Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские школы современности




Выводы

Итак, русская философия представляет собой чрезвычайно интересный и самостоятельный социокультурный феномен, без которого невозможно представить себе мировую философскую мысль. Русская философия объемлет собой более чем тысячелетнее развитие, вобрав в себя как достижения античности, византийского средневековья, восточноевропейской патристики и книжности, так и западноевропейские традиции. Русская философия, безусловно, является частью европейской философии в силу общности европейских традиций, европейской ментальности и исторической судьбы. Вне всякого сомнения религия также объединяет Россию с Западом, несмотря на значительные конфессиональные различия православной, католической и протестантской ветвей христианства.

Россия всегда оставалась в «европейском доме», хотя это положение и было весьма своеобразным.

Тем не менее, необычность пройденного Россией исторического пути, своеобразие российского менталитета, всего образа жизни и, следовательно, образа мышления наложили на русскую философию определённый отпечаток, определили её специфику.

Если кратко сформулировать общие особенности русской философии, то можно выделить такие моменты:

1. Русской философии в отличие от европейской чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Русское мышление преимущественно антирационалистично, алогично по духу. Как и весь строй русской речи, оно часто основывается на интуиции. Это не означает, что русская философия чужда науке. Напротив, очень часто именно интуитивное предзнание оказывало огромную помощь русским учёным и мыслителям.

2. Русская философия неразрывно связана с реальной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, политических, правовых манифестов, обращений и т.п.

3. Художественная литература – кладезь самобытной русской философии. В произведениях русских писателей, в литературной критике часто разрабатываются основные философские проблемы в их исключительно практической форме.

4. Далеко не каждый народ испытал на себе превратности искусственного разделения. Политические события начала ХХ века развели россиян не только политически, идеологически, культурологически, но и географически. Вклад мыслителей русского зарубежья неоспорим. Они оказали сильное воздействие на общеевропейскую философию. Источники западной историографии русского идеализма – в трудах Бердяева, Франка, Булгакова Зеньковского, Лосского, Федотова, Флоровского и других эмигрантских авторов.

5. Для многих русских философов характерен идеал синкретичности, цельности, нераздельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человек: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных.

6. В русской философии большое место занимают проблемы политики, политической жизни. Русь, Россия прошла крайне сложный и жесткий путь становления государственности. Русским приходилось в ожесточённой борьбе отстаивать не просто независимость, а, порой, буквально право на жизнь. Проблемы государственности, политического устройства Родины, путей её развития волновали практически всех без исключения русских мыслителей.

7. Русской философии присуща тяга к религиозности, которая вытекает из стремления к целостности. Русская религиозная философия, в отличие от западной, далеко не всегда выступала в качестве «служанки богословия». Чаще всего, будучи сами прекрасными богословами, и, зачастую, священнослужителями, русские философы в своих построениях выходили далеко за тесные рамки «чистого богословия», искали «своего» Бога, порой сильно отличавшегося от Бога официальной церкви. Высочайшая образованность представителей русской философии приводила зачастую к образованию сплава христианства с античностью.

8. Русские философы отмечают наличие некоей русской идеи, которая соответствует религиозному, как они полагают, характеру русского народа. Русский атеизм, нигилизм, материализм, даже социализм и коммунизм приобретают поэтому также религиозную окраску. Религиозна и мистична даже практика социализма и коммунизма в России.

9. Большая часть русских философов отмечает предубеждение против индивидуализма, наличие коллективистских начал в русском народе. Духовный коллективизм, примат общественного над личностным являются имманентными чертами русского характера. «Соборность», понимаемая как растворение личного в общественном, – чисто русское духовное понятие.

10. Тем не менее, русская философия в целом антропоцентрична. В центре её интересов всегда стоит человек, его судьба и поиск смысла жизни. В этих случаях русская философия занимается вопросами исследования души, ставит широкие этические проблемы. В русской философии – человек центр духовных интересов. Но это не западноевропейский идеал свободного индивидуализма. Русская философская мысль преимущественно с предубеждением относилась к западноевропейскому индивидуализму, который противостоит здесь коллективизму, но это не означает, что русская философия отрицает понятия личной свободы и индивидуальности. Налицо явное столкновение западноевропейского и восточного, азиатского влияния. На Западе место человека определено его свободой и возможностью самостоятельно распоряжаться своей судьбой, на Востоке - тоже определено его абсолютной обусловленностью миропонимания, поведения и полнейшей включенностью, встроенностью в корпорацию, общину. Несмотря на соборность, русский человек сохраняет свою индивидуальность, которая, в отличие от западноевропейской, еще должна быть идеологически объяснена.

 

Глава VI

Для философских течений периода становления капиталистического общества характерны прославление разума, вера в безграничность человеческого познания, в возможность достижения истины, в утверждение новых гуманистических идеалов. Эпоха Нового времени прославляет человека-творца, человека-деятеля, который силой своего разума может сделать социальную жизнь счастливее, наполнить ее смыслом. Эпоха Просвещения исходит из того, что по своим возможностям и способностям человек – разумное существо, которое в силу этих качеств может осознать необходимость переустройства общества и построить его на разумных началах. Но для того, чтобы осуществить это, необходимо обратиться к человеку, к изучению его природы. Господствовало убеждение, что человек способен познать окружающий его природный мир, воплотить в жизнь социальный идеал. Отсюда вытекает и лозунг Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила», который с таким воодушевлением был воспринят современниками. Локк и Гоббс, Декарт и Спиноза, Кант и Гегель, Лейбниц и Дидро – все эти философы проникнуты оптимистической верой в человека, в его способность к устройству мира. Такое положение определяет философскую мысль вплоть до середины XIX в.

Начиная с этого времени в философию проникают сомнения во всесилии разума. Познав мир, сделав новые важнейшие открытия в науке, человек не стал счастливее. Все отчетливее становится факт, что технический прогресс не идет в ногу с нравственным прогрессом. Индустриальное хозяйство, базирующееся на развитой технике, обездушивает человека. Философы все чаще задают себе вопросы: а что же такое «человек»; в чем его природа, сущность и предназначение; от чего зависят смысл и ценность человеческой жизни; каковы кардинальные проблемы и перспективы человеческого существования? С этого времени начинаются коренные перевороты в понимании предмета и прежде всего методологии философии.

Активный интерес к проблеме человека обусловлен прежде всего потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в процессе его повседневного существования. Катастрофическое разрушение природной среды, о котором предупреждали философы уже во второй половине XIX в., оскудение привычного ландшафта, накопление ядерных и других вооружений, рассчитанных на массовое истребление людей, - все это рождает ощущение тотальной незащищенности жизни людей, возможной гибели всего человечества. Но опасности подвергается не только биологическая жизнь человека. Болезненную остроту приобретают психологические проблемы. Индивид утрачивает представление о собственной идентичности, об устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом. Разрушение традиционных социальных структур, привычных форм общественной жизни, стремительное изменение окружающей обстановки находят отражение в массово-психологических процессах.

Вся западноевропейская философия на протяжении своего развития утверждала идею ценности человека. Именно европейское самосознание пронесло персоналистскую установку через несколько столетий. Пафос исключительности человеческого предназначения имеет в европейской культуре длительную историю. В новом учении о человеке встречаются и совпадают историческая и естественнонаучная точки зрения.

На фоне этих процессов происходит разложение рационалистической традиции. Великие умы прошлого задумывались над тем, как выстроить человеческое общежитие по меркам разумности. Идеал рациональности на протяжении многих веков питал западноевропейскую философию. С середины XIX в. он подвергается сомнению и испытывает серьезные потрясения. В философии возникают новые направления, переосмысливающие традиции классической ориентации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.