Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория Паскуаль-Леоне




Неопиажеанство

Неопиажеанством, или неоструктурализмом, называется направление, ко-
торое пытается синтезировать положение теории Пиаже о стадиальном
развитии когнитивных процессов с информационным подходом, разрешив
при этом такие противоречия пиажеанского подхода, как проблема дека-
ляжа, отсутствие учета индивидуальных различий и т.д.

Исторически первая неопиажеанская теория принадлежит канадцу Хуану
Паскуаль-Леоне. В 60-е годы XX века, когда пиажеанство было в зените
своего успеха, Паскуаль-Леоне приехал для работы в Женеву к Пиаже. Тог-
да он и развил свою систему, которую изложил Пиаже. Как пишет Паску-
аль-Леоне, Пиаже очень хорошо понял его идею, но совершенно ее не
одобрил. Тем не менее, продолжая развивать свою идею, Паскуаль-Леоне
превратил ее в сложную «теорию конструктивных операторов», имеющую
эмпирическую базу.

С точки зрения Паскуаль-Леоне, когнитивная система состоит из двух
основных частей: набора схем и «тихих» операторов. Схемы Паскуаль-Ле-
оне понимает в духе Пиаже (см. начало главы), однако вводит их подраз-
деление на несколько типов. Одни из них (логологические в терминоло-
гии Паскуаль-Леоне) ответственны за действия с дискретными элемента-
ми, другие (мереологические) — с непрерывными. Управляющие (executi-
ve) схемы определяют порядок применения схем в контексте данной за-
дачи, т.е. отвечают за выработку стратегии.

Решение задач фактически осуществляется за счет применения опре-
деленного набора схем. Однако, по мнению Паскуаль-Леоне, примене-
ние схем невозможно без «тихих» операторов, которые относятся к схе-
мам, как инженерное устройство компьютера (hardware) относится к про-
граммному обеспечению (software). Операторы названы тихими, посколь-
ку они не проявляются на поверхности действий субъекта по решению
задачи, но составляют их условие. Теория постулирует наличие целого
ряда операторов.

А/-оператор (сокращение от словосочетания mental power — умственная
сила), центральное понятие теории, объясняющее стадии развития интел-
лекта в онтогенезе, позволяет одновременно актуализировать несколько
нужных для решения схем. С точки зрения Паскуаль-Леоне, А/-оператор
увеличивается на 1 единицу в течение 2 лет начиная с 3 года жизни ребен-
ка. В 3 года Л/-оператор способен вместить наряду с управляющими 1 схе-
му, в 5 лет — 2, в 7 — 3 (это соответствует пиажеанской стадии конкрет-
ных операций) и т.д. В 15 лет Л/-оператор достигает максимума — объема
в 7 единиц (табл. 2).

Интересно отметить, что идея объяснять когнитивное развитие с помо-
щью понятий, аналогичных Л/-оператору Паскуаль-Леоне (рабочая память,


Глава 13. Когнитивное развитие

Таблица 13.2.
Развитие Л/-оператора и стадии развития интеллекта

 

М -оператор Пиажеанская полстадия Средний возраст
е+1 Ранняя дооперациональная 3-4
е+2 Поздняя дооперациональная 5-6
е+3 Ранние конкретные операции 7-8
е+4 Поздние конкретные операции 9-10
е+5 Подготовка формальных операций 11-12
е+6 Ранние формальные операции 13-14
е+7 Поздние формальные операции 15 и старше

объем сознания и т.д.), очень стара. Еше один из учителей Пиаже Джеймс
Болдуин высказывал подобную мысль. Однако в пиажеанстве она не на-
шла своего логического места и возродилась лишь в трудах Паскуаль-Лео-
не, а затем стала практически общим местом у неопиажеанцев.

Наряду с Л/-оператором Паскуаль-Леоне постулирует и несколько дру-
гих. /-оператор (от inhibition — торможение) определяет способность от-
тормаживать иррелевантные схемы. Возьмем, например, пиажеанскую за-
дачу на сохранение дискретных элементов. По мнению Паскуаль-Леоне,
она провоцирует актуализацию иррелевантных схем: схемы «если ряд длин-
нее, то в нем больше элементов» и схемы «если ряд менее плотный, то в
нем меньше элементов». Для правильного решения этой задачи иррелеван-
тные схемы необходимо затормозить, что выполняется управляющими схе-
мами при помощи /-оператора.

В отличие от Л/-оператора /-оператор характеризует не столько возра-
стное развитие, сколько индивидуальные особенности.

На рис. 13.11 изображено взаимодействие между операторами М и / в
различных ситуациях при решении разных задач.

Буква £ символизирует план решения субъекта, заключающийся в ак-
тивизированных управляющих схемах. Квадраты обозначают репертуар ак-
тивизированных схем. Точки, находящиеся ближе к центру квадрата, со-
ответствуют схемам, более релевантным задаче.

Четыре горизонтальные строки, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, пред-
ставляют разные стратегии, применимые для решения различных задач.
Верхняя из этих строк, обозначенная цифрой 1, относится к неблагоприят-
ной ситуации (misleading situation). Неблагоприятная ситуация содержит эле-
менты, провоцирующие субъекта на использование иррелевантных схем.
Примером такой ситуации Паскуаль-Леоне считает пиажеанскую задачу на
сохранение вещества, которая уже рассматривалась в этой главе. Когда эк-
спериментатор раскатывает шарик в колбаску, активируется привычка счи-
тать, что тот объект, который длиннее, содержит больше вещества. Соответ-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.