Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительно-выразительные средства языка




Текст (лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, повествование, рассуждение.

Повествование — это рассказ о событиях, происшестви­ях, действиях. Большая роль в этой форме словесного выра­жения принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они обозначают последовательно сменяющие друг друга события, обеспечивают развёртыва­ние повествования. Предложения в повествовании, как пра­вило, не бывают слишком длинными и сложно построенны­ми. Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении дейст­вий людей и явлений во времени и пространстве. Не случай­но исследователи не раз отмечали, что Пушкин «убирает» из повествования всё второстепенное, стремится оставить в пред­ложении только подлежащее и сказуемое, чтобы повествова­ние было живее, динамичнее. Например: Дуня села в кибит­ку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А. Пушкин «Станционный смотри­тель»)

Описание — это словесное изображение какого-либо яв­ления действительности путём перечисления его характер­ных признаков: описание предмета, места, состояния среды, состояния человека. В описании больше, чем в повествова­нии, слов, обозначающих качества, свойства предметов. Гла­голы в описании выступают, как правило, в форме несовер­шенного вида, часто в прошедшем времени. Эти особенности хорошо видны в отрывке из романа М. Булгакова «Белая гвардия»: Как многоярусные соты, дымился, и шумел, и жил Город Прекрасный в морозе и тумане на горах над Днепром.. Целыми днями винтами шёл из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег.

Для особой наглядности описания при описании могут быть использованы и формы настоящего времени глаголов.

Важно, что в описании формы глагольного времени обо­значают не последовательную смену деталей, частей, а их расположение на одной плоскости, как на одном живопис­ном полотне.

Рассуждение — это словесное доказательство (почему так, а не иначе; что из этого следует), объяснение «что это та­кое», размышление (как быть; что делать). Оно отличается от повествования и описания прежде всего более протяжёнными и сложнопостроенными предложениями (с обособлен­ными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи) и абстрактной лексикой, т.е. значительным количест­вом слов, обозначающих общие понятия (в повествовании и описании преобладают слова, обозначающие конкретные предметы и явления). Приведём пример рассуждения:

По-настоящему сильный человеквсегда добрый. (Тезис) Однажды к нам в секцию пришёл новенький. Не помню точно, но чем-то он мне, видите ли, не понравился. Новичок, конечно, ничего не умел, но я решил ему это доказать. Провел два-три болевых приёма и увидел, что он чуть не плачет Подошёл тренер, отвёл меня в сторону:

Ты сильный. Зачем же ты на слабого?..

У меня даже уши покраснели. И правда, зачем? (Обоснование.)

С тех пор (а прошло уже много лет) ни разу не поднимал руку на слабых. Понял: бороться с равным — это по-честному. Бить слабого — занятие не достойное. (Логический вывод.)

В любом рассуждении высказывается тезис, его обоснование и логический вывод из всего сказанного.

В научной речи обычно используется полное рассуждение, части которого связаны союзами ПОТОМУ ЧТО, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО. В разговорной и художественной речи преобладают сокращенные рассуждения союзов.

Типы речи На какой вопрос дается ответ в тексте? О чем говорится в тексте? Типичное строение текста Типичные языковые особенности
Описание Каков предмет, человек? О признаках предмета, человека и т.д. Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки предмета, человека и т.д. Возможен вывод Использование в художественном описании прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо
Повествование Что происходит с человеком, предметом? О событиях и действиях Вступление, завязка, развитие действия, кульминация, развязка Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность действий (сначала, потом, затем, после этого)
Рассуждение Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? Почему мы утверждаем это? О причинах и следствиях какого-либо явления, события Тезис (основная мысль), аргументы (доказательства) и выводы Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств (во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак…)

Указанные типы текстов в чистом виде встречаются редко. Чаще всего в тексте представлены элементы и повествования, и описания, и рассуждения.

Предложения в тексте могут быть связаны после­довательно, как бы по цепочке: второе - с первым, третье - со вторым и т.д. Эта связь называется цепной. Связь при этом осуществляется главным образом при помощи 1) повтора, одного и того же слова, 2) личных местоимений, слов, близких по значению, 3) союзов.

Например: «Точность и краткость — вот первые дос­тоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат» (А. Пушкин). За домом был заброшенный пруд. Пруд был весь покрыт зе­ленью. Здесь повтор выражен в словесной форме, но связь может быть установлена и с помощью семантического по­втора в виде перифразы: Утро. Туман рассеялся. Солнце уже было высоко над горами.

Цепная связь используется в текстах разных жанров и стилей речи. Это самый распространенный способ соедине­ния предложений. Широкое ее распространение объясняется тем, что она в наибольшей степени соответствует специфике мышления, особенностям соединения суждений, она встре­чается там, где мысль развивается линейно: и в текстах-описаниях, и в текстах-повествованиях, но особенно в текстах-рассуждениях научного стиля речи.

Другой вид связи предложений - параллельный. Эта связь осуществляется без связывающих слов, но при этом все предложения, начиная со второго, и по смыслу, и граммати­чески связаны с первым. Они как бы развертывают, конкре­тизируют его смысл. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и в первом предложении.

Например: Нашу верность проверяли каленым же­лезом. Нашу гордость испытали танками и бомбами (И. Эренбург).

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Прочитайте отрывки. Определите, к какому типу они относятся: к описанию, к повествованию или к рассуждению. Аргументируйте свое решение.

1. А видишь, моя мать меня не любит. Еще бы! Ей хочется жить, любить, носить светлее кофточки, а мне уже двадцать пять лет, и я постоянно напоминаю ей. Что она уже не молода. Когда меня нет, ей только тридцать два года, при мне же сорок три, и за что она меня ненавидит. Она знает также, что я не признаю театра. Она любит театр, ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству, а по-моему, современный театр - это рутина, предрассудок. Когда поднимается занавес и при вечернем освещении... великие таланты изображают, как люди едят, пьют, любят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - мораль маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе, - то я бегу и бегу, как Мопассан бежал от Эйфелевой башни, которая давила ему на мозги.

2. Я не работал ни разу в жизни. Родился в Петербурге, холодном и праздном, в семье, которая никогда не знала труда и никаких забот. Помню, когда я приезжал домой из корпуса, то лакей стаскивал с меня сапоги, я капризничал в это время, а моя мать смотрела на меня с благоговением и удивлялась, когда другие на меня смотрела иначе. Меня берегли от труда. Только едва ли удалось уберечь, едва ли! Я буду работать, а через двадцать пять-тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!

3. Все, все напоминало о приближении тоскливой, хмурой осени. И казалось, что роскошные зеленые ковры на берегах, алмазные отражения лучей, прозрачную синюю даль и все щегольское и парадное природа сняла теперь с Волги и уложила в сундуки до будущей весны, и вороны летали около Волги и дразнили ее: «Голая! Голая!»

4. Приезд графа был ожидаем: красивый молодой человек, видевший его в гостинице, уже оповестил о том предводителя. Впечатление, произведенное этим известием, было различно, но вообще не совсем приятно. (Л.Н.Толстой)

5. Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец. (А.П. Чехов)

6. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый туман. (И.С. Тургенев)

7. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим, или, по крайней мере, муромским разбойникам? (А. С. Пушкин)

8. Неправильное освещение при просмотре телевизионных передач отрицательно влияет на зрение. Лучше, если во время телевизионной передачи комната немного освещена, так как не всегда телевизор идеально отрегулирован, а дополнительное искусственное освещение смягчает резкость изображения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.