Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 18 страница




В России в качестве основного инструмента реализации приоритетного Национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» используется Федеральная целевая программа «Жилище». Она предусматривает обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение жильем молодых семей и выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам.

В процессе реализации данной программы сформирована нормативная правовая база по вопросам жилищного строительства, выделения земельных участков, урегулирования отношений собственности. Значительные ресурсы направлены на переселение граждан РФ из ветхого и аварийного жилищного фонда. Начала действовать накопительная ипотечная система для военнослужащих. Получили распространение государственные жилищные сертификаты для уволенных с военной службы, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастроф на атомных объектах, вынужденных переселенцев и выезжающих из районов Крайнего Севера. Увеличены расходы федерального бюджета на поддержку молодых семей и помощь решению жилищных проблем молодых специалистов на селе. Государство предпринимает меры по стимулированию строительства социального, недорогого жилья, расширению малоэтажного строительства.

В условиях мирового кризиса, который нанес серьезный удар по строительной отрасли и финансированию жилищного строительства, государство старается сохранить основные контуры политики в области обеспечения населения жильем и принимает все возможные меры для того, чтобы стабилизировать ситуацию.

 

§7. Государственная политика борьбы с бедностью и неравенством в странах третьего мира

Одной из важнейших функций государства является обеспечение социальной стабильности в стране, что невозможно в случае крайне высокого неравенства в доходах и наличии значительной прослойки бедного населения. В зависимости от степени заинтересованности государственной власти в эгалитарном обществе и приоритетов развития можно выделить следующие стратегии борьбы с неравенством:

- экономический рост с дальнейшим перераспределением доходов;

- перераспределение активов с последующим экономическим ростом:

- перераспределение активов в процессе экономического роста. Остановимся подробнее на каждой из перечисленных стратегий

борьбы с неравенством.

Первая стратегия — экономический рост с последующим перераспределением доходов - представляет традиционный подход к решению проблемы неравенства, и в течение длительного периода времени именно он доминировал в определении экономической политики государства. Экономический рост в этом случае выступает в качестве некой самоценности, во имя которой можно пожертвовать социальными аспектами развития, т.е. пойти на усиление неравенства и бедности в национальной экономике. Теоретической основой подобного подхода являются идеи капитального фундаментализма, полагающего высокий уровень сбережений в экономике основным условием высоких темпов экономического роста. Поскольку довольно долго преобладало мнение о том, что наиболее высокую предельную склонность к сбережению имеют люди с высоким уровнем доходов, считалось, что сохранение неравномерного распределения доходов обеспечит необходимый уровень сбережений в национальной экономике. Достигнутые в результате осуществленных инвестиций более высокие темпы роста в конечном итоге повысят как уровень национального дохода в целом, так и подушевой доход, что сделает возможным в долгосрочном периоде начать перераспределение доходов с помощью фискальной политики и прямых государственных трансфертов в пользу бедных слоев населения.

Вторая стратегия - перераспределение активов с последующим ростом - связана с проблемой распределения производственных активов, что в принципе определяет возможные границы первоначального функционального распределения дохода, а стало быть, и уровня бедности и неравенства в распределении дохода. Как известно, наиболее производительными являются физический капитал и человеческий капитал, но именно эти факторы в странах третьего мира сосредоточены в руках богатых слоев населения. К высокообеспеченным лицам относятся и землевладельцы, получающие значительные доходы от сдачи земли в аренду. Бедняки же владеют большей частью лишь одним фактором производства - своими рабочими руками, представляющими, как правило, неквалифицированный труд. Априорно низкий уровень дохода этого фактора производства не позволяет работнику инвестировать часть полученных средств в повышение своего образовательного уровня, т.е. в создание нового фактора производства - человеческого капитала. Поскольку основная часть населения развивающихся стран проживает в сельской местности и занята в сельскохозяйственном производстве, особую ценность для них представляет такой производственный актив, как земля. Сельские районы являют собой средоточие бедности в странах третьего мира, и именно в них проживает от 70 до 80% бедного населения. Понятно, что в этих условиях наиболее действенным средством уменьшения бедности и неравенства может быть земельная реформа, передающая в руки фермеров-арендаторов земельные наделы.

Подобное перераспределение собственности на землю, как показывает экономическая история, само по себе является мощным стимулом экономического роста в сельскохозяйственном секторе. Недаром американский историк-экономист У. Ростоу отмечал необходимость проведения аграрной реформы для успешного осуществления индустриализации в национальной экономике. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства, с одной стороны, позволяет осуществить безболезненное изъятие части рабочей силы для развития промышленности, с другой - повышает уровень доходов крестьянства и формирует национальный спрос на продукцию промышленного производства, стимулируя инвестиции в этот сектор. Перераспределение прочих материальных активов является весьма проблематичным, и в целях обеспечения большего равенства в обществе оно осуществлялось, как свидетельствует экономическая история, в форме передачи частных производственных активов в собственность государства. Эффективность подобного перераспределения активов в контексте обеспечения выравнивания доходов населения напрямую зависит от рентабельности государственного сектора и политики государства в области занятости.

Третья стратегия - перераспределение в процессе экономического роста - предполагает активное участие государства в экономической жизни страны. Государство должно осуществлять стратегию роста, ориентированную на бедные слои населения. Подобная стратегия включает в себя как меры, направленные на создание возможностей для получения дохода работоспособным населением, так и социальные программы, корректирующие «провалы рынка» в создании и первичном распределении доходов в обществе.

Создание возможностей для получения дохода предусматривает использование широкого спектра инструментов и мер экономической политики, в частности таких, как регулирование рынка труда, регулирование цен и распределения факторов производства, осуществление государственных закупок продукции микропредприятий (с занятостью не более 10 человек, а чаще 1-2), обеспечение беднякам доступа на кредитный рынок, создание рабочих мест в государственном секторе экономики, содействие созданию малых и средних предприятий и др. Пакет социальных программ включает бесплатный и максимально широкий доступ к услугам здравоохранения и образования, обеспечение жильем и безопасной питьевой водой, субсидирование цен на продукты питания и транспортные услуги, выплаты субсидий многодетным и малоимущим семьям и т.п. Подобная комбинация мер, с особым акцентом на повышение образовательного уровня всего населения, позволяет увеличивать как численность занятых в национальной экономике, так и производительность труда и уровень получаемых доходов. Рост накопленного отдельным индивидом человеческого капитала позволяет ему со временем перемещаться в сферу высокопроизводительной занятости. При этом приданный государством первоначальный импульс развитию с ростом доходов населения получаст «подпитку снизу», поскольку повышается заинтересованность всех участников экономического роста в максимизации его плодов. В этом случае перераспределение доходов и производственных активов осуществляется непосредственно в процессе экономического роста. Перспективность и реалистичность подобной стратегии была доказана опытом развития четырех азиатских «тигров» - Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и Гонконга.

Менее полувека назад на стартовой фазе развития Сингапур был типичной слаборазвитой страной со значительной долей населения, живущего в условиях абсолютной бедности. Включив механизм экономического роста, государство осуществляло стратегию развития, ориентированную на бедное население (pro-poor growth strategy). Государство поддерживало на низком уровне цены на продукты питания. Трехступенчатая система защиты здоровья населения гарантировала всем оказание медицинской помощи. Три ступени защиты включают в себя личные сбережения в рамках программы «Medisave», дешевую систему государственного страхования «Medishield» и систему государственной поддержки «Medifund». В результате детская смертность в Сингапуре снизилась с 40 на 1000 живорожденных детей в 1960 г. до 3 в 2005 г., а ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла с 64 до 80 лет[86]. Несколько десятилетий назад перед правительством страны остро стояла задача обеспечения базовых человеческих потребностей - в пище, жилье, поддержании здоровья, образовании, чистой окружающей среде — для большинства населения. Единство интересов государства, частного сектора и населения позволило успешно решить эту задачу в Сингапуре. Сегодня даже беднейшие семьи, составляющие менее 5% населения, обеспечены жильем и бытовой техникой на уровне, соответствующем среднему показателю по стране.

Не менее поразителен пример борьбы с бедностью в Китае, где за годы рыночных реформ доля живущих за международной чертой бедности в 1,25 долл. США сократилась с 84% в 1981 г. до 16% в 2005 г.[87]. Мощным рычагом преодоления бедности в этом случае явились серьезные институциональные реформы, осуществлявшиеся в стране в 1980-1990-е гг.

Основным средством для преодоления неравенства и решения проблемы абсолютной бедности в экономике смешанного типа является создание возможностей для получения адекватного дохода каждым работником. Возникает вопрос: что понимается под адекватным уровнем дохода для каждого работника? В контексте борьбы с абсолютной бедностью мы понимаем под адекватным уровнем дохода такой, который позволил бы удовлетворить базовые нужды всех членов семьи работника. Если трактовать бедность как социальный феномен, т.е. как отношения между людьми, а не как ограниченную возможность потребления индивидом определенного набора потребительских и даже социальных благ, то получение адекватного уровня дохода всеми работниками устранило бы проблему бедности как таковую. Подобный подход к трактовке бедности был предложен известным американским антропологом М. Сахлинсом, исследовавшим социум традиционных племенных поселений бушменов в пустыне Калахари, аборигенов Австралии и собирателей, проживающих в лесах Южной Америки. Он пишет: «Жители самых примитивных племен владеют немногим, но они не бедны. Бедность не означает владение малым количеством вещей, не подразумевает несоответствия между целями и средствами их достижения, прежде всего бедность - это отношения между людьми. Бедность - это социальный статус и, как таковая, она является изобретением цивилизации»[88]. Безусловно, с развитием цивилизации само понятие базовых нужд трансформируется, а потому и средств на их удовлетворение требуется больше как в рамках частных потребительских бюджетов, так и в масштабе всего общества, т.е. государственного бюджета.

В развивающихся странах, где демографический переход еще, как правило, не завершен, демографическая нагрузка на каждого работающего члена семьи выше, чем в развитых странах, а производительность труда существенно ниже. В этих условиях для преодоления абсолютной бедности в странах третьего мира необходимо включать механизм социальной защиты населения. Немаловажен тот факт, что помощь беднейшему населению могут оказывать не только национальное государство, но и неправительственные организации (НПО), а также международное сообщество на многосторонней и двусторонней основе. В 2008 г. в мире насчитывалось 2492 неправительственные организации, занимающиеся проблемами развития. Масштабы деятельности НПО характеризуют следующие данные: в США в системе НПО работает около 9 млн человек, в странах Европейского союза - почти 6 млн, в Бразилии - 1 млн, в Аргентине -350 тыс. человек. Около 20% официальной помощи развитию поступает в развивающиеся страны через каналы НПО[89].

Во избежание неэффективного расходования средств программы помощи беднейшим слоям населения должны быть адресными. Практика показывает, что даже при наличии строго таргетирован-ных программ осуществление государственного трансферта на их финансирование сопровождается значительной утечкой средств, так что для обеспечения нетто-трансферта беднейшим слоям населения в размере 2% ВВП в реальности требуется перевод сумм, существенно превышающих этот показатель.

Диаграмма на рис. 4 характеризует распределение государственных субсидий в области здравоохранения и образования в 1990-е гг. в Гвинее, Бразилии, Уругвае, Непале, Кот д'Ивуаре и Казахстане. Приведенные данные свидетельствуют о том, что субсидирование потребления услуг здравоохранения в Уругвае и Аргентине осуществлялось в интересах беднейших слоев населения, а в Гвинее, Вьетнаме и Бразилии - в интересах богатейших. В сфере образования приоритеты четко отдавались высокообеспеченным слоям населения. Анализ распределения жилищных субсидий в начале 1990-х гг. показал, что в странах Южной Азии менее 10%, в Латинской Америке около 20%, а в Восточной Азии только 30% общего объема жилищных субсидий получили домохозяйства с уровнем дохода ниже медианного[90].

Рис. 4. Распределение государственных субсидий в сфере образования и здравоохранения в 1990-е гг.[91]

 

Для финансирования программ борьбы с бедностью государству необходимо располагать финансовыми ресурсами, которые оно может получить, занимаясь предпринимательской деятельностью либо осуществляя соответствующую кредитно-денежную и фискальную политику. Социальные программы требуют перераспределения наличных бюджетных средств и отвлечение их от собственно инвестиционных целей. Традиционная экономическая теория трактовала бы эти расходы как непроизводительные, в свете же теории человеческого капитала эти средства можно и нужно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, повышение эффективности использования всех факторов производства и ускорение темпов экономического роста.

Таким образом, во многих странах третьего мира государство принимает непосредственное участие в обеспечении базовых потребностей или минимального жизненного уровня населения, компенсируя несовершенство рынка, не позволяющего получать каждому работнику уровень дохода, исключающий абсолютную бедность для его семьи. Однако гораздо большее значение для борьбы с бедностью и неравенством имеет деятельность государства в области формирования доходов населения страны.

Для уменьшения степени неравенства в стране государство может пойти разными путями: воздействовать на распределение доходов, изменить характер распределения активов, либо использовать обе стратегии в различных сочетаниях.

В рыночной экономике или экономике смешанного типа, являющейся типичной для развивающихся стран, важным является вопрос о доступе к получению дохода. Эта проблема включает два аспекта: возможность получения работы по найму и возможность организации собственного производства с целью обеспечения самозанятости и получения дохода.

Характерная для развивающихся стран дуалистичность экономики означает существование значительного традиционного сектора, представленного преимущественно сельскохозяйственным производством. Так, в странах Африки, расположенных южнее пустыни Сахары, являющих собой мировой полюс бедности, в сельской местности проживает 64% населения[92]. В этих условиях основным производственным активом значительной части населения, помимо собственных рабочих рук, является земля. И именно этот актив является дефицитным для множества безземельных крестьян. Кроме того, чтобы начать собственное производство либо расширить его, необходимо получить дополнительные ресурсы в денежной или натуральной форме. Однако в сельскохозяйственных районах до настоящего времени практически отсутствует формализованный финансовый сектор, а доступ на городской кредитный рынок крайне ограничен. В этой ситуации заемщик вынужден обращаться к неформальным источникам, где трансакционные издержки кредитования достигают 30-40%, а иногда и свыше 90% стоимости кредита[93]. В условиях высокой неопределенности возвратности кредитов для получения кредита необходимо предоставить залог. Как правило, в роли такового выступает земельный участок, если он имеется. Очевидно, что в этой ситуации у безземельных крестьян вообще отсутствует перспектива получения финансирования, а стало быть, начала собственного дела и улучшения уровня жизни. Между тем в Докладе о мировом развитии 2008 г. Мирового банка «Сельское хозяйство для развития» отмечается, что именно рост сельскохозяйственного производства дает наибольшие результаты в борьбе с бедностью. Рост производительности труда в этом секторе в 2,9 раза эффективнее повышает доходы беднейших 20% населения в развивающихся странах, чем аналогичный фактор в других секторах национальной экономики[94]

В свете вышесказанного крайне важной представляется роль государства в обеспечении доступа к получению и созданию дохода. Как показал опыт развития стран третьего мира во второй половине XX в., государство может успешно действовать в этой области по целому ряду направлений: проведение земельной реформы, обеспечение населения жильем, помощь в создании и финансировании малых и микропредприятий и производственной инфраструктуры в сельской местности, развитие национальной образовательной системы для обеспечения максимального доступа к образованию беднейшим слоям населения. Остановимся подробнее на каждом из перечисленных направлений деятельности.

В развивающихся странах, где основная масса населения бедняков проживает в сельской местности и неравенство во владении землей является высоким, для обеспечения более равномерного доступа к производственным активам необходима земельная реформа. Владение земельным участком, помимо обладания средствами производства, открывает крестьянину доступ на рынок капитала и предоставляет возможность перехода к более эффективным технологиям производства. Это происходит либо за счет приобретения технических средств производства, либо за счет повышения собственного образовательного уровня, что не может не сказаться впоследствии на уровне получаемого дохода. Повышение заинтересованности крестьянина в результатах своего труда подтверждает, например, тот факт, что проведение широкомасштабной земельной реформы в индийском штате Западный Бенгал в конце 1970-х - начале 1980-х гг. привело к росту объема выпускаемой продукции на 18%[95].

Помимо прямого воздействия на уровень получаемого дохода, перераспределение активов приносит еще и косвенные выгоды как для индивида, так и для общества в целом, стимулируя рост нормы сбережений. В развивающихся странах с ограниченными возможностями накопления склонность индивида к сбережениям в значительной степени определяется возможностями последующего инвестирования. Это обусловлено тем фактом, что при неразвитости финансовой системы инвестор и сберегатель персонифицированы одним лицом, а потому решение сберегать часть дохода всегда имеет под собой перспективу инвестирования данных сбережений. Анализ норм сбережения в сельских районах Индии свидетельствует о том, что домохозяйства, имевшие земельные участки, в среднем сберегали в 3-5 раз больше, чем безземельные крестьяне. После проведения земельных реформ повысились нормы сбережений в сельскохозяйственном секторе на Тайване и в Китае.

Более равномерное распределение активов, в частности земли, способствует стимулированию сбережений и инвестиций, а стало быть, росту доходов населения и экономическому развитию в целом. Прирост доходов может использоваться индивидом для осуществления инвестиций в человеческий капитал, что впоследствии генерирует новый рост его доходов. Тем самым включается замкнутая схема генерирования доходов и экономического роста: каждый новый прирост доходов стимулирует сбережения и инвестиции и обеспечивает последующий прирост доходов.

Крайне важным активом для бедняков является собственное жилище. Государственные программы жилищного строительства или софинансирования, помогающие бедным слоям населения решать проблему жилья, могут также создавать возможность начала предпринимательской деятельности, поскольку часть жилого помещения может использоваться под производственные нужды и служить источником получения дополнительного дохода. Жилье может также выступать в качестве залога при обращении в кредитные учреждения.

В Сингапуре большинство жителей владеет жильем благодаря участию в программе обязательных сбережений - Центральном фонде вспомоществования. Механизм накопления работает следующим образом: человек, зарабатывающий 1000 американских долл. в месяц, может ежемесячно сберегать не менее 400 долл. США: 200 из своей зарплаты, дополняемых 200 долл. США за счет паевых взносов работодателя. Подобным образом государство мо-билизует средства для решения жилищной проблемы[96].

Кроме того, государство может оказывать помощь в создании и обеспечении функционирования частных предприятий разного уровня: мелких, средних и микропредприятий, поскольку именно частные предприятия практически во всех странах в настоящее время являются основным источником создания рабочих мест. В Мексике в период с 1989 по 1998 г. число рабочих мест, созданных в частном секторе, в 87 раз превысило аналогичный показатель в государственном секторе, в Коста-Рике (1994-1998 гг.) - в 20 раз, в Турции (1987-1992 гг.) - в 16, в Кении (1993-1998 гг.) - в 13 раз. Особое внимание необходимо уделять микропредприятиям, играющим огромную роль в формировании доходов в неформальном секторе, значение которого для экономики развивающихся стран нельзя недооценивать. Так, в некоторых странах Северной Африки только в городском неформальном секторе занято до 60%, в Пакистане 69%, в Индии 50%о и от 50% до 60% в большинстве стран Латинской Америки трудоспособного городского населения[97].

Проблемы, с которыми сталкиваются микропредприятия, типичны: ограниченный доступ к кредиту, недостаток профессионального образования и управленческих навыков. Однако любые программы государственной помощи микропредприятиям будут малоэффективны, если последние не имеют доступа к адекватной информации. На всех этапах функционирования, вплоть до возможности получения контрактов на государственную закупку продукции микропредприятий, в странах, где существует подобная практика, успех микропредприятий в первую очередь зависит от их информированности. Создание и финансирование государством торговых ассоциаций микропредприятий приводит к росту уровня их рентабельности. Организация краткосрочных курсов по передаче управленческих навыков и сбыту производимой продукции могут существенно повысить микроэкономическую эффективность предприятий.

Следует отметить, что со схожими проблемами сталкивается мелкий и средний бизнес в формальном секторе, также нуждающийся в поддержке государства. Необходимость поддержки мелкого и среднего предпринимательства на системной основе даже была выделена в качестве приоритета государственной деятельности на текущую декаду развития Латинской Америки. Осуществление подобной задачи, равно как и развитие информационной сети для мелкого и среднего бизнеса могли бы взять на себя неправительственные организации, играющие все более заметную роль в последние декады развития. Подобные программы эффективно осуществлялись в Индонезии, Малайзии, Филиппинах и Таиланде.

Государство может содействовать финансированию предпринимательской деятельности малоимущего населения. Особенно остро стоит проблема для неформального сектора экономики, что подтверждается проводившимся в 1997 г. Мировым саммитом по микрокредитованию, где была поставлена цель - обеспечить к 2005 г. микрокредитами 100 млн беднейших домохозяйств. Микрокредитование признано мощнейшим орудием борьбы с бедностью и экономической зависимостью, недаром ООН объявляла 2005 г. Международным годом микрофинансирования. Только в период с 1997 по 2001 г. число пользователей микрокредитами выросло в 4 раза, составив к 2006 г. 133 млн. Предполагается, что в 2015 г. этот показатель достигнет 175 млн человек[98].

Особое внимание уделяется предоставлению микрокредитов женщинам для создания возможности самозанятости, так как они составляют около 70%) всего беднейшего населения в мире. В странах Африки южнее Сахары средний размер кредита, предоставляемого беднякам, составляет 10 долл. США, однако это позволяет им приобретать семена, посадочный материал и необходимые инструменты[99]. Эффективность микрокредитования подтверждается следующими данными: 64% воспользовавшихся средствами Интегрированной программы развития сельских районов Индии увеличили годовой доход своих семей на 50 или более процентов. Предоставление Программой Метро Манила (Филиппины) кредита в 94 долл. США приводило в среднем к увеличению дохода заемщиков на 41%. Рост доходов населения от пользования небольшими по размеру ссудами Фонда Ротационного Кредита в Коста-Рике, как правило, превышал 100%[100].

Потребности неформального сектора в кредитных средствах могут удовлетворяться за счет создания сберегательных и кредитных ассоциаций, фондов и даже специальных банков развития. В качестве примера можно привести субсидируемые государством Grameen Bank в Бангладеш и Badan Kredit Kesamatan в Индонезии. Так, Grameen Bank оказывает финансовые услуги малоземельным или безземельным крестьянам на групповой основе. Кредитование организовано по следующей схеме: банк предоставляет краткосрочный кредит первым двум беднейшим из пяти заемщиков в группе. Для получения кредита в последующем периоде остальные три участника группы должны обеспечить своевременное погашение кредита первыми двумя заемщиками. Круговая порука обеспечивает высокий уровень возвратности кредитов и стабильность операций банка.

Наконец, повышение доходности перераспределенных активов государство может обеспечить, создавая производственную инфраструктуру в сельской местности и адресно предоставляя инфраструктурные услуги на субсидированной или бесплатной основе. Речь идет о столь важных для бедных слоев водо- и энергоснабжении, строительстве дорог и коммуникаций, поскольку обеспеченность этими общественными благами во многих развивающихся странах остается невысокой. Особенно актуальна проблема инфраструктуры для Африканского континента. Менее 0,5% сельских домохозяйств имели доступ к электричеству в Буркина-Фасо, Чаде, Эфиопии, Нигере, Бурунди в период 1995-2003 гг. Лишь 25% населения на Мадагаскаре, 20% в Камеруне, 19% в Бурунди и около 30% в Бенине, Эфиопии в 1993-2004 гг. имело круглогодичный доступ к дорожной сети[101]. Государственные расходы на развитие инфраструктуры сыграли важную роль в уменьшении бедности и повышении уровня жизни населения в Индонезии в 80-е гг. В период с 1981 по 1996 г. число живущих менее чем на 1 долл. США в день снизилось с 47 до 14%[102].

Важной формой участия государства в рынке труда являются государственные программы по созданию рабочих мест как на постоянной, так и на временной основе, представляющие собой важнейший инструмент формирования доходов и обеспечения жизнедеятельности наиболее бедных слоев населения. Этот тип деятельности государства, как правило, не подразумевает достижения микроэкономической эффективности и ориентирован на высокую социальную значимость осуществляемых мероприятий, которая может даже повышаться в тех случаях, когда речь идет, например, о создании инфраструктурных объектов (дорог, каналов, мостов и т.п.). Среди уже осуществлявшихся проектов можно отметить «Схему гарантированной занятости» в Индии, программу «Пища за работу» в Бангладеш, «Чрезвычайную программу занятости» в Чили и «Программу временной поддержки доходов» в Перу. Как уже понятно из названия программ, их участники часто получают вознаграждение за труд в натуральной форме. Это напоминает об институте «общественных работ за питание», которые довольно широко осуществлялись в 1950-1960-е гг. в некоторых странах Африки южнее Сахары и Южной Азии. Кстати, подобное решение проблемы занятости широко использовалось в США в годы Великой депрессии. Вспомнили об этом средстве и в условиях текущего финансового кризиса и в России.

С аналогичной целью в 1980-е гг. начали создаваться специальные фонды, как, например, «Чрезвычайный социальный фонд» в Боливии, «Программа солидарности» в Мексике и «Программа действий по нейтрализации социальных издержек структурных преобразований» в Гане. К началу 1990-х гг. подобные социальные фонды действовали в 14 странах Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна[103]. Программы по созданию рабочих мест могут осуществляться как непосредственно государством, так и частными подрядчиками, заключающими контракты с местной администрацией и получающими соответствующие субсидии от государства или от различных социальных фондов.

За счет общественных фондов потребления государство может развивать национальную образовательную систему и обеспечивать доступ к образованию неимущим слоям населения. Многочисленные эмпирические исследования показали, что образование является важнейшим фактором повышения доходов, поскольку в наибольшей мере способствует накоплению человеческого капитала. Более того, согласно эмпирическим исследованиям, достижение устойчивых высоких темпов роста в национальной экономике возможно только в случае, если уровень грамотности населения превышает планку 40%. Каждый дополнительный год школьного образования увеличивает заработную плату работника на 10%[104]. Эффект мультипликации дохода работника, обусловленный накоплением человеческого капитала, составляет 2,93 для стран Африки южнее Сахары, 3,06 для Азиатских стран (за исключением членов ОЭСР) и 2,75 для стран Латинской Америки[105].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.