Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения 1 страница




1. Ответьте на вопросы:

1. Что такое звук речи, от чего его нужно отличать (помимо буквы)?

2. Что такое буква, как она относится к звуку речи?

3. Что такое гласный звук, чем он отличается от согласного?

4. Какие позиции различают для гласных звуков?

5. От чего зависит классификация гласных звуков?

6. Что объединяет звуки [о] и [у] в отличие от остальных русских гласных?

 

2. Ответьте на вопросы, приведите примеры.

1. В чем суть проверки безударного корневого гласного?

2. Верно ли, что в русском языке шесть гласных звуков и пять гласных фонем?

3. Верно ли, что в русском языке пять непарных звонких согласных?

4. Верно ли, что в русских словах невозможен мягкий звук [ж’]?

5. Верно ли, что в словах «крушение» и «поле» одинаково звучат окончания?

 

3. Ответьте на вопросы.

1. Что объединяет звуки [щ] и [й]?

2. Что объединяет звуки [ц] и [ж]?

3. Что объединяет звуки [б], [м] и [п]?

4. Что объединяет звуки [м] и [н]?

5. Что объединяет звуки [ж], [ш] и [щ]?

6. Что объединяет звуки [ж], [ш] и [ц]?

7. Что объединяет звуки [ц], [х], [щ], [ч]?

 

4. Определите, по какому принципу сгруппированы звуки, дополните каждый ряд звуками того же качества:

1) [а, э, о, и, __, __]; 2) [г, з, д, в, __, __]; 3) [ж, щ, ч, __]; 4) [ж, ц, ш]; 5) [м, р, л, й, __].

 

5. Докажите, что звуки [и] и [ы] являются вариантами одной фонемы.

 

6. За счет чего фонетически различаются слова в парах:

Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи.

Занос – занёс, завал – завял, сток – стёк.

Груздь – грусть, туш – тушь.

Лёд – лёт; лёд – лот.

Комментарий: 1. Затранскрибируем оба слова: [зÙтόр] - [зÙт΄όр]. 2. Видно, что данные слова различаются за счет твердости/мягкости согласного перед ударным (а не за счет разных гласных).

 

7. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы после списка.

а) объедки, уязвить, обжечься; ж) объединение, компьютерный, субъективизм;

б) мучить, рушник, булыжник; з) взъерошить, настольная, сверхчутье;

в) тень, ёж, еще; и) объемность, Приамурье, въездная;

г) тушь, юг, сжать; к) безъядерный, Прибайкалье, сильнейшая;

д) кросс, искать, убор; л) солнце, сшитый, колба;

е) карат, колье, дуться; м) юла, Анна, топь.

1. В каком ряду во всех словах есть только неверхние гласные?

2. В каком ряду во всех словах есть только верхние гласные?

3. В каком ряду во всех словах есть только непередние гласные?

4. В каком ряду все слова состоят из 3-х звуков?

5. В каком ряду все слова состоят из 5-и звуков?

6. В каком ряду все слова состоят из 7-и звуков?

7. В каком ряду все слова состоят из 9-и звуков?

8. В каком ряду все слова состоят из 12-и звуков?

Комментарий: 1. Затранскрибируем каждый ряд: например, [ту΄ш] - [j’у´к] – [жжа΄т’]. 2. Сосчитаем звуки.

 

 

8. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы.

а) юг, объедки, въездная; е) бюллетень, часики, десятилетие;

б) обжечься, капкан, смола; ж) серебряный, тыква, грамотей;

в) зарплата, малыши, заживо; з) чаща, чай, щучий;

г) городской, взяться, братский; и) все, птица, текст;

д) ножны, сделали, вьюжная; к) дрожь, кружка, шерсть.

1. В каком ряду во всех словах есть только мягкие согласные? (2 варианта)

2. В каком ряду во всех словах есть только твердые согласные?

3. В каком ряду во всех словах есть только всегда мягкие (непарные) согласные?

4. В каком ряду во всех словах есть звук [ц]?

5. В каком ряду во всех словах есть звук [й]?

6. В каком ряду во всех словах есть звук [ш]?

7. В каком ряду во всех словах есть только глухие согласные?

8. В каком ряду во всех словах есть только звонкие согласные?

 

9. В слове «коллаборационист» 8 согласных звуков:

1) верно; 2) неверно (больше); 3) неверно (меньше).

10. По возможности полно охарактеризуйте все звуки в следующих словах:

Яд, жизнь, ошибка, сдоба, ёж, щука.

 

11. Верно ли, что во всех словах ниже число букв не равно числу звуков?

Ель, юрта, её, мышь, колье, вьюга, умоляю, щёлк, шелк, счетчик, сшитый.

Комментарий: 1. Затранскрибируем все слова данного ряда, например, [j’у΄ртъ]. 2. Считаем.

 

12. Распределите слова на две группы: где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука и где те же буквы обозначают один звук. Возможен ли третий вариант?

Пятка, клюква, теперь, везёт, мясо, юный, моё, плётка, копьё, простые, тороплю, премия, ярмарка, союз, ястреб, съезд, якут, мятный, трехъярусный.

Комментарий: Группа 1: [п’а΄ткъ] и т.д. Группа 2: [cΛj’у΄с] и т.д.

 

 

13. Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке:

Ель, лён, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток, яр, ешь, тля.

Комментарий: 1. Затранскрибируем слово: [jе́л΄]. 2. Теперь переставим звуки местами: [л΄е́j]. Получилась форма «лей».

 

14. Затранскрибируйте слова, отражая редукцию неверхних гласных.

Объеденье, уязвляют, отжиматься, разрезающий, настоятельница, каратист, солнцеворот, палисадник, стопроцентный, верноподданный, животрепещущий.

 

15. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы.

а) дерзить, зеркальный, приземление; ж) зеленеющий, синтез, брызжет;

б) гвоздь, развивая, сдерживаться; з) сбой, просьба, груздь;

в) заранее, разжиться, визжать; и) десять, сладко, здоровы;

г) дикий, деньги, молотьба; к) сядьте, гладь, сдача;

д) бездомный, ходок, дачный; л) йогурт, съемки, ерш;

е) яд, примять, моё; н) педагог, экзамен, анекдот.

1. В каком ряду во всех словах нет звука [з]? (5 вариантов)

2. В каком ряду во всех словах есть звук [д’]?

3. В каком ряду во всех словах есть звук [з’]?

4. В каком ряду во всех словах есть звук [а]?

5. В каком ряду во всех словах есть звук [д]?

6. В каком ряду во всех словах есть звук [й]?

7. В каком ряду во всех словах есть звук [о]?

8. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?

Комментарий: Затранскрибируем каждый ряд.

 

 

16. Просмотрите список слов и форм ниже, ответьте на вопросы.

а) дощечка, строже, капустка; ж) вглубь, копье, пёстрый;

б) хлебный, добрый, колба; з) мозжечок, сода, риф;

в) готовьте, сверив, подковка; и) страда, отвезти, Ростов;

г) Братислава, вьюн, сдобный; к) лебедь, тяжелый, тьма;

д) славится, винтовой, светоч; л) расчёт, чащоба, песчаный;

е) хобби, береза, бьётся; м) пьеса, крупитчатый, линза.

1. В каком ряду во всех словах есть звук [т’]?

2. В каком ряду во всех словах есть звук [б]?

3. В каком ряду во всех словах есть звук [б’]?

4. В каком ряду во всех словах есть звук [п’]?

5. В каком ряду во всех словах есть звук [ф] или [ф’]?

6. В каком ряду во всех словах есть звук [в’]?

7. В каком ряду во всех словах есть звук [с]?

8. В каком ряду во всех словах есть звук [щ]?

 

17. Сколько звуков [а] содержит слово «барабан»: 1, 2, 3 или 4?

Комментарий: 1. Транскрипция: [бърÙба́н]. Безударные позиции для гласного неверхнего подъема [а] – слабые, утверждать, что в первом и втором слогах произносится именно этот звук, нельзя, что и отражает академическая транскрипция. 2. Сделайте вывод.

 

18. Сколько раз звук [ж] встречается во фразе:

Жужжит вальяжный шершень в можжевельниковых зарослях?

 

19. Сколько раз встречается звук [з’] во фразе

«Вскользь поздравив Зину с изобретением, он вернулся к перечислению запросов и просьб других конструкторов-технологов»?

 

20. Вспомните и запишите как можно больше употребительных слов русского языка, в которых сочетание букв ЧТ произносится как [шт].

 

21. Распределите формы на группы, где две буквы обозначают один звук и где одна буква обозначает два звука:

Длинный, нравится, делиться, детский, ёж, пояснить, ружьё, люк, ясли.

 

22. Какой звук «объединяет» слова и формы:жидкий, в избу, лысоват, ширма, из цистерны?

 

23. Есть ли одинаковые звуки в формах «дверь» и «уловка»; «ворчун» и «казак»; «просьба» и «низ»?

 

24. Вспомните подходящие к условиям слова, заполните пропуски.

Пропуск означает любой звук русского языка в транскрипции и любую букву – в прописи. Слова (части речи) могут быть любые, но в начальной форме.

Образец: Задание: _ _ р _ _ _ [_ _ р’ _ _ _]. Ответ: ку р ица [ку р’ ица].

а) с_ _ _ [з _ _ _]; б) _ _ _ _ _ _ [_ _ ц _ ];

в) _ и _ [_ ы _]; г) _ _ _ _ [_ _ р’].

 

25. Приведите примеры слов (минимум – по одному), в которых:

1. Звучит скорее [и], а пишется «а»;

2. Звучит [ш], а пишется «ч»;

3. Букв на 2 больше, чем звуков;

4. Букв на 2 меньше, чем звуков;

5. Звучит мягкий согласный [ж‘];

6. Три слога и нет глухих согласных;

7. Есть 2 гласных звука подряд.

 

26. Верно ли, что в определенной падежной форме сочетание «Дед Мороз» имеет на два звонких согласных больше?

Комментарий: 1. Транскрибируем с учетом изменения согласного на стыке слов: [д΄е́д мÙро́с]. Получилось 4 звонких согласных. На конце первого слова («дед») не происходит оглушения согласного звука, так как оба слова произносятся как цельное сочетание – синтагма, а перед сонорными согласными «оглушение» невозможно. 2. Транскрибируем остальные падежные формы: [д΄е́дъ мÙро́зъ] - 5 звонких согласных, [д΄е́ду мÙро́зу] - 5 звонких согласных, [д΄е́дъ мÙро́зъ] - 5 звонких согласных, [д΄е́дъм мÙро́зъм] - 7 звонких согласных, [д΄е́д΄ь мÙро́з΄ь] - 5 звонких согласных. 3. Сделайте вывод.

 

27. Верно ли, что в устной речи возможно озвончение согласных[щ], [ц], [ч]?

 

28. Есть ли для согласного звука сильная позиция перед шумным звонким парным согласным?

 

29. На чем основывается различение «сильных» и «слабых» позиций для всех (и гласных, и согласных) звуков речи?

 

30. Один или разные звуки произносятся в слоге [-во-] в словах «волос» – «волосок» – «простоволосый»?

 

31. Если во всех словах произошли фонетические изменения, то в одном слове – целых два! Что это за слово: легко, сдоба, пончик, расческа?

 

32. Для каждой пары форм с чередованием укажите, какое это чередование: фонетическое или историческое.

Справка: фонетические чередования обусловлены позициями звуков, исторические – нет.

писать – пишу (с//ш); взять – взимать (я//им); мороз – морозы (с//з); итог – подытожить (и//ы); соберу – собирать (е//и); вышел – вышла (е//Ø).

 

33. Попытайтесь распределить формы на собственно русские и иные, славянские. Чем вы руководствовались при распределении?

Берег – брег; голос – глас; ровный – равный; невежа – невежда; чуждый – чужой; освещать – свеча; единый – один; агнец – ягненок; ограда – городьба; вождь – вожак; излить – вылить; слепый – слепой.

 

*34. Как выглядел исконный корень слов «обида» и «зависть», если отношение между ними такое же, как между «обволакивать» и «облако»?

Комментарий: 1. Для того чтобы вскрыть отношение между словами «обволакивать» и «облако», попробуем понять, от чего они могли быть образованы. Обволакивать ← волочь = влачить (неполногласная форма) → *обвлачить. *Обвлачить → *обвлако (выпадение согласного из сложного сочетания) → облако.

2. Теперь можем предположить, что слово «обида» могло выглядеть как *обвида, а «зависть» как *завидть (ср. трансформацию дт → ст в формах вед-у // вести, бред-у // брести).

 

*35. Даны русские слова в старой орфографии: бЬда, весна, вЬрить, дъва, жердь, лЬвый, мЬлокъ, нести, пчельникъ, рЬка, свЬтлый, сельский, снЬгъ, сЬтка, темный, щека, щелка. Буква «Ь» (ять) до 1918 года писалась в некоторых словах, где по современной орфографии пишется «Е». Разницы в произношении между «ять» и «е» к ХХ веку уже не было, поэтому, когда учились писать, написание многих слов приходилось просто заучивать. Однако в первом приближении употребление букв «ять» и «е» описывается достаточно простым правилом. Примеры и слова в задании подобраны так, чтобы среди них не было исключений и чтобы правило можно было обнаружить.

Кратко сформулируйте это правило. Вставьте в приведенном ниже стихотворении вместо пропусков нужные с точки зрения старой орфографии буквы «е» или «ять».

Б_дный, б_лый, бл_дный б_с

Поб_жал посп_шно в л_с.

Л_шим по л_су он б_гал,

М_дом с хр_ном пооб_дал

И за б_дный тот об_д

Дал об_т не д_лать б_д.

Комментарий: 1. Проанализируем приведенные слова. Для этого составим их транскрипции.

2. Видим, что «Ь» всегда стоит после мягкого согласного, перед твердым, но при этом под ударением не переходит в [о]. 3. В нужных позициях в стихотворении вставим «Ь»; исключение - мёд.

 

36. Ударения расставлены правильно?

звонИшь; анАлог; мизЕр; ворожеЯ; договОр; индУстрия, асиммЕтрия; гЕнезис; гЕрбовый; балОванный; тУфля; еретИк.

 

37. Выпишите номера слов, имеющих ударение на втором слоге:

1. Арахис; 2. Недуг; 3. Плато; 4. Бряцать; 5. Афера; 6. Опека; 7. Шофер; 8. Оазис; 9. Мизерный.

 

38. Во всех ли следующих формах смена места ударения приводит к «появлению» нового слова?

Бегом, вольно, гаванский, засыпать, лавровый, морщить, мудрено, назло, соли, сорок, стены, хлеба, электропровод.

Комментарий: сравним пару бе΄гом-бего΄м. Видно, что первое слово – существительное («передвигаться легким бе΄гом»), а второе – наречие («двигаться бего΄м»). Итак, это действительно разные слова.

 

 

39. В каких формах из предыдущей задачи изменение ударения сказалось не на различении слов, а на различении форм одного слова?

 

40. Всегда ли в русском языке ударение падает на полнозначное слово? Приведите примеры при любом варианте ответа.

 

41. Можно ли утверждать, что хотя в грамматике, лексике и на письме сочетание «на словах» представляет два разных слова, но в произношении это одно слово? Объясните свое мнение.

 

43. За счет какого фонетического средства предложение «Встретимся у тебя завтра утром» может иметь «5 смыслов»? Докажите либо опровергните последнее утверждение.

 

МОРФОЛОГИЯ

Базовые понятия: Знаменательные и Служебные части речи: имя существительное и его признаки, имя прилагательное и его признаки, имя числительное, склонение числительных, глагол и его признаки, причастие, образование причастий, краткие формы причастий и прилагательных, местоимение, наречие, предлог, союз; Средства выражения грамматического значения.

Олимпиадные задания по морфологии делятся на две группы: задания на определение части речи в контексте (1-8) и задания на морфологическую норму (9-44).

Комментарии к заданиям на определение части речи в контексте:

Нужно помнить, что в контексте восприятие того или иного слова меняется, иногда вплоть до смены части речи. Такие случаи обычно и попадают в олимпиадные задания (например, см. комментарий к №5).

Комментарии к заданиям на морфологическую норму:

Выполнение таких упражнений предполагает только знание учеником норм русского языка.

Упражнения

1. Какая часть речи подчеркнута во фразе «Учиться отлично не в пример другим»?

Комментарий: подчёркнутое сочетание слов недостаточно само по себе для передачи смысла, входит в состав падежного вопроса «не в пример кому / чему?», вместе с местоимением «другим» представляет собой обстоятельство образа действия (либо косвенное дополнение). Поскольку данные свойства присущи только предлогам, значит...

 

2. Определите, какой частью речи является каждое слово фразеологизма «лучше меньше, да лучше».

 

3. Верно ли, что омонимы (в широком смысле) могут представлять собой только одну и ту же часть речи?

Комментарий: известно понятие «омоформы», то есть разные части речи, омонимичные друг другу в какой-либо одной форме, например, вели (прошедшее время / множественное число / изъявительное наклонение от вести) и вели (повелительное наклонение / единственное число от велеть) и так далее. Сделайте вывод.

 

4. Какой частью речи не может оказаться слово «короче»?

1) союз 2) наречие 3) прилагательное 4) междометие

 

5. Какой частью речи является слово «один» в следующих предложениях:

1. Один в поле не воин.

2. В этом классе одни девочки.

3. Плохо человеку, когда он один…

4. Горе одному: один не воин...

Комментарий: в предложении «Один в поле не воин» слово «один», воспринимающееся нами в отрыве от контекста как количественное числительное, выступает в роли существительного. Наиболее эффективным для определения части речи в столь сложной ситуации представляется нам метод замены. Так, в приведенном контексте слово «один» мы можем заменить существительным «одиночка». Сделайте вывод.

 

6. Определите, какой частью речи является слово «просто» в предложениях:

1. Мне просто нужны деньги.

2. Все будет так же просто, как это было на уроке.

3. Он держался просто, по-дружески.

 

7. Прочтите отрывок из романа А.Н.Толстого «Петр Первый».

«Над пожарищем распалось небо, и видима стала твердь стеклянная и престол, стоящий на четырех животных, на престоле сидящий господь, ошую и одесную – дважды по двунадесят старцев и херувимы окрест его…»

Какой частью речи являются слова «ошую и одесную»? Замените их современными синонимами.

Комментарий: с точки зрения синтаксиса здесь эти слова переводятся как «слева» и «справа», что легко вычисляется по контексту, следовательно, это….

 

8. Приведите не менее трех контекстов, где слово «однако» являлось бы разными частями речи.

Комментарий: в начале предложения это союз, в середине предложения – модальное слово (вводное), а будучи поставленным в конец предложения, «однако» превратится в усилительную частицу. Составьте соответствующие предложения, чтобы подтвердить вывод.

 

9. Определите род имен существительных: цунами, Туапсе, ООН, зануда, завуч, портки, тюль, растеряха, постовой, ВДНХ, вуз, джунгли.

Комментарий: помним, что категория рода представлена не «тремями» родами, но включает в себя и общий род, и слова pluralia tantum («вечно» множественного числа, то есть не относящиеся к категории рода – или, как скажет школьный учебник, «не имеющие рода»); а у аббревиатур определение грамматического рода происходит по своим принципам…; а у имён собственных в качестве показателя грамматического рода может выступать смысловой показатель…

 

10. Прочитайте рассуждения Насти Каменской из романа А.Марининой «Призрак музыки».

«В официальном русском языке есть слова, которые с равным успехом могут обозначать и мужчину, и женщину, но все равно эти слова мужского рода. То есть изначально предполагалось, что слово это может относиться только к мужчине».

1. О каких словах идет речь?

2. Приведите примеры их употребления в речи.

3. Как употребить слова «меценат», «собственник», «владелец», если речь идет о женщине? Приведите примеры.

 

11. Верно ли, что в русском языке есть одушевленные существительные среднего рода?

Комментарий: например, слова «дитя» и «чадо», а также устаревшие формы обращения типа «Ваше сиятельство» и так далее определяются (согласуются) по среднему роду.

 

12. Кратко сформулируйте, почему категория одушевленности/неодушевленности является лексико-грамматической?

Комментарий: грамматичность категории сохраняется только для собственно русских слов. Там прозрачно совпадение / несовпадение винительного и родительного падежей. Применительно к заимствованным неизменяемым словам приходится оперировать критерием «может дышать, размножаться / не может», то есть лексически определять грамматический род слов наподобие «какаду, кенгуру» и тому подобных.

 

13. Определите склонение имен существительных: снегирь, фрикасе, врач, стремя, столовая, Испания, медведь, пузо, путь, родео, пламя, прошлое, алоэ, каучук, Лох Несс, Туапсе, курабье, столица, суть, джинсы.

Комментарий: имеем три «классических» склонения, в число которых не «умещаются» формально «имена прилагательные» наподобие «гостиная, ванная, учительская, кормчий, дежурный, прошлое, вселенная» и так далее. Плюс – пресловутые имена pluralia tantum, для которых определение типа склонения – нонсенс. Плюс – разносклоняемые имена согласно учебнику.

 

14. У слона и Боинг’а есть что-то общее, а у Боинг’а и Ауди - нет. О чем речь?

 

15. Определите разряд по значению имен существительных (конкретн., веществ., собират., отвлеченн.).

Полк; елань; черешня; инсинуация; подзор.

 

16. Обоснуйте деление существительных на разряды по значению.

 

17.В предложении « И слышно было до рассвета, как ликовал француз» выделенная форма единственного числа обозначает не один предмет (лицо), а множество, совокупность (лиц). А знаете ли Вы еще какие-либо стихотворные строки, крылатые выражения, пословицы и поговорки, в которых единственное число существительного «ведет себя» так же? Приведите 1-2 примера.

 

*18. В древнерусском языке было три числовых парадигмы: кроме единственного и множественного числа существовало двойственное.

1. Какие реликты двойственного числа можно увидеть в парадигматике слов типа РОГ, БОК в современном русском языке?

2. Как проявило себя древнее двойственное в парадигматике всех существительных при сочетании с числительными?

3. Почему в следующем отрывке употреблены разные числовые формы: «два тура мя рогами бола - одинъ рогома болъ, другый рогома болъ и копытами билъ»?

Комментарий: 1. Для того, чтобы понять особенности склонения слов «рог» и «бок», сравним их парадигмы с парадигмами других слов того же склонения. Обнаружим отличие в форме именительного падежа множественного числа. Итак, реликт – флексия «а» в этой форме. Т.е. флексия «а» когда-то оформляла двойственное число.

2. Даже ничего не анализируя, можно предположить, что двойственное число как-то повлияло на форму существительного в сочетании с числительным «два». Проверим. Для ответа на этот вопрос нам нужен ряд количественно-именных сочетаний: Один стол - Два стола - Три стола - Четыре стола - Пять столов.

Понятно, что в сочетании с числительным «один» выступает форма именительного падежа единственного числа, а в сочетании с числительным пять – форма родительного падежа множественного числа. А вот форма существительного в сочетаниях с числительными «два», «три» и «четыре» как раз содержит искомую флексию «а» (см. предыдущий пункт). Кстати, числительные «три» и «четыре» оказались в этом ряду по аналогии.

3. Мы уже пытались проникнуть во внутреннюю форму двойственного числа и отметили, что форма дв.ч. оформляет что-то в количестве двух. Отсюда несложно понять, что парные предметы (те же рога и бока) чаще всего имели форму именно двойственного числа. Но помимо двух их могло собираться и больше (если, скажем, бык был не один, а в компании, то рогов/боков было уже в два-три раза больше, а значит, много). В таком случае использовалось множественное число.

Таким образом фразу читаем так: «два тура мя рогами (рогов четыре –множественное число) бола - одинъ рогома (рога два – двойственное число) болъ, другый рогома (рога два – двойственное число) болъ и копытами (а копыт у него четыре – множественное число) билъ».

 

19. Образуйте, где это возможно, форму родительного падежа множественного числа: штольня, кушанье, шприц, яблоко, помидор, апельсин, теленок, носок, чулок, грузин, абхазец, осетин, татарин, кочерга, серьга, пустельга, вобла, темень, дно, озерцо, крылечко, крылышко, сосед, капля, копьё, вымя, дитя, ребенок, ампер, барин, брюзга, зять, тихоня, кувшин.

Комментарий: помним, что образование падежных форм и во множественном числе «подчиняется» схеме склонения, то есть форму Р.п.мн.ч. существительного «кочерга» можно «проверить» соответствующей формой слова «серьга», так как они относятся к одному склонению и одинаково отражают беглость гласного в словоизменении. Кроме того помним, что некоторые имена попросту не могут иметь никаких форм множественного числа (вещественные, собирательные), а ряд существительных имеет так называемую дефектную парадигму множественного – не образует формы родительного.

 

20. Образуйте форму творительного падежа от следующих имен собственных: Львов, Голицын, Бородино, Львов (г.), Ямамото, Голицыно, Спиноза, Дюма, Шахматов, Шахматово.

 

21. Образуйте предлагаемую форму, где это возможно, запишите ее. Если форма невозможна – укажите это.

От «шестьсот пятьдесят» - творительный падеж; от «оладья» - родительный падеж множественного числа.

 

22.«Лошадями» или «лошадьми» – как правильно?

Комментарий: подобные соотносительные формы (дверями / дверьми и так далее) демонстрируют нам живой процесс замены древних окончаний множественного числа современного третьего склонения – новыми, по аналогии с первым и вторым склонениями. Следовательно, оценивать форму лошадьми по сравнению с формой лошадями можно как более «старую». Сделайте вывод…

 

23. Возможна ли ситуация в русском языке, когда падеж существительного определяется только предлогом?

Комментарий: для того, чтобы падежное значение определялось «только» за счёт предлога, нужно, чтобы само существительное было несклоняемым. Сделайте вывод, приведите примеры.

 

24. Возможна ли ситуация в русском языке, когда падеж существительного определяется только порядком слов в предложении?

Комментарий: для того, чтобы падежное значение определялось «только» за счёт порядка слов, нужно, чтобы пара существительных имела совпадающие формы именительного и винительного падежей – выглядела «одинаково» в функциях подлежащего и дополнения. Вспомните подобные имена в русском языке, объедините их в одном предложении и приведите в качестве доказательства.

 

25. Возможно ли определение имени существительного, которое бы одновременно 1) не имело окончания в начальной форме, 2) обнаруживало бы окончание во всех остальных формах?

 

26. Может ли одна и та же падежная форма (например, Родительный или Предложный падеж) в сочетаниях с разными словами иметь различные средства выражения (окончания)? Объясните свой ответ.

Комментарий: вспомните любые количественно-именные сочетания с существительным, например, мужского рода, типа «один рубль – три рубля – пять рублей», определите падеж существительного, сделайте вывод…

 

27. Пусть всего падежей – шесть. Но тогда Родительных, как минимум, три, Предложных – два. Докажите утверждение.

Комментарий: речь идёт о множественности «падежных значений», представляемых одной и той же формой, например, (чей?) – отца (Р.П.); (кого нет?) – отца (Р.П.) и так далее.

 

*28. Завершите ряд соответствий между грамматическими формами и их кодовыми обозначениями.

Слон n(NmSg); Слоны n(NmPl)

Слона n(GmSg); Слонам n(DmPl)

Слону n(DmSg); Слониха n(NfSg)

Слона n(AmSg); Слонихе _______

Слоном n(ImSg); Слонихам _______

о Слоне n(LmSg); _________ n(IfSg)

1. Объясните значение каждого кодового обозначения данной парадигмы.

2. Исходя из логики заданных последовательностей, придумайте русскоязычные примеры, иллюстрирующие следующие кодовые обозначения: n(NfPl), n(GfPl), n(LfPl), n(NmSg).

3. Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(AmSg): Зазноба, кота, города, воина, специалиста, рана, дела, тишина, террариума, пешехода.

4. Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(NfPL): Крокодила, швабра, облака, камни, сени, капли, жабы, жабры, столы, крысы.

5. Какие из приведенных ниже форм иллюстрируют кодовое обозначение n(LfPl): городах, компаниях, окнах.

Комментарий: Задания подобного рода требуют только логики. Часто они выглядят как составление фраз на незнакомом языке на базе имеющихся нескольких заключенных в них единиц, выражающих определенное лексическое и грамматическое значение. В данном случае задание облегчается тем, что «закодированы» лишь грамматические показатели.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.