Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности рынка монополистической конкуренции




Монополистическая конкуренция и олигополия

Экономическое поведение фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции

Большинство реальных рынков это рынки несовершенной конкуренции. Своё название они получили в связи с тем, что конкуренция и стихийные рыночные механизмы действуют на них несовершенно.Предпосылками несовершенной конкуренции являются: значительная доля рынков у отдельных производителей; наличие барьеров проникновения в отрасль; неоднородность продуктов; несовершенство рыночной информации.

Закономерностями рынков несовершенной информации являются следующие критерии:

1) отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы. Если в условиях совершенной конкуренции объём выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует, поэтому фирма может реализовать дополнительный объём продукции, только снижая цены (рисунок 8.1);

Р
Q
PE
Q1
Q2
Q3
Р
Q1
Q2
Q3
Q
P1
P2
P3
D
D
Рисунок 8.1 – Критерии совершенной и несовершенной конкуренции

2) другой закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста совокупного дохода фирмы (TR). Его величина равна произведению цены на объём реализованной продукции:

TR = P×Q. (8.1)

При совершенной конкуренции цены постоянны, поэтому по мере роста объёма выпуска TR увеличивается. В условиях несовершенной конкуренции ситуация иная: один сомножитель увеличивается, а другой – уменьшается (рисунок 8.2). Кривая TR имеет некоторый максимум как меньший, так и больший объём дают меньший доход;

TR
TR
P
P
Q
Q
Qmax
Рисунок 8.2 – Динамика совокупного дохода при совершенной и несовершенной конкуренции

3) третьей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является ускоренное падение предельного дохода фирмы (MR) по сравнению со снижением цен на её продукцию. Так как с ростом объёма выпуска фирмы вынуждены снижать цену, то и предельный доход (MR) будет снижаться и на графике мы видим, что кривая MR падает быстрее кривой D (рисунок 8.3).

Р
Q
D
MR
Рисунок 8.3 – Кривые спроса и предельного дохода фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция – это форма строения рынка, в которой присутствуют черты, как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Это обстоятельство сближает монополистическую конкуренцию с олигополией (рисунок 8.4).

Монополистическая конкуренция
Дифференциация продукции
Большое количество продавцов и покупателей
Низкие барьеры  
Несовершенная информация

 

Рисунок 8.4 – Черты монополистической конкуренции

Таким образом, мы видим, что в условиях монополистической конкуренции на рынке действует множество фирм, причём среди них или нет, крупных, или они не имеют решающих преимуществ над мелкими. Барьеры проникновения относительно невысоки: незатруднителен и вход на рынок и уход с рынка.

Допущение модели монополистической конкуренции, взятое из модели монополии, следующие: на рынке продаются разные продукты, являющиеся близкими заменителями друг друга. В этом случае говорят, что продукт неоднороден или дифференцирован. Чем круче наклон кривой спроса на продукцию конкурирующей монополии, тем большее воздействие может оказать эта фирма на цену продукта. Процесс дифференциации продукта изображён на рисунке 8.5 стрелкой, где Dc – кривая спроса на продукт конкурентной фирмы, Dm – кривая спроса на продукт монополии, Dcm – кривая спроса на продукт конкурирующей монополии.

Р
Q
Dc
Dcm
Dm
Рисунок 8.5 – Спрос на продукцию конкурирующей монополии
Каждая фирма, действующая в усло-виях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка определённого продукта. Однако дифференциация приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, самостоятельные части (сег-менты) и на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать значительной. Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

Таким образом, объём производства и цена в условиях монополистической конкуренции находятся под влиянием, с одной стороны, конкуренции на рынке, а с другой – степени монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

P
Pcm
Pc
 
A
B
MC
AC
Dc
Dcm1
Dcm
MR
Qcm
Qc
Q
Рисунок 8.6 – Монополистическая конкуренция
Равновесие фирмы предполагает, что выполняется известное условие равенства MC = MR. В течение краткосрочного периода фирмы могут получать как прибыль, так и нести убытки. Но возможность в долгосроч-ном периоде получать сверхприбыль исклю-чается: барьеры практически отсутствуют, фирмы невелики. Долгосрочное равновесие в условиях конкурирующей монополии пока-зано на рисунке 8.6.

Если предположить, что все фирмы имеют одинаковые средние издержки (АС), то фирма, кривая спроса которой (Dcm) находится выше кривой средних издержек, будет получать сверхприбыль. Это будет привлекать на рынок новых конкурентов, в результате кривая спроса (Dcm1) будет сдвигаться влево до тех пор, пока не примет положение касательной к кривой средних издержек (точка А). В этой точке цена (Pcm) равна средним издержкам, а прибыль – нулю. Точка А не соответствует эффективному использованию ресурсов, так как нет равенства цены предельным издержкам. Это означает, сто фирма производит желаемый объём продукции (Qcm) c издержками, превышающими минимальные. Поэтому, фирма будет менее эффективна, чем при совершенной конкуренции, поскольку она имеет избыточные мощности. Это своего рода «плата» за монопольную власть, полученную фирмой на основе дифференциации товара, поэтому производство благ обходится дороже. Другим фактором, удорожающим стоимость продукции, являются затраты на рекламу, совершенный конкурент тоже не расходует средства на рекламу, а вот монополистически конкурентная фирма за счёт рекламы может увеличить свою долю на рынке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.