Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод бухгалтерского учета и его слагаемые 2 страница




Как факт подтверждения совершенной хозяйственной опе­рации, первичный учетный документ должен быть составлен и принят к учету по форме, содержащейся в альбомах унифициро­ванных форм первичной учетной документации межотраслевого значения, разработанных Госкомстатом Российской Федерации. Перечень таких форм первичных учетных документов раз­рабатывается применительно к отдельным участкам бухгалтер­ского учета.

Унифицированные документы — это типовые документы, утвержденные в установленном порядке Госкомитетом РФ по статистике и представленные им в виде утвержденных альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий. При этом содержание и состав унифициро­ванных форм первичной учетной документации согласовывают­ся данным комитетом с Министерством финансов РФ и Мини­стерством экономического развития и торговли РФ.

Унифицированные документы предназначены для оформ­ления однородных операций в организациях с различной формой собственности и различными отраслевыми особенностями.

Среди унифицированных документов различают авансовые отчеты, платежные поручения и т. п. Они обязательны к приме­нению всеми организациями, независимо от форм собственно­сти, осуществляющими деятельность на территории РФ.

Унификация документов ведет к упорядочению документа­ции.

Документы, форма которых не представлена в этих альбомах, приобретают правовую юри­дически доказательную силу наравне с унифицированными до­кументами при наличии следующих обязательных реквизитов:

· наименование документа (доверенность, карточка складско­го учета материалов и т. п.);

· дата составления (дата, месяц, год);

· наименование организации, от имени которой составлен до­кумент;

· содержание хозяйственной операции и основание для ее со­вершения

· единица измерения (в натуральном, количественном и сто­имостном выражении);

· наименование должностей лиц, ответственных за соверше­ние хозяйственной операции и правильность ее оформле­ния;

· личные подписи указанных лиц.

Эти требования закреплены в п. 2 ст. 9 Закона «О бухгалтер­ском учете».

Исходя из специфики отдельных документов, приведенные выше реквизиты, могут быть расширены.

При наличии ошибок, искажающих содержание хозяйствен­ной операции, исправления допускаются исполнителем, оформив­шим соответствующий документ, по согласованию с другими уча­стниками хозяйственной операции и заверяются подписями этих же лиц с указанием даты внесения исправлений.

Внесение исправлений, помарок, подчисток, а также исполь­зование корректирующей жидкости в кассовых и банковских до­кументах не допускается. Такой документ должен быть перечеркнут с указанием надписи «испорчен». После чего следует офор­мить новый первичный документ.

Первичный учет является основой синтетического и анали­тического учета.

Документооборотом называется процесс движения докумен­тов, начиная от их составления, приемки и обработки на всех стадиях и заканчивая сдачей их на хранение в архив; регулируется Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете.

Каждая из процедур, включаемая в систему документообо­рота, должна содержать набор определенных операций, соблю­дение которых обеспечивает четкую организацию документообо­рота. Так, на стадии приемки документов в бухгалтерии, они под­лежат обязательной проверке как по форме (полноте и правиль­ности оформления документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (соответствие законности зафиксированных в доку­менте экономических событий, логическая увязка отдельных показателей).

Процесс обработки в бухгалтерии принятых от исполните­лей документов включает три этапа: таксировку, группировку и контировку.

Таксировка, или расценка, предусматривает перевод нату­ральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный из­меритель. Как правило, эта процедура осуществляется в самом первичном документе путем умножения соответствующего ко­личества в натуре (м, кг и пр.) на цену за единицу. Если в доку­менте указан трудовой измеритель, выраженный в единицах вре­мени — рабочих днях, часах, минутах, то его величина умножа­ется на стоимость единицы данного времени.

Группировка представляет собой следующий этап учетной обработки документов. Последние подбираются в пачки, однород­ные по экономическому содержанию зафиксированных в них хо­зяйственных операций. Характер группировки обусловлен переч­нем представленных протаксированных документов. Так, доку­менты по расходу — в разрезе наименований и направлений в использовании:

· на производственные нужды;

· на непроизводственные цели (непромышленным производ­ствам и хозяйствам и пр.);

· продажи на сторону и т. п.

Цель группировки — подготовить сводные данные по дви­жению отдельных видов имущества и обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичного учета.

Контировка — указание в первичном документе бухгалтерс­кой записи, т. е. корреспонденции счетов по конкретной хозяйственной операции, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет более высокий уровень работы с документами.

Предельный срок хранения документов определен для рас­четов по оплате труда как списочного, так и несписочного соста­ва (лицевые счета, расчетные ведомости). Он установлен в 75 лет

Сдаче в архив документов предшествуют определенные под­готовительные процедуры. Документы следует подобрать в пап­ки по однородности совершенных хозяйственных операций в хро­нологическом порядке. Документы постоянного и временного хра­нения помещаются в разные папки. Однако общим для них явля­ется то, что они группируются по каждому отчетному периоду (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год). В папках докумен­ты должны быть переплетены. При передаче документов в ар­хив составляется справка.

Изъятие документов в организации может иметь место толь­ко на основании постановлений в соответствии с действующим законодательством органов дознания, предварительного след­ствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и нало­говой полицией.

Выявить и оформить факты отклонений относительно инфор­мации, зафиксированной в первичных документах и отраженной в учете, становится возможным только при обнаружении этих фак­тов в процессе проведения инвентаризации путем проверки средств в натуре, а также состояния расчетов с другими организациями. Одновременно решается задача проверки и документального под­тверждения фактического наличия имущества. Следовательно, ин­вентаризация является продолжением документации. Она допол­няет и уточняет достоверность данных текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности. С ее помощью обеспе­чивается организация более четкого контроля за наличием и дви­жением имущества и источников его формирования, работой ма­териально ответственных лиц.

Достоверность учетной информации обеспечивается прове­дением инвентаризации. Технически она представляет собой пе­риодическую опись имущества и обязательств организации на определенную дату с занесением ее результатов в отдельные ин­вентаризационные ведомости (описи).

Инвентаризации подлежат и те виды активов, которые не принадлежат организации и учитываются в связи с этим за ба­лансом (002 «Товарно-материальные ценности, принятые на от­ветственное хранение», 004 «Товары, принятые на комиссию», и др.).

Наряду с этим в процессе проведения инвентаризации ре­шаются и другие задачи:

· установление отдельных наименований товарно-материаль­ных ценностей, не соответствующих своим потребительс­ким качествам согласно ГОСТам и ТУ;

· выявление неходовых, залежавшихся и неиспользуемых ви­дов имущества;

· подтверждение реальности оценки отдельных статей балан­са;

· проверка обоснованности подбора материально ответствен­ных лиц и заключения с ними договора о полной матери­альной ответственности;

· проверка условий хранения производственных запасов в со­ответствии с их физическими характеристиками;

· установление состояния складского и весоизмерительного хозяйства.

Различают плановые и внеплановые (внезапные) инвентаризации.

В зависимости от объема проверки инвентаризации подраз­деляются на полные, частичные и выборочные.

По периодичности проведения они бывают текущие и пер­манентные (постоянные, непрерывные).

Наконец, по перечню решаемых вопросов различают комп­лексные и тематические инвентаризации.

Обязательное проведение инвентаризации требуется, когда имеет место:

· смена материально ответственных лиц — на дату передачи дел, но не позднее дня увольнения работника;

· передача имущества в аренду, выкуп, продажа, а также пре­образование государственного или муниципального унитар­ного предприятия — на дату оформления данных хозяйствен­ных операций;

· составление годовой бухгалтерской отчетности, кроме иму­щества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. По основным средствам она может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;

· установление фактов хищений или злоупотреблений, а так­же порчи ценностей — сразу же при их обнаружении;

· стихийное бедствие, пожар, авария или другие чрезвычай­ные ситуации, вызванные форс-мажорными обстоятельства­ми, — сразу после их окончания;

· ликвидация (реорганизация) предприятия — перед составле­нием ликвидационного (разделительного) бухгалтерского ба­ланса;

· другие случаи, предусмотренные законодательством Россий­ской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.

Вся работа по проведению инвентаризации возлагается на ревизионную комиссию, рабочие или постоянно действующие комиссии.

Первые из них имеют соответствующие правомочия, если в организации малый объем работ по проверке сохранности иму­щества и достоверности финансовых обязательств.

В других случаях вся эта деятельность возлагается на рабо­чие инвентаризационные комиссии, которые функционируют под контролем постоянно действующей инвентаризационной комис­сии.

Состав инвентаризационной комиссии по количеству и пер­сонально утверждает руководитель фирмы с включением в него представителей администрации, бухгалтерии, а в зависимости от целей и объекта проверки и других специалистов. При необходимости состав комиссии может быть пополнен работниками службы внутреннего аудита данной фирмы или независимой аудиторской организации.

Отсутствие одного из членов комиссии на период проведе­ния инвентаризации дает основание рассматривать ее результа­ты как недействительные.

Перед проведением инвентаризации все первичные докумен­ты по приходу и расходу должны быть составлены и предъявле­ны комиссии или сданы в бухгалтерию, а от материально ответ­ственных лиц получены расписки о том, что на дату проведения инвентаризации нет неоприходованных или не списанных в рас­ход отдельных наименований имущества.

Последние приходные и расходные документы фиксируют­ся председателем комиссии с указанием «до инвентаризации на «» (дата). После этого бухгалтерия формирует учетные ос­татки отдельных видов имущества на дату инвентаризации.

Фактические остатки по каждому наименованию имущества комиссия вносит в инвентаризационные описи после тщательного взвешивания, подсчета, обмера и т. п., по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в текущем бухгалтерском учете. Постранично в конце каждого листа инвентаризационной описи прописью показывается число порядковых номеров вне­сенных наименований товарно-материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях, независимо от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.

Во время проведения инвентаризации присутствие матери­ально ответственного лица обязательно.

По данным инвентаризационных описей бухгалтерия состав­ляет сличительные ведомости. Их содержание включает те на­именования имущества, по которым выявлены расхождения от­носительно данных бухгалтерского учета. По этим наименовани­ям информация вносится в ведомости в натуральных и стоимос­тных показателях.

Излишние относительно учетных данных остатки товарно-материальных ценностей оприходуются с отнесением на финан­совые результаты организации.

Недостающие и испорченные товарно-материальные ценно­сти в пределах действующих норм естественной убыли рассмат­риваются как текущие затраты и списываются на издержки про­изводства или обращения.

Недостающие и испорченные товарно-материальные ценно­сти сверх норм естественной убыли относятся в начет виновных лиц при подтверждении их вины. Если вина их не установлена или судебные органы отказали в возмещении ущерба с указан­ных лиц, то убытки от недостачи имущества, равно как и его порчи, списываются на финансовые результаты организации.

Результаты инвентаризации отражаются в текущем учете и от­четности того месяца, в котором была закончена инвентаризация.

Результаты годовой инвентаризации подлежат отражению в годовом бухгалтерском отчете.

Нередко возникает необходимость в исчислении эффектив­ности проводимых мероприятий, результатов деятельности, когда на­ряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется при­менить сводные (обобщающие) показатели. С этой целью в бух­галтерском учете применяется способ, называемый оценкой. С его помощью осуществляется перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный (стоимостный) измеритель.

Принципы оценки активов и обязательств являются едины­ми для всех коммерческих и некоммерческих организаций, с уче­том их организационно-правовой формы собственности.

В бухгалтерском учете вопросы оценки имущества и обяза­тельств организации имеют ключевое значение, поскольку от этого зависит финансовое положение организации.

В связи с этим организация в приказе по учетной политике должна утвердить методы оценки соответствующих активов и обязательств, в том числе выраженных в иностранной валюте.

Правила оценки отдельных наименований активов и обяза­тельств устанавливаются Министерством финансов РФ в разра­батываемых им соответствующих положениях по бухгалтерско­му учету.

Оценка есть способ перевода учетных объектов из натураль­ного или трудового измерителей в стоимостной (денежный). Тем самым становится возможным приводить разнородные активы организации исходя из их технико-экономической характеристики к единому измерителю.

По предмету выделяются оценки по:

· измеряемому объекту (индивидуальные и агрегатные, т. е. комплексные);

· отношению субъекта измерения к оценкам (исторические, т. е. первоначальные и калькуляционные). Калькуляционные оценки применяются исходя из действующих способов исчисления соответствующих активов в зави­симости от целей управления;

· отношению критериев исчисления к субъекту оценки (объективные и субъективные);

· временной принадлежности (оценки, применяемые в прошлом, настоящем и будущем, по отношению к моменту исчисления);

· видам измерителя (номинальные и фиксированные). Предусматривается разграничение оценок на количественные, качественные и дифференцированные по разновид­ностям одного измерителя. Номинальная оценка характеризует объект в разрезе разных периодов времени (прошлого, настоящего и будущего). Фиксированная же оценка используется при исчислении восстановительной стоимости, т. е. в современных ус­ловиях воспроизводства конкретного наименования ак­тива;

· типам расчетов (затратные, подоходные и условные). Затратные методы оценки определяют затраты по формированию стоимости актива. Подоходные рассматривают стоимость как потенциальный доход, ожидаемый от использования того или иного вида актива.

Условные же виды оценок применяются в тех случаях, ког­да нельзя применить иные методы оценок.

Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку. Имущество, полученное на безвозмездной основе, принимается к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Имуще­ство, произведенное самим экономическим субъектом, оценива­ется в сумме фактических затрат на его изготовление. Приобретение активов в качестве финансовых вложений при­нимается к учету в сумме фактических расходов.

Текущая рыночная стоимость объекта формируется на ос­нове цены, действующей на дату его оприходования, подтверж­денной документально или экспертным путем.

Предполагается, что объект оценки представ­лен на рынке в форме публичной оферты, между участниками сделки не имело принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны и т. п.

Определение цены экспертным путем должно осуществлять­ся в рамках Закона РФ «Об оценочной деятельности» от 29.07.98 г. № 135.

В случаях, предусмотренных действующим законодатель­ством, оценка объекта, в том числе повторная, может быть про­ведена оценщиком по постановлению суда или по решению упол­номоченного органа.

При отпуске материально-производствен­ных запасов на производственные и иные цели их оценка может осуществляться по одному из следующих методов:

· по себестоимости каждой единицы, сложившейся на момент приобретения;

· по средней себестоимости;

· по себестоимости первых по времени приобретения та­ких запасов (метод ФИФО);

· по себестоимости последних по времени их приобретения (метод ЛИФО).

Таким обра­зом, основным правилом оценки в отечественном учете, прямо вытекающим из базового принципа бухгалтерского уче­та — принципа непрерывности деятельности организации, является правило оценки приобретаемого соответствующего вида имущества в сумме фактических затрат на покупку.

Валютные счета организаций и операции в иностранной ва­люте показываются в бухгалтерском учете в рублях путем пере­счета этой валюты по курсу Центрального банка Российской Фе­дерации на дату совершения операции.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что оценка является определяющим фактором в рыночной экономике.

Сопоставление текущих издержек и конечных результатов достигается через оцен­ку их в стоимостном измерении, базирующейся на данных каль­куляции фактической себестоимости. Калькуляция (лат. calculatio, счисление) — исчисление всех элемен­тов себестоимости и продажной цены продукции, товаров, работ, услуг; область учета, занимающаяся определением издержек, относящихся к производству, реализации, содержанию и управлению фирмы.

Общие правила калькуляции устанавливаются постано­влениями Правительства РФ, Министерством финансов РФ. На их основе министерства и ведомства разрабатывают отраслевые инструкции по калькулированию себестоимости продукции, то­варов, работ и услуг.

С вводом в действие с 01.01.2002 г. главы 25 части второй Налогового кодекса РФ вопросы калькулирования себестоимос­ти продукции, выполненных работ и оказанных услуг регулиру­ются в рамках налогового законодательства. Причем в основу калькулирования положен не постатейный, а поэлементный ва­риант исчисления себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг).

Независимо от этого оценка и калькуляция выступают в ка­честве определяющего критерия для целей стоимостного изме­рения объектов бухгалтерского учета.

Процесс управления только тогда достигает цели, когда в те­кущем учете контроль за наличием и движением имущества, фор­мированием и погашением обязательств осуществляется по отдельным их группам, видам, наименованиям в разрезе каждой пози­ции по местам нахождения или возникновения.

Такая необходи­мость обусловлена различием в составе и функциональной роли отдельных объектов бухгалтерского учета. Поэтому в учете объекты долж­ны быть сгруппированы по экономической однородности. Решается эта задача при помощи системы счетов бухгалтерского учета.

Счет — локальная информационная система, определяющая группировку экономически однородного объекта учета, его сущ­ность и изменение. С его помощью реализуется контрольная фун­кция бухгалтерского учета.

Хозяйственные операции на счетах отражаются методом двойной записи. Двойная запись есть продукт кругооборота хо­зяйственных средств, отражающего двойственность самих хозяй­ственных процессов. Например, в хозяйственной операции по­ступления денежных средств, полученных из банка в организа­цию, одновременно следует отразить в учете оприходование их в кассу и списание с расчетного счета. Этим подтверждается факт свершения хозяйственной операции и раскрывается экономичес­кая сущность хозяйственной операции.

Счета и двойная запись применяются с цепью регистрации, текущей группировки и обобщения учетной информации об объек­тах бухгалтерского учета, затрагиваемых хозяйственными опе­рациями. Счета и двойная запись имеют приоритетное значение, так как именно их применение позволяет подготавливать для нужд уп­равления с различной степенью детализации и обобщения ин­формацию, необходимую для достижения конечной цели деятельности организации — получения прибыли.

Через счета и двойную запись лежит путь к систематическому обобщению итогов хозяйственной деятельности. Достигается эта цель путем со­ставления бухгалтерского баланса. Он не только раскрывает со­став имущества конкретного субъекта по его видам, составу, фун­кциональной роли и источникам формирования, но и содержит данные, анализ которых позволяет оценить уровень качества работы управляющих, финансовое состояние организации, эффективность деятельности организации.

Бухгалтерский баланс включает остатки счетов, которые фор­мируют имущество организации, его собственный и заемный капитал.

Итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности организации находит отражение в отчетности. Ею пользуются как внутренний аппарат управления, так и внешние пользовате­ли, имеющие финансовые интересы в данной организации, или потенциальные инвесторы. Поэтому отчетность должна быть составлена по определенным правилам и стандартам.

В конечном итоге бухгалтерский баланс и отчетность вы­ступают как способ итогового обобщения и соизмерения теку­щей учетной информации об активах и источниках создания орга­низации.

 

 

Каждый из элементов метода несет не только самосто­ятельную нагрузку, но и является исходной предпосылкой для функционирования следующего, что по­зволяет уяснить причинную связь между фактами хозяйствен­ной деятельности и обеспечивает полное, непрерывное и объек­тивное их отражение в бухгалтерском учете.

Итак, метод бухгалтерского учета есть взаимосвязан­ная совокупность способов познания сущности его предмета через процесс управления материальными, трудовыми и фи­нансовыми ресурсами с целью исчисления прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.