Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности




Теория потребительского выбора

 

Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь общую основу для их сопоставления. Этой основой в конце XIX века признана полезность. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. В экономике полезность чаще всего используется для того, чтобы описать предпочтение при ранжировании наборов потребительских товаров и услуг. На этой основе экономисты создали теорию потребительского поведения, основанную на гипотезе о сопоставимости полезности самых разнообразных благ. Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.

Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный характер. Для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы количественный и порядковый.

 

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилах. Предполагается, что потребитель может дать количест-венную оценку полезности в ютилах любого потребляемого им товарного набора. Потребительское поведение рассматривается с позиции общей и предельной полезности (рисунок 5.1)

Под предельной полезностью (MU) понимается прирост общей полезности товара (TU) при увеличении объема его потребления на одну единицу (ΔQ). По мере того, как количество потребляемого товара растёт, предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. В этом заключается закон убывающей предельной полезности, лежащий в основе закона спроса. Принцип убывающей предельной полезности называют первым законом Госсена. Этот закон содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления. Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает всё медленнее. Проиллюстрируем вышесказанное графически

 

 

TU MU

 

 

 

 

0 Q 0 Q

QA QA1

Рисунок 5.1 Общая и предельная полезность блага

 

Максимум общей полезности означает насыщение потребностей (QA). При данном объёме потребления предельная полезность минимальна (равна нулю). Далее потребляемые блага начинают приносить вред, превращаясь в антиблага. Предельная полезность принимает отрицательное значение.

Предположим теперь, что потребитель располагает некоторым доходом; цены на товары А, В, С, …Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA, PB, PC, …PZ; товарного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми (как, например, колбаса, сливочное масло и т.д.). Потребитель располагает свои потребности в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор товаров, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить свои потребности. Это достижимо лишь при соблюдении правила макисимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчёте на одну денежную единицу оказываются одинаковыми. При указанных выше предположениях потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что для всех покупаемых им товаров А, В, С, …Z имеет место

MUa/Pa = MUB/PB = MUc/Pc = … = λ, (5.1)

где MUa, MUB, MUc – предельные полезности товаров А, В, С; λ – некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег. Таким образом, данное равенство показывает, что в оптимуме (максимум полезности при данных вкусах потребителя, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована. Это положение получило название второго закона Госсена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.