Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика финансового планирования на предприятии




 

Фи­нансовое планирование на предприятии – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

1 этап: Анализ финансовых показателей за предыдущий период. На этом этапе сравнивают плановые и отчетные данные за прошлый год по прибыли и убыткам, состоянию активов и пассивов, фи­нансированию инвестиций и движению денежных средств; дают оценку полученных отклонений; выявляют нерешенные финансо­вые проблемы.

2 этап: Разработка финансовых стратегий и политики предприятия. Составляют перспективные финансовые прогнозы по стандарт­ным формам бизнес-планов: по прибылям и убыткам, движению денежных средств, инвестициям и бухгалтерскому балансу. На втором этапе устанавливают приоритеты использования ограни­ченных финансовых ресурсов для реализации основной миссии предприятия.

3 этап: Составление текущих финансовых планов. На этом этапе происходит конкретизация прогнозных финансовых документов посредством составления краткосрочных (на год, по кварталам), сметных, бюджетных или балансовых плановых расчетов, а также осуществляется увязка финансовых планов с производственными, коммерческими и инвестиционными. Основная цель этого эта­па – обеспечение ликвидности предприятия и повышение эффек­тивности использования его капитала.

4 этап: Оперативное финансовое планирование – разработка фи­нансовых планов (платежных, налоговых, календарей, кассовых и кредитных) на месяц, декаду, неделю. Производится с целью обеспечения платежеспособности предприятия.

5 этап: Завершающий этап финансового планирования – анализ прогнозного финансового состояния предприятия по данным планового баланса активов и пассивов на конец планируемого года. На этом этапе путем сравнения ожидаемых показателей с фактическими на начало года оцениваются качество разрабо­танных финансовых планов и реалистичность целей и задач. При необходимости осуществляют дополнительную корректи­ровку всех планов: производственных, инвестиционных и фи­нансовых.

План производственно-финансовой деятельности сельскохо­зяйственного предприятия составляется по единой форме, реко­мендованной МСХ России, включающей раздел VII «Финансовая деятельность». В этом разделе плана предусмотрены сле­дующие формы:

№ 29 «Расчет поступления средств и результатов от реализации продукции»,

№ 30 «Финансовые результаты дея­тельности предприятия»,

№31 «Кредиторская задолженность»,

№ 32 «Финансовый план» (баланс доходов и расходов),

№ 33 «Рас­чет потребности в кредитах».

Последовательность составления таблиц финансового плана обусловлена задачами планирования и взаимосвязью планируе­мых показателей.

Процесс планирования начинают с расчета финансовых ре­зультатов: выручки, затрат и прибыли от реализации, операцион­ных доходов и расходов, а также конечных результатов деятельно­сти сельскохозяйственного предприятия (формы № 29, 30). Затем планируют источники финансового обеспечения производствен­но-коммерческой деятельности (№ 31 и 33). После этого во вспо­могательных расчетах определяют потребность и возможность фи­нансового обеспечения инвестиционной деятельности с учетом результатов планирования реальных капитальных вложений в раз­деле VI «Инвестиционная деятельность» и специальных планов финансовых вложений. Далее уточняют распределение прибыли, потребность предприятия во внешнем финансировании и осуще­ствляют взаимоувязку всех финансовых ресурсов с направлениями их целевого использования (форма № 32). Для заполнения всех названных форм необходим ряд вспомогательных поэлементных плановых расчетов. Все показатели финансового плана взаимно увязываются и согласовываются: изменение любого из них неиз­бежно влечет необходимость уточнения других.

Планирование финансовых результатов деятельности предприя­тия. Финансовые результаты деятельности предприятия характе­ризуют экономические выгоды (утраты), полученные в процессе предпринимательской деятельности, приводящие к изменению величины финансовых ресурсов. Конечные финансовые результа­ты производственно-коммерческой деятельности – прибыль или убыток. Они складываются под воздействием прибыли (убытков) от реализации продукции, а также прочих доходов и расходов, не связанных с уставной деятельностью: операционных, внереализа­ционных и чрезвычайных. Поэтому процесс планирования фи­нансовых результатов состоит из трех частей:

1. Расчета поступления средств и результатов от реализации продукции (форма № 29),

2. Вспомогательных расчетов операционных доходов и расходов (внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, как пра­вило, не планируются) с использованием вспомогательных рас­четных форм «Финансовые вложения» и «Страхование продукции и имущества»,

3. Составления основной формы № 30 «Фи­нансовые результаты деятельности предприятия, валовой доход».

Форма № 29 включает планирование выручки от реали­зации, себестоимости реализуемой продукции, финансового ре­зультата от реализации и сумм дотаций и компенсаций из феде­рального и региональных бюджетов

Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) осуществляют методом прямого счета:

Вп=0пЦ,

где QB – плановое количество реализуемой продукции (работ, услуг); Ц – цена продажи единицы продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации – это сумма денежных средств, причи­тающаяся к получению или поступившая на счета предприятия в результате продажи продукции (работ, услуг). В финансовом пла­нировании (как и в бухгалтерском учете) используют два метода расчета выручки от продаж: «по отгрузке» (метод начислений) – при планировании прибыли или убытков и «по оплате» (кассовый метод) – в процессе планирования денежных потоков.

Объем реализуемой продукции (работ, услуг) в целом и по кана­лам продаж (для государственных нужд, по прямым договорам коммерческим организациям, работникам предприятия, выдача в порядке натуральной оплаты и в счет арендной платы по арен­дованным земельным долям, на общественное питание, экспорт) определяют на основе плана маркетинга Планирование общего объема реализуемой продукции может быть основано на производственных возможностях предприятия.

Цена на продукцию, работы и услуги сельскохозяйственных предприятий свободно устанавливается на рынке под воздействи­ем спроса и предложения. Характер цен на сельскохозяйственную продукцию во многом зависит от каналов реализации. После расчета выручки планируется себестоимость реализуе­мой продукции (работ, услуг). Состав и структура затрат определяются не только технологи­ческими особенностями производства, но и финансовой страте­гией предприятия.

Метод планирования общей суммы затрат (сметный, сводный, калькуляционный, «процента от продаж», операционное бюджетирование и др.) выбирают с учетом специфики отрасли, размера производства, сложившихся традиций и принятой собственника­ми финансовой политики.

В сельском хозяйстве традиционно используют сметно-калькуляционный метод планирования затрат на производство и реали­зацию продукции.

После расчета выручки и полной себестоимости реализуемой продукции планируют финансовый результат реализации. Он определяется путем сопоставления плано­вой выручки-нетто (Вп) (очищенной от косвенных налогов) с пол­ной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг (С). Положительный результат означает получение прибыли (П), а от­рицательный – убытка (У) от реализации:

 

П(У) = Вп - С.

 

Расчет финансового результата в единой форме плана произ­водственно-финансовой деятельности осуществляется по всем ви­дам товарной продукции (работ, услуг) в целом за год. Федеральным законом РФ «О государственном регулировании аг­ропромышленного производства» определено, что сельскохозяй­ственным товаропроизводителям предоставляются из средств феде­рального и региональных бюджетов дотации на отдельные виды про­дукции животноводства, реализуемые в счет государственного заказа, поддержку племенного дела в животноводстве, птицеводстве, элитном семеноводстве и компенсацию части затрат агроформирований на покупку удобрений и уборку урожая в соответствии с целевыми государственными программами. В результаты реализации продукции государственные дотации и компенсации не включа­ют, поэтому их записывают отдельно. Планирование выручки, результатов от реализации, дотаций и компенсаций имеет важное значение для управления производ­ственно-коммерческой деятельностью и развитием предприятия. Это – определяющий момент всего финансового планиро­вания на предприятии.

«Финансовые результаты деятельности предприятия, валовой доход (форма № 30). Планирование финансовых результатов дея­тельности предприятия – наиболее значимая часть финансовых расчетов. Объектами планирования в этом случае становятся частные элементы и общая сумма прибыли (убытка) до налогообложения, а также валовой доход.

Для характеристики конечного финансового результата дея­тельности российских предприятий обычно используют понятия прибыли: валовой, консолидированной, бухгалтерской, общей и др. Учитывая, что понятие «бухгалтерская прибыль» имеет спе­цифический смысл в финансовой отчетности (форма № 2) и фи­нансовом менеджменте, а «балансовая прибыль» ассоциируется с бухгалтерским учетом, в практике финансового планирования ко­нечный результат от деятельности предприятия принято называть «общей прибылью» (убытком).

Общая прибыль определяется с учетом финансовых результа­тов всех видов деятельности предприятия: основной, оговоренной в уставе (прибыль или убыток от продаж – Пр), а также неустав­ных (прочих) доходов (Дпр) и расходов (Рпр):

 

П0 = Пр + Дпрпр.

 

В состав прочих включают доходы и расходы от операционной (отвлечение активов из хозяйственного оборота, не связанное с реализацией изготовленных на предприятии товаров, – продажа внеоборотных активов и иностранной валюты, займы, участие в ус­тавных капиталах других организаций и пр.), внереализационной (возмещение потерь от несоблюдения партнерами норм Гражданс­кого кодекса РФ и несостоятельности контрагентов, уценка или до­оценка оборотных активов и др.) и чрезвычайной (обусловленное природно-климатическими, политическими и др. не зависящим от хозяйства обстоятельствами) деятельности.

В единой форме плана производственно-финансовой деятель­ности сельскохозяйственного предприятия, рекомендованной Министерством сельского хозяйства РФ, планирование конеч­ных финансовых результатов предусмотрено в двух самостоятельных разделах специальной таблицы. Вначале предусмотрен расчет общей прибыли (убытка) до налогообложения, затем – валового дохода в целом за год с возможной поквартальной корректировкой намеченных планов в течение года.

Планирование общей прибыли (убытка) осуществляют поэтапно. На первом этапе определяют финансовый результат основной де­ятельности –прибыль (убыток) от продаж, на втором – прочие доходы и расходы и на третьем – прибыль (убыток) до налогооб­ложения (общая прибыль или общий убыток).

Окончательный финансовый результат до налогообложения (общая прибыль или убыток) определяют путем суммиро­вания прибыли (убытка) от продаж, операционных доходов, дота­ций и компенсаций из бюджетов всех уровней, исключения про­центов к уплате и прочих операционных расходов.

Планирование валового дохода. Валовой доход сельскохозяй­ственного предприятия – это вновь созданная им стоимость. Он включает прибыль (убыток) предприятия и оплату труда с начис­лениями в основном производстве. Его определяют исключением из стоимости валовой продукции в текущих ценах затрат на ее производство (кроме оплаты труда с начислениями).

Валовой доход характеризует совокупный размер заработка работников с учетом единого социального налога и конечный результат деятельности (прибыль или убыток).

«Страхование продукции и имущества» (вспомогательная рас­четная форма). Сельскохозяйственные предприятия могут страхо­вать имущество, постройки, сельскохозяйственные машины и оборудование, транспортные средства, животных, многолетние насаждения, урожай сельскохозяйственных культур от гибели и повреждения вследствие стихийных бедствий, необычных погод­ных условий, болезней и других страховых случаев. В расходы предприятия, формирующие себестоимость и, следовательно, прибыль от реализации, а также общую прибыль, входят страхо­вые платежи, исчисленные по установленным в страховых догово­рах тарифным ставкам. Размер страховых платежей устанавливают умножением конкретных страховых тарифов на страховые суммы. Стоимость застрахованных имущества и посевов определяют по условиям страховых полисов.

В соответствии с Федеральным законом «О страховании» стра­хование имущества и сельскохозяйственных коммерческих рисков осуществляется, как правило, на добровольной основе. Ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании агропро­мышленного производства» предусмотрена государственная под­держка страхования урожая сельскохозяйственных культур в виде уплаты части страховых взносов (25 %) за счет федерального бюд­жета. Эти бюджетные средства уменьшают расходы сельскохозяй­ственных предприятий на страхование и участвуют в формирова­нии общей прибыли. Сумма ассигнований перечисляется из бюд­жета непосредственно организациям-страховщикам.

Информационная основа для составления вспомогательного планового расчета «Страхование продукции и имущества» – дого­воры страхования, заключенные с соответствующими организаци­ями.

Используемая сельскохозяйственными предприятиями по ре­комендациям МСХ России методика планирования финансовых результатов практически соответствует требованиям, предъявляемым к этой части финансовых планов. Не­согласованность с аналогичными формами финансовой отчетнос­ти состоит лишь в отсутствии планирования налога на прибыль и чистой прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.