Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 31 страница




Применение количественных ограничений носит недискриминационный характер, т.е. они применяются вне зависимости от страны происхождения товара.

Весьма многочисленная категория инструментов нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности связана с выполнением таможенных или административных формальностей. К ним можно отнести:

- импортные налоги и сборы (например, пограничный налог; портовый сбор; гербовый сбор; сборы, связанные с оформлением документов, досмотром и проверкой качества товара на таможне и т.п.);

- импортный депозит - денежный залог, который импортер должен внести в уполномоченный банк перед закупкой товара;

- стандарты и нормы (сертификация ввозимых товаров и услуг);

- требования к упаковке и маркировке («экологически дружественная» упаковка, экомаркировка, возможность утилизации и вторичной переработки упаковки).

С 1 июня 2010 г. вступил в действие пакет законов о ратификации соглашений по таможенному союзу. Соглашения унифицируют санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные правила, а также правила оценки подтверждения соответствия продукции и др. В ноябре 2010 г. заключено Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации», предусматривающее, что стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования. В технических регламентах таможенного союза устанавливаются требования к продукции и связанным с ними процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия. В них также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры.

Косвенными мерами регулирования являются валютные ограничения, налоговые льготы и др. Валютные ограничения - это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями (например, введение правил регулирования переводов и платежей за границу: вывоза капитала, репатриации прибыли; ограничения на осуществление сделок с рядом стран и т.п.). Экспортерам определенных видов продукции предоставляются налоговые льготы: освобождение от уплаты налогов, отсрочка их платежа, налоговые скидки.

К нетарифным барьерам можно также отнести запрет на импорт определенных видов товаров при наличии аналогов местного производства; предписание о содержании доли отечественного сырья в готовой продукции; формирование системы национальных транспортных тарифов в интересах отечественных производителей и экспортеров; закрытие некоторых портов и железнодорожных станций для иностранных продавцов и др.

В системе мер государственного регулирования внешней торговли особое место занимают запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.

К запретительным мерам относятся экономические санкции преднамеренная приостановка или угроза приостановки сложившихся внешнеэкономических отношений, инициированная правительством или международным сообществом. Их задачей является воздействие на проводимую лидером какой-либо страны политику. Для обоснования введения санкций декларируются, например, такие цели, как борьба с терроризмом, наркотиками, предотвращение «гуманитарной катастрофы», борьба с тоталитарным режимом. Санкции рассматриваются либо как альтернатива военным действиям, либо как дополнение к ним. Экономические санкции могут быть односторонними или многосторонними. Второй вариант осуществляется под эгидой международных организаций (Организация Объединенных Наций (ООН)).

Несмотря на то, что санкции нацелены на внешнеполитические отношения, они реализуются посредством ограничения внешнеэкономических отношений, как торговых, так и финансовых. Введение санкций непосредственно связано с прекращением или ограничением в той или иной степени экспорта и импорта товаров и услуг. Однако набор инструментов санкций гораздо шире: это и ограничение кредитования, инвестиций, доступа к различным видам телекоммуникаций, транспорта.

В Законе «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»[244] предусмотрено принятие запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, если это необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН, для поддержания равновесия платежного баланса страны или в связи с мерами валютного регулирования. В Законе также содержится положение о возможности введения затрагивающих внешнюю торговлю товарами мер, не носящих экономического характера, исходя из национальных интересов страны. Эти меры вводятся, если они необходимы:

- для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

- для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

- для защиты культурных ценностей;

- для выполнения международных обязательств Российской Федерации и т.д.

Внешнеторговые ограничения могут быть связаны с осуществлением экспортного контроля[245]. В настоящее время происходит дифференциация стран по степени доступа к высоким технологиям. Экспортный контроль распространяется в основном на стратегически важные технологии и новые товары. На уровне компаний он ориентирован на проведение конкурентно-профилактических мероприятий и на борьбу с промышленным шпионажем.

К инструментам государственного регулирования следует отнести также меры, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Основными направлениями государственной поддержки внешней торговли в Российской Федерации являются: кредитование участников внешнеторговой деятельности; обеспечение функционирования систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; проведение кампаний по продвижению российских товаров, услуг интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Кредитование участников внешнеторговой деятельности осуществляется на льготных условиях. Льготное кредитование предполагает в первую очередь поддержку экспортеров:

- установление пониженных ставок по экспортному кредиту;

- увеличение сроков кредитования;

- предоставление долгосрочных кредитов на развитие экспортного производства;

- создание специальных организаций (банков и фондов), предоставляющих кредит для реализации продукции, требующей долгосрочного финансирования;

- развитие форм смешанного кредитования, основанных на использовании государственных и частных финансовых средств;

- рефинансирование части экспортных кредитов, предоставленных коммерческими банками;

- субсидирование разницы между льготной и текущей рыночной ставкой по кредитам.

Предоставление кредитов импортерам происходит в форме целевых финансовых и товарных кредитов, которые должны быть использованы для закупки определенной продукции у фирмы-экспортера.

Другим средством поддержки экспорта являются государственное страхование и гарантирование экспортных кредитов для обеспечения защиты от рисков, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Коммерческие и политические риски весьма разнообразны. К ним относятся:

- риск неплатежа иностранного партнера, задержка платежа, банкротство;

- изменения в налоговой системе, таможенном регулировании и лицензировании;

- изменения рыночной конъюнктуры, колебания курсов валют;

- общенациональные забастовки, резкие изменения политической обстановки, гражданские волнения, военные действия, арест имущества по требованию властей, национализация, экспроприация собственности и т.п.

Страхование осуществляется через государственные и частные страховые компании; экспортно-импортные банки, уполномоченные специализированные банки и организации.

К мерам поддержки национальных производителей и экспортеров относится также создание благоприятных условий на внешних рынках, информационное, консультационное, маркетинговое, техническое и дипломатическое содействие.

Согласно Закону «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» создается система внешнеторговой информации, которая включает в себя следующие сведения:

- о российских лицах и об иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

- о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии;

- о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

- о российском и иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности;

- о деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

- о деятельности Российского экспортно-импортного банка и других организаций, оказывающих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности;

- о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации;

- о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам;

- о законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования;

- о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности;

- о перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз которых с ее территории запрещен и др.

Торговые представительства за рубежом могут по просьбе российских предприятий проводить маркетинговые исследования, консультации по вопросам законодательства; содействовать урегулированию торговых споров, организации визитов и проведению деловых встреч и т.п.

В нашей стране предоставить информацию участникам внешнеэкономической деятельности могут Торгово-промышленная палата РФ[246], Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт, банки, общественные организации, международные объединения.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭс от 19 ноября 2010 г. утверждена Концепция создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли таможенного союза, целью создания которой являются: обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории таможенного союза, а также осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Ожидается, что создание данной системы приведет к единообразному применению мер тарифного и нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на таможенной территории таможенного союза; обеспечению единого торгового режима в отношении третьих стран; своевременному и обоснованному взысканию и уплате налогов и таможенных пошлин; централизованному учету и контролю применения льгот, лицензий, квот, санитарных и ветеринарных сертификатов, обеспечению руководства государств-членов всеми видами статистического наблюдения и анализа внешней и взаимной торговли таможенного союза.

Государственная организационная, информационная и консультационная поддержка национальных предприятий осуществляется во всех странах. Так, в Японии действует созданная на средства государственного бюджета полуправительственная организация «Джетро», функциями которой являются: сбор и обработка информации о внешних рынках; организация деловых контактов, пропаганда японских товаров; научно-техническое содействие на стадии разработки и производства экспортных товаров. Во Франции служба поддержки внешней торговли предоставляет участникам внешнеэкономической деятельности коммерческую и отраслевую информацию, оказывает услуги гго изучению рынков; оценивает динамику спроса; анализирует экспортный потенциал фирм; занимается рекламой и выпуском каталогов.

Таким образом, в современных условиях в распоряжении государства имеется целый арсенал разнообразных средств регулирования внешней торговли. Выбор конкретных инструментов и мер, их сочетание во внешнеэкономической политике зависят от множества факторов, определяющих приоритеты экономического развития страны.


[1] Бартенев С. История экономических учений. - М.: Юристъ, 2002. - С. 57 - 58.

[2] Schumpeter J.A, History of Economic Analysis. -N.Y., 1954. -P. 180.

[3] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.2. - М.; Л., 1935.-С. 258-259.

[4] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М: Наука, 1993.-С. 67.

[5] Ведута Е. Стратегия и экономическая политика государства. - М.: Акад. проект, 2004.-С. 203.

[6] Некоторые авторы считают, что теория «смешанной» экономики была разработана в 1920-е гг. В. Зомбартом, который считал, что в современной экономике «частная и общественная собственность будут существовать друг возле друга» (Sombart W. Deutscher Sozialismus. - Berlin, 1935. - S. 120). См. также: Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.1. - М., 1972. - С. 565.

[7] Теория государства благоденствия возникла в 1950-е гг. в период экономического подъема в странах Западной Европы и США. Одним из создателей этой теории был шведский экономист и государственный деятель Г.К. Мюрдаль (1898-1987 гг.), автор известной книги «За пределы государства благоденствия».

[8] Экономика США: Учебник для вузов / Под ред. В. Супяна. - СПб.: Питер, 2003.-С 148.

[9] Эта работа была очень популярна в России в начале 1990-х гг., когда начался процесс массовой приватизации и разгосударствления экономики.

[10] Dugger И/ Transaction Cost Economics and the State / Transaction Cost, Markets and Hierarchies / C. Pitelis (ed.). - Oxford: Blackwell, 1993. - P. 193-202.

[11] Coieman J. Foundation of Social Theory. - Cambridge: Belknap-Harvard University Press, 1990.-P. 358

[12] Wolf С, Markets of Governments. Choosing Between Imperfect Alternatives. Cambridge: The MIT Press, 1988. - P. 87.

[13] БьюкененДж. Сочинения. - M., 1977. - С. 408.

[14] Там же. С 413.

[15] Пивоварова М. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (вопросы методологии, теории и современной российской практики). - М.: ИППС. 2000. - С. 14-16.

[16] Глобализация мирового хозяйства / Под ред. М. Осьмовой, А. Бойченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 85.

[17] Оhтае К. The End of Nation-State. - N.Y.: Free Press, 1995. - P. 5, 20.

[18] Оhmаe К. Putting Global Logic First. - HBR, 1995. - P. 119.

[19] Хорст 3. Эффект кобры: как избежать заблуждений в экономической политике (пер. с нем.). - М.: Новое издательство, 2005.

[20] Tinbergen J. On the Theory of Economic Policy. 1952.

[21] Ibidem.

[22] Лукас Р. Эволюция экономической политики, 1976.

[23] Стиглиц Дж. Многообразнее инструменты, шире цели // Вопросы экономики. - 1998.- №8.

[24] Хикс Дж. Теории экономической истории. - М.: НП Журнал «Вопросы экономики», 2003.

[25] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэк-гич, 1962.

[26] Правительство России начиная с 1990-х гг. очень активно использовало монетизацию для покрытия дефицита федерального бюджета. Так, только за три квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд руб. до 1,7 трлн руб. В 1997 г. дефицит бюджета составлял 95,4 млрд руб. (в деноминированных рублях), или 3,5% ВВП, что составляло 18% к общей сумме расходов федерального бюджета; в 1998 г. - 132,4 млрд руб., что составило 4,7% ВВП, или 26,5% от общей суммы расходов; в 1999 г. - 101,4 млрд руб., что составило 2,3% ВВП, или 16% от общей суммы расходов. С 1992 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита активно использовались кредиты ЦБ.

[27] Смит А. Указ. соч. С. 33.

[28] Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

[29] В России она называется ставкой рефинансирования.

[30] Деятельность ЦБ на первичных рынках ценных бумаг в большинстве стран, как правило, запрещена законом.

[31] Ревальвация - повышение стоимости валюты в золоте или в других валютах. Обычно производится государством в условиях долгосрочного положительного сальдо платежного баланса. Результатом ревальвации является удешевление стоимости импорта при одновременном удорожании стоимости экспорта. Тем самым снижается конкурентоспособность национальной экономики. Поэтому ревальвация как мера государственной экономической политики особой популярностью не пользуется.

[32] Такое рассмотрение собственности получило отображение в рамках марксистского направления экономической мысли, а также в трудах экономистов советского периода (В. Куликов, В. Черковец. Н. Колесов, К. Хубиев и др.).

К. Маркс анализировал собственность как систему отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена материальных благ. Отношения собственности в марксизме рассматриваются как объективные отношения, которые не зависят от воли и сознания людей. В концепции К. Маркса отношения собственности играют ведущую и приоритетную роль. Именно эти отношения определяют характер и способ соединения средств производства и рабочей силы.

[33] Так, В. Кошкин и В. Шупыро дают следующее определение собственности: «Собственность - это отношение между человеком, группой или сообществом людей (субъектом), с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом) - с другой, заключающееся в постоянном или полном отчуждении, отсоединении, присоединении объекта субъектом» (Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В. Кошкина и В. Шупыро. - М., 1997. -С. 9.).

[34] Так, Н. Колесов отмечал: «Некоторые советские экономисты считают, что собственность тождественна всей системе производственных отношений». Однако «нельзя собственность отождествлять со всей системой» (Колесов Н. Собственность в системе категорий политической экономии социализма // Актуальные проблемы политической экономии. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - С. 103-106).

Другие экономисты, напротив, отмечали, что «экономически собственность существует лишь в форме определенных производственных отношений» (Цаголов Н. Вопросы теории производственных отношении социализма. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - С. 68).

[35] Политическая экономия: Учебно-методическое пособие для преподавателей /Под. Ред. А. Сидоровича, Ф. Волкова. – М., 1993. – С. 87.

[36] Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В. Кошкина. - М., 2002.

[37] Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 №1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».

[38] Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. - М., 2004. - №4.

[39] Чернышев С. Россия суверенная: как заработать вместе со страной. - М.: Европа, 2007.

[40] Самуэльсон П. Экономика. Т.1. – М.: МП «Алгон», 1999. – С.163.

[41] Источник: Россия в цифрах. 2010: Краткий статистический сборник. – М.: Росстат, 2010. – С.461.

[42] Российский статистический ежегодник. 2010. – М.: Росстат, 2010. – С.569-570.

[43] Экономическая теория: истоки и перспективы. – М.: ТЕИС, 2006. – С.804.

[44] Российский статистический ежегодник. 2010. С. 691. Там же. С. 363.

[45] Там же. С. 363.

[46] Современные Соединенные Штаты Америки: Энцикл. справочник. - М: Политиздат, 1988. - С. 181, 184.

[47] Источник: Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России: Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14-15 февраля 2005 г., г.Москва). - М.: ФГНУ «Рос-информагротех», 2005. - С. 13.

[48] Народное хозяйство Российской Федерации. - М., 1992. - С. 394, 395.

[49] Россия в цифрах: Краткий стат. сб. - М.: Госкомстат России, 1996. - С. 317, 231.

[50] Россия 95: Стат. справочник. - М.: Госкомстат России, 1996. - С. 39.

[51] Россия в цифрах: Краткий стат. сб. (1996). -С. 316, 332, 335.

[52] Информационный статистический бюллетень. - М., 1995. - №7. - С. 5, 7.

[53] АПК: экономика, управление. - М, 1996. - №8. - С. 7.

[54] Россия в цифрах: Краткий стат. сб. - М.: Росстат, 2010. - С. 245, 425.

[55] Роль и место агропромышленного комплекса в удвоении валового внутреннего продукта России: Материалы Первого Всероссийского конгресса экономистов-аграрников (14-15 февраля 2005 гг., г. Москва). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - С. 9.

[56] Бергман X. Разделение труда и специализация сельского хозяйства (пер. с нем.). -М., 1969.-С. 107.

[57] Творцы кооперации: Сб. / Сост. Л. Самсонов. - М.. 1991. - С. 289.

[58] Бобылев С. Эффективность использования природно-сырьевых ресурсов агропромышленного комплекса. - М., 1987. - С. 125.

[59] Никонов А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). - М.: Энциклопедия российских деревень, 1995. - С. 494.

[60] Цены в Российской Федерации. - М.: Госкомстат России, 1995. - С. 174.

[61] АПК: экономика, управление. - С. 8, 22.

[62] Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика (пер. с англ.). 2-е изд. - М., 1993.-С. 85.

[63] Рубцов Б. Мировые рынки ценных бумаг. - М.: Экзамен, 2002. - С. 67-68.

[64] Берзон Н., Буянова Е., Кожевников М, Чаленко А. Фондовый рынок. - М: Вита-Пресс, 2001. - С. 354; Боровкова В. Рынок ценных бумаг. - СПб.: Питер, 2005. - С. 200-201; Рынок ценных бумаг / Под ред. В.Галанова и А.Басова. - М: Финансы и статистика, 2001. - С. 261.

[65] Рынок ценных бумаг / Под ред. В.Галанова и А.Басова. - С. 261-262.

[66] Рубцов Б. Указ. соч. С. 268.

[67] Батяева Т., Столяров И. Рынок ценных бумаг. - М., 2007. - С. 287-288.

[68] Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[69] Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ «О рынке ценных бумаг». - Гл.12.

[70] Собрание законодательства РФ. – М., 1996. - №17. – С. 1918; Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

[71] Белов В. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. - М., 2005. -С. 30-31.

[72] Вакунин Д. О новом регуляторе российского фондового рынка // Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 11. - С. 19-23

[73] www.fcsm.ru

[74] www.cbr.ru

[75] www.iosco.org

[76] Федеральный закон от 30.12.2006 №282-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[77] Федеральный закон от 20.03.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

[78] Федеральный закон от 20.03.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

[79] Там же

[80] Федеральный закон от 20.03.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

[81] www.gks.ru.

[82] www.stats.oecd.org.

[83] www.rg.ru.

[84] www.yestravel.ru

[85] www.ucheba.ru

[86] www.ddp-ext.worldbank.org

[87] www.databank.worldbank.org

[88] Sahlins М. The Original Affluent Society // www.eco-action.org.

[89] Worldwide NGO Directory // www.wango.org.

[90] World Development Report 1997: The State in a Changing World. - N.Y., 1997. -P. 59.

[91] Источник: World Development Report 2000/2001: Attacking Poverty. - N.Y., 2001.

[92] World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington, DC, 2007. - P. 27.

[93] www.microfinancegateway.org

[94] World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington, DC, 2007. - P. 30.

[95] www.worldbank.org

[96] www.ddp-ext.worldbank.org.

[97] www.worldbank.org.

[98] www.microfinancegateway.org

[99] www.jobsletter.org.nz.

[100] www.microfinancegateway.org

[101] World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington, DC, 2007. - P. 322.

[102] Ibidem. P. 35.

[103] Weiss J. Economic Policy in Developing Countries. The Reform Agenda. - New Jersey, 1995.-P. 119.

[104] www.cgdev.org.

[105] INTERECONOMICS. - Heidelberg, 1997. January/February. - P. 27.

[106] World Development Report 2008: Agriculture for Development. - Washington, DC, 2007. - P. 334.

[107] Римский договор - договор, подписанный 25 марта 1957 г. ФРГ, Францией. Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом, о провозглашении четырех свобод - свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По существу, Римский договор был первым в послевоенной истории соглашением о создании общего рынка. Европейский опыт в последующие десятилетия переняли почти все регионы планеты, но ни в одном из них не продвинулись так далеко, как это удалось сделать европейцам с 1957 г. Римский договор 1957 г. стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества, а также Европейской комиссии по атомной энергии. Впоследствии Европейская комиссия опубликовала Белую книгу, содержащую длинный перечень мероприятий, нацеленных на формирование полностью интегрированного рынка к январю 1993 г. Некоторые страны, стремясь предусмотреть последствия отмены пограничного контроля, опередили события, подписав в 1985 г. Шенгенский договор, а в 1990 г. - Соглашение о практическом его осуществлении.

[108] Glossary of industrial organization economics. - Paris: OECD, 1991; Антитрестовское законодательство и экономика. - Вашингтон, 1994.

[109] Фeдeральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции».

[110] Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М: Прогресс, 1982.

[111] Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. -М., 1992. - С. 38, 50.

[112] Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 27. - М.: Политиздат, 1980. - С. 385-386.

[113] В обобщенном виде «группу лиц» можно трактовать как единственное лицо (или нескольких лиц), в силу особых связей (имущественных, родственных) с хозяйствующим субъектом заинтересованное в результатах его деятельности или способное влиять на его деятельность. Федеральный закон от 26.07.2006 №>135-Ф3 «О конкуренции» устанавливает для «группы лиц» правовой режим единого хозяйствующего субъекта, а не запрещает ее как монополистическое соглашение. Например, родственники, владеющие разными предприятиями, производящими один товар или товары-субституты, захватившие соответствующую долю этого рынка, могут быть признаны группой лиц, занимающих доминирующее положение.

[114] Естественной монополией признается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства и существенным понижением издержек производства на единицу товара, а товары, производимые естественной монополией, не имеют заменителей, что приводит к особому типу спроса, в минимальной степени зависящего от цены.

[115] Учитывая положительный опыт стран СНГ в применении антимонопольного законодательства, РФ внесла на IV Конференции ООН предложение по ограничительной деловой практике (сентябрь 2000 г., Женева) о дополнении Типового закона об ограничительной деловой практике положениями, касающимися контроля действий регулирующих органов. Предложение было принято и нашло отражение в резолюции Конференции.

[116] Yachestova N. Competition policy in countries in transition. - New York & Geneva, 2000.

[117] Данный материал представлен на основе научных разработок экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, в частности А.Шаститко, С.Авдашевой.

[118] International Competition Network (Международная конкурентная сеть) - неформальное сообщество антимонопольных органов развитых стран и стран с динамично развивающейся рыночной экономикой, деятельность которого направлена на выявление путей повышения эффективности конкурентной политики (www.internationalcompetitionnetwork.org).

[119] McLean L. The origin and strange history of regulation in the UK: three case studies in search of a theory. - Barcelona, 2002.

[120] Ogus A. Regulation^ Legal Form and Economic Theory. - Oxford: Clarendon Press, 1994. – P.12.

[121] Averch H., Johnson L. Behavior of the Firm under Regulatory Constraint // Amer/ Economic Rev., 1962. – Vol.52.

[122] Foster С. Privatization, Public Ownership and the Regulation of Natural Monopoly. - Blackwell, 1992.

[123] Demsetz* Н. Why Regulate Utilities // Journal of Law and Economics. - Chicago, 1968.-Vol. 11.-P. 55-65.

[124] Coursey D., Isaac R.M., Smith V. Natural Monopoly and Contested Markets^ Some Experimental Results // Journal of Law & Economics. – Chicago, 1984. – Vol.27 – P.91-113.

[125] Данный закон заменил действовавший с 1991 года Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

[126] Федеральный закон от 26.07.2006 Ш35-ФЗ «О защите конкуренции».

[127] В ряде стран стоимость бренд-капитала на основании действующего законодательства включается в бухгалтерский баланс в качестве нематериального актива компании наряду с производственным оборудованием и недвижимостью. В России также стоимость брендов может учитываться в бухгалтерском балансе фирмы в разделе «Нематериальные активы». Банки могут рассматривать права собственности на бренд в качестве залога при выдаче кредитов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.