Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

EDUCATION 2 страница




Рационализм – умонастроение эпохи Просвещения, характеризующееся верой в неограниченные возможности разумной человеческой деятельности.

Реализм – художественное направление, стремящееся к правдивому изображению с помощью средств традиционного искусства.

Ритуал − 1) церемонии, действия, организованные особым образом, преимущественно религиозного назначения, смысл которых не всегда непосредственно вытекает из характера деятельности, т.е. носит символический характер; 2) в этологии человека − действия, состоящие из атомарных составляющих, выразительных движений (жест, эмоционально окрашенное слово, положение частей тела, расположение людей, их позы, мимика лица и т. д.), несущие информационно-коммуникативную нагрузку и способствующие пониманию людей внутри культуры и между культурами. Система культурных взаимодействий, обеспечивающих сплоченность общности, предотвращающих конфликты и нейтрализующих агрессивность.

Рококо – причудливый стиль в архитектуре и декоративном искусстве XVIII в., отличавшийся утонченностью и орнаментальностью.

Романский стиль – стиль в средневековом западноевропейском искусстве (XI − сер. XIII вв.). В архитектуре характеризуется суровыми крепостными формами, в скульптуре условностью и экспрессивностью.

Романтизм – идейно-художественное направление (расцвет приходится на нач. ХIХ в.), для которого характерны устремленность к безграничной свободе, жажда совершенства и обновления, личной и гражданской независимости.

Символизм – направление в европейском искусстве (конец ХIХ в. - нач. 20 вв.), в котором стремились с помощью символов выразить идеи, находящиеся за пределами чувственного восприятия.

Синкретизм – слитность, нерасчлененность, характеризующие неразвитое состояние, употребляется для обозначения особенностей первобытной культуры.

Социальная культурология – это изучение движущих мотивов реального поведения индивидов и групп, а также принципов духовной регуляции различных сфер социального бытия, что обеспечивает возможность выявления социального значения культурных явлений в их соотнесенности с другими сферами общественной жизни, прежде всего с экономикой, социальными отношениями и политикой.

Социальные институты культуры – учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также обучающие население культурным ценностям.

Социология культуры – отрасль социологии, изучающая культуру как социальное явление, как систему норм, ценностей, способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, а также деятельность социальных институтов, вырабатывающих и транслирующих культурные ценности.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества; понятие, характеризующее культуру группы или социального слоя, которая отличается от господствующей культуры или противостоит ей (контркультура).

Творчество – духовная деятельность человека, порождающая нечто качественно новое, ранее не существовавшее, характеризующееся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью.

Теоретическая культурология – общая теория культуры, включающая в себя категориальный аппарат, логические и научно-исследовательские схемы, концептуальные модели, методики экспериментальной проверки теоретических построений; представляет собой совокупность культурологических, культурфилософских направлений, различные точки зрения на культурологическую проблематику.

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Философия культуры – философское постижение культуры как уникального и всеобъемлющего социального феномена.

Фольклор − культура нецивилизованных народов или примитивная общинная культура, устное народное творчество либо художественная культура какого-либо народа.

Функционализм − направление в изучении культур, основанное Б.Малиновским. Главное содержание направления − выяснение функции, назначения каждого элемента культуры. Противостоит эволюционизму в понимании обрядов и ритуалов традиционного общества как пережитков, атавизмов. Рассматривает любое явление культуры в качестве связующего элемента всей культурной системы.

Футуризм – авангардное направление в искусстве 1910−1920-х гг., отрицавшее традиционную культуру, ее нравственные и художественные ценности, стремившееся создать «искусство будущего».

Цивилизация − (от лат. civis – гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни) слово и понятие Ц. столь же многозначны, как и “культура”. Зачастую лексемы “цивилизация” и “культура” толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов, в т. ч. и у русских философов, понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации – область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Утверждается, что культура гибнет и сникает перед торжеством Ц. Распространено и иное толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение Ц. таково: “Ц. – социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения “цивилизация инков”, “греческая цивилизация”, “древняя цивилизация”, “современная цивилизация” и др.

Эволюционизм − направление в изучении культур, первая теория культур. В центре внимания – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса.

Экспрессионизм (от франц. выражение, выразительность) мировосприятие и направление в искусстве 10−20-х гг. ХХ в., основанные на представлении о дисгармонии, неустроенности мира, отчужденности в нем человека.

Элитарная культура – культура, характеризующаяся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны узкому кругу людей, элите.

Энкультурация (вхождение в культуру) − овладение этнокультурным опытом, специфическим для данной локально-исторической культуры. Обеспечивается системой культурных институтов. Необходимо отличать от социализации, овладения общечеловеческим опытом взаимодействий. В действительности оба эти процесса неразделимы. Но если в результате социализации человек овладевает особым способом действия, специфическим для него в отличие от животных, то в результате энкультурации появляется человек особой культуры.

Этноцентризм − система взглядов, утверждающая преимущество и уникальную ценность только одного образа жизни (типа культуры). Другие системы ценностей объявляются низшими, недоразвитыми, несовершенными по сравнению с отстаиваемым эталоном. Обычно здесь речь идет об абсолютизации европейского типа культуры и европоцентризме как форме проявления этноцентризма. Но в истории и современности существуют и другие варианты этноцентризма (например, негритюд).

Этос − общее качество культуры, пронизывающее ее подобно запаху (А.Крёбер), система идеалов и ценностей, доминирующая в культуре и имеющая тенденции контролировать поведение ее членов.

Бастиан Адольф (1826−1905) − одним из первых создал эволюционную концепцию культур. Его центральный труд "Человек в истории" (1860) имеет подзаголовок "К обоснованию психологического мировоззрения".

Бердяев Николай Александрович (1874−1948) – русский философ,

общественный деятель. Основные сочинения: «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», «Смысл истории. Опыт человеческой судьбы».

Боас Франц (1858−1942) − американский антрополог. Основные сочинения: "Пределы сравнительного метода в антропологии" (1896); "Ум первобытного человека"; "Антропология в современной жизни" (1929); "Раса, язык и культура" (1940); "Общая антропология" (1944) и др.

Бодрийяр Жан (р. 1929) – французский социолог, философ, культуролог, представитель постмодернизма. Основные сочинения: «Система вещей», «О соблазне».

Бэкон Фрэнсис (1561−1626) – английский философ, заложивший основы современной методологии естественно-научного познания. Основные сочинения: «Новая Атлантида», «Новый Органон».

Вебер Макс (1864−1920) – немецкий социолог, экономист. Его труды представили своеобразное видение сущности и путей развития западной цивилизации. Основное сочинение «Протестантская этика и дух капитализма».

Вико Джамбаттиста (1668−1744) – итальянский философ, историограф. Основное сочинение «Основания новой науки об общей природе наций».

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1684−1778) – французский философ, писатель, участник создания французской «Энциклопедии». Основные сочинения: «Философия истории», «Философические повести».

Гадамер Ганс Георг (1900−2002) – немецкий философ, историк искусств, крупнейший представитель философской герменевтики. Основное сочинение – «Истина и метод. Основные черты философской герменевтики».

Гердер Иоганн Готфрид (1744−1803) − немецкий философ-просветитель. Основное сочинение – «Идеи к философии истории человечества».

Гобино Жозеф Артюр (1816−1882) – французский дипломат, социолог и писатель; сторонник полигенизма (учение, отрицающее единство человеческого рода), основное произведение, ставшее манифестом расизма, "Опыт о неравенстве человеческих рас" (1853).

Гребнер Фриц (1877−1934) – немецкий этнограф, создатель культурно-исторической школы в этнографии, разрабатывал теорию культурных кругов, основная идея которой − стремление свести все многообразие человеческой культуры к единичным, однократным явлениям. Основной объект исследований − культуры Австралии и Океании. Важнейшая работа исследователя − "Метод этнологии" (1911).

Гумилев Лев Николаевич (1912−1922) – русский историк культуры, этнограф, отрицающий цикличность, преемственность в развитии культуры. Основные сочинения: «Этногенез и биосфера Земли», «Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации».

Гуссерль Эдмунд (1856−1938) – немецкий философ, создатель феноменологического направления в философской мысли ХХ в. Основные сочинения: «Философия как строгая наука», «К феноменологии внутреннего сознания времени».

Даль Владимир Иванович (1801−1872) – русский писатель и этнограф. Свыше полувека отдал работе над основным своим трудом «Толковым словарем живого великорусского языка». В словаре дал одно из первых в России определение культуры.

Данилевский Николай Яковлевич (1822−1885) – русский ученый, публицист, создатель теории «культурно-исторических типов», панславист. Основное сочинение «Россия и Европа».

Дильтей Вильгельм (1833−1911) – немецкий философ и историк культуры, представитель «философии жизни». Основные сочинения: «Описательная психология», «Возникновение герменевтики», «Введение в науки о духе».

Дюркгейм Эмиль (1885−1917) – французский философ, основатель французской социологической школы. Основные сочинения: «Правила социологического метода», «Элементарные формы религиозной жизни».

Камю Альбер (1913−1960) – французский философ-экзистенциалист, писатель, журналист. Основные сочинения: «Миф о Сизифе», «Человек бунтующий».

Киреевский Иван Васильевич (1806−1856) – русский философ, теоретик славянофильства. Основная работа «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России».

Конфуций (551−479 г до н.э.) – основатель религиозно-этического учения в Древнем Китае. Главное понятие конфуцианской этики – правила Ли, регулирующие отношения правителей и подданных Поднебесной. Занимался также упорядочиванием древних книг и комментариев к «Книге перемен».

Крёбер Альфред Луис (1876−1960) – американский антрополог, культуролог и этнолог. Основные сочинения: «Природа культуры», «Стиль и цивилизация».

Лацарус Морис (1824−1903) и Штейнталь Хейман (1823-1899) – основатели новой самостоятельной научной дисциплины - психологии народов (1859).

Лебон Густав (1841−1931) – представитель социально-психологического направления в изучении культур, основная направленность работ "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895) − анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями.

Леви-Стросс Клод (р.1908.) – социолог и этнограф, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных обществ. Основные сочинения: «Структурная антропология», «Мышление дикарей».

Мак-Леннан Джон Фергюсон (1827−1881) – английский этнолог, делал акцент в своих исследованиях на брачно-семейных отношениях как стороне культуры. Большую известность получила его книга "Первобытный брак" (1865).

Маклюэн Маршал (1911−1980) – канадский культуролог; исследовал жизнь человека в информационном обществе. Основное сочинение «Культура − наше дело».

Малиновский Бронислав (1884−1942) – английский антрополог польского происхождения, один из основателей и лидеров английской функциональной школы. В поздних работах, особенно в опубликованном после его смерти очерке "Научная теория культуры" (1944), Малиновский в систематической форме изложил свои взгляды на природу культур и метод их познания.

Маррет Роберт (1866−1943) – английский историк и этнограф, впервые применил термин «преанимизм» в статье "Преанимистическая религия" (1899). Его также можно считать основателем деятельностного изучения культуры, так как он выдвинул тезис о первичности ритуалистической стороны религии.

Мид Маргарет (1901−1978) – американский антрополог, этнограф, культуролог. Основное сочинение «Культура и мир детства».

Ортега–и-Гассет Хосе – (1883−1955) – испанский философ, публицист; исследовал процессы появления массовой культуры. Основные сочинения: «Восстание масс», «Дегуманизация искусства».

Пери У. (? − 1949) – сторонник диффузионистского направления, свои идеи изложил в исследованиях культур "Мегалитическая культура в Индонезии" (1918), "Дети Солнца" (1923).

Ратцель Фридрих (1844−1904) – немецкий географ, этнограф, социолог, основатель диффузионизма. Свою концепцию культуры он изложил в многотомных исследованиях "Антропогеография" (1882−1891) и "Народоведение" (1885−1895).

Риверс Уильям Холе (1864−1922) – английский врач, психолог, этнограф и антрополог; основатель диффузионизма в Англии, пытался избежать крайностей эволюционизма и диффузионизма; рассматривал образование новых культур в виде взаимодействия волн переселения. На примере Океании он показывал, как каждая группа иммигрантов привносила в культуру свои черты (обычаи, обряды и т. д.).

Риккерт Генрих (1863−1936) – немецкий культурфилософ. Основные сочинения: «Науки о природе и науки о культуре», «Система философии».

Рохейм Геза (1891−1953) – венгерско-американский психоаналитик, антрополог, совмещал клинические исследования с изучением особенностей различных культур, основные его труды − "Австралийский тотемизм" (1925), "Происхождение и функции культуры" (1943) и "Психоанализ и антропология" (1950).

Руссо Жан Жак (1712−1778) – французский мыслитель и писатель, представитель французского Просвещения ХУШ в. Основные сочинения: «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или о воспитании».

Рэдклиф-Браун Альфред Реджиналд (1881−1955) – английский антрополог, один из основателей функционализма, науку о культурах он делил на две части − этнологию и социальную (культурную) антропологию. Основные труды: "Андаманские острова" (1922), "Метод этнологии и социальной антропологии" (1923), "Историческая и функциональная интерпретация культуры" (1929).

Самнер Уильям (1840–1910) - американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма, основной его труд "Народные обычаи" (1906).

Сорокин Питирим Александрович (1889–1968) – американский социолог русского происхождения, культуролог. Основные сочинения: «Система социологии», «Социальная и культурная динамика».

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ, биолог, психолог и социолог. Главный акцент в своих теоретических построениях делал на анализе того, как развиваются общества. Основой для его концепции, наиболее полно изложенной в фундаментальном труде "Основы социологии" (1876–1896), служил богатейший этнографический материал.

Тайлор Эдуард Барнет (1832–1917) –английский этнограф, исследователь первобытной культуры. Основные сочинения: «Исследования в области древней истории человечества», «Первобытная культура».

Тойнби Арнольд (1889–1975) – английский историк, философ, общественный деятель, создавший один из вариантов концепции локальных цивилизаций. Основное сочинение «Постижение истории».

Тоффлер Олвин (р.1928) – американский футуролог. Основные сочинения: «Третья волна», «Смещение власти».

Уайт Лесли (1900–1975) – выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог, ввел в науку термин «культурология» и выделил ее как самостоятельную дисциплину, основные свои идеи и общую концепцию изучения культуры изложил в трех фундаментальных работах: "Наука о культуре" (1949), "Эволюция культуры" (1959), "Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и нации" (1975).

Хомяков Александр Степанович (1804–1860) – русский религиозный философ, историк мировой цивилизации, один из основоположников славянофильства, выдвинувший идею «соборности». Основные работы опубликованы в полном собрании сочинений (1900–1914).

Флоренский Павел Александрович (1882–1943) – выдающийся русский мыслитель, религиозный философ. Основное сочинение «Столп и утверждение Истины».

Фрезер Джеймс (1854–1941) – английский религиовед и этнолог, автор ряда блестящих работ, посвященных изучению верований, мифов, обрядов, ритуалов самых различных культур. Наиболее известны из них "Золотая ветвь" (1890) и "Фольклор в Ветхом завете" (1918).

Фрейд Зигмунд (1856–1936) – австрийский психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Разрабатывал концепцию культуры, применяя психоанализ в сфере социальных и культурных феноменов. Основные сочинения: «Я и ОНО», «Неудовлетворенность культурой», «Тотем и табу».

Фробениус Лео (1873–1928) – немецкий этнограф-африканист, совершил 12 экспедиций, посвященных исследованию материальной культуры народов Африки. Фундаментальный труд – "Происхождение африканских культур" (1898).

Фромм Эрих (1900–1980) – немецко-американский философ и культуролог, реформатор психоанализа. Основные сочинения: «Бегство от свободы, «Иметь или быть», «Анатомия человеческой деструктивности».

Хантингтон Сэмюэл Филипс (р.1927) – американский политолог, отдающий предпочтение цивилизационному подходу. Основные сочинения: «Кризис демократии», «Столкновение цивилизаций».

Хейзинга Йохан (1872–1945) – нидерландский историк, теоретик культуры, автор игровой концепции культуры. Основное сочинение «В тени завтрашнего дня».

Херсковиц Мелвилл Джон (1895–1963) – видный американский этнограф и антрополог, оказавший значительное влияние на общетеоретический аспект исследования культур, создатель "культурного релятивизма" (относительности) как способа понимания ценностей культур, обобщающим итогом его научной деятельности явилась "Культурная антропология" (1948, 1955) в которой в систематической форме изложена целостная культурологическая концепция.

Шпенглер Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк культуры; автор циклической модели возникновения и развития культуры. Основное сочинение «Закат Европы».

Эллиот-Смит Графтон (1871–1937) – известный английский анатом, глава диффузионистской школы, свои идеи обосновал в книгах "Миграции ранней культуры" (1915) и "Человеческая история" (1930).

Юнг Карл Густав (1876–1961) – швейцарский психиатр, представитель психоаналитического направления в изучении культур, его аналитический способ исследования культур отличается от концепции Фрейда двумя основными чертами: отказом от пансексуализма и разработкой содержания понятия "коллективное бессознательное"; явился создателем оригинальной теории психологических типов мышления (экстра- и интровертов) и анализа культур в свете этого деления ("Психологические типы", 1921).

 

All children and young people between the ages of 5 and 16 in Great Britain, and 4 and 16 in Northern Ireland, must, by law, receive full-time education. Examination results constantly improve, and more people are entering universities and colleges.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.