КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика сельскохозяйственного предприятияВразделе целесообразно осветить основное направление деятельности предприятия (специализацию), структуру товарной продукции, указать характер деятельности (производство и сбыт сельскохозяйственной продукции). Важно раскрыть цели и задачи предпринимательской деятельности. Если предприятие действующее, необходимо привести информацию о его производственно-финансовой деятельности. Характеристика сельскохозяйственных товаров и услуг. Основное содержание раздела – характеристика предлагаемой предприятием продукции: ее название и назначение, основные характеристики и параметры, область применения, отличительные черты, преимущества, особенности упаковки и дизайна, способствующие конкурентоспособности. При необходимости можно приложить фотографии, другие наглядные изображения готовой продукции. Следует сообщить о зарегистрированных патентах, авторских правах или лицензиях на предлагаемую продукцию, других стартовых преимуществах, способных помочь предприятию занять выгодное положение на рынке. Рынки сбыта товара. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что слабое знание рынков сбыта – одна из главных причин несостоятельности многих проектов. Необходимы анализ спроса на продукцию, которую предполагается выпускать, определение цены, по которой этот товар купят. Определив спрос на товар, устанавливают максимальный объем продаж, который предприниматель может осуществлять с учетом своих возможностей (производственно-экономического потенциала). В данном разделе бизнес-плана надо ответить на вопросы: 1) какой была динамика продаж в последние три года; 2) какие ожидаются темпы прироста в отрасли; 3) сколько новых предприятий будет заниматься производством аналогичной продукции; 4) какие новые виды аналогичной сельскохозяйственной продукции появились в последние годы. Источниками информации могут быть издания государственных органов (статистические сборники), периодические издания и книги. Для оценки рынка используют также информацию, полученную по результатам продаж предприятия за последние три – пять лет. Конкуренция и другие внешние факторы. Вэтом разделе плана необходимо определить конкурентов – производителей аналогичной продукции, как можно точнее оценить объемы и динамику их продаж, доходы, перспективы освоения новых товаров, их основные потребительские характеристики, уровень качества. Желательно охарактеризовать уровень цен, ценовую политику конкурентов, показать их сильные и слабые стороны. Необходимо подробно описать преимущества предпринимателя перед конкурентами. Анализ конкурентов на рынке можно вести по следующей схеме: · доля в общем объеме сельскохозяйственных товаров или услуг в выбранном сегменте рынка; · объем и номенклатура товаров или услуг; · используемая схема и каналы сбыта сельскохозяйственной · надежность и качество товаров и услуг; · политика в области сбыта. Для полной оценки конкурентов необходимо установить крупнейших производителей аналогичной продукции на каждом целевом рынке, изучить характеристики их продукции, уровень ее качества, цены, дизайн и мнение о ней потребителей. Кроме того, анализируют фактическое финансовое положение конкурентов, их ресурсный потенциал, себестоимость и прибыльность, местоположение, организацию рекламы, торговой сети и т. д. План маркетинга. Вэтом разделе определяют мероприятия по активному воздействию на потребительский спрос в целях завоевания рынка и расширения сбыта сельскохозяйственных товаров. При этом должны соблюдаться следующие принципы маркетинга. 1. Понимание потребителя (учет запросов потребителей и динамики рыночной конъюнктуры). Успешный бизнес невозможен, если фирма ориентируется только на получение прибыли. 2. Борьба за потребителя (качество товара, реклама, сервис). 3. Максимальная приспособленность сельскохозяйственного производства к требованиям рынка. Одно из наиболее важных направлений экономической стратегии предприятия – политика ценообразования. Самый простой и удобный способ установления цены — на основе средних издержек производства плюс средняя прибыль. Он заключается в установлении определенной наценки на себестоимость продукции. Для этого может быть применена формула, руб., Ц = С + Рр + Пср, где Ц – цена единицы продукции; С — средняя себестоимость производства единицы продукции; Рр – расходы по реализации единицы продукции; Пср – средняя прибыль от реализации единицы продукции на данном рынке. Следующий метод основан на определении минимально приемлемого для агрофирмы уровня прибыли. В этом случае цену единицы продукции рассчитывают по формуле, руб., где П – минимально приемлемая для предприятия доля прибыли в цене. Недостаток данного метода заключается в том, что он не учитывает спрос и конкуренцию на рынке и не позволяет найти оптимальную цену, однако на российском рынке он все же остается самым популярным. Иногда используют метод ценообразования с ориентацией на ценностную значимость товара, ощущаемую потребителем, за которую он готов заплатить определенную сумму. Фирме для определения цены на свой товар необходимо выявить, какие ценностные представления имеются у покупателей о товарах-конкурентах. Это можно сделать на основе опроса покупателей или экспертов-специалистов. Другой подход предусматривает определение сложившегося соотношения между ценами и потребительскими свойствами по аналогичным имеющимся на рынке товарам, выявление, насколько товар фирмы лучше или хуже этих товаров. На основе полученных соотношений назначается цена на свой товар. Цена реализации определяется в данном случае по формуле
где Цп, Цбаз – соответственно цена продукции предприятия и базового продукта, выбранного в качестве объекта сравнения, руб.; Бп, Б6аз – оценка качественных параметров соответственно продукции предприятия и базовой продукции, баллы. Балльную оценку качественных параметров продукции лучше определять с учетом коэффициентов и их весомости с точки зрения потребителя. В данном методе затратные ориентиры отходят на второй план, уступая место восприятию покупателем товара. Наиболее часто в условиях инфляции используют скользящие цены: на момент подписания договора устанавливают базисную цену, которая затем корректируется с учетом инфляции по заранее оговоренной сторонами формуле индексирования. Эту формулу целесообразно привести в бизнес-плане и в договорах о поставках: где Ц1 и Цо – цена товара соответственно в моменты фактической его поставки покупателю и заключения договора; А, Б, В — доля в цене товара (в момент заключения договора о поставке) соответственно расходов на покупку материалов и сырья, заработной платы и прочих расходов (А+Б + В = 1); а0 и а1 – средняя цена покупных материалов и сырья соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товара; б0 и б1; – средняя заработная плата работников соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товара. Производственный план. Разработка производственного плана начинается с программы развития растениеводства и животноводства. Для обеспечения системного подхода к решению этой проблемы целесообразно использовать методы экономико-математического моделирования. При разработке плана по растениеводству важное значение имеет организация земельной территории и возможная трансформация угодий. В плане отражают севообороты, систему семеноводства, внесение удобрений, обработку почвы, уход за растениями, борьбу с сорняками и др. При необходимости разрабатывают мероприятия по улучшению и повышению продуктивности природных кормовых угодий. Разработка производственной программы растениеводства завершается планированием урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности естественных угодий, объема производства валовой и товарной продукции. Планирование производственной программы по отраслям животноводства предполагает обоснование численности поголовья скота и птицы, продуктивности животных, показателей воспроизводства стада, объема производства валовой и товарной продукции. Вся необходимая расчетная информация по обоснованию производственных программ растениеводства и животноводства приводится в приложениях (нормативы затрат, технологические карты). В бизнес-плане должна найти отражение организация не только сельскохозяйственных отраслей, но и промышленных, подсобных, обслуживающих производств (автопарк, МТМ и др.). Здесь же раскрываются схема внешних и внутренних производственных потоков, то есть поставки материально-технических ресурсов, комбикормов, молодняка животных, производственные связи между подразделениями. Завершается раздел оценкой возможных издержек сельскохозяйственного производства (по статьям) и их динамики на перспективу. Организационный план. Содержит информацию о лицах, отвечающих за разработку концепции проекта и управление сельскохозяйственным предприятием. Для крупных сельскохозяйственных предприятий важно определить общую численность работников. В разделе отражают обязанности специалистов, определяют, кто будет координировать, и контролировать деятельность всех служб. Организационная схема предприятия должна обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач. Юридический план. Этот раздел имеет наибольшее значение для вновь создаваемых предприятий. Особое внимание обращают на выбор их организационно-правовой формы. Для действующих предприятий указывают законодательные и нормативные акты, регулирующие их деятельность. Оценка рисков. Инвесторы и кредиторы придают большое значение оценке рисков, поэтому при разработке бизнес-плана целесообразно назвать возможные риски и потери, которые могут возникнуть при их наступлении, определить, по каким видам рисков и на какую сумму следует застраховать имущество предприятия. В разделе указываются организации, с которыми заключены договоры на страхование, и суммы страховки. Финансовый план. В разделе в стоимостном выражении обобщают результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Его цель – предоставить всю необходимую информацию по ожидаемым финансовым результатам сельскохозяйственного предприятия. Фактически финансовый план должен дать ответы на главные вопросы, волнующие как предпринимателя, так и тех, кому адресуется бизнес-план. Именно из этого раздела инвесторы узнают о том, на какую прибыль они могут рассчитывать, а кредиторы – о способностях потенциального заемщика обслуживать долг. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия; планирование основных финансовых показателей. Анализ финансово-экономического состояния предприятия выполняется на основе технико-экономических и финансовых показателей его деятельности за последние три года. В ходе анализа определяют уровень экономического роста, тип финансовой устойчивости, вероятность банкротства. Завершить анализ целесообразно определением комплексной рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия в динамике. Планирование основных финансовых показателей предполагает подготовку плановых документов (прогнозы баланса активов пассивов предприятия, прибылей и убытков, движения денежных средств), финансовую оценку проекта, прогноз запаса финансовой прочности. В бизнес-плане представляется прогноз основных форм финансовой отчетности, как правило, в соответствии с требованиями международных стандартов, обязательно в прогнозных ценах, то есть в ценах, выраженных в денежных единицах, соответствующих покупательной способности каждого периода осуществления проекта. Основной документ, предназначенный для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также оценки эффективности его использования, – прогноз движения денежных средств. Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих норму доходности. Методы оценки экономической деятельности делят на два класса: простые и дисконтирования. Простые методы (экспресс-методы) позволяют достаточно быстро на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. Это очень полезная информация, так как если проект не проходит по простым критериям, то можно быть уверенным, что он не пройдет и по более сложным. Показатели, рассчитываемые простыми методами, такие: · капитальные вложения в создание единицы производственной мощности или в единицу продукции; · простая норма прибыли проекта (в %) – отношение чистой прибыли к общему объему инвестиций или к инвестируемому акционерному капиталу; · простой срок окупаемости или период возврата инвестиций, рассчитываемый как отношение общего объема инвестиций к сумме чистой прибыли и амортизационных отчислений. Однако эти показатели не учитывают неравномерность одинаковых сумм поступлений или платежей, относящихся к разным периодам времени, что приводит к необходимости использования более сложных показателей. Методы дисконтирования. Нормативный документ, закрепляющий рыночные принципы оценки эффективности инвестиций, – «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |