Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура основных понятий курса




В каждой социальной системе деятельность журналистики как функци­онирование взаимосвязанных и взаимовлияющих компонентов («учреди­тель», «журналист», «текст», «канал», «социальные институты», «массовая аудитория») определяется закономерностями, раскрытием и «описанием» которых занимается наука с помощью своего понятийного аппарата. Сре­ди множества понятий, составляющих ткань научного знания, выделяются.основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Че­рез категории раскрывается суть предмета и содержания науки.

В науке о журналистике в качестве категорий выступают такие общие понятия, как «информация», «свобода», «функции», «принципы», «эф­фективность» и др. Эти и другие категории и раскрывающие, детализиру­ющие их содержание более конкретные понятия («актуальность», «инте­рес», «мотивы», «релевантность», «близость», «драматизм» и т.д.) нельзя рассматривать порознь, отдельно, вне связи и взаимосвязи их между со­бой, ограничиваясь указанием только на то, что все они относятся к полю знания о журналистике. Если принять во внимание, что журналистика как социальное явление целостна, внутренне едина, то следует признать, что и знание о ней также должно быть максимально целостным. Поэтому для понимания механизма функционирования журналистики как системы организованного объекта (см. схему функционирования) важно постичь совокупность категорий как целостную систему основных понятий на­уки о журналистике.

Для построения системы категорий прежде всего необходимо опреде­лить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.

Роль центральной категории может сыграть лишь такое общее поня­тие, которое раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета - журналистики, а потому является характеристич­ным как для журналистики в целом, так и для всех сторон, шагов деятель­ности в ней. Будучи внешне простым, очевидным для «наблюдателя», в свернутом виде оно содержит в себе, как в зародыше, все богатство, раз­нообразие и сложность рассматриваемого явления.

Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация». Не случайно и наиболее употребительным си­нонимом к термину «журналистика» выступает словосочетание «средст­ва массовой информации». Иногда к этому словосочетанию добавляют «... и пропаганды» - это свидетельствует лишь о том, что термин «инфор­мация», к сожалению, употребляется не только в научно-специальном значении, но и в традиционном узкожурналистском смысле (как обозна­чение кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях и соответствующих жанров - заметки, отчета, интервью, репортажа, час­то именуемых «информационными»).

Деятельность по сбору, обработке, компоновке, передаче информа­ции составляет специфику журналистской деятельности во всех ее прояв­лениях, и этой деятельности подчинены все организационные, техничес­кие, творческие и другие структуры журналистики. При этом «информация» - это и самое простое, массовидное, общепонятное явле­ние в журналистике (поскольку все подчинено созданию и трансляции «текстов» массовой информации). И вместе с тем это явление сложное, разностороннее, требующее глубокого проникновения в его сущность и поиска методов и средств организации эффективной деятельности, так как высокая информативность журналистских произведений достигается не только увеличением количества сведений о фактах и качеством ком­ментирования, но и зависит также от высокого качества работы с аудито­рией. Ведь подлинной информацией оказывается то в «текстах», что «до­стигает» аудитории, формирует ее сознание и поведение.

Необходимо всегда помнить, что когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют в виду не информацию вообще, а имен­но массовую информацию. Определение «массовая» несет в себе глубо­кий смысл и требует серьезного анализа. Прежде всего оно указывает на то, что информация обращена к массе, т.е. ко всем, или к большинству, или к большей части (народа, социального слоя или группы, жителей региона, работников отрасли, любителей определенных занятий и т.д.), оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной ин­формации (научной, технической, профессиональной) прежде всего своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информа­ция обращена к массовому сознанию. Готовя информацию, необходимо из­бегать легкого, поверхностного, тем более вульгарного, бездумно-развлека­тельного подхода, который неизбежно приводит к созданию худших образцов так называемой «массовой культуры». Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журна­листа, проявляющейся в информационной политике канала массовой ин­формации. Именно ради реализации своей массово-информационной по­литики учредитель создает канал журналистики; журналист собирает, компонует и передает, посредством текстов распространяет массовую информацию, обращая ее к массовой аудитории и социальным институтам.

«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих поня­тий, как бы коренящихся в ней и позволяющих более глубоко раскрыть представление о журналистике как сфере массово-информационной деятельности. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определен­ную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информацион­ной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.

Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ - функция - аудитория - функционирование - результативность.

Вторая - дает представление специальной направленности методо­логических основах деятельности в журналистике: МИ - социальная пози­ция в журналистике - СМИ как социальный институт - социальные типы журналистики - исторические типы журналистики.

Третья - описывает субъективную сторону функционирования журна­листики: МИ - свобода журналистики - журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) - ка­чества журналистов как профессионалов.

Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ - средства коммуника­ции - каналы и типы изданий и программ - система и взаимодействие - распространение.

Пятая - дает характеристику творческих форм массово-информаци­онной деятельности: МИ - информационная политика - типы творчества - творческие формы - методологическая культура.

Наглядно представить систему категорий науки о журналистике можно с помощью приведенной ниже схемы.

Таково обобщенное представление о системе категорий (основных понятий) науки о журналистике. При детальном рассмотрении каждое из этих понятий должно быть раскрыто теоретически и рассмотрено приме­нительно к его бытию в конкретно-исторических условиях (например, оп­ределив понятие «Свобода журналистики», следует проследить, как ос­мысливается и реализуется идея свободы в различных ситуациях общественной жизни).

Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического). Много­численные частные научные дисциплины (такие, как теория творчества или история журналистского права и др.) обращаются не ко всей системе кате­горий, а к ограниченному кругу специфически значимых, хотя специалисты должны представлять место частного знания в общей системе науки.

Знания о конкретных областях журналистики (телевизионной журна­листике, газетном деле, рекламе и т.д.) в каждом отдельном случае требу­ют специфического подхода к наполнению конкретным содержанием каждой из категорий.

Система категорий, освоенная журналистами, позволяет не только понять сущность журналистики, но и получить общенаучные ориентиры практической деятельности для сознательного и эффективного решения творческих задач.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.