Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета и его слагаемые 1 страница




Группировка источников финансирования деятельности организации

          Уставный (складочный капитал)     Прирост стоимости имущества по переоценке
             
                     
          Добавочный капитал     Эмиссионный доход
             
                     
          Резервный капитал     Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
             
  Собственный капитал                
      Оценочные резервы     Резервы по сомнительным долгам
             
                     
          Амортизационный фонд ОС, НМА     Резервы под обесценение финансовых вложений
             
                     
          Специальные фонды     Резерв на предстоящие отпуска рабочих
  Источники финансирования деятельности организации        
                 
      Нераспределенная прибыль     Резерв на выслугу лет
             
                     
          Резервы предстоящих расходов     Резерв на выплату ежегодного вознаграждения
             
                     
          Целевое финансирование     Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств
             
                     
                  Резерв на возмещение предстоящих затрат на реконструкцию земель и осуществления иных природоохранных мероприятий
                 
                     
                  Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.
                 
                     
                  Долгосрочные кредиты банков
                 
                     
          Долгосрочный заемный капитал     Облигационные займы сроком погашения свыше 1 года
             
                 
                     
                  Прочие долги сроком свыше 1 года
                 
                     
                     
                     
  Заемные и привлеченные средства                
              Задолженность поставщикам и подрядчикам
                 
                 
                     
                  Векселя выданные
                 
                     
          Краткосрочный заемный капитал     Задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами
             
                     
                  Задолженность перед персоналом
                 
                     
                  Краткосрочные кредиты банков
                 
                     
                  Прочие краткосрочные обязательства сроком до 1 года
                 
                 
                                   

Взаимосвязь между отдельными видами имущества (активов) и источ­никами его формирования (пассивами) осуществляется посредством хозяй­ственных операций, оформленных документально с соблюдени­ем определенных требований. Данная взаимосвязь может огра­ничиваться только имуществом экономического субъекта или ис­точниками его образования, или тем и другим одновременно.

Хозяйственные операции представляют собой факты хозяй­ственной деятельности, происходящие в организации и связанные с движением его имущества, собствен­ного и заемного капитала. Это движение происходит при осуще­ствлении хозяйственных процессов, составляющих основу функционирования фирмы.

Метод бухгалтерского учета включает совокупность специфических приемов и принципов. Их применение дает возможность, опира­ясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хо­зяйственной деятельности организации.

Базовые принципы бухгалтерского учета предполагают ис­пользование определенных допущений и требований.

Перечень допущений предусматривает:

· имущественную обособленность организации;

· двойственность;

· момент стоимости;

· непрерывность деятельности;

· последовательность применения выбранных приоритетов;

· временную определенность отражения в учете хозяйствен­ных операций;

· соответствие доходов и расходов;

· осмотрительность экономического субъекта;

· наличие денежного измерения;

· периодичность обобщения экономических событий.

Рассмотрим более подробно эти допущения.

Допущение имущественной обособленности турфирмы исходит из права собственности. Имущество и обяза­тельства каждой организации строго разграничены и существу­ют обособленно от имущества и обязательств ее собственников и других организаций.

Признается, что туристская организация является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Бухгалтерский учет ведется по опре­деленной системе, соответствующей одной из систем его норма­тивного регулирования. Информация относится только к деятель­ности данной хозяйственной единицы.

Двойственность бухгалтерского учета предусматривает обя­зательное равенство актива и пассива бухгалтерского баланса, т.е. стоимость имущества организации соответствует совокупной величине источников финансирования на любую дату функционирования турфирмы.

Момент стоимости в условиях формирования рыночной экономики приобрел особое значение, поскольку принято счи­тать, что ценность объекта в бухгалтерском учете формируется только под влиянием спроса и предложения. Поэтому первич­ным в учете признается стоимость приобретения, а вторичным — ожидаемый доход от использования, приобретаемого имущества. Последний реализуется только исходя из действия принципа не­прерывности деятельности организации, который не всегда со­блюдается в условиях инфляционных процессов, что приводит к банкротству экономического субъекта.

Непрерывность деятельности, или принцип продолжающей­ся деятельности, исходит из предположения, что организация, однажды зарегистрировавшись, не ставит своей целью самоликвидироваться в ближайшей или отдаленной перспективе.

В реальной действительности данный принцип нередко на­рушается учредителями путем создания условий фиктивного бан­кротства с целью ухода от налогообложения.

Последовательность применения выбранных приоритетов предполагает, что выбранные стандарты (приоритеты) организация использует неизменно от одного отчетного периода к дру­гому. Возможны исключения из данного правила в связи с из­менением действующих нормативных актов по решению орга­нов, на которые возложены соответствующие полномочия, или возникновением различных реорганизационных процедур (сли­яние, выделение и т. п.).

В таком случае изменение учетной политики должно вводится с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом ее утверждения соответствующим организационно-распо­рядительным документом.

Временная определенность отражения в учете хозяйствен­ных операций означает, что доходы и расходы признаются в бух­галтерском учете не в том отчетном периоде, в котором они имеют место. Момент признания дохода для туристских организаций имеет, освою специфику, которая будет рассмотрена в главе?????

Допущение временной определенности отражения в учете хозяйственных операций соответствует принципу начислений, применяемому в международных стандартах по бухгалтерскому учету.

Рыночные отношения делают больший акцент на соблюде­ние принципа начисления, так как от этого зависит не только правильное исчисление финансового результата организации, но и формирование обязательств, прежде всего перед бюджетом, по налогам и различным сборам.

Момент соответствия доходов и расходов выражается в том, что в момент признания дохода, затраты которые были произведены с целью получения данного дохода признаются в качестве расходов.

Осмотрительность экономического субъекта — допуще­ние недекларируемое, но, тем не менее, признаваемое в бухгал­терском учете. Иногда данное допущение рассматривается как консерватизм — осторожность, проявляющаяся в большей готов­ности организации к учету потенциальных убытков, а не потен­циальных прибылей. Тем не менее, в любом случае следует исхо­дить из результатов анализа возможных рисков предпринима­тельской деятельности. Поэтому общепринятым принципом в ры­ночной экономике выступает оценка активов и доходов на наибо­лее низком из возможных уровней. Результатом такой осмотри­тельности является формирование различного рода резервов по сомнительным долгам или оценки отдельных видов имущества по наименьшей стоимости.

Таким образом, данному допущению свойственна высокая степень неопределенности последствий принимаемых решений.

Наличие денежного измерения. Данный принцип по сути сво­ей следует рассматривать как один из определяющих принци­пов, которые составляют основу функционирования бухгалтер­ского учета. Среди основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (ст. 8 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»), первым требованием является то, что бухгалтерский учет иму­щества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Периодичность обобщения экономических событий пред­усматривает предоставление периодических отчетов о финансо­во-хозяйственной деятельности фирмы, ее администрации, соб­ственникам, т. е. акционерам. Тем самым считается вполне ес­тественным, что такая информация должна предоставляться в определенные сроки, устанавливаемые законодательством. Так, п. 3 ст. 14 ФЗ «О бухгалтерском учете» гласит, что месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Пер­вым отчетным годом для вновь созданных организаций считают период с даты их государственной регистрации по 31 декабря со­ответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октяб­ря, — по 31 декабря следующего года. В других случаях для всех организаций отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Таким образом, содержание принципа периодичности обоб­щения экономических событий в основе своей зиждется на прин­ципе учетного периода, предусматривающего представление со­ответствующей учетной информации в виде отдельных показа­телей в соответствующих формах отчетности за определенные периоды времени — месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Рассмотренные базовые принципы бухгалтерского учета в части допущений дают основание сделать вывод о том, что только полное их соблюдение позволяет реализовать те зада­чи по управлению имуществом и обязательствами, которые предъявляются к учетной информации.

Основные требова­ния, предъявляемые к бухгалтерскому учету, включают:

· документальное оформление экономических событий;

· сопоставимость учетных показателей с плановыми;

· полноту;

· своевременность;

· приоритет содержания над формой;

· точность;

· существенность;

· непротиворечивость;

· ясность и доступность;

· экономичность и рациональность.

Документальное оформление экономических событий озна­чает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме.

Сам факт хозяйственной деятельности признается в учете как моментный (временной) признак хозяй­ственного процесса в управлении организацией, в результате ко­торого происходит подтверждение состава ее активов, их изме­нения, равно источников формирования или тех и других одно­временно. Параллельно решается и другая задача, вытекающая непосред­ственно из сущности двойной записи: дата регистрации такого события осуществляется в одном режиме с выполнением функ­ции предварительного контроля — неотъемлемым элементом, присущим бухгалтерскому учету.

Сопоставимость учетных показателей с плановыми реали­зует одну из важных функций бухгалтерского учета — функцию контроля.

Учетные показатели должны быть сопоставимы с показа­телями бизнес-плана, поскольку, с одной стороны, последние на стадии прогнозирования хозяйственной деятельности организации разрабатывались на основе показателей учета, а, с дру­гой стороны, получение информации о ходе выполнения пла­новых показателей невозможно без данных бухгалтерского уче­та.

Полнота предполагает формирование учетной информации в объеме, отвечающем нуждам управления в пределах тех гра­ниц, которые определяются денежным измерителем.

Гарантией полноты учетной информации является безуслов­ное отражение в учете всех хозяйственных операций за отчетный период, подтвержденное материалами инвентаризации активов и обязательств организации.

Своевременность и полезность информации предусматривает предоставление аппара­ту управления и внешним пользователям информации «тотчас, вовремя». Отставание во времени получаемой информации от со­вершаемых хозяйственных операций не позволяет своевременно оказывать влияние на процесс управления и делает ее, по суще­ству, ненужной.

Приоритет содержания над формой означает, что соблю­дение правовой нормы и экономической целесообразности со­вершенных фактов хозяйственной деятельности должно пре­обладать над формой, регламентированной соответствующи­ми нормативными документами.

Точность изначально присуща бухгалтерскому учету, по­скольку вытекает из его отличительных качеств - документального оформления и непрерывной регистрации экономических со­бытий. В связи с требованием точности бухгалтерской ин­формации находится требование ее значимости.

Размер значимости может оказаться в пределах границы, оказывающей существен­ное влияние на принятие решений соответствующими пользова­телями.

Снизить порог погрешности при определении существенности возможно путем разработки различных вариантов с исполь­зованием средств вычислительной техники и последующим их сопоставлением в процессе принятия конкретных решений.

Требование существенности бухгалтерской информации, ее значимости декларировано п. 4 ст. 13 ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»: «Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчет­ности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности». Существен­ность в отечественном учете в виде относительного показателя (не менее 5%) по отношению к общему итогу соответствующих данных, ранее декларируемая в Инструкции о порядке заполне­ния форм годовой бухгалтерской отчетности (п. 4.31 приказа МФ РФ от 12.11.96 г. № 97 в ред. последующих изменений и допол­нений), с отменой последней не утратила своего значения.

Непротиворечивость исходит из предположения, что дан­ные текущего учета в разрезе отдельных видов имущества и источников формирования всегда должны соответствовать обо­ротам и остатку объединяющего их экономически однородного объекта учета на первое число каждого месяца.

Ясность и доступность предполагает возможность прямо­го использования учетной информации для целей управления, а при необходимости — и проведения определенной ее группировки.

Экономичность и рациональность — непременное требова­ние при осуществлении функции управления. Содержание дан­ного требования означает, что стоимость получения информа­ции всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидае­мых от использования этой информации,

Необходимость глубокого осмысле­ния и понимания системы приемов, способов, составляющих ос­нову и содержание метода бухгалтерского учета, предопределена сущностью самого пред­мета, а также поставленными перед ним задачами и требовани­ями.

Составляющими метода бухгалтерского учета являются следующие приемы:

· использования бухгалтерских счетов и метода двойной записи;

· балансовое обобщение;

· документирование;

· инвентаризация;

· оценка;

· калькулирование;

· финансовая отчетность.

Если рассматривать технологию формирования и обобще­ния учетной информации как последовательность четко регла­ментированных этапов в виде первичного наблюдения, стоимост­ного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, то вполне ло­гично предположить, что каждому из этих этапов должны быть присущи свои специфические способы.

Так, на этапе первичного наблюденияна первый план вы­ступает документация, поскольку в учете такое наблюдение может быть зафиксировано только в виде документа, заполненного с соблюдением определенных требований, придающих подобному документу юридическую силу.

Само название дисциплины происходит от немецкого Buchhalter — дословно «держатель (учетных) книг».

Только бухгалтерскому учету присуще сплошное и документальное оформление совершаемых хозяйственных операций, т.е. все хозяйственные операции, оформляются документа­ми. Документ является основанием и подтверждением учетных записей.

Документация — оформление экономического события (хо­зяйственной операции) документом. В широком понимании бух­галтерская документация представляет собой первичные бухгал­терские документы, учетные регистры и бухгалтерскую отчет­ность.

Документ (лат. documentum — поучительный пример, сви­детельство, доказательство) — письменное свидетельство с за­полнением необходимых реквизитов, придающих ему доказатель­ную юридическую силу. Документ служит основой информа­ционной системы организации.

Первичный учетный документ должен быть составлен в мо­мент совершения хозяйственной операции. Если такая возмож­ность отсутствует, то его составление обязательно сразу же пос­ле окончания данной операции. Первичные учетные документы являются основой для со­ставления сводных учетных документов.

С помощью документов осуществляется постоянное наблю­дение за движением материальных, трудовых и финансовых ре­сурсов. Подписывая документ, лицо, наделенное правомочием, контролирует таким путем законность и целесообразность опе­рации.

Материальным носителем документа могут выступать учет­ный бланк или магнитный диск: в зависимости от того, на бу­мажном или машинном носителе зафиксирована учетная инфор­мация.

Учетный бланк представляет собой разграфленный лист бу­маги в виде строк, граф (колонок, клеток), куда заносятся сведе­ния о хозяйственных операциях с заранее отпечатанными в них реквизитами. Реквизит (лат. requisitum — нужное, требуемое) — единая, неделимая, строго оговоренная часть документа. Это по сути своей информационный элемент, несущий самостоятельную содержательную нагрузку.

Реквизиты подразделяются на признанные и содержатель­ные.

Признанные реквизиты отображают объекты учета, Содержательные реквизиты раскрывают характеристику объекта учета

Для удобства чтения документа реквизиты размещаются в нем компактно, в одном месте. Нередко они обводятся жирны­ми линиями.

Реквизиты, которым присущ постоянный признак (на­именование организации, подпись и т. п.), печатаются типограф­ским способом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.