Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды фигур речи




Кроме тропов для повышения образности и эмоциональности художест­венной речи могут использоваться приемы стилистического синтаксиса (фигу­ры речи):

1- Антитеза- резкое противопоставление каких-либо явлений, призна­ков и пр. для придания речи особой выразительности: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, Лед и пламень Не столь различны меж собой... (Пуш­кин); я вижу печальные очи, Я слышу весёлую речь (А.К. Толстой).

 

 

 

 

2. Инверсия - непрямой порядок слов, который имеет определённое
стилистическое и смысловое значение: Не смеют слуги и дохнуть, Тебя стола
вкруг ожидая
(Державин); Рогами гладкими шумит в соломе Покатая коровы

голова (Заболоцкий).

3. Повторы (слов, нескольких слов, целых предложений) - используют­
ся для усиления высказывания, придания речи динамичности, определённого

ритма.

Различают повторы:

а) в начале предложений (анафора):

Я знаю - город будет,

Я знаю — саду цвестъ,

Когда такие люди

В стране советской есть (Маяковский);

б) в конце фраз (эпифора):

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня (Блок); в) на стыке стихотворных строк (анадиплосис), что даёт эффект «укрупне­ния» общей картины изображаемого:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка (Лермонтов).

4. Риторический вопрос, который не требует ответа, служит для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо: Какой оке русский не любит быстрой езды? (Гоголь); Не вы ль сперва так злобно гнали Его свобод­ный, смелый дар? (Лермонтов).

5. Риторическое обращение- обращение к отсутствующему ли­цу, неодушевленному предмету для усиления выразительности речи: Привет­ствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

(Пушкин).

6. Градация- выстраивание однородных членов по принципу усиления

(восходящая градация) или ослабления (нисходящая градация) признака, дейст­вия: Ты был, ты есть, ты будешь ввек! (Державин).

Тропы и фигуры речи используются не только в художественной литерату­ре, но и в публицистике, в ораторских речах, а также в пословицах и поговор­ках, в произведениях устного народного творчества.

Задания для самоподготовки

1. Укажите тропы и стилистические фигуры, использованные в данно*

тексте.

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.

 

 

 

Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна берёзового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! Ты всё реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льётся с клёнов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

(С. Есенин)

2. Определите, в каком функциональном стиле написан отрывок данного текста, аргументируйте свой ответ.

Этот день сохранился во мне как воспоминание о ласковом запахе пыльных домотканых половиков с уютно-аляповатым старческим узором, ощущении теп­ла, которым были насквозь пропитаны недавно выбеленные стены и образе ог­ромной, как грозный чёрный теплоход, вросшей в одну из белых стен, печи.

Мы пили ароматный, пахнущий деревней чай из тусклых стаканов, впри­куску с привезённым нами городским печеньем, и кровяными густыми водопа­дами стекало на полосатую клеёнку стола малиновое варенье. Стаканы празд­нично звенели о подстаканники, хитро блестела в углу свежесплетённая сереб­ристая паутина, и как-то по-родному вплывал в комнату из холодных сеней дурман ношеных заиндевевших валенок и плетёных грибных корзин.

Мы идём в лес, застывший в хрустале зимний лес. Мне была выдана по­еденная не одним поколением моли ушанка, валенки, принадлежавшие некогда умершему Пухову деду, и шуба меха Чебурашки, принадлежавшая самому Пу­ху. Идём по скованной моросью тропинке, ведущей в Никуда, поскольку у са­мого леса она, переставая петлять, утыкается в сугробную мякоть. Дальше только на лыжах. Лыжи тоже Пуха, с одной палкой, в чешуе облезающей крас­ки, как две плоские тощие рыбы.

Мороз жжёт голые руки, жалко выглядывающие из куцей, не по росту те­логрейки. Подёрнутые зеркальной синевой ветви звенят над нашими головами, как театральная люстра. И тишина. (С.-М. Граник «Мой Пух»)

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.