Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудового договора 2 страница




В связи с указанным выше отказ от предложенной работы всех видов надо получить от работников в письменной форме. В противном случае придется составить акт за подписью тех коллег увольняемого, которые пользуются доверием в коллективе. В акте обычно указывается, что подлежащий увольнению работник ознакомлен с предложениями перейти на другую работу, но не выразил желания воспользоваться ни одним из предложений.

Работодатель обязан сам подыскивать высвобождаемому работнику вакантное место, а не заставлять его искать работу в пределах организации.

3. В судебной практике возник вопрос, обязана ли администрация предлагать высвобождаемому ту вакантную работу (должность), которая потребует его переквалификации. Ранее, решая этот вопрос, судебная практика исходила из того, что одной из гарантий права на труд является бесплатное обучение новой профессии (специальности). Эта гарантия может быть реализована не только через государственные структуры по переобучению граждан и их трудоустройству, но и внутри организации, которая решает вопрос о высвобождении.

В ст. 197 ТК предусматривается право работника на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. При этом указано, что это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Однако, как следует из ч. 1 ст. 196 ТК, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет сам работодатель. Все зависит от конкретных условий производства и намерений работодателя по комплектованию кадров. В частности, если работодатель готовит кадры для выполнения определенных работ либо подыскивает и готовит к приему на работу соответствующего специалиста, высвобождаемый работник не вправе требовать предоставления ему вакантной работы, где требуется переобучение с получением другой профессии, специальности. Работодатель может решать вопросы по замещению таких вакантных должностей по своему усмотрению. В противном случае будут существенно ограничены основанные на законе его права по подбору и расстановке кадров, комплектованию предприятия квалифицированными специалистами. Такая же практика существовала и в период действия КЗоТ (см.: Сов. юстиция. 1992. N 5. С. 6).

По-иному подходит законодательство к профессиональному обучению работающих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемых из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата: работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое их обучение с последующим трудоустройством в данной или другой организации (см. п. 6 ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 1996 г. (21 декабря 1996 г.) N 159-ФЗ с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880). Следует заметить, что, когда речь идет о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, подразумеваются лица в возрасте до 18 лет. К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или один-единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Об опережающем обучении высвобождаемых работников см. _ 8.

4. О предстоящем расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников либо в связи с ликвидацией организации работник предупреждается не позднее чем за два месяца письменным распоряжением администрации, которое объявляется ему под расписку. Из текста ст. 180 ТК видно, что каждого работника надо предупреждать персонально. Сокращение срока предупреждения возможно по просьбе работника. Чтобы впоследствии не было недоразумений, необоснованных претензий со стороны работника, рекомендуется в приказе об увольнении отражать то обстоятельство, что срок увольнения по п. 2 ст. 81 ТК определен по просьбе самого работника, и сохранить его письменное заявление с соответствующей просьбой. Согласиться расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения об увольнении является правом, а не обязанностью работодателя.

Статья 180 ТК (ч. 3) предлагает еще один вариант: работник письменно уведомляет работодателя, что согласен на его предложение расторгнуть трудовой договор без предупреждения о предстоящем увольнении за два месяца. Работодатель в связи с этим выплачивает ему компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка. Это не выходное пособие: данная сумма компенсирует тот заработок, который работник получал бы, продолжая работать еще два месяца после дня предупреждения о предстоящем увольнении. Помимо этой компенсации работник должен получить выходное пособие в размере среднего месячного заработка в соответствии с ч. 1 ст. 178 ТК.

Когда возникает вопрос о выплате среднего заработка за два месяца, не следует путать варианты расторжения трудового договора без соблюдения двухмесячного срока предупреждения, указанные в первом и во втором абзацах данного параграфа: денежную компенсацию работодатель обязан выплатить только во втором случае, когда он заинтересован в быстром освобождении работником должности (места работы) и на это есть согласие высвобождаемого лица.

Об увольнении работник может быть предупрежден и более чем за два месяца - это не ущемляет его права, а дает ему больше времени для подбора нового места работы.

В течение срока предупреждения работник должен выполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, он может использовать очередной отпуск, если таковой ему полагается. Работодатель в этот период обязан не ущемлять права работника в оплате труда, с чем часто приходится встречаться на практике.

При несоблюдении срока предупреждения работника об увольнении, если он не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, суд изменяет дату его увольнения, засчитывая срок предупреждения, в течение которого он работал (см. п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16).

5. В ч. 4 ст. 180 ТК есть упоминание о мерах, которые работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа обязан предпринять при угрозе массовых увольнений. Перечень этих мер Кодекс не содержит, а делает отсылку к федеральным законам, коллективным договорам, соглашениям (см. _ 6, 7, 8).

6. Статья 82 ТК обязывает работодателя до принятия решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, предупреждение должно быть выдано не позднее чем за три месяца до начала проведения этих мероприятий. Соответствующие правила были в ст. 40.2 КЗоТ.

Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148) ликвидация организации, ее подразделений, изменение формы собственности или организационно-правовой формы организации, полное или частичное приостановление производства (работы), влекущее за собой сокращение количества рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.

7. В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрена обязанность работодателя представлять аналогичную информацию в тот же срок не только профсоюзному органу, но и в службу занятости. При этом работодателю необходимо указать число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, срок, в течение которого намечено осуществить массовое высвобождение работников (см. п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения; о месте его опубликования см. _ 5 комментария к ст. 178 ТК).

Форма предупреждения органов службы занятости не позднее чем за два месяца дана в виде Приложения N 2 к Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 (САПП РФ. 1993. N 7. Ст. 564).

В сведениях о высвобождаемых работниках указываются их фамилии, профессии, специальности, квалификации, занимаемые должности, размер заработной платы и даты предстоящего увольнения.

Форма информации о массовом высвобождении работников дана в качестве Приложения N 1 к Положению от 5 февраля 1993 г.

Критерии массового высвобождения содержались в пп. 1-2 упомянутого Положения. Теперь в ст. 82 ТК указано, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

В тех регионах, где возникают критические ситуации на рынке труда, органы исполнительной власти должны определить порядок организации неотложных мер, предусмотрев:

проведение экспертизы состояния предприятий, осуществляющих массовое высвобождение работников;

приостановку высвобождения или поэтапное его проведение;

меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников и установлению соответствующих компенсационных выплат;

виды, объемы и административные процедуры проведения массовых общественных работ;

усиление контроля за своевременным представлением сведений о планируемых масштабах массового высвобождения и предполагаемых действиях по его сдерживанию (см. п. 4 постановления Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 432 - СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 110).

Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда утв. постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. N 875 (СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4698). Перечень территорий, который в 2001 г. был отнесен к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, см. в БМТ. 2001. N 6.

Органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до 6 месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование данных мероприятий за счет соответствующих бюджетов (ст. 7, п. 4 Закона о занятости населения).

8. В соответствии со ст. 73 ТК допускается изменение определенных сторонами трудового договора существенных условий по инициативе работодателя без изменения трудовой функции по причинам, связанным с изменением организационных или технических условий труда. Уведомление об этом работник должен получить не позднее чем за два месяца до их введения. Если указанные обстоятельства могут повлечь за собой массовое увольнение работников, работодатель в целях сохранения рабочих мест имеет право с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев.

В коллективных договорах, как это следует из ст. 41 ТК, необходимо определять не только меры по сохранению рабочих мест, обеспечению занятости работающих в организации, но условия переобучения и высвобождения работников (особенно в случаях возможных массовых сокращений штата работников).

Постановлением Минтруда РФ от 17 февраля 2000 г. N 18 утв. Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях их трудоустройства (БМТ РФ. 2000. N 3). Такое обучение организуется под конкретные рабочие места, определяемые работодателями совместно с органами службы занятости населения. Последние могут частично или полностью финансировать это обучение.

 

Статья 181. Гарантии руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при расторжении трудового договора в связи со сменой собственника организации

 

1. Возможность расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером при смене собственника имущества организации предусмотрено ст. 75 и ст. 81 (п. 4) ТК. Новый собственник вправе расторгнуть трудовой договор с указанными должностными лицами не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности. Именно в этом случае руководителю организации, его заместителям, главному бухгалтеру новый собственник обязан выплатить сумму в размере не ниже трех средних месячных заработков каждого.

2. Конкретный размер компенсационной суммы (если она выше трех средних месячных заработков) определяется новым собственником имущества организации. Сумма может быть увеличена и на основании соглашения сторон.

3. Если новый собственник имущества организации не воспользовался правом, предоставленным ему ч. 1 ст. 75 и ст. 81 (п. 4) ТК, то последующее (по истечении трех месяцев) увольнение руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера повлечет за собой только те выплаты, которые "привязаны" законодательством к соответствующему основанию расторжения трудового договора.

 

Глава 28. Другие гарантии и компенсации

 

Статья 182. Гарантии при переводе работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу

 

1. К числу гарантий соблюдения прав работника при переводе на другую постоянную работу можно отнести: требование письменного согласия на такой перевод (если перевод осуществляется по инициативе работодателя); учет состояния здоровья работника (если работник нуждается в предоставлении другой работы в соответствии с медицинским заключением); сохранение в течение определенного периода среднего заработка при переводе на другую работу по медицинским показаниям.

О получении письменного согласия работника на перевод и об учете его состояния здоровья речь идет в ст. 72 ТК (см. комментарий к разд. III "Трудовой договор"), а о сохранении среднего заработка - в ст. 182 ТК.

2. Правило о сохранении среднего заработка при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу ранее содержалось в двух статьях КЗоТ. Статья 95, расположенная в гл. VI "Заработная плата", называла два срока сохранения среднего заработка - две недели и два месяца. Предпочтение в отношении срока сохранения среднего заработка отдавалось перемещению работника на том же предприятии на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручению работы на другом механизме или агрегате в пределах квалификации, специальности, должности, обусловленной трудовым договором. Данная статья не применялась при перемещении, переводе на другую постоянную работу по просьбе самого работника, а не по инициативе администрации предприятия (кроме случаев перевода в соответствии с заключением бюро медико-социальной экспертизы (ранее ВТЭК) или клинико-экспертной комиссии, заменившей в лечебно-профилактических учреждениях ВКК).

В ст. 156 КЗоТ предусматривалось сохранение среднего заработка в течение двух недель со дня перевода, если он состоялся по состоянию здоровья работника. Работникам, переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, выплачивалась в соответствии со ст. 156 КЗоТ разница между прежним заработком и заработком по новой работе до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности. Работникам, временно переведенным на нижеоплачиваемую работу в связи с туберкулезом или профессиональным заболеванием, выдавался больничный листок и производилась выплата пособия по временной нетрудоспособности с определенным условием - пособие вместе с заработком по новой работе не должно превышать заработка по прежней работе.

В Трудовом кодексе о переводах на другую постоянную работу говорят ст. 72разд. "Трудовой договор") и 224разд. "Охрана труда"). Гарантиям при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу посвящена только ст. 182 ТК. Она имеет в виду один случай сохранения среднего заработка за работником - при переводе на другую постоянную работу в данной организации, если необходимость такого перевода подтверждена медицинским заключением. В такой ситуации за работником сохраняется прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода, а при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, - до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

Сказанное выше означает, что Трудовой кодекс, как и ранее КЗоТ, предусматривает два срока сохранения среднего заработка при переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, но срок сохранения среднего заработка при травмах и заболеваниях, не относящихся к трудовому увечью и профессиональным заболеваниям, удлинен с двух недель до одного месяца.

Что же касается правил, содержащихся ранее в ст. 95 КЗоТ, то в Трудовом кодексе они не воспроизведены.

3. При временном переводе на другую работу в связи с туберкулезом и профессиональным заболеванием по-прежнему выдается листок нетрудоспособности и выплачивается пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с п. 19 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утв. постановлением ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. (см. _ 3 комментария к ст. 179 ТК).

Представляется спорным высказанное в печати мнение по поводу того, что фактически утратило силу правило о выплате пособия по временной нетрудоспособности при временном переводе на другую работу в связи с профессиональным заболеванием и при туберкулезе, поскольку в Трудовом кодексе не предусмотрен временный перевод на другую работу по состоянию здоровья.

Действительно, в Трудовом кодексе нет такого положения, ранее содержащегося в ст. 156 КЗоТ. Однако это не означает, что такой перевод не может состояться по соглашению между работодателем и работником (особенно если учесть, какое внимание в настоящее время уделяется больным туберкулезом и предупреждению распространения туберкулеза).

Отсутствие в Трудовом кодексе указанной выше правовой нормы не означает, что при состоявшемся переводе на временную работу больных туберкулезом или имеющих профессиональное заболевание на основании заключения клинико-экспертной комиссии сроком до 2 месяцев врач не имеет права выдать так называемый доплатной листок нетрудоспособности, а организация - оплатить его. Дело в том, что и п. 2.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, от 19 октября 1994 г. с изменениями и дополнениями (БНА. 1995. N 1), и п. 19 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию от 12 ноября 1984 г. (см. _ 3 комментария к ст. 179 ТК) продолжают действовать впредь до введения федерального закона, который будет определять правила назначения, исчисления и выплаты пособия по временной нетрудоспособности (см. ст. 423 ТК). О том, что действовавшие до февраля 2002 г. правила, касающиеся пособия по временной нетрудоспособности, продолжают применяться и после введения Трудового кодекса, Фонд социального страхования РФ сообщил своим региональным отделениям в письме от 18 февраля 2002 г. N 02-18/05/1136 (БМТ. 2002. N 3).

Работники Управления экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы Фонда социального страхования РФ считают, что в случаях заболевания туберкулезом "доплатные листки нетрудоспособности" играют положительную роль (подробно см. Герасимова С. Доплатной больничный лист//Ваше право. 2002. N 11).

4. Статья 182 ТК применяется не только тогда, когда в результате перевода работника оказываются ниже его тарифная ставка или оклад, но и когда фактический заработок с учетом премий, надбавок, доплат становится меньше, чем до перевода.

5. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями (см. _ 6 комментария к ст. 179 ТК) доплата до размера прежнего заработка при переводе на другую работу по медицинским показаниям лицам, подвергшимся радиации (они перечислены в пп. 1 и 2 первой части ст. 13 указанного Закона), производится до восстановления трудоспособности или до установления инвалидности. Финансирование всех расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий пострадавшим от аварии на ЧАЭС, как сказано в ст. 5 Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Средства из федерального бюджета на упомянутое целевое финансирование передаются в распоряжение тех финансовых управлений администраций областей, территорий, которые подверглись воздействию радиации при аварии на Чернобыльской АЭС, с правом дальнейшего перечисления этих средств соответствующим предприятиям по представлению ими сведений о суммах расходов. Расходы на доплаты работникам в связи с переводом на нижеоплачиваемую работу отражаются организацией в отчете об использовании средств, выделяемых на реализацию программ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (форма N 2-ЧАЭС, _ 2), который ежеквартально в установленные сроки должен представляться органам федерального казначейства (см.: Экономика и жизнь. 1998. N 30).

Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ определен порядок распространения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на тех граждан РФ, которые попали под радиационное воздействие вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5850).

6. Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25с3в (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, гарантируется доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу. Эта доплата осуществляется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. - СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 128).

7. О переводе соискателей из числа работников вузов, работающих над докторскими диссертациями, на должности научных сотрудников на срок до 2 лет с сохранением должностного оклада и прежнего места работы, см. п. 13 ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

 

Статья 183. Гарантии работнику при временной нетрудоспособности

 

1. Статья 183, как и ст. 184 ТК, не раскрывают существо выплат, полагающихся работникам при утрате ими трудоспособности по разным причинам, а только называют их (да и то не в полном объеме) и отсылают к другим федеральным законам. Все, что имеют в виду ст. 183-184 ТК, реализуется через обязательное социальное страхование. Основополагающими в этой сфере являются Федеральные законы от 9 июня 1999 г. (16 июля 1999 г.) N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686) и от 2 июля 1998 г. (24 июля 1998 г.) N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803).

2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. отразил существующее к концу 90-х годов прошлого века положение дел по аккумулированию средств в фондах обязательного социального страхования и их расходованию на определенные виды выплат. Кроме того, принятие этого Закона имело положительное значение в силу следующих причин:

1) в нем четко заявлено, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения (ст. 1). Это очень важно, поскольку из ряда документов высших органов исполнительной власти вытекало, что социальное страхование стоит как бы в стороне от социальной защиты населения, лишь несколько соприкасаясь с ней;

2) в Федеральном законе наконец-то появился понятийный материал, широко используемый в сфере обязательного социального страхования. Разъяснено, что понимается под такими терминами, как "социальный страховой риск", "страховой стаж", "страхователи", "застрахованные лица", "страховщики" и др. (ст. 3 и 6);

3) определены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования (ст. 5), что дает возможность навести порядок в законодательной базе в случаях, когда субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству;

4) впервые в законодательстве об обязательном социальном страховании названы виды социальных страховых рисков (ст. 7);

5) впервые в собирательном виде представлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (ст. 8);

6) недвусмысленно сказано, что бюджеты фондов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также что средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат (ст. 16);

7) заявлено об ответственности должностных лиц, допустивших нецелевое расходование средств социального страхования и иные нарушения в рассматриваемой сфере (ст. 19, 27);

8) очерчен круг прав и обязанностей застрахованных лиц, страхователей и страховщиков (ст. 11, 12, 13);

9) конкретизирована защитная функция профсоюзов в сфере обязательного социального страхования: застрахованные лица могут через своего представителя или профсоюз (а не только лично) защищать свои права, в том числе и в суде, участвовать в управлении обязательным социальным страхованием. Профсоюзы имеют право на паритетное представительство в органах управления фондов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов, и на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств социального страхования (ст. 10, 13, 14);

10) названы сроки рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования (ст. 27).

Несмотря на перечисленные выше достоинства Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", есть основания утверждать, что он требует значительных уточнений и дополнений не только с целью приведения его в соответствие с более поздним законодательством, но и в силу нечеткого изложения некоторых положений, отсутствия механизма приведения в действие ряда декларативных норм.

В ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования" среди видов страховых рисков помимо временной нетрудоспособности названы трудовое увечье и профессиональное заболевание, а в ст. 8 среди видов страхового обеспечения помимо пособия по временной нетрудоспособности - пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием.

Упомянутые статьи вступили в противоречие со ст. 3, 8 и 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которые более точно отражают существо дела. В Законе от 24 июля 1998 г. речь идет о пособии по временной нетрудоспособности, назначаемом в связи со страховым случаем, а таковыми являются несчастный случай на производстве и профзаболевание. Травма, полученная при несчастном случае на производстве, и трудовое увечье, как уже отмечалось ранее, - понятия неравнозначные (см. _ 3 комментария к ст. 179 ТК).

Далее. Пособие, выплачиваемое в связи с нечастным случаем на производстве или профзаболеванием, есть не что иное, как пособие по временной нетрудоспособности, и об этом прямо сказано в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. Выделять его в отдельный вид пособия в Федеральном законе от 16 июля 1999 г. не было никакой необходимости, поскольку оно выплачивается по тем же правилам, что и пособие по временной нетрудоспособности во всех остальных случаях нетрудоспособности, разве что размер пособия (100% заработка) оговаривается сразу. Таким образом, никакого нового пособия после вступления в силу Закона от 16 июля 1999 г. не появилось, хотя оно было продекларировано в этом Законе.

В Законе от 16 июля 1999 г. нет упоминания ни о ежемесячном, ни об единовременных страховых выплатах, которые предусмотрены Законом от 24 июля 1998 г. как виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Без них система страховых выплат, отраженная в законе "Об основах обязательного социального страхования", является неполной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.