Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексические и фразеологические нормы




Г

Настоящее время
ед. число мн. число

1 л. л звонЮ мы звонИм

2 л. ты звонИшь вы звонИте

3 л. он звонИт они звонЯт

УПРАЖНЕНИЕ 7. По данному образцу проспрягайте все указанные выше глаголы (основные и производные). Поставьте ударение.

 

2. Глаголы класть, облегчИть, положИть, углубИтъ имеют НЕПОДВИЖ­НОЕ ударение в прошедшем времени: он клал, она клАла, оно клАло, они клАли.

3. У бесприставочных глаголов (брать, взять, вить, врать, гнать, дать, жить, звать, лгать, лить и под. - всего около 280 глаголов) в прошедшем

 

времени ударение ПОДВИЖНОЕ: в женском роде оно падает на окончание, в остальных формах - на основу: он брал, оно брАло, они брАли — она бралА

Приставка ВЫ-, присоединясь к данным глаголам, перетягивает на себя ударение: он вЫбрал, оно вЫбрало, они вЫбрали, она вЫбрала.

Частица -СЯ (-СЬ) подтягивает к себе ударение: он добр Алея, оно добра-лОсь, они добралИсъ, она добралАсь.

УПРАЖНЕНИЕ 8. Измените по родам в прошедшем времени следующие глаголы: гнать, выгнать, гнаться; звать, вызвать, назваться; забраться; заждаться;

облегчить, углубить, положить.

4. Необходимо запомнить ударение в следующих глагольных формах: начАть: он нАчал, оно нАчало, они нАчали - она началА занЯть: он зАнял, оно зАняло, они зАняли - она занялА понЯтъ: он пОнял, оно пОняло, они пОняли - она понялА принЯтъ: он прИнял, оно прИняло, они прИняли — она принялА заперЕтъ: он зАпер, оно зАперло, они зАперли - она заперлА

Ударение в наречиях
Издали дотемнА надОлго

Издавна исконИ завИдно

тОтчас мастерскИ задОлго

нАбело навЕрх сторИцею

нАголо (остричь) наголО (шашки наголо) неподалЁку

УПРАЖНЕНИЕ 9. Объясните различия в значении слов: Атлас - атлАс, вИ-дение - видЕние, клУбы - клубЫ, крЕдит - кредИт, лАвровый - лаврОвый, по­груженный - погружённый, по срЕдам - по средАм, сложенный - сложённый.

УПРАЖНЕНИЕ 10. Образуйте именительный падеж множественного чис­ла, поставьте ударение (при затруднении см. словари): архитектор, блюдо, бро­кер, бухгалтер, вексель, дилер, диспетчер, договор, допуск, квартал, кондуктор, крем, лектор, плинтус, профессор, редактор, ректор, средство, табель, шофёр.

Лексические нормы - это нормы правильного употребления слов в соот­ветствии с их значением.

3.2.1. Виды лексических ошибок 1. Смысловая неточность слова - употребление слова в несвойственном ему значении, напр.: Заглавный герой романа «Двенадцать стульев» никогда не терял чувства юмора. Заглавный - это герой, именем которого названо про­изведение, напр.: Евгений Онегин, Анна Каренина. Здесь же имеется в виду Ос-тап Бендер, которого следует назвать главным героем.

2. Использование родового наименования (с более широким значением) вместо видового (с более узким значением), напр.: В нашем хозяйстве от ка-

 

ждого животного надаивают по 9 литров молока. Животное - родовое назва­ние, следует заменить на «от каждой коровы».

- Аполитично рассуждаешь, кля­нусь, честное слово: двадцать пять баранов, в то время, когда наш район ещё не полностью рассчитался с государством по шерсти и мясу!

- А ты не путай свою личную шерсть с государственной!

(из к/ф «Кавказская пленница»)

3. Лексическая избыточи

Многословие, неоправданное употребление лишних по значению слов, которое проявляется в следующих видах:

а) тавтология - повторение однокоренных слов или одного и того же сло­
ва, напр.: Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

Возможны два варианта исправления: Товарные биржи были сформирова­ны в виде акционерных обществ. Товарные биржи были созданы в форме ак­ционерных обществ;

б) плеоназм - неоправданное употребление близких по смыслу слов, одно
из которых лишнее, напр. свободная вакансия, огромная махина, впервые по­
знакомиться, отступать назад, прейскурант цен, штурвал руля, памятный
сувенир.
(Исправьте данные выражения). Ошибка: Он записал песни коренных
аборигенов
Севера.
Аборигены - это и есть представители коренного населе­
ния. Правильно: Он записал песни коренных народов Севера;

в) неоправданное употребление синонимов (один из них уже содержит значение другого): большой, огромный завод; маленькая, миниатюрная девуш­ка; холодный, студеный ветер (исправьте);

г) повторение сказанного, не вносящее ничего нового, напр.: Авторские слова - это слова автора.

4. Лексическая недостаточность - пропуск нужного по смыслу слова: Прошу выдать гражданина, подлежащего призыву на военную службу, взамен утерянного (пропущено приписное свидетельство). Отъезжающие будут по­вешены на доске объявлений (пропущено слово список).

5. Нарушение сочетаемости слов (см. Словарь сочетаемости слов рус­ского языка): причинить радость (доставить радость), в недалеком прошлом (в недавнем прошлом), длительный путь (долгий путь), бархатный месяц (бар­хатный сезон), показать образец хорошего поведения (показать пример хоро­шего поведения, являться образцом хорошего поведения), два единственных

 

 

примера (два примера, единственный пример). В последнем случае нарушена не только лексическая, но и смысловая (логическая) сочетаемость.

От нарушения лексической сочетаемости следует отличать художествен­ный прием оксюморон - умышленное соединение несоединимого: живой труп, обыкновенное чудо, заклятые друзья и под.

6. Смешение паронимов. Паронимы - слова, близкие по звучанию (часто -
однокоренные), но разные по значению, напр.: абонент - абонемент, адресат -
адресант, дипломат - дипломант, затенить - затемнить, косный — костный -
косвенный, надеть
одеть, невежа — невежда, паритетприоритет — пие­
тет, факт — фактор
и др. Ошибки: Книга - источник познания (знания). Он
занимал выборочную должность (выборную). Он понял, что стал косным ви­
новником случившегося несчастья (косвенным).
Особенно часто смешивают
паронимы одетьнадеть, одетый — надетый. Необходимо запомнить:
надеть
(что? на кого?) шубу на ребёнка — шуба надетая
надеть
(что? на что?) чехол на диван - чехол надетый
одеть
(кого? во что?) ребёнка в шубу-ребёнок одетый, шуба надетая.
7. Смешение омонимов. Омонимы - слова, совпадающие в звучании
(часто и в написании), но разные по значению, ср.: ключ, которым открывают
дверь, и ключ, который бьёт из-под земли. В толковых словарях омонимы при­
водятся в разных словарных статьях. Ошибка: Совместный труд, как и отдых,
спаивает людей
(нужно: сплачивает, объединяет). В этом предложении про-
изошло смешение омонимичных слов: спаивать - «соединять путем спайки» и
спаивать - «поить алкогольными напитками».

8. Смешение разных значений многозначных слов. Разные значения
многозначного слова приводятся в одной словарной статье. Ошибка: На базе
сжиженного газа создан коллектив рыболовов-любителей {на базе, где хра-
нится сжиженный газ...У, смешиваются два значения слова база - «основа, ос­
нование» и «склад, помещение для хранения чего-либо».

9. Неоправданное употребление антонимов. Антонимы -Белова, проти­
вопоставленные по значению: В вашем предложении нет умных идей, кроме
глупых
(нужно: нет умных идей, есть только глупые).

10. Использование неудачных неологизмов (неправильно образованных
слов). Этот вид ошибки связан и с нарушением словообразовательных норм,
напр.: Наш амбар ограбили, хотя он был особачен (нужно: охранялся собака­
ми). Вниманию жителей загаженных
(нужно: газифицированных) домов! Мастера на кухни придут завтра.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выраже­ние), назовите вид ошибки, исправьте.

 

1. По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь. 2. Д.С. Лихачев обращается к проблеме безответственности, безысходности людей к памятни­кам архитектуры, старины. 3. Они все переругались. У них сплошной конфор­мизм. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. В апреле выпало около 50 мм осадков. 6. В кабинете физики висят известные ученые. 7. Гр-н Иванов следовал по улице без номерного знака. 8. Сейчас мно­гие писатели пристально занимаются политикой. 9. Вы уже ходили вешаться

 

10.Руководители предприятий настроены на деловой настрой. 11. Машины об­легчают трудоемкий труд рабочих. 12.

11.Трактор мчался по полю, слегка

попахи­вая. 13. Девушка ищет работу в виде няни, официантки (объявление). 14.

Пре­зидент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 15. Певица призна­лась, что ничего не может одеть на себя из своего гардероба, потому что попра­вилась. 16. На предприятии сложилась сложная ситуация. 17. Следует отметить следующие особенности... 18. Ввиду отсутствия материалов стройка приоста­новлена. 19. Авторы предоставили издательству рукопись романа. 20. Больных конъюнктивитом закапывают в 7 утра (объявление в больнице). 21. Найден па­кет с туфлями около трех недель. 22. Этот способ промывки почвы увеличивает ореол её загрязнения. 23. На экзамене на подготовку дается не более получаса времени. 24. Закопченное копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света. 25. Все его очень хвалили и пели ему фимиамы. 26. Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. 27. Тихо за­таив дыхание, ребята слушали рассказ космонавта. 28. В этой войне наш народ понёс огромные жертвы. 29. Директор сегодня подписал заявление о представ­лении мне отпуска. 30. Она не признавала дешевых безделушек и всегда поку­пала только золотую и серебряную бижутерию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.