должен быть изменен. С самого начала надо задействовать несколько уровней управления. Главные вопросы, на которые следует найти от­веты: какие административные функции можно и нужно делегировать? какие функции тьюторы готовы взять на себя? Второй шаг — рас­пределение ответственности сообразно с согласованным порядком делегирования.

Планирование работы. Как правило, инновационные техноло­гии строятся на индивидуальных учебных планах и, следовательно, различаются длительностью и содержанием обучения. Нужно иметь поддерживающую систему, которая позволяла бы в любое время по­лучить исчерпывающую информацию о числе обучающихся в данный момент, о том, на какой стадии обучения каждый находится, о времени освобождения учебных мест, потенциальной возможности принять до­полнительное число обучающихся на определенный учебный модуль.

Учебный материал. Обучение взрослых в большей степени строит­ся на самообучающем материале, в связи, с чем возникают специфичные проблемы (например, кто должен его разрабатывать и когда). Как правило, разработка учебного материала входит в обязанности тьютора, но окончательно это решается внутри рабочей команды.

Обучающийся — центральное звено инновационного образова­тельного процесса. Необходимо досконально его изучить: способности и возможности, знания и потребности. Все это должно лечь в основу построения индивидуального учебного плана. Так как ответственность за обучение возлагается на стажера, то его задача — научиться учиться. Для этого с самого начала (или даже при первом посещении) его надо ознакомить с инновационной формой и способами организации соб­ственного обучения (например, ему предстоит стимулировать других обучающихся и помогать им, создавать небольшие учебные группы, учиться вместе и т.д.). Эти технологии помогут стажеру контролировать сформированность своих знаний, а также научат на практике сотрудни­чать с людьми различного типа, решать возникающие проблемы. Чтобы стажер научился видеть людей такими, какие они есть, различать слабые и сильные стороны свои и других людей, использовать возможности других обучающихся, в обучение должны быть включены навыки само­познания и социализации.

Заинтересованные лица и организации должны быть, как можно полнее проинформированы относительно особенностей инновационной технологии обучения. Работодатели, общественные организации и от­дельные люди (возможные стажеры) — все они имеют традиционные представления об обучении и работе образовательных учреждений. Такие представления быстро корректируются при демонстрации преимуществ инновационной технологии.

Технология дистанционного обучения. Специалисты всего мира прогнозируют устойчивый рост потребности в непрерывном повышении компетентности кадров для всех отраслей экономики при естественном отставании темпов роста ее финансирования. Для разрешения этого противоречия и повышения результативности обучения следует широко использовать возможности новых технологий. Ведущую роль здесь при­звана сыграть организация обучения в дистанционной форме.

Совершенно очевидно, что в будущем переобучение взрослых, по­вышение квалификации не будет самостоятельным видом деятельности. Человеку для этого не придется оставлять работу, — обучение будет сопровождать работу либо проводиться на рабочем месте.

Дистанционными могут стать большинство форм образования и обучения. Информационные технологии устанавливают связь между администрацией, преподавателями, коллегами и обучающимися с ис­пользованием не только текста и звука, но также и изображения. Сбор и передача информации, участие в беседах и обсуждениях в группе все

в меньшей степени зависят от времени и места их проведения или места нахождения участников.

Повышает эффективность обучения постоянная связь стажера с организаторами обучения, с другими обучающимися. Такая поддержка должна быть ему предоставлена там и тогда, где и когда ему это удобно, в том объеме и темпе, которые ему подходят.

Дистанционное обучение уже сейчас становится весомой эконо­мической альтернативой традиционному обучению. И это относится не только к стоимости обучения и сокращению расходов на проезд и про­живание в гостиницах. Доводы работодателей в пользу дистанционного' обучения их персонала:

—оно позволяет учиться всю жизнь;

—сокращает промежуток времени между обучением и работой;

—развивает информационные технологии;

—позволяет адаптироваться к дистанционной работе;

—гибкость организации учебного процесса;

—низкая цена обучения;

—высокая ответственность индивида за собственное развитие;

—каждый обучающийся учится в собственном стиле.

Согласно определению Международного комитета по дистанцион­ному обучению (International Council for Distance Education — ICDE), с которым согласились большинство стран, дистанционное обучение — вид обучения, в котором обучающийся и тьютор разделены во времени и (или) пространстве, при этом двусторонняя коммуникация чаще всего осуществляется достаточно нетрадиционным путем.

Это означает, что некоторые виды обучения неоправданно относят к дистанционным, хотя по своей сути они таковыми не являются. Очень часто сочетание групповых занятий и самостоятельной учебы ошибочно считают дистанционным обучением. Занятия в классе — это традицион­ная форма обучения, а изучение литературы дома — самообучение, но их комбинация не приводит к дистанционному обучению. Действительно, преподаватели и обучающиеся при самообучении разделены во времени и пространстве, но так как между ними нет оперативной взаимосвязи (коммуникации), это не будет дистанционным обучением.

Следует отметить, что сочетание различных дистанционных и тра­диционных («близких») форм обучения вполне возможно. Однако, чтобы избежать неразберихи в терминологии, при определении дис­танционного обучения следует быть очень точным.

В литературе по организации дистанционного обучения ча­сто описываются две формы его организации: «комбинированное» и «чистое».

«Комбинированное» — это сочетание дистанционного обучения с традиционными формами обучения. Сегодня существует много при­меров такой организации. Сочетание дистанционного и «близкого» обучения делает систему менее чувствительной к изменениям, более жесткой. Работа с небольшими потоками обучающихся дает возмож­ность в рамках традиционного обучения до определенной степени вводить и дистанционное.

У «чистого» дистанционного обучения много плюсов, однако эко­номически оно оправданно только при большом числе обучающихся. Разработка курсов и учебного материала, управление организацией и маркетинг, централизованная система коммуникаций — все эти под­держивающие функции могут быть использованы в «чистой» модели при больших потоках обучающихся.

Дистанционное обучение может содержать следующие формы:

—адаптационная — индивидуализированные курсы-модули; система стимулирующих вопросов в учебных пособиях; взаи­мосвязь тематики письменных заданий с практикой работы; группы взаимопомощи;

—заочная — учебные пособия, аудио- и видеокассеты, домашние задания;

—очная — тьюториалы, выездные школы, письменные экзамены;

—дистанционная — высокая универсальность учебных курсов, сис­тема регламентации обучения, взаимодействие с тьютором;

—инновационная — компьютерная поддержка содержания и ор­ганизации курсов обучения (учебных программ и пособий, CD-ROM, мультимедиа, интерактивные программы, системы связи и пр.);

—интенсивная — деловые игры, тренинги, самообучение, груп­повые дискуссии.

Главное в дистанционном обучении — мобильность информации и процесса обучения, что позволяет уйти от ограничений, которые налагает сосредоточение в одном месте преподавателей, слушателей, библиотек, лабораторной базы и т.п. То есть это гибкость и адаптивность, как самого содержания, так и процесса обучения. Все построено на максимальном приближении к запросам потребителя — обучающегося, заказчика, клиента.

Основой дистанционного обучения являются самостоятельные занятия стажеров по специально разработанным учебным пособиям, рабочим тетрадям. Обучение, основанное на получении информации из печатных источников, постепенно уступает свои позиции в пользу информационных технологий.

Дистанционное обучение усиливает интеграцию разнообразных образовательных структур и развитие непрерывного образования. В ре­зультате создания мобильной информационно-образовательной среды и сокращения затрат на одного обучающегося (примерно в два раза по сравнению с традиционными системами образования) дистанционное обучение обеспечивает принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Таким образом, особенно привлекательны в системе дистанцион­ного обучения доступность, индивидуализация и модульность.

Доступность дистанционного обучения достигается предоставле­нием возможности обучаться с любым уровнем образования без отрыва от работы, учебы, семьи и т.п. Обучающиеся свободны в выборе про­фессий и специальностей, уровня квалификации, сроков и содержания обучения, форм и методов проведения занятий. В отличие от тради­ционного, дистанционное обучение позволяет построить для каждого стажера индивидуальную траекторию обучения, пройти ее в наиболее комфортном режиме, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде.

Индивидуализация дистанционного обучения обеспечивается алгоритмом учета стиля обучения, привычек, опыта и знаний, возраста каждого стажера. Это влияет на результативность, кроме того, каждый имеет возможность использовать свой стиль обучения и избежать «усредненного подхода», которым грешит классно-урочная система. Дистанционное обучение предполагает избирательное изучение мате­риала, интересующего конкретного человека или организацию, которая направила его на обучение. Стажер в данном случае рассматривается как активный участник планирования и организации процесса обучения.

Модульность положена в основу программ дистанционного обуче­ния. Каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области. А далее из набора независимых курсов-модулей составляется учебная программа, отвечающая индивидуальным или групповым (например, для персонала отдельной фирмы) потребностям. Чем более индивидуализировано содержание обучения, тем качествен­нее результат.

В настоящее время дистанционное обучение — это информацион­ные технологии нового поколения, которые позволяют транслировать звук и изображение в любое время, — техника «мультимедиа» (звук, картина, компьютерная информация, видео- и компьютерная конфе­ренции).

Данная форма обучения позволяет охватить большее число людей, чем традиционные. Очевидны категории групп населения, для которых оно является наиболее приемлемой, а зачастую и единственной возможностью получить образование или повысить квалификацию. Дистанционное обучение особенно эффективно при географической изолированности от образовательных ресурсов, нежелательности смены места жительства, отрыва (даже на короткое время) от семьи; необходимости модернизации образования или ликвидации пробелов в отдельных курсах; для мобильных граждан (иностранных рабочих, вахтовиков, военных или постоянно мигрирующих семей); для людей, имеющих физические, физиологические или эмоциональные проблемы; для желающих обучаться в собственном темпе и пр.

Характерна следующая организация дистанционного образова­тельного процесса:

—абитуриенты проходят тестирование, оценивая свои способно­сти, знания, умения и навыки, а также получают рекомендации по содержанию и срокам освоения учебного курса с учётом психофизиологических, возрастных и социальных характери­стик;

—самостоятельное прохождение курса сопровождается в удобное для обучающихся время консультациями тьютора, который поддерживает мотивацию (иначе любая неудача или проблема оттолкнет от обучения).

Однако далеко не каждый способен к самостоятельному дистан­ционному обучению. По оценкам специалистов, лишь 15% людей могут получить университетский диплом в дистанционной форме. Как же быть с теми, кто не обладает достаточными способностями, чтобы стать «хорошим обучающимся»? Если стажер не обладает необходимыми ка­чествами, вероятность того, что он не закончит обучение, очень велика. В этом случае возрастает роль тьютора. Чем слабее обучающийся, тем компетентнее, искуснее должен быть тьютор.

Организация работы тьютора. Тьютор — преподаватель, настав­ник, разработчик программно-методического обеспечения; организатор учебного процесса; консультант, обеспечивающий сопровождение учебно-познавательной деятельности и контроль выполнения индиви­дуальных графиков обучения.

Основа работы тьютора — положительное отношение к стажерам. Несогласный с тем, что «все хотят узнать что-то новое» и «научить можно любого», не должен работать тьютором. Тьютор должен видеть сильные стороны стажера, выявлять скрытые ресурсы, активизировать их, совместно со стажером формулировать цель, прививать ответствен­ность за результаты обучения, помогать определять его структуру, мо­тивировать, стимулировать, поддерживать различными способами.

Тьютор должен досконально знать свой преедмет. Это оптимизи­рует обучение, поскольку позволяет выбирать «равное в главном», т.е. сделать отбор из весьма обширного материала.

Андрагогические навыки тьютора. Тьютор должен быть хорошим андрагогом: видеть в каждом человеке индивидуальную личность и уметь управлять групповыми процессами. Кроме того, тьютор должен понимать, что у него нет монополии на выбор содержания, методов и форм обучения.

В обязанности тьютора входят обучение и организация выпол­нения учебных заданий, участие в творческой работе, в организации и проведении мониторинга и маркетинга, управлении кадрами.

Тьютор должен следить за научно-техническим прогрессом в различных отраслях народного хозяйства, устанавливать связи с со­циальными партнерами, организовывать производственное обучение и производственную практику. Как со всем этим справиться? Как найти время? Решение проблемы в правильной организации работы. Наиболее эффективная форма на сегодняшний день — работа в коман­дах. Группа тьюторов (от пяти до десяти человек при необходимости представители различных профессий) способна справиться со всеми проблемами. В их компетенцию входит: планирование и проведе­ние обучения, определение бюджета команды, организация ротации тьюторов, предоставление информации о свободных учебных местах и о своей деятельности администрации и другим командам, а также членам собственной команды, повышение квалификации, разработка модулей и учебных материалов, отчет о результатах учебного курса, тиражирование сертификатов и другой документации, закупка или про­кат оборудования, установление связей с заинтересованными лицами, организациями, другими командами. Все это требует разделения труда с учетом интересов и способностей каждого члена команды. Если кто-то в команде хорошо разбирается в экономике, отвечает за бюджет; интересующийся планированием и управлением может заниматься этой частью менеджмента. Реализация функций команды отслеживается на регулярных рабочих встречах, где обсуждаются события прошедшей не­дели и текущие и долгосрочные планы, определяйся нагрузка каждого тьютора, закрепляются ответственные (и заменяющие в случае болезни) за производственные задания и т.п. Важно исключить авралы. У тью­торов нет обязательного норматива учебных часов в неделю: иногда он может иметь десять часов в неделю, иногда — тридцать.

На эти встречи могут приглашаться и представители отдела маркетинга или администрации. Типичен для обсуждения вопрос о наполнении курса, поскольку наличие свободных мест чревато убытками. На встречах члены команды обсуждают разработанные или при­обретенные учебные материалы, обмениваются информацией. Таким образом, видно, что на команде лежит большая ответственность, так как администрацией ей делегированы большие права. Вся ответственность регулируется соответствующей документацией. Команда создается на время организации и проведения обучающего курса и может быть распущена по его окончании. Бывшие ее члены могут войти в другие команды (одну или несколько).

Особенности организационных форм и методов дистанцион­ного обучения. Лекции могут проходить без живого (непосредствен­ного) общения с преподавателем, однако использование различных технических средств (дискет и СD- rom-дисков и т.д.), новейших ин­формационных технологий (гипертексты, мультимедиа, виртуальная реальность и др.) делают их выразительными и наглядными. Лекцию можно оживить показом учебного кинофильма. Просматривать такую лекцию стажер может в любое удобное ему время и в любом месте. Она не требует конспектирования.

Консультации могут проводиться как традиционно, так и по теле­фону, по электронной почте.

Лабораторные работы при дистанционном обучении проводятся с помощью мультимедиа-технологий, с использованием имитационного моделирования и т.п. Виртуальная реальность позволяет демонстри­ровать явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или невозможно.

Тъюториал — групповые многочасовые интенсивные занятия (6—8 часов) в виде активных форм работы группы (тренингов, деловых игр и т.п.). В ходе тьюториалов определяется ролевая структура группы, объем и маршрут прохождения учебного курса, корректируется процесс самообучения, происходит обмен опытом, осваиваются эффективные методы работы.

Выездные школы (школы выходного дня) — форма интенсивного коллективного обучения в режиме «глубокого погружения».

Особую роль в дистанционном обучении играют технические средства связи.

Телефон позволяет стажеру при возникновении какой-либо про­блемы сразу обсудить ее с тьютором. Если в результате он все-таки не справится с заданием, он может по телефону записаться на очную консультацию. В случае включения автоответчика принято оговаривать время получения ответа (в тот же день, в течение суток). Опыт показыва­ет, что стажеры часто не решаются позвонить первыми, поэтому тьютору следует брать инициативу на себя, так как есть риск, что звонка можно и не дождаться, а учеба будет отложена «на потом». Услуги телефонной связи все время развиваются, и сегодня возможны различные формы «телефонных встреч», телефонных конференций. Организовавший телефонную конференцию тьютор, как правило, выступает ведущим, а обучающиеся по очереди просят слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.