Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 26 страница




На данном этапе развития России более существенное значение для решения ее региональных проблем имеет такой инструмент, как разработка и реализация государственных целевых программ регионального развития. Самое важное качество целевых программ заключено в их антиинерционном потенциале. Целевая программа уже по определению противостоит планированию от достигнутого (принципу, дискредитировавшему себя еще в советский период), заменяя его планированием от поставленной цели. Следовательно, целевые программы ориентируются не на уже сложившуюся структуру интересов существующих звеньев экономики, а на осуществление структурных сдвигов, соответствующих изменяющейся системе потребностей. Поэтому федеральные и региональные целевые программы выступают как эффективный инструмент реализации необходимых обществу территориальных сдвигов.

Вместе с тем, несмотря на обилие федеральных и региональных целевых программ, по признанию специалистов, многие из них представляют лишь внушительные перечни инвестиционных предложений без привязки к конкретным источникам финансирования, без жесткой ориентации на конкретный результат, без определения компетентных организаций, ответственных за их реализацию, т.е. без системы программного управления. «А ведь без перехода к программному управлению, по мнению О. Пчелинцева, даже самые лучшие программы останутся на деле "бумаготерапией".. Образно говоря, программа без программного управления - это снаряд без пушки. Его можно носить с места па место, на нем можно даже подорваться, но поразить цель им нельзя»[181]. Задача состоит, следовательно, не в отказе от программ, а в повышении их качества, в превращении их в действенный инструмент эффективного социально-экономического развития регионов и проведения активной региональной политики.

Таким образом, в настоящее время все острее осознается проблема необходимости обновления региональной политики, центральным постулатом которой должно быть достижение гармонии интересов федерального центра и регионов, переход на вектор развития, обеспечивающий одновременно конвергенцию регионов по их социально-экономическому уровню и интеграцию единого экономического пространства России.

 

Литература

1. Гранберг А. Основы региональной экономики. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.

2. Дулыциков Ю. Региональная политика и управление. - М.: Изд-во РАГС, 2001.

3. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. - М: УРСС, 2004.

4. Кузнецова О. Региональная политика в России в постсоветское время: история развития // Общественные науки и современность. 2005. № 2.

5. Лексин В., Швецов А. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2002.

6. Мельников Р. Проблемы теории и практики государственного регулирования экономического развития регионов. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

7. Пчелинцев О. Региональная экономика в системе устойчивого развития. - М.: Наука, 2004.

8. Шарипов Ш. Стратегия регионального развития: выравнивание или поляризация? // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 2 (29).

9. Швецов А. Либерализация государственной региональной политики // Вопросы экономики. 2006. № 7.


Глава 14 Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды

§1. Объективная необходимость, цели и задачи государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования

Государственное регулирование охраны окружающей среды в России имеет давнюю историю. Первые письменные законодательные акты по охране окружающей среды относятся к XI в. В «Русской правде» (включавшей в себя «Правду Ярослава» (1015 г.) и «Правду Ярославичей» (1072 г.) предусматривалась ответственность за недозволенные действия по отношению к землям, лесам, диким животным. В XVI-XVII вв. были изданы царские указы об ограничении охоты на важных пушных зверей: соболя и бобра. Уже тогда сформировалась проблема недостатка дичи. Во второй половине XVII в. Алексей Михайлович принял Указ «Об охоте», ограничивающий се сроки, возможные зоны и предусматривающий санкции к нарушителям этих ограничений.

Особенно активную природоохранную политику проводил Петр Первый. В его царствование принимались указы о сохранении лесов и порядке их вырубки, указы по сохранению животного мира. Были выделены охраняемые и эксплуатируемые леса. К охраняемым относились в основном, леса способствующие предотвращению эрозий вдоль водных путей, а также необходимые для кораблестроения дубовые леса. В Санкт-Петербургской губернии запрещались отстрел лосей, хищнические способы ловли рыбы. Указом 1718 г. жителям Санкт-Петербурга запрещалось сбрасывать мусор в Неву и другие реки города, предусматривалось укрепление берегов и укрепление почвенного покрова.

Вместе с дальнейшим развитием промышленности в России началось варварское уничтожение лесов, хищническая эксплуатация недр и рыбных запасов, истребление редких животных. За 30 лет (с конца 1840-х гг.) почти наполовину были вырублены леса в лесостепных районах России. Возобновление интереса к природоохранным мероприятиям наступило только к концу XIX в., когда были приняты Лесной кодекс, Охотничье законодательство. Однако эти меры носили половинчатый характер и были малоэффективными. В этот период большое распространение получает общественное движение по пропаганде природоохранного сознания: создаются Уральское общество естествоиспытателей, Петербургское общество покровительства животных, Общество по охране природы в Екатери-нославской губернии, Харьковское общество любителей природы, Постоянная природоохранительная комиссия при Русском географическом обществе. Однако действия этих общественных организаций не подкреплялись государственными актами.

Специальные законодательные акты, регулирующие эксплуатацию природных ресурсов, принимались в 1920-1930-е гг. Эксплуатация недр регулировалась Горным положением (1927 г.), санитарная охрана вокруг источников водоснабжения - Постановлением 1928 г. и т.д. Однако с 1930-х гг. победил узкопрагматический подход к окружающей среде, сочетавшийся с неоправданными надеждами на возможности человека в деле преобразования природы.

Новый период в деле государственного регулирования охраны окружающей среды наступил в 1950-е гг. Были разработаны и приняты постановления «О неотложных мерах по защите почв от ветровой и водной эрозии» (1967 г.), «О мерах по усилению охраны рыбных запасов в водоемах» (1969 г.), законодательные акты «Основы земельного законодательства» (1968 г.), «Основы законодательства о недрах» (1975 г.), «Закон об охране атмосферного воздуха» (1980 г.), «Закон об охране и использовании животного мира» (1980 г.) и др. Особенностью советской экономики этого периода был экстенсивный путь развития: освоение и использование новых сельскохозяйственных площадей, расширение добычи полезных ископаемых. Несмотря на принятые законодательные акты и постановления, эксплуатация природных ресурсов осуществлялась хищнически: только 1-1,5% добытых ресурсов шло на производство продукции, более 98% возвращались в природную среду в виде отходов.

Переход на новые методы хозяйствования во второй половине 1980-х гг. выразился во введении для предприятий и организаций платы за природные ресурсы, за выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду. С 1982 г. введена плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем предприятиями и организациями. Был создан Государственный комитет по охране окружающей среды, в функции которого вошли контроль и управление в области природопользования и охраны окружающей среды, была также создана государственная экологическая экспертиза, проводящая экологическую оценку проектов строительства и реконструкции промышленных и других объектов.

Научно-техническая революция усилила влияние техногенных факторов на окружающую среду. По мере хозяйственного развития естественные ограничители использования природных ресурсов (не тощение запасов невоспроизводимых ресурсов и загрязнение окружающей среды) становятся все более жесткими, поскольку снижаются возможности окружающей среды к самовосстановлению. Сложилась ситуация взаимозависимости: развитие экономики негативно отражается на окружающей среде, вызывает нарушения экологического равновесия, а ухудшение экологической обстановки, истощение ресурсов неблагоприятно сказывается на возможностях разития производства. Возникла объективная необходимость экологизации экономической жизни, т.е. перехода к природосберегающим методам хозяйствования, основанным на учете природно-ресурсных затрат.

Обострение внимания в этот период к экологическим проблемам характерно для многих стран. Именно тогда формируется энвайрон-ментальная экономика (environment economics) - экономика окружающей среды, в принятом в России варианте - экономика природопользования.

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования диктуется необходимостью оздоровления экологической обстановки в России, снижения ее неблагоприятного воздействия на здоровье людей, сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы

На территориях, где сосредоточено основное население России, удельные показатели нарушения окружающей среды на единицу площади и единицу ВВП являются повышенными. Например, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составляют в Москве 94,9 тыс. т, в целом по России - 20,1 млн т, сброс загрязненных сточных вод - 17,1 млрд м3, нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью 46 тыс. га[182]. По оценочным данным, более 75% населения России живет в неблагоприятных экологических условиях.

Экспертные оценки риска как вероятности негативного влияния загрязняющих веществ на здоровье населения показали, что общее годовое число случаев смерти от загрязнения атмосферного воздуха взвешенными веществами равняется 5% ежегодных случаев смерти. В ряде районов антропологические нагрузки превысили установленные нормативы, что приводит к ухудшению условий жизни населения. Особенно неблагоприятными являются Московская, Иркутская, Свердловская, Самарская, Челябинская области.

Следует отметить, что в крупных городах основная составляющая в объеме выбросов вредных веществ в атмосферу приходится на долю автотранспорта (в Москве - 88%) в связи с резким увеличением количества автомобилей в личном пользовании, а также на долю черной и цветной металлургии.

Кроме загрязнения воздуха и воды результатом непродуманного варварского отношения к окружающей среде является проблема техногенного загрязнения земель тяжелыми металлами, радиоактивными элементами, нефтью и нефтепродуктами, химическими средствами для защиты растений и другими токсичными веществами. Особую опасность для сельскохозяйственных земель представляет невыполнение обязательных почвозащитных и иных природоохранных мероприятий, в связи с этим усиливаются процессы деградации почвы, ухудшается гидрологический режим водосборных бассейнов, снижается способность природных комплексов к саморегуляции и поддержанию продуктивности сельскохозяйственных угодий.

Для 55% территории России самой острой признана проблема нарушения качества земель в процессе хозяйственной деятельности и невыполнения обязательных работ по их рекультивации.

Серьезного внимания требует проблема загрязнения вод. Практически все поверхностные источники водоснабжения подвергаются загрязнению, качество их вод не соответствует нормативным требованиям.

В последние годы в связи с летней засухой серьезной проблемой стали лесные пожары. По официальным данным Рослесхоза, на начало сентября 2010 г. во время пожароопасного периода на территории страны возникло более 30 тыс. природных пожаров общей площадью более чем 1,246 млн га[183]. Площадь лесных земель, поврежденных пожарами, за последние 10 лет возросла более чем в пять раз, причем абсолютное большинство всех пожаров — антропогенного происхождения.

Ухудшение экологической обстановки - это результат накопленных за многие десятилетия структурных деформаций народного хозяйства. Тяжелое экономическое положение предприятий, изношенность основных производственных фондов, несовершенство законодательства, отсутствие эффективных экономических природоохранных механизмов создает предпосылки для крупномасштабных техногенных катастроф.

К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:

- преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, применение устаревших энергоемких технологий, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов;

- низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рензных платежей за пользование природными ресурсами;

- резкое ослабление управленческих и, прежде всею, контрольных функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

- высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;

- низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

- последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;

- низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения.

Обострение экологической ситуации связано также с недостатком бюджетных ассигнований отраслей, ответственных за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, рыбное хозяйство, природоохранные органы, геологоразведка и др.). Несовершенство законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по горизонтали и вертикали приводит к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и к экономической безнаказанности.

Таким образом, приоритетными проблемами, решение которых представляется неотложным, являются:

- неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха в городах;

- неудовлетворительное состояние источников водоснабжения и качества питьевой воды;

- деградация и загрязнение земель, в том числе сельскохозяйственных угодий;

- угроза качественному и количественному разнообразию животного и растительного мира.

Решение этих проблем возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих разрушение и деградацию природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Эти цели сформулированы в Федеральном законе от 22.08.2004 №122-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в Экологической доктрине РФ, которые определили направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в сфере природопользования на долгосрочный период.

 

§2. Формы государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России

Кажущееся непримиримым противоречие между активным природопользованием и сохранением окружающей среды в состоянии разрешить только государство, в распоряжении которого находится все многообразие эффективных директивных и экономических регуляторов.

Конечная цель государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования - сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращение экологически вредного воздействия на них хозяйственной деятельности, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности страны. Государство определяет приоритеты природоохранной политики и разрабатывает хозяйственный механизм природопользования.

Субъектами управления природопользования являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объем властных полномочий. Координационные функции в осуществлении государственной экологической политики возложены на Министерство природных ресурсов РФ. В его функции входит комплексное управление природоохранной деятельностью в стране, проведение единой научно-технической политики по охране природы и использованию природных ресурсов; контроль использования и охраны земель, поверхностных вод и атмосферного воздуха, растительного и животного мира; подготовка и внесение в правительство предложений по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов; разработка предложений по совершенствованию экономического механизма природопользования; утверждение экологических нормативов, правил и стандартов по регулированию использования природных ресурсов и охраны природной среды от загрязнений. Министерство обязано осуществлять экологическую экспертизу генеральных схем развития и размещения производительных сил, предприятий и объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов; выдавать в установленном порядке разрешения на захоронение промышленных и иных отходов, выбросы вредных веществ в окружающую среду и т.п.

Объектами охраны окружающей среды являются:

- естественные экологические системы;

- озоновый слой атмосферы;

- земля и ее недра;

- поверхностные и подземные воды;

- атмосферный воздух;

- леса и иная растительность;

- животный мир;

- микроорганизмы;

- генетический фонд;

- природные ландшафты.

Особой охране подлежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Объектом управления природопользованием и охраны окружающей среды является деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правового регулирования.

Для результативного управления необходимо точное знание состояния окружающей среды, с этой целью используется мониторинг. Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Экологический мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменение состояния окружающей среды под влиянием антропогенной деятельности.

Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования предполагает использование как административных, так и экономических методов. Административные средства регулирования подразделяются на три группы: меры запрета, разрешения и принуждения. Меры запрета и разрешения осуществляются выдачей или отказом в выдаче лицензий, принятием законов и подзаконных актов. Принуждение также часто базируется на юридических нормах и формируется в виде обязательных условий для начала или продолжения хозяйственной деятельности. Государственные органы многих стран обязывают фирмы использовать определенные очистные сооружения для производственных отходов, предоставлять занятым на них минимальный набор социальных услуг, организовывать профессиональное обучение молодежи.

Нормативно-правовое обеспечение природоохранных мероприятий является актуальным и сейчас. В целом речь идет о необходимости экологизации всех отраслей права России, гармонизации природоохранительного законодательства субъектов Российской Федерации. За последнее время было принято немало законодательных актов, посвященных решению экологических проблем. Все вместе они образуют сложную правовую систему - экологическое законодательство. В основе его лежит Конституция РФ. Согласно ст. 42 Конституции РФ «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Второй уровень правовой системы составляют законы, детализирующие общие положения Конституции РФ, третий - подзаконные акты, а также разработанные на их основе технические акты. В 1997 г. законодательством Российской Федерации были определены основные требования к охране окружающей среды и природопользованию, ограничения и запреты, виды правонарушений, влекущих за собой применение мер ответственности. В Уголовном кодексе РФ специальная глава «Экологические преступления», предусматривает ответственность за негативное воздействие на природную среду.

Основные принципы политики в области природопользования и охраны окружающей среды заложены в Федеральном законе от 20.12.2001 (с изменениями от 27.12.2009 г.) №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Этот законодательный акт определяет правовые основы государственной политики в области окружающей среды, обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений. Предметом регулирования являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанные с воздействием на природную среду на территории РФ. Закон содержит основные понятия экологической политики, требования к законодательству и основные принципы охраны окружающей среды с учетом прошедших перемен в стране.

Изложены основы управления в области охраны окружающей среды, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления России, права и обязанности граждан и иных некоммерческих объединений. Для обеспечения результативности нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования, кроме предусмотренных мер ограничений и наказаний, необходимо устранение противоречий между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих полноценное применение федеральных законов.

Защита окружающей среды и регулирование природопользования в иерархически выстроенном хозяйстве опирались в основном на меры прямого государственного воздействия.

К мерам косвенного регулирования можно отнести бюджетное финансирование; рентные платежи; штрафные санкции; нормы налогообложения. Необходимо гибкое сочетание платежей за природные ресурсы, налоговых начислений и стимулирования природоохранных мероприятий и производства экологически чистой продукции. Мерами стимулирования могут быть предоставление субсидий и другие формы финансовой поддержки, выделение приоритетов при государственных закупках, размещении контрактов, а также поощрительная налоговая политика, стимулирующая использование экологически чистых технологий, товаров и услуг независимо от страны производителя, повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров.

Для результативного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования необходимо точное знание состояния окружающей среды. С этой целью используется государственный экологический мониторинг. Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие определить их состояние и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 63. Организация государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (редакция от 27 декабря 2009 г.).

Экономические методы государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования предполагают: государственную экспертизу; нормативы платы за загрязнение; экологическое страхование; лицензирование; экологическую сертификацию; экологическое аудирование; экологические налоги. Основной задачей государственного регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования является создание экономического механизма, не только снижающего, но и предотвращающего загрязнения.

Государственная экологическая экспертиза введена в действие Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ (в редакции на 01.01.2010 г.) «Об экологической экспертизе». Принято также постановление Правительства РФ от 11.07.1996 №698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».

Цель государственной экологической экспертизы - обеспечение принятия экономически обоснованных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами. Она определяет характер и степень потенциального воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей природной среды, а также ожидаемые экологические и связанные с ними социальные и экономические последствия.

Государственная экологическая экспертиза осуществляет предупредительный контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, следит за соблюдением законодательных и нормативных требований по вопросам технологической безопасности, конструктивной надежности, строительной устойчивости, реализации намечаемой деятельности в предплановой, предпроектной и проектной документации, т.е. государственная экологическая экспертиза представляет собой правовой инструмент обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственных, управленческих и иных решений.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами.

Плата за загрязнение окружающей среды опирается на принцип материальной ответственности виновника экологического нарушения и взимается в соответствии с Постановлением правительства РФ №632 от 28.08.1992 (в редакции от 14.05.2009 г.). Это постановление было в дальнейшем дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих инфляцию. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента.

В последнее время в мировой практике делается акцент на рентные платежи как основную форму платы за использование природных ресурсов. Рентные платежи способствуют изъятию особого дифференциального рентного эффекта, который не зависит от эффективности работы предприятия. Таким образом, не заработанная, а созданная природой часть дохода предприятия будет возвращаться природе и обществу и удовлетворять общественные и экологические нужды. И государство - как собственник природных ресурсов - обязано обеспечить все условия для такого возврата. При определенных рентных платежах государство должно учитывать затраты, направленные бизнесом на экологию.

Принцип «загрязнитель платит» срабатывает не всегда эффективно, так как он не становится барьером для загрязнения окружающей среды. Бизнес может платить, а экология от этого улучшаться не будет. Главное внимание в мире сейчас уделяется стимулированию внедрения экологически безопасных технологий.

Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан может стать экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращения загрязнения окружающей среды.

Правовое регулирование экологического страхования в первую очередь осуществляется Гражданским кодексом РФ, глава 48 которого специально посвящена страхованию. Для экологического страхования главным образом имеют значения положения, содержащиеся в ст. 927, 929, 931, 966, которые прямо закрепляют некоторые аспекты, относящиеся к страхованию ответственности. Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей природной среды, обязаны возместить причиненный ими вред в полном объеме. В этом законе предусмотрено добровольное и обязательное экологическое страхование на случай экологических бедствии, аварий и катастроф. Кроме того, экологическому страхованию посвящена ст. 18 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Основой экологического страхования является соблюдение главных принципов: максимальное предотвращение убытков третьих лиц и поддержание экономических интересов самого страхователя в виде гарантий сохранения собственных ресурсов и возможности дальнейшего функционирования, заинтересованность страховщика в минимизации страхового возмещения и максимальном использовании создающихся финансовых ресурсов на осуществление природоохранных мероприятий. Введение экологического страхования позволит возместить, по экспертным оценкам, до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний и тем самым снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты. Процесс страхования экологической ответственности может осуществляться как с участием, так и без участия страховой компании путем взаимного страхования промышленных компаний, которые могут создавать объединенные фонды или формировать собственный резервный фонд.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.