Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, основные виды и измерение инфляции




Инфляцию (от латинского слова «inflatio» – вздутие) можно определить как непрерывный рост уровня цен. И в этом случае ключевыми словами при ее определении будут следующие: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно; и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынки и это характерно для экономики в целом. А что происходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность. Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ограниченности факторов производства, изменения общественных потребностей.

Для рассмотрения механизма инфляции обратимся к ее двум типам:

· инфляция спроса;

· инфляция издержек производства.

Инфляции спроса, при которой равновесие спроса и пред­ложения нарушается со стороны спроса (рис.11.1.). Она возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Р

AD AD1 AS

         
 
 
 
 
   


Y

Рис.11.1. Инфляция спроса

Условиями инфляции спроса выступают:

· рост спроса со стороны населения, факторами которо­го выступают рост заработной платы и рост занятости;

· увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные то­варыво время экономическогоподъема;

· рост государственных расходов (роствоенных и социаль­ных заказов).

Инфляция издержек производства вызывается уменьшением совокупного предложения (рис.11.2.). Она означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.

 

Р

AD AS1 AS

 
 


Y

Рис.11.2. Инфляция издержек производства

 

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясня­ет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на еди­ницу продукции сокращает прибыль и объем продукции, кото­рое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены.

Основными источниками инфляции предложения являются рост заработной платы и удорожание сырья и энергоносителей. Как видно из графика, по­вышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложе­ния. В ито­ге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

Стагфляция - ситуация, когда возра­стание общего уровня цен про­исходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях. Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов про­изводства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая па­дения своих доходов от инфляции.

Другим критерием выделения видов инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

· умеренная (ползучая), когда рост уровня цен составляет до 10 - 20% в год (экономисты рассматривают такую инфляцию как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства и даже необходим для нее);

· галопирующая инфляция — рост уровня цен достигает до 200% в год (считается, что она опасна для народного хозяйства и требует проведения антиинфляционных мер);

· гиперинфляция — рост уровня цен превышает 200% в год (пороговым значением считается 50% в месяц или 600% в год). Государственное регулирование в условиях гиперинфляции становиться невозможным.

По характеру проявления различают следующие виды инфляции:

· открытую инфляцию;

· подавленную инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы вы выгодного приложения капиталов.

Подавленная (скрытая) инфляция присуща для экономики с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавлен­ная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции:

· сбалансированную;

· несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

В России и в странах СНГ преобладает несбалансированно инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечна продукцию, стоимость комплектующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п.

Еще одна классификация предполагает выделение:

· ожидаемой инфляции;

· неожидаемую инфляцию.

Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется за­ранее, неожидаемая — наоборот. Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

Измерение инфляции осуществляется несколькими способами.

1. С помощью индексов цен (индекса Ласпейреса и индекса Пааше).

2. Темп инфляции для данного года можно вычислить следующим образом: вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.

 

индекс цен этого года – индекс цен прошедшего года

(11.1.) Темп инфляции = ----------------------------------------------------------------- * 100%

индекс цен прошедшего года

 

3. Правило «величины 70» позволяет определить количество лет, через которое произойдет удвоение инфляции:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.