Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика и самодиагностика состояний организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом




Тема 10.Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями.

Термином «диагностика» обозначается процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей индивида, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании (В.И..Ильинич, 2001).

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную и другие функциональные системы организма человека. Чтобы это влияние носило бы оздоровительную направленность, необходимо регулярно осуществлять контроль за состоянием организма занимающегося путем осуществления основных видов его диагностики: врачебного, педагогического и самоконтроля.

Врачебный контроль - это комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации занимающихся, но не реже одного раза в год.

Основное предназначение медицинского контроля в вузе в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной и специальной, а некоторых временно освободить от практических занятий по физическому воспитанию. Распределение по медицинскими группам проводится в рамках первичного комплексного осмотра специалистами с помощью визуальных методов и путем опроса. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на повторное, более детальное врачебное обследование к специалистам. Если решается вопрос о возможности приступить к практическим занятиям по физическому воспитанию после перенесенных травм или заболеваний, то проводится дополнительные врачебные обследования.

Углубленной формой медицинских наблюдений за квалифицированными спортсменами является диспансеризация - система мероприятий по предупреждению и выявлению ранних признаков нарушения их здоровья и функционального состояния. В содержание таких углубленных обследований входит получение следующих показателей физического развития:

• рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром, а после тренировочного занятия и вечером рост может уменьшиться более чем на 2 см;

• масса (тела). Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак.

• экскурсия грудной клетки, которую характеризует разница между
величинами окружности груди при вдохе и выдохе. Она зависит от
морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности и
обычно колеблется в пределах 5-7 см;

•динамометрия кисти, определяющая сгибательную силу кисти. Выполняются по две попытки на каждую руку и по среднему показателю фиксируют результат. Обычно у мужчин он равен 35-50 кг, у женщин - 25-33 кг. По данному показателю можно судить о общей абсолютной силе индивида. Чтобы узнать более важный силовой показатель - относительную силу, которая выражается в процентах, необходимо показатель динамометрии кисти умножить на 100 и разделить на массу тела в кг. Средний показатель относительной силы у мужчин колеблется в диапазоне - 60-70 %, у женщин - 45-50 %;

•становая динамометрия определяет силу разгибателей туловища. У мужчин показатель становой силы в среднем равен - 130-150 кг, у женщин - 80-90 кг.

К показателям состояния функциональных систем относятся ЧСС, ЧД, спирометрия, а также цвет кожи и осанка.

Частота сердечных сокращений (ЧСС, пульс) - важный интегральный показатель состояния всего организма и, в частности, сердечно-сосудистой системы. Пульпаторная пульсометрия доступна каждому. На академических занятиях по физической культуре под воздействием нагрузки пульс увеличивается до 130-150 уд./мин, а во время предельных нагрузок превышает 180 уд./мин. По этим данным можно регулировать величину нагрузки. Имея данные ЧСС до нагрузки и спустя 20-30 мин после нее, можно оценить переносимость нагрузок и нормальное течение восстановительных реакций. Если колебания пульса не превышают 2-4 уд./мин относительного исходного уровня, то это указывает на хороший уровень тренированности и хорошую подготовленность организма к воздействию объема и интенсивности данной нагрузки. В случае превышения данных показателей необходимо внести коррективы в тренировочную программу путем снижения объема и интенсивности нагрузки.

По динамике ЧСС также можно судить о тренированности организма индивида. Ее определяют с помощью ортостатической пробы. Для этого необходимо выявит разницу ЧСС в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница более 20 уд./мин, то в организме имеется остаточное утомление.

Частота дыхания (ЧД) считается нормальной, если человек делает 14-18 дыхательных движений в минуту.

Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Средние показатели у мужчин - 3500-4200 см3 у женщин - 2500-3000 см3.

Различают нормальный; смуглый и бледный цвета кожи человека. Бледная, синюшная на руках кожа - признак малокровия и сердечно­сосудистой недостаточности.

Осанка - привычная, непринужденная поза стоящего человека, для которой характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб позвоночника назад - называется кифоз, вперед - лордоз, вбок-сколиоз.

По имеющимся антропометрическим данным можно оценить уровень физического развития индивида с помощью т.н. «антропометрических индексов». Так, ростовой индекс определяет нормальную массу взрослого человека. Для этого нужно из показателя роста (в см) вычесть цифру 100. Весоростовой показатель вычисляют делением массы тела (в граммах) на его длину (в см). Нормальный показатель для женщин - 360-405, для мужчин -380-415 г/см.

Жизненный индекс определяют делением показателя ЖЕЛ на массу тела (в граммах). Результаты ниже 65 у мужчин и 55 у женщин свидетельствуют или о недостаточной ЖЕЛ, или об избыточной массе тела.

Индекс пропорциональности телосложения вычисляется по формуле:

КП = (М1-М2)/М2х100, где M1 - длина тела в положении стоя; М2 - длина тела в положении сидя.

Нормальным считается, если КП = 87-92 %.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность индивида можно оценить с помощью функциональных проб и двигательных контрольных упражнений (тестов).

К функциональным пробам относятся контроль за состоянием ЧСС и ортостатическая проба, а также проба Штанге и проба Генчи.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) осуществляется так: после 5 мин отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, после максимально глубокого вдоха, задержать дыхание. Средним показателе времени от задержки дыхания до его возобновления считается время 6.5 с.

Проба Генчи (задержка дыхания при выдохе) выполняется, как и проба Штанге, только задержка дыхания выполняется после полного выдоха. Здесь средним показателем считается время - 30 с.

Достаточно часто в массовой практике врачебного контроля примечаются:

а) проба с приседаниями. Это осуществляется следующим образом: измеряется ЧСС в покое за 1 мин. Далее выполняется 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед и сохранением вертикального положения тела. Сразу после окончания упражнения, подсчитывается ЧСС за минуту. Увеличение ЧСС после грузки по сравнению с покоем подсчитывается в процентах. Оценка «отлично» - 20% «хорошо» - 21-40 %; «удовлетворительно» - 41-65 %.

б) комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с, затем 15-секундный бег на месте в быстром темпе (180 шаг/мин).

Данные пробы позволяют судить о приспособительных реакциях сердечно-сосудистой системы организма к скоростной работе и работе на выносливость.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование путем применения двигательных нормативов. Так, в программе по дисциплине «Физическая культура» в контрольном разделе предусмотрены обязательные двигательные тесты, по результатам которых можно оценивать динамику физической подготовленности студентов и эффективность педагогических воздействий в ходе учебно-воспитательного процесса за учебный год. Но это уже прерогатива педагогического контроля.

Педагогический контроль - это планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Его основная цель - оценка перманентных психофизических состояний, сохраняющихся длительное время (состояния спортивной формы, уровня тренированности организма); текущих психофизических состояний, изменяющихся в ходе одного или нескольких занятий (состояние работоспособности) и оперативных состояний занимающихся, изменяющихся под воздействием конкретного упражнения. Соответственно выделяют и три вида контроля: этапный, текущий и оперативный. В содержание педагогического контроля входит:

•контроль за посещаемостью занятий;

•контроль за тренировочными нагрузками;

•контроль за психофизическим состоянием занимающихся;

•тестирование различных сторон подготовленности занимающихся;

•контроль за поведением спортсменов во время соревнований.

Самоконтроль - это регулярные наблюдения за состоянием собственного здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью, а также их динамикой в процессе занятий физическим упражнениями и спортом с помощью инструментальных и визуальных методов.

Результаты самоконтроля должны систематически регистрироваться в специальном дневнике путем записи объективных и субъективных показателей функционального состояния организма: самочувствия, сна, аппетита, ЧСС (лежа, стоя, до тренировки, после тренировки), массы тела, тренировочные нагрузки, нарушения спортивного режима, болевые ощущения, спортивные результаты. Рекомендуется также регистрировать такой важный показатель, характеризующий функцию сердечно-сосудистой системы, как артериальное давление (АД). У здорового молодого человека систолическое (максимальное) давление составляет 100-125 мм рт.ст., а диастолическое (минимальное) - 65-85 мм рт.ст. Под влиянием физической нагрузки максимальное давление повышается, а минимальное снижается. Быстрый возврат показателей АД к норме свидетельствует о хорошей тренированности организма.

Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями по результатам контроля.

Чтобы вносить какие-либо изменения в содержание занятий физическими упражнениями по показателям самоконтроля необходимо провести специальное тестирование.

Важным показателем реакции организма человека на дозированную нагрузку являются показатели восстановления ЧСС, АД, а также изменения в показателях ЖЕЛ, массы тела, мышечной силы.

При проведении пробы с приседаниями возвращение пульса к первоначальным показателям за 40-60 с говорит о хорошей тренированности организма. Можно выполнить т.н. лестничную пробу, когда нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на площадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд/мин - тренированность отличная; до 120 - хорошая; меньше 140 - удовлетворительная.

Оценить нагрузку можно по изменениям ЖЕЛ. Если после занятий жизненная емкость легких изменилась незначительно, то нагрузка была легкой; если снизилась на 100-200 куб. см - средней; на 300 куб.см и более -высокой.

По ЧД нагрузка определяется так: после легкой - частота дыхания составляет 20-25 раз/мин; после средней - 25-40 раз/мин; после напряженной - более 40 раз/мин.

При оценке состояния тренированности можно провести пробу Штанге и пробу Генче.

Проверить состояние центральной нервной системы можно при помощи ортостатической пробы: в положении лежа подсчитывается пульс за 1 мин, затем спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме его учащение не должно составлять 10-14 ударов. Увеличение ЧСС на 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция. При применении клиностатической пробы движения выполняются в обратном порядке. В норме пульс должен уменьшиться на 4-10 уд./мин. Большее уменьшение -признак хорошей тренированности.

При самоконтроле за состоянием нервной системы можно использовать простую кожно-сосудистую пробу: провести по коже (например, карандашом) с легким нажимом несколько полосок. Если в месте нажима появляется розовая окраска - нормально; если белая - возбудимость повышенная; если красная возбудимость высокая.

По формуле Кваса можно определить коэффициент выносливости: ЧСС умножают на 10 и результат делят на величину разности между максимальным показателем АД и минимальным. Нормальным считается коэффициент, равный 16. Его возрастание - признак ослабления деятельности сердечно-сосудистой системы.

Оценку физической работоспособности можно определить по результатам 12-минутного теста К. Купера в беге и плавании. Оценка физической работоспособности лиц студенческого возраста по результатам 12-минутного теста в беге

Таблица 7.

Оценка физической подготовленности Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин
Возраст (лет)
16-21     22-29
    Мужчины  
Очень плохо Менее 2,1     Менее 1,9
Плохо 2,1-2,2     1,9-2,1
Удовлетворительно 2,2 - 2,5     2,1 -2,4
Хорошо 2,5-2,8     2,4 - 2,6
Отлично 2,8-3,0     2,6-2,8.
    Женщины  
Очень плохо Менее 1,6     Менее 1,5
Плохо 1,6-1,9     1,5-1,7
Удовлетворительно 1,9-2,1     1,7-1,9
Хорошо 2,1-2,3     1,9-2,2
Отлично 2,3-2,4     2,2-2,3

 

Важно помнить возрастной диапазон сердечных сокращений, который необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями для получения тренировочного эффекта. Так, для 19-20-летнего молодого человека показатель ЧСС 130 - 150 уд./мин означает среднюю по величине нагрузку, а 160 - 175 уд./мин - большую. Строгое регулирование физических нагрузок и их рациональное чередование с отдыхом в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями обеспечивает направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма занимающихся.

Оценка физической работоспособности лиц студенческого возраста по результатам 12-минутного теста в плавании.

Таблица 8.

Оценка физической подготовленности   Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин
Возраст (лет)
16-21 22-29
Мужчины.
Очень плохо Менее 450 Менее 350
Плохо 450 - 550 350-450
Удовлетворительно 550-650 450 - 550
Хорошо 650-730 550 - 650
Отлично 730 и более 650 и более
  Женщины,
Очень плохо Менее 350 Менее 270
Плохо 350 - 450 270 - 350
Удовлетворительно 450-550 350-450
Хорошо 550-650 450 - 550.
Отлично 650 и более 550 и более

Действием нагрузки на организм человека является его реакция на выполненную работу. Важным показателем данной реакции, кроме вышеперечисленных, являются внешние признаки утомления занимающихся. Градация внешних признаков величины нагрузки по степени утомления при выполнении физических упражнений представлена в табл. 9.

Все указанные в табл. 9 признаки утомления в различной степени и различных отношениях отражают величину воздействий физической нагрузки на организм занимающихся, что позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе самостоятельных занятий.

Вносить коррекции в содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями можно путем регулирования параметров физической нагрузки. Самыми эффективными и доступными приемами являются следующие:

• изменение количества повторений одного и того же упражнения;

• изменение суммарного количества упражнений;

• изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

• увеличение или уменьшение амплитуды движений;

• варьирование величин внешних отягощений;

• выполнение упражнений в облегченных или усложненных условиях;

• изменение исходных положений;

• изменение длины дистанции;

• проведение занятий на разной по величине площадке;

• варьирование применяемых практических методов;

• увеличение или уменьшение интервалов и характера отдыха между

упражнениями.

Внешние признаки утомления при выполнении физических уражнений (по Ж.К. Холодову).

Таблица 9.

ПРИЗНАКИ Степень утомления
Легкая Значительная Большая
Цвет кожи лица и туловища Небольшое покраснение Значительное покраснение Последнее, появление синюшности губ
Потоотделение Небольшое, чаще на лице Большая, особенно головы и туловища Очень сильное, появление соли
Дыхание Учащенное ровное Значительное учащение, периодически через рот Резко учащенное, поверхностное, появление одышки
Движения Не нарушены Неуверенные Нарушение координации, дрожание конечностей
Внимание Безошибочное Неточность выполнения команд Замедленное выполнение заданий, часто на повторную команду
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, сердцебиение, одышку Сильная усталость, боль в ногах, головокружение, тошнота

Контрольные вопросы.

1.Охарактеризуйте процесс диагностики состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями.

2.Характеристика врачебного контроля.

3.Опишите содержание методики оценки физического развития и физической, подготовленности занимающихся.

4.В чем цель педагогического контроля, его содержание.

5.Охарактеризуйте цель и содержание самоконтроля.

6.Перечислите объективные показатели самоконтроля.

7.Охарактеризуйте субъективные показатели самоконтроля.

8.Как определить нагрузку по показателям пульса, ЖЕЛ, ЧД.

9.Опишите методы оценки функциональной подготовленности при задержке дыхания.

10.Охарактеризуйте методику оценки состояния нервной системы по кожно-сосудистой реакции.

11.Опишите методы определения уровня физической работоспособности по тесту К. Купера.

12.Как осуществляется коррекция содержания самостоятельных занятий по результатам контроля.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 5734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.