Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизнес организованной преступности 1 страница




 

Профессиональная преступность столь же стара, как и цивилизация. Однако организованная преступность (в современном смысле слова) родилась гораздо позже, примерно век тому назад. Дело в том, что возникновение организованной преступности – это качественно новый этап развития преступного мира. Если «неорганизованные» преступники являются аутсайдерами общества, то деятельность современных мафиози строится в основном по законам бизнеса, и поэтому они стали составным элементом общественной жизнедеятельности.

Общеизвестно, что главная цель преступных организаций – извлечение максимальной материальной выгоды. В связи с этим целесообразно вспомнить концепцию М. Вебера о двух принципиально различных типах «жажды наживы». Авантюристическая жажда обогащения (в т. ч. удовлетворяемая путем грабежа и воровства) наблюдается с древнейших времен. Но только в условиях капиталистического строя складывается отношение к богатству как к закономерному результату рациональной деятельности по производству потребительских благ. Организованная преступность функционирует по законам именно рационального капиталистического предпринимательства, и поэтому ее экономическая история неотрывно связана с историей рыночного хозяйства.

Формулируя определение организованной преступности, отечественные и зарубежные криминологии единодушно подчеркивают такие ее характеристики, как: а) устойчивость, систематичность и долговременность; б) тщательное планирование преступной деятельности; в) разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей – специалистов разного профиля; г) создание денежных страховых запасов («общаков»), которые используются для нужд преступной организации.

Нетрудно увидеть, что все эти признаки полностью копируют характерные особенности легального капиталистического предпринимательства. Поэтому организованную преступность следует рассматривать, в первую очередь, как особую отрасль бизнеса, специфическую сферу экономической деятельности.

Рассмотрим ряд особенностей экономики организованной преступности, которым в отечественной научной литературе уделено пока недостаточно внимания.

1. Спрос на мафиозном рынке. В основе деятельности организованной преступности лежит социальный заказ. Мафиозная преступная деятельность – это преступления особого рода, преступления, совершаемые по взаимному согласию, преступления, совершения которых желает потребляющая публика. Это относится не только, например, к наркобизнесу, когда мафиози всего лишь продают товар добровольно делающим выбор клиентам, но и к рэкету, когда организованная преступность берет на себя охрану предпринимателей от преступности неорганизованной.

Вообще можно сделать вывод, что организованная преступность складывается только там и тогда, где и когда возникает устойчивый и высокий спрос на запрещенные товары и услуги. Поэтому экономическая история организованной преступности – это поиск руководителями мафий свободных рыночных ниш, закрепление и расширение своих позиций в конкурентной борьбе с другими преступными организациями, а также периодическое «перепрофилирование», вызванное изменениями рыночной конъюнктуры. Мафия может отчасти «заказывать» спрос на свою продукцию (часто рэкетиры «защищают» бизнесменов от самих себя), но в целом она лишь удовлетворяет объективно сформировавшиеся общественные потребности. Например, широкий размах рэкета в России – порождение высокого спроса бизнесменов на правоохранительные услуги в атмосфере слабой спецификации прав собственности, разгула «обычной» преступности, низкой эффективности деятельности органов внутренних дел.

2. Профиль преступного производства. Экономика организованной преступности – диверсифицированная экономика, основанная на сочетании разных видов бизнеса, преступного и легального. Мафия (как и легальные фирмы) старается «не класть все яйца в одну корзину»: хотя есть преобладающее производство, дающее основную массу прибыли, мафиози не забрасывают окончательно старых промыслов и одновременно осваивают «плацдармы» для новых.

Изменение ведущей специализации объясняется при этом не столько противодействием органов правопорядка, сколько изменением спроса, деятельностью легального «большого бизнеса» и вытеснением старого малоприбыльного бизнеса новым высокоприбыльным. Кроме того, мафия обычно сочетает два направления экономической деятельности: нелегальное производство, где «зарабатываются» большие деньги, и легальное производство, где эти деньги «отмываются». В результате экономика организованной преступности выглядит как айсберг: на виду – легальный, относительно малодоходный сам по себе бизнес (например, переработка вторсырья), «под водой» – высокодоходный нелегальный бизнес (например, наркобизнес). Такую форму мафиозная экономика приобретает на той стадии своего развития, когда мафия институционализируется, стремится прочно «врасти» в официальную систему, не порывая при этом с преступными промыслами.

3. Издержки производства и прибыль преступного бизнеса. Нелегальный мафиозный бизнес обязательно высокоприбылен, причем средняя норма гангстерской прибыли отличается от нормального среднего дохода на несколько порядков. В легальном бизнесе 10 % годовых считаются очень высоким показателем, в то время как в наркобизнесе норма валовой прибыли в одной торговой сделке превышает 100 %.

В этом бизнесе невозможна обычная страховка предпринимательских рисков, которые достаточно высоки (при транспортировке наркотиков правоохранительные органы перехватывают примерно 10 % всех грузов).

Своеобразной страховкой можно считать систематический подкуп полиции и политиков. Однако эти «страховые взносы» огромны и доходят едва ли не до 2/3 валовой прибыли. Высоки также издержки «отмывания» преступных доходов. Очень своеобразны в мафиозном бизнесе издержки конкурентной борьбы: обычный бизнесмен рискует потерять свой капитал, мафиозный – и свою жизнь. В силу всех этих причин чистая прибыль преступных организаций не так уж велика, а ее легальное использование сильно затруднено.

4. Конкуренция на мафиозном рынке. Экономика организованной преступности олигополистична по форме и монополистична по существу. В стране, как правило, действуют несколько мафиозных организаций (кланов), занимающихся схожими промыслами. Во избежание потерь от самоубийственной междоусобной борьбы территория делится на районы, закрепленные за отдельными мафиозными группами. Изучение закономерностей экономики организованной преступности позволяет правильно выбирать стратегию сдерживания мафиозной деятельности, минимизации ее негативных последствий.

 

6. Роль коррупции в организованной преступности

 

Как отмечалось выше, неотъемлемой частью организованной преступности (ОП) является коррупция. Организованной группе сложнее скрыть свою деятельность, чем отдельному преступнику. Можно сказать, что ОП не скрывает свою деятельность, а блокирует реакцию государства с помощью коррупции. До сих пор не выработано само понятие коррупции, что объясняется трудностью его определения. Даже рекомендации международных организаций по этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Так, в результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года, межрегионального семинара по проблемам коррупции (Гавана, 1990 год) в кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением. Уголовная ответственность за злоупотребление служебным положением и получение выгоды, а точнее взяточничество, предусмотрена в ныне действующем Уголовном кодексе Российской Федерации, но в нем явно недостаточно полно отражены признаки коррупции.

На первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам коррупции (Страсбург, 22 – 24 февраля 1995 года) последняя была определена как «подкуп (взятка), а равно любое иное поведение в отношении лиц, наделенных полномочиями в государственном или частном секторе, которое нарушает обязанности, вытекающие из этого статуса должностного лица, лица, работающего в частном секторе, независимого агента, либо других отношений такого рода, и имеющего целью получение каких бы то ни было ненадлежащих преимуществ для себя или иных лиц». Положительным здесь является то, что в сферу коррупции попадает и лицо, склоняющее к совершению таких действий. Однако неоправданное расширение круга субъектов коррупции, ограничение их противоправного поведения одним лишь взяточничеством, а также аморфность формулировки вряд ли могут позволить опираться на это определение при выработке понятия коррупции.

В Федеральном законе «О борьбе с коррупцией» под этим социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или приравненными к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно работающие в органах местного самоуправления, должностные лица муниципальных хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении функций местного самоуправления на общественных началах либо в порядке частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных должностей или должностей в органах местного самоуправления.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Предлагаемый состав субъектов коррупции (лица, работающие в государственных органах и органах местного самоуправления, должностные лица государственных и муниципальных хозяйствующих предприятий) определен достаточно полно, но он не согласуется с ныне действующим определением должностного лица как занимающего должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в государственных или общественных предприятиях, учреждениях, организациях. Под общественными предприятиями, учреждениями и организациями, согласно закону Российской Федерации «Об общественных объединениях», понимаются только те структуры, которые не имеют своей целью получение прибыли. Получается, что, с одной стороны, проект расширяет круг субъектов коррупции, включая в него должностных лиц государственных и муниципальных хозяйствующих субъектов, а, с другой стороны, – сужает засчет исключения из этого круга лиц, выполняющих соответствующие функции в общественных предприятиях, учреждениях и организациях.

Обращает на себя внимание и то, что использование статуса и вытекающих из него возможностей связывается с непредусмотренным законами получением благ и преимуществ. Однако очень многие блага и преимущества предусматриваются в подзаконных нормативных актах – наставлениях, инструкциях, положениях и т. д. Кроме этого, коррупционное нарушение может быть не связано с получением благ и преимуществ (например, если стоит цель спасти от привлечения к ответственности родственников, друзей и т. д.). Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия «коррупция» осуществляется по двум основным направлениям: установление круга субъектов коррупции, понятие личной заинтересованности.

Сложным является вопрос о корыстной заинтересованности. С одной стороны, она может быть корыстной, а с другой стороны, отступление от правильного выполнения функциональных обязанностей должностного лица иногда вызвано личной заинтересованностью (выручить родственника, просьба другого руководителя или авторитетного человека). То есть главное заключается в том, что совершается нарушение служебного долга. Мы считаем, что подобного рода нарушения существуют в следующих формах:

1. Должностное лицо незначительно отклоняется от существующих правил, действуя в интересах своей группы (семьи, друзей) и не получая за это вознаграждения.

2. Должностное лицо отдает предпочтение членам своей группы (семьи, друзей, клана) при принятии решений, связанных с назначением на должность, заключением контрактов и т. д., при этом не получая материального вознаграждения.

3. Должностное лицо получает подношения (деньги, подарки) в качестве условия надлежащего исполнения своих обязанностей (например, оформление документов в установленные сроки, без излишней волокиты и мелочных придирок).

4. Должностное лицо получает вознаграждение в обмен на нарушение действующей процедуры рассмотрения вопроса или принятия решения, на базе нарушения законных оснований принятия самого решения. В этом случае при помощи взятки, при условии наличия законных оснований для того решения, которое нужно взяткодателю (например, принятие единоличного решения там, где требуется комиссионное рассмотрение), «покупается» ускоренная или облегченная процедура.

5. Должностное лицо получает вознаграждение в качестве условия надлежащего рассмотрения дела. Такая ситуация может сложиться, если оно наделено широкими властными полномочиями и не обязано отчитываться в их использовании.

6. Должностное лицо получает вознаграждение за принятие незаконного решения в интересах взяткодателя.

7. Должностное лицо получает вознаграждение за ненадлежащее выполнение своих прямых обязанностей (например, за попустительство, за терпимое отношение к каким-либо нарушениям).

8. Должностное лицо создает условия, обеспечивающие результаты голосования, благоприятные для проведения выгодного для себя решения.

9. Должностное лицо умышленно использует свое служебное положение вопреки интересам государственной службы в целях получения личной выгоды.

Таким образом, в определении коррупции необходимо отразить два основополагающих момента: лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы правового регулирования этого опасного явления.

 

7. Методы борьбы с организованной преступностью

 

Организованную преступность делает такой прибыльной и безнаказанной коррупция. Следовательно, основным методом борьбы с ОП является борьба с коррупцией. Широко распространено мнение, что виной всему экономические трудности: достаточно поднять зарплаты государственным служащим и проблема будет решена. Нам думается, это не так. Важно чтобы зарплата не опускалась ниже уровня, обеспечивающего достойное существование. Далее эффект от повышения зарплаты падает. Государство никогда не сможет дать своим служащим денег больше, чем организованная преступность.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Это совокупность мер, направленных на выявление, ограничение или нейтрализацию факторов преступности, общественной опасности личности преступника, а также на устранение факторов возникновения и распространения отдельных видов и форм преступлений. В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия. Позитивное развитие общества, совершенствование его экономических, политических, социальных и иных институтов объективно способствуют предупреждению преступности вообще и организованной преступности в частности.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Так в недрах КГБ СССР была подготовлена первая (до сих пор еще засекреченная) программа борьбы с организованной преступностью:

1. Административный оперативный контроль над воровскими авторитетами, лидерами уголовных группировок, изоляция их от молодежи, обычных правонарушителей в специально отведенных местах лишения свободы.

2. Сокращение уголовной среды за счет декриминализации незначительных правонарушений, пересмотра уголовных дел с признаками незаконного осуждения, создания современной пенитенциарной системы.

3. Отработка надежного финансового контроля.

4. Защита кооперативного сектора от рэкета силами местных органов самоуправления.

5. Создание единой информационной системы, содержащей сведения о преступности.

6. Изучение условий выработки специального законодательства об организованной преступности.

7. Создание независимого органа по борьбе с организованной преступностью.

Увы, так же, как и все последующие программы первоочередных действий по обузданию организованной преступности, она так и осталась на бумаге.

В настоящее время необходимо совершенствовать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, т. к. на основании уголовного закона нельзя, например, привлечь к уголовной ответственности лидеров преступных сообществ за такие действия, как разделение сфер влияния, создание общих денежных фондов и т. п.

Ряд ученых высказывает мнение о том, что немаловажное значение в борьбе с организованной преступностью мог бы сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой насилия либо кто добровольно заявил о своих связях с преступным обществом или активно способствовал его разоблачению.

В условиях высокой коррумпированности общества – такой, как в нашей стране, необходимо введение нормы об исключении уголовной ответственности либо ее смягчении при добровольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в раскрытии преступления. Это существенно бы нарушило коррумпированные связи, создало позитивные стимулы к чистосердечному раскаянию. Большинство преступных организаций и сообществ имеют не только связи, но и сообщников за рубежом. Россией предприняты определенные меры по организации международной борьбы с организованной и транснациональной преступностью. Так, Российская Федерация вступила в Интерпол, совместно с другими государствами СНГ организовала Бюро по организованной преступности по странам СНГ, в рамках временных международных организаций установлены контакты с Прибалтийскими странами.

В настоящее время необходимо переходить к борьбе с международными преступными организациями и сообществами на основе международных договоров.

Кроме того, результаты противодействия мафиозным структурам могут быть значительно повышены при комплексном взаимодействии со спецслужбами России, таможенными органами, национальным бюро Интерпола, пограничными войсками и т. д. Достичь этого можно разработкой комплексной программы участия всех субъектов правоохранительной системы, других государственных учреждений и ведомств в контроле за организованной преступностью.

Указанные специальные меры борьбы с организованной преступностью дадут положительные результаты, приведут к оздоровлению общественных отношений.

Деятельность правоохранительных органов в этой области затруднена, т. к. они подвергаются сильному воздействию со стороны ОП и сами тоже подвержены коррупции.

Самый эффективный способ борьбы с коррупцией – это создание условий, препятствующих ее появлению и развитию. Организованная преступность может воздействовать на отдельное лицо или правоохранительный орган, препятствующий ее деятельности, но повлиять на Государственную Думу, принимающую закон в области государственного управления, очень сложно. Эффективным методом борьбы с коррупцией является проверка приобретения собственности чиновниками.

Изучение международного опыта показывает, что борьбе с коррупцией чаше всего мешают:

– значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях известной ограниченности ресурсов, выделяемых на нужды юстиции;

– определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения;

– трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов коррупции;

– недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с преступностью, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов, финансово-экономической и иной деятельностью лиц, подозреваемых в коррупции. По сути, такой контроль выражается в том, что определенные государственные органы, общественные организации, должностные лица законодательно наделяются властными полномочиями по наблюдению и проверке соответствия деятельности конкретных граждан и юридических лиц предъявляемым требованиям с правом информировать об обнаруженных отклонениях компетентные органы и (или) общественность, продлять ходатайства либо рекомендации о привлечении виновных к ответственности. Кроме того, контролирующие субъекты наделяются правом в период до принятия окончательного решения судом или иным компетентным органом самостоятельно применять к подконтрольному лицу меры, направленные на предупреждение и пресечение правонарушений, например, – временно отстранять от работы лиц, подозреваемых в коррупции, вводить ограничения и запреты на их деятельность для воспрепятствования пользованию или сокрытию средств, добытых преступным путем и т. п.

Социально-правовой контроль как средство борьбы с коррупцией получил наибольшее развитие в Японии и США. В Японии осуществляется регламентированная законом регистрация лиц, против которых выдвинуты обвинения в причастности к организованной преступности и коррупции. Факт такой регистрации обычно доводится до сведения общественности через средства массовой информации, является правовым основанием для установления контроля за поведением конкретного лица, источниками его доходов, и может повлечь применение к нему ряда правоограничений, препятствующих совершению правонарушения, легализации и расходованию средств, добытых преступным путем, в том числе полученных в виде взяток.

В США, например, с 1991 года действует федеральный закон о контроле за организованной преступностью (Государственный закон № 91-452). В качестве базового операционного понятия в нем использован термин «рэкетирская деятельность», охватывающий, помимо дачи и получения взяток, довольно широкий круг правонарушений, имеющих связь с организованной преступностью (вымогательство, некоторые виды мошенничества, занятие азартными играми, незаконные операции с наркотиками и др.). Борьбу с рэкетирской деятельностью помимо судов призваны осуществлять специальные органы – Большие жюри. Они создаются в масштабах отдельного штата или округа и рассматривают на своих заседаниях материалы о занятии отдельных лиц указанной деятельностью. Если Большое жюри находит основания для возбуждения уголовного преследования, то дело передается в суд. До принятия судом решения за поведением обвиняемого устанавливается контроль, на него возлагается ряд запретов и обязанностей, предусмотренных указанным законом.

Действующее законодательство Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств также предусматривают различные меры контроля, которые, помимо прочего, могут использоваться в борьбе с коррупцией. Учитывая довольно значительное количество и разнообразие этих мер, представляется целесообразным рассмотреть их в рамках определенных классификаций.

Так, в зависимости от правовой природы и характера существующие меры контроля можно разделить на две основные группы. Меры финансового контроля в наибольшей степени используются государственными органами, специально уполномоченными на осуществление такого контроля – органами Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, Центрального Банка России, ревизионными, бухгалтерскими подразделениями министерств и ведомств и др.

Меры социально-правового контроля, используемые в борьбе с коррупцией, в зависимости от механизма действия можно также разделить на две группы.

1. Властные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им обязанности контролируемых физических и юридических лиц, объективно не ущемляющие конституционные права и свободы граждан. Примером таких мер могут служить выраженные в различной правовой форме права контролирующих инстанций на получение необходимой им информации, проверку подлинности предоставленных сведений и соответствующие обязанности контролируемых предоставлять такую информацию, не препятствовать и не уклоняться от контроля.

2. Специально-предупредительные ограничения и запреты, налагаемые на лиц, выступающих объектом контроля, объективно ущемляющие конституционные права и свободы граждан.

 


Глава XI. СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

1. Становление судебной психологии. 2. Принципы правосудия. 3. Доказывание в судебном процессе. 4. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. 5. Психология адвокатской деятельности. 6. Психология судебных прений и судебной речи.

 

1. Становление судебной психологии

 

История судебной психологии – это история попыток применения в судебных целях сначала знаний общежитейской психологии, а затем устанавливаемых закономерностей психологической науки. При изучении истории надо иметь в виду, что развитие судебной психологии несет в себе и следы той борьбы между идеализмом и материализмом, которая происходила в процессе развития вообще философской, психологической науки.

Состояние психологической науки в тот или иной исторический период определило и пути, средства применения психологии в судебных целях. Только такой подход позволяет правильно оценивать различные периоды и изменения в истории развития и становления судебной психологии, предостеречь от ошибочной оценки фактов.

Первые работы о возможности использования психологических познаний в судопроизводстве стали появляться в Западной Европе, особенно в Германии, начиная с XVIII в. Объем этой литературы характеризуется хотя бы таким фактом, что в 1834 г. был издан «Систематический указатель литературы по врачебной и криминальной психологии». Уже само издание такого указателя подчеркивает тот факт, что криминальная психология в тот период рассматривалась как психопатология преступника.

В этой литературе находили свое отражение и первые исследования психологии свидетельских показаний, психологических основ судебной деятельности и т. д. Первоначально вопросы психологии применительно к задачам судопроизводства излагались в работах по судебной медицине, и только впоследствии они начали самостоятельно разрабатываться юристами, психологами.

В России эти труды стали известны значительно позже, так как до судебной реформы 1864 г. особой необходимости в использовании психологических знаний юристы не ощущали, а поэтому и не интересовались трудами в этой области.

В России психология как наука начала складываться в XVIII в. Значительное влияние на ее развитие оказали труды М.В. Ломоносова,
А.Н. Радищева и других прогрессивных ученых того периода. Практика разыскного процесса не требовала изучения психологии судопроизводства. Все было основано на тайном, письменном процессе, господствовало стремление получить признание обвиняемого любыми средствами, включая применение самых изощренных, зверских пыток. Однако наряду с физическими пытками применяли и нравственные, в основе которых уже был определенный элемент использования общежитейского опыта воздействия на психику людей. Появились многочисленные попытки заставить человека под влиянием специально созданных условий и обстановки выдать свои чувства, свое подлинное отношение к событию, которое является предметом расследования. Устраивали потрясающие обстановки, вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя.

Огромное внимание при этом обращалось и на поведение обвиняемого, на его жесты, интонации, мимику и т. д. Составлялся даже специальный протокол «О держимости и жестах подсудимого» во время допроса. Особенно изощренные нравственные пытки применялись в монастырских тюрьмах и церковных судах.

Наряду с этим уже в XVIII в. в России появляются отдельные тактические рекомендации ведения следствия, основанные на обобщении эмпирических сведений из области психологии. Так, И. Посошков умело обобщил использование приемов допроса свидетелей, дающих ложные показания, подробно объяснил, как надо детализировать показания лжесвидетелей с тем, чтобы получить обширный материал для их последующего изобличения.

Однако подобного рода работы и содержавшиеся в них советы были исключением. Можно еще сослаться на работу К. Яневич-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии (о значении этих наук для уголовного права и судопроизводства)», но серьезных исследований в области применения психологии в деятельности суда в тот период еще не было.

В середине XIX в. в России появились работы, закладывающие прочный материалистический фундамент психологической науки (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.