Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 21 страница




Другую группу методов государственного регулирования естественных монополий, отличных от методов регулирования цены производителя, представляют неценовые методы, которые в целом можно отнести к позитивному подходу государственного регулирования естественных монополий. Неценовые методы возникли из необходимости ликвидации провалов государства.

В экономической теории выделяют три основные теории регулирования: теория общественного интереса (public-interest), теория «пленения» (regulatory capture) и экономическая теория регулирования.

Согласно широко распространенной теории общественного интереса необходимость регулирования возникает и осуществляется для ликвидации «провалов рынка», особенно в случае с естественной монополией[122]. Теория «пленения», родившаяся в рамках школы общественного выбора (Вирджинское направление), указывает на то, что регулирование возникает и осуществляется для соблюдения интересов фирмы, которая как бы «пленит» регулирование, заставляя изменить изначальные ориентиры регулирующих органов с целью удовлетворения своих собственных интересов.

Экономическая теория регулирования объясняет регулирование на основе действия экономических законов, ставя фирму в положение перманентного противостояния с государственными органами. Несмотря на то, что государственные органы потенциально обладают огромной властью, фирма может быть более активна в действиях или более информирована, что позволяет ей оказывать давление на регулирующий орган. Данная теория также сформировалась в рамках теории общественного выбора (Чикагское направление), чем обусловлен ее более общий характер.

Среди неценовых методов регулирования естественных монополий необходимо, прежде всего, отметить управление государственной собственностью на предприятиях, которые производят продукцию в условиях естественной монополии. В этом случае осуществляется прямое регулирование деятельности предприятий, в результате которого государство устанавливает цену и объем производства. Однако деятельность естественномонопольной фирмы претерпевает изменения. Вместо частной монополии, с акционерами, нацеленными на получение прибыли, функционирует предприятие государственной собственности, которое по своей природе не ориентировано на получение прибыли. Этот недостаток стимулов к максимизации прибыли государственных предприятий иногда считается благотворным, так как позволяет сосредоточивать внимание руководства не только на финансовых вопросах. Институциональная система взглядов на государственную собственность способствует наложению ограничений на цены и стандарты. Это позволяет приравнять цены к предельным издержкам, чтобы ликвидировать монопольные прибыли. Менеджмент предприятия сосредоточивается на интересах групп потребителей, работников и меньше внимания уделяет дивидендам акционеров.

Кроме того, деятельность государственного предприятия всегда ограничена бюджетом, поэтому нередко предприятия завышают свои издержки. В качестве примера можно привести деятельность Почтовой службы США, которая на протяжении многих лет максимизировала свои издержки. Государственное предприятие, ограниченное бюджетом, характеризуется серьезным недостатком, который часто ведет к увеличению затрат производства.

Все это свидетельствует о том, что традиционная система государственного регулирования естественных монополий, основанная на государственной собственности, оказывается несовершенной и нередко приводит к так называемым «провалам государства», ставшим одной из причин реформирования естественномонопольных отраслей. Поэтому в рамках реформирования естественных монополий реорганизация самих регулирующих органов стала неотъемлемой частью этого процесса.

Развитие представлений о государственном регулировании естественных монополий вызвало появление новых теорий, предлагающих подход к достижению оптимальности их функционирования без регулирования. Так, была предложена революционная для своего времени идея, согласно которой конкуренция между фирмами может быть использована для достижения эффективности предприятий. Предполагалось, что давление со стороны потенциальных производителей может стимулировать более эффективное ценообразование,в условиях естественной монополии.

Регулирующие органы в этом случае объявляют о приеме предложений по ценам от всех фирм, которые желают поставлять товары. Каждая заявка состоит из цены, которую фирма объявляет потребителям. В таком предложении цена будет окончательно установлена на уровне, на котором выигравшая фирма получит нулевую прибыль. Это будет результатом повторяющегося процесса, где фирмы, выбирая между нулевыми прибылями от проигрыша на аукционе и получением небольшой, но положительной прибыли путем предложения цены ниже наименьшей заявки, предпочтут последнее. Эту форму предложения необходимо отличать от аукциона, где государство действует как монополист, пытаясь достигнуть высоких цен, например в случае распродажи прав на добычу нефти.

В теоретическом плане изменение подходов к регулированию деятельности естественных монополий - заслуга американского экономиста Г. Демсеца[123], который доказал возможность организации экономически эффективной конкурентной среды в условиях монополии. Так, одним из способов привнесения конкуренции на рынок является организация по принципу франшизы, где ряд конкурентных фирм наделяются определенными правами на ограниченный период времени. Эта концепция получила название «конкуренции по Демсецу».

Суть государственного регулирования в данном случае заключается в том, что государство организует конкуренцию за франчайзин-говые права по обслуживанию рынка естественной монополии. Хотя в результате цена может превышать предельные издержки, дополнительная прибыль поступает государству в виде франчайзинговой платы доступа к рынку монополии. В результате при условии, что количество участников велико, достигается ценообразование по Рамсею. Также государство должно установить минимальные стандарты производства услуг или товаров, иначе снижение цены будет достигнуто за счет одновременного понижения качества.

Данная ситуация актуальна тогда, когда конкуренция оказывается невозможной на самом рынке, и государство устраивает конкурс среди компаний на предоставление определенных услуг населению, как правило, по принципу наименьшей розничной цены. Такая ситуация была характерна для водопроводных компаний США, когда государство только таким образом могло повлиять на монополистическую ренту, защищая интересы потребителей.

Идеи Г. Демсеца нашли свое дальнейшее развитие в теории спорных рынков, согласно которой угроза потенциальной конкуренции рассматривается как дисциплинарный механизм. Эта теория была создана Р. Вилигом (1980), У. Баумолем и Дж. Панзаром (1982) и применена к естественным монополиям Д. Корсейем, Р. Исааком и В. Смитом в 1984 г.[124] Согласно этой концепции на рынке, где вход и выход являются абсолютно свободными и неограниченными, угроза потенциальной конкуренции может держать цену на уровне издержек. Когда потенциальные конкуренты, входящие в отрасль, накладывают ограничения на поведение монополиста, им приходится снижать цены до уровня издержек. Фирмы на спорном рынке будут не готовы к увеличению прибылей за счет роста цен, так как иначе другие фирмы будут предлагать продукцию по более низкой цене и, таким образом, захватят рынок. В результате конкуренции выявляется фирма-лидер, которая удовлетворяет весь спрос на рынке данного товара.

В отличие от традиционного подхода к регулированию, основанному на экономии от масштаба, современная теория естественной монополии предлагает ряд эффективных альтернатив. Так, предлагаются различные варианты демонополизации сложившейся рыночной структуры, представленной, как правило, единой государственной компанией, и дальнейшее ее регулирование уже с позиций, близких к рынку совершенной конкуренции, а не прямого государственного вмешательства. Данное регулирование происходит за счет создания специальных условий, облегчающих вход другим фирмам в отрасль, или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько сегментов. Оно сводится к следующему:

- установление цен и тарифов, близких рынку совершенной конкуренции;

- ориентация на свободу входа и выхода из отрасли;

- слияние или разделение фирм;

- обеспечение заданного уровня тарифов посредством субсидий. Таким образом, была выведена новая парадигма регулирования,

которая в большей степени ориентирована на рынок. Это означает возвращение к конкурентной модели, согласно которой естественные монополии разделяются на разные сегменты по принципу выделения из прежней структуры бизнес-единиц в соответствии с видом их деятельности. В конкурентной среде, как правило, функционируют предприятия, занимающиеся непосредственно генерацией (как, например, в электроэнергетике), а также предприятия, обслуживающие прежнюю компанию. В государственной собственности остается сетевое хозяйство, сохраняющее статус естественномонопольного сегмента.

 

Литература

1. Гольденберг И. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Проблемы прогнозирования. - М., 2002. - №2.

2. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. - М., 1985.

3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М., 1986.

4. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. № 5.

5. Тукенов А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. - М, 2007.

6. Шаститко А. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии. - М, 2000.

7. Bradburd R. Privatization of Natural Monopoly Public Enterprises // The Regulation Issue, Policy Research Working Papers WPS 864. - The World Bank, 1992.

8. Chang H.-J. Critical survey: The economics and politics of regulation // Cambridge Journal of Economics. 1997. Vol. 21.

9. Demsetz, H. Why Regulate Utilities // Journal of Law and Economics. - Chicago, 1968. - Vol. 11.


Глава 12

Государственная защита рынка от недобросовестной конкуренции

Конкуренция - один из важнейших элементов рыночного механизма. Она служит стимулом развития, обеспечивает поступательное движение рыночной экономики. Однако в отдельных случаях участники конкуренции могут злоупотреблять ее инструментами, нарушать права остальных субъектов рынка, наносить ущерб общественным интересам. Речь идет о случаях недобросовестной конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»[125] определяет ее как «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам (конкурентам) либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации». К формам недобросовестной конкуренции относятся:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести вред его деловой репутации;

- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

- незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну[126].

На современном рынке одни и те же инструменты могут использоваться как средства в одном случае добросовестной, а в другом случае - недобросовестной конкуренции. В качестве средств недобросовестной конкуренции применяются, в частности, товарные знаки и реклама. В общем официальном определении понятия недобросовестной конкуренции указывается ее нацеленность на конкурентов. В этом определение расходится с перечисленными формами недобросовестной конкуренции, которые предполагают, что ее объектами могут быть как предприниматели, так и потребители.

Осуществляя защиту рынка от недобросовестной конкуренции, государство обеспечивает права собственников средств индивидуализации и потребителей товаров, регулирует рекламную деятельность.

 

§1. Государственная защита товарных знаков и прочих средств индивидуализации

Товарный знак является одним из объектов промышленной собственности (разновидности интеллектуальной собственности). Этот термин связан с терминами «торговая марка» и «бренд», которые не фигурируют в российском законодательстве, но активно используются в научной литературе и на практике.

Содержание и соотношение указанных терминов как в теории, так и в практической деятельности понимается по-разному. Одни рассматривают их как синонимы, другие различают, вкладывая в каждый термин особое содержание. Наиболее логичной представляется следующая их трактовка.

Торговая марка - средство индивидуализации и идентификации товара, инструмент неценовой конкуренции, формирования потребительских предпочтений. Она включает в себя марочное название (имя товара) и графическую часть (символ, эмблему, особый шрифт, цветовую гамму, отражающие фирменный стиль). Частью марки могут быть объемная составляющая (форма самого товара или его упаковки), звуковые сигналы (например, мелодия, постоянно используемая в рекламе данной марки). Персонаж (реальный или вымышленный), регулярно рекламирующий данную марку, становится ее лицом. Компания может придерживаться различных марочных стратегий: стратегии индивидуальных торговых марок (для каждого товара создается особая марка), стратегии групповых марок (группа товаров продается под одной маркой) или стратегии единой марки (все товары фирмы продаются под одной маркой, название и графическое оформление которой совпадают с фирменными).

Товарный знак - юридический термин. Он представляет собой средство индивидуализации (в том числе марку или ее часть), зарегистрированное в установленном государством порядке и пользующееся правовой защитой.

Понятие «бренд» представляется наиболее сложным, включающим в себя два предыдущие. Брендом называют хорошо известную рынку, пользующуюся повышенным вниманием покупателей торговую марку. Бренд - торговая марка, наделенная на основе специально разработанной концепции с помощью особых маркетинговых технологий и инструментов воспринимаемым качеством, дополнительными ценностями функционального и эмоционального характера. Бренд представляет собой закодированную информацию, компактное представление товара производителем или продавцом. Это легенда о товаре, которую рассказывают потребителю. И это образ товара, складывающийся в представлении потребителей. Современная экономическая теория и теоретический маркетинг трактуют бренд как своеобразный марочный контракт, долгосрочные отношения производителя (продавца) и потребителя (клиента), базирующиеся на совпадении обещаний собственника бренда и его покупателя. Связь бренда с реальным качеством товара неоднозначна. Однако в большинстве случаев при создании бренда-долгожителя реальное качество товара, соответствующее запросам целевой аудитории, является его основой или ядром. Условием превращения торговой марки в бренд служит наличие у владельца исключительных прав на ее использование, т.е. регистрация марки в качестве товарного знака. Только в этом случае марка может превратиться в особый капитал (марочный капитал или бренд-капитал), способный приносить своему владельцу дополнительные доходы за счет больших объемов продаж и рыночной доли, более высокой (премиальной) цены, в виде платы за пользование на основе франчайзинговых договоров.

В наши дни понятие бренда стало универсальным. Наряду с товарным и корпоративным брендом используются термины: «бренд организации» (Единая Россия), «бренд мероприятия» (Олимпиада), страны (Россия), «бренд лица» (Николай Басков).

Современный рынок является рынком псевдоизобилия, на котором покупателю предлагается масса произведенных разными фирмами товаров, идентичных по своему назначению и реальным качественным характеристикам. В этих условиях именно воспринимаемое качество и дополнительные выгоды, ассоциируемые с определенной торговой маркой, становятся решающим аргументом в борьбе за кошелек покупателя, важнейшим инструментом неценовой конкуренции. Роль средств индивидуализации в современном рыночном соперничестве такова, что специалисты утверждают, что сегодня продаются не товары, а бренды. Их называют «безмолвными продавцами».

Прообразами нынешних торговых марок были клейма ремесленников. Они играли основную роль в спорных случаях, когда принадлежность товара ставилась под сомнение. Уже в то время клеймо уважаемого мастера служило определенной гарантией качества, символом его репутации. Широкое распространение торговые марки в современном виде получили со второй половины XIX в., когда стало развиваться машинное производство. Торговые марки были призваны выделить товар из общей массы, обеспечить покупателя информацией о происхождении товара, о его принадлежности определенному производителю.

В практике ведущих компаний бренды рассматриваются сегодня как часть нематериальных активов фирмы, не менее важных, чем здания, оборудование, сырье и т.п.[127] Торговые марки являются объектом бренд-менеджмента, который включает в себя вопросы их создания, развития и обеспечения достойного места на рынке, денежной оценки, купли-продажи. По мнению специалистов, бренд-капитал создает стоимость как для потребителей (упрощая обработку информации, усиливая уверенность при принятии решения о покупке, повышая удовлетворенность от использования продукта), так и для фирмы (способствуя эффективности маркетинговых программ, обеспечивая потребительскую лояльность, т.е. приверженность марке, создавая конкурентные преимущества, облегчая работу с дистрибьюторами, принося дополнительные доходы от заключения лицензионных сделок). Ценность бренда в ряде отраслей стала решающим фактором, определяющим рыночную капитализацию компаний.

Многие известные на мировом рынке бренды справили уже 100-летний юбилей. Среди них «Kodak» (1888), «Mercedes» (1890), «Соса-Cola» (1893) и др.

Российские бренды по степени своей известности за редким исключением уступают зарубежным, однако они довольно активно наращивают свой рыночный потенциал. Некоторые из отечественных марок своей популярностью обязаны советскому прошлому (например, «Аленка», «Мишка косолапый»), другие, появившись сравнительно недавно, были успешно «раскручены» (например, «Майский чай», «Рыжий АП», «Шармэль»).

Сегодня не существует единой методики оценки стоимости брендов, поэтому конкретные цифры оценок могут различаться. В любом случае они очень впечатляют. По версии консалтинговой компании Interbrand, самыми дорогими брендами мира в 2009 г.[128] были «Соса-Cola» (68,7 млрд долл. США), IBM (60,2 млрд долл. США), Microsoft (56,6 млрд долл. США). Лидерами рейтинга российских брендов в 2008 г. являлись «БиЛайн» (7,428 млрд долл. США), МТС (6,917 млрд долл. США), Лукойл (2,376 млрд долл. США), «Балтика» (1,006 млрд долл. США).

Необходимость государственной защиты товарных знаков обусловлена следующими обстоятельствами. Успешная торговая марка представляет собой реальную ценность капитального характера. В случае отсутствия исключительных прав на нее она эту ценность теряет, поскольку может быть использована любым участником рынка. Даже будучи зарегистрированной и пользуясь правовой защитой, марка может служить инструментом недобросовестной конкуренции. Речь идет об использовании участником рынка чужой торговой марки без согласия ее собственника, т.е. о подделках товаров. Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно помещены товарный знак (знак обслуживания) или наименование места происхождения товара, а также сходные с ними до степени смешения обозначения, называются контрафактными. Наряду с термином «контрафакт» на практике используется также «фальсификация». Эти понятия имеют различия с правовой точки зрения. Под первым понимается нарушение прав интеллектуальной собственности, а под вторым - нарушение технологии производства. В случае контрафактной продукции недобросовестный участник рынка либо полностью воспроизводит товар-оригинал и его торговую марку, либо незаконно использует чужой товарный знак для обозначения собственных товаров, либо использует частично элементы чужого товарного знака, создает собственные марки, очень похожие на уже существующие[129]. Все эти приемы в конечном итоге способны ввести покупателя в заблуждение, нарушают права потребителей на информацию и на качество. Контрафактная продукция может как производиться внутри страны, так и поступать на рынок из-за рубежа.

Подделка товаров деформирует конкурентные отношения, усугубляет присущую рыночной экономике информационную асимметрию, ведет к возрастанию трансакциейных издержек, связанных с оппортунистическим поведением участников рынка. Она затрагивает интересы различных сторон. Для производителей самовольное использование их товарных знаков недобросовестными конкурентами чревато прямыми финансовыми потерями, поскольку спрос переключается с легальных фирменных товаров на фальшивые, имеющие, как правило, более низкую цену. Но еще больший ущерб наносится имиджу и деловой репутации фирмы, поскольку подделки, которые потребитель не всегда способен распознать самостоятельно, обычно имеют более низкое качество по сравнению с оригиналом. Финансовый и моральный ущерб несет и введенный в заблуждение покупатель. В случае небезопасных для здоровья и жизни товаров к указанным видам ущерба может добавиться и физический. Потери несет также государство, поскольку поддельные товары — это, как правило, подпольно произведенные в стране или ввезенные контрабандным путем товары, с которых не платятся налоги и таможенные пошлины. Выходя за определенные пределы, контрафакт несет угрозу экономической безопасности страны. Государство поэтому должно регулировать вопросы использования торговых марок, обеспечивая права производителей и потребителей и реализуя собственные интересы. Вряд ли можно согласиться с позицией некоторых авторов, по которой контрафакт не только неизбежен, но и полезен для российской экономики, поскольку является для отечественных участников рынка источником накопления первоначального капитала. Ведь речь идет об интеллектуальном воровстве, нарушающем устои рыночной экономики, о деятельности, вступающей в противоречие с законом.

Законодательство и юридическая охрана товарных знаков стали формироваться со второй половины XIX в. Раньше всего была признана необходимость уголовных санкций за подделку товаров. Первыми, кто выступил в защиту товарных знаков, были представители французской буржуазии. Специальные законы в рассматриваемой области были приняты во Франции (1857 г.), Италии (1868 г.), Бельгии (1879 г.), США (1881 г.), Великобритании (1883 г.), Германии (1894 г.). Законы весьма подробно регламентировали правовой режим товарных знаков - их приобретение, использование и защиту, расширяли круг товарных обозначений, способных быть объектом исключительного права, централизовали регистрацию обозначений. Основные черты правовой системы охраны товарных знаков проявлялись в следующем:

- предпринимателю предоставлялось монопольное право на использование товарного знака в определенных территориальных пределах, в течение определенного времени;

- для установления или закрепления такого монопольного права вводилась государственная регистрация товарных знаков с соответствующим оповещением о состоявшейся регистрации;

- нарушением права на товарный знак считалось использование другим предпринимателем знака, имеющего тождество или сходство с охраняемым товарным знаком, т.е. зарегистрированным или получившим охрану помимо регистрации;

- по требованию обладателя права на товарный знак нарушение его права могло быть пресечено государством, а нарушитель привлечен к ответственности как гражданской, так и уголовной.

В настоящее время защита товарных знаков осуществляется в большинстве стран мира, в том числе на основе специальных законов.

Зарождение российского законодательства в области промышленной собственности можно отнести к XVII в., когда 22 апреля 1667 г. при царе Алексее Михайловиче был принят важный законодательный документ - «Новоторговый устав России», который содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Именно в этом документе впервые появляется упоминание клейма. В XVII в. клеймо в большей степени выполняло функцию таможенного знака, необходимого для различения русских и иностранных товаров и для подтверждения оплаты таможенной пошлины. Лишь после начала реформ Петра I, повлекших развитие промышленности, клеймо на товарах стало играть ту роль, которую в современном понимании играет товарный знак. В 1774 г. при Елизавете Петровне по предложению Мануфактур-коллегии издается первый русский правительственный указ об обязательном клеймлении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками с целью их различия. В 1830 г. в России был принят закон, в котором указывались точные правила и способы клеймления. Закон предписывал уголовное наказание за подделку товара и клейма, а в 1896 г. был принят Закон об охране товарных знаков, действовавший до Октябрьской революции. После революции вопрос о товарных знаках нашел отражение в декрете Совета народных комиссаров «О пошлине на товарные знаки» (15 августа 1918 г.), который обязывал предприятия зарегистрировать товарные знаки, получившие правовую охрану еще до революции. Неперерегистрированные товарные знаки впредь считались недействительными.

В СССР существовала практика регистрации товарных знаков, однако необходимости в их серьезной правовой защите не существовало в силу отсутствия рыночной конкуренции.

Развитие основ рыночной экономики в России поставило рассматриваемую проблему на совершенно иной уровень, потребовало принятия соответствующего закона. Тем более что российский рынок оказался наводнен поддельными товарами. Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» был принят 23 сентября 1992 г. С 1 января 2008 г. действие указанного закона прекращено, поскольку отношения в рассматриваемой области с этого момента стали объектом регулирования вступившей в силу IV частью Гражданского кодекса Российской Федерации[130].

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) рассматривает средства индивидуализации как объекты интеллектуальной собственности (исключительных прав). Помимо товарного знака к подобным средствам, потенциально являющимся основой брендин-га, относятся знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров и коммерческие обозначения. Кодекс дает определения этих понятий и раскрывает их соотношение. В нем определены также порядок их регистрации, использования и передачи.

Фирменное наименование - название коммерческой организации (юридического лица), которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при их государственной регистрации. Кроме собственно названия организации фирменное наименование должно содержать также указание на ее организационно правовую форму. ГК РФ установлены основные требования к содержанию фирменного наименования (язык, условия использования иностранных заимствований, недопустимость включения отдельных элементов). ГК РФ не допускает распоряжение фирменным наименованием (его отчуждение или предоставление другому лицу права пользования). Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня регистрации юридического лица и прекращается в связи с прекращением деятельности юридического лица или его переименованием.

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров. Знак обслуживания используется для индивидуализации работ и услуг. В качестве товарных знаков (знаков обслуживания) в России могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и иные обозначения или их комбинации. Товарный знак (знак обслуживания) может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Регистрация осуществляется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам на основании заявки. Ее содержание и порядок подачи определены ГК. Заявка проходит два вида экспертизы, после которых принимается решение о регистрации товарного знака (знака обслуживания) или об отказе в ней. В кодексе приведены основания для отказа в регистрации. Не допускается регистрация обозначений, не обладающих различительной способностью, состоящих исключительно из элементов, представляющих собой различные государственные символы и знаки, символы и знаки международных и межправительственных организаций, официальные клейма, печати, награды и др. знаки отличия, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, обозначения, нарушающие авторские права, и т.д.

Собственник может не только сам использовать товарный знак, размещая его на упаковке, этикетках, документации, в сети Интернет и т.п., но и продать исключительные права на него или предоставить права его использования на основе лицензионного договора другому участнику рынка.

Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки. Срок действия может быть продлен на очередные десять лет по заявлению, поданному правообладателем в течение последнего года действия указанного права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно вследствие его неиспользования непрерывно в течение любых трех лет после регистрации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.