Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Условия формирования современной западной философии




В XIX в. бурно развивается наука, вся интеллектуальная сфера становится более напряженной и полной, насыщенной. Большой вклад в развитие духовной культуры вносят Россия и Америка, в Европу проникает древняя и современная индийская философия. В частности, она оказала значительное влияние на формирование философских взглядов немецкого философа Артура Шопенгауэра.

Наука одерживает все новые победы, совершаются фундаментальные открытия в биологии, химии, физике, геологии, накапливается огромное количество новых фактов, которые требуют своего осмысления и философского обоснования. Большое влияние на формирование философских взглядов этого периода оказала и продолжает оказывать теория Ч.Дарвина. Дарвин, собравший значительный фактический материал, в результате его анализа пришел к теории эволюции, согласно которой различные формы жизни постепенно развивались, усложнялись, но при этом имели общих предков. Он научно обосновал идею борьбы за существование, в которой выживают наиболее приспособленные. Связав эти идеи, он пришел к выводу, что борьба за существование и выживание сильнейших является источником эволюции. Кроме того, в XIX в. в биологии была открыта клетка.

Достижения биологии, перевернувшие традиционные представления о происхождении человека и природного мира в целом, заставили пересмотреть старые механистические взгляды на мир. История вошла в науку, эволюционизм сменил механицизм, как биологический организм стали рассматриваться социальные явления, общество в целом.

Другим важным фактором, повлиявшим на становление современной философии, были те глубочайшие изменения, которые произошли в производственной сфере. Совершенствование машинного производства, проникновение науки в технику, появление новых технологий укрепили веру человека в свою безграничную мощь по отношению к природе. Техника уничтожила гармонию между человеком и миром, стала все большее влияние оказывать на человеческую культуру. Природа рассматривается как сырой материал, из которого человек может лепить все, что диктуют ему все возрастающие потребности. Она становится потребительской ценностью. Вера во всесилие человека, в его превосходство над природным бытием переносилась и в сферу социальной, политической жизни людей, рождала надежду на правителей, стоящих над судьбами людей. И если природа рассматривалась как сырой материал, то и человек, являясь прежде всего существом природным, идентифицировался с ней и рассматривался также как сырой материал, который можно и необходимо насильственно осчастливить, контролировать, которым можно манипулировать, создавая новые идеологии, используя систему образования и средства массовой информации. Политический и социальный тоталитаризм, самое ужасное порождение нашего столетия, начинает свое победное шествие по миру. Даже такое, казалось бы, вечное и неизменное понятие, как Бог, устраняется из жизни людей, и они уже не живут в согласии с небом и сами с собой. Но если оно и не исчезает, то сохраняет лишь внешние формы.

К этому времени разрастаются материальные блага современного общества, возникает сложная структура социальных институтов, учреждений и организаций, которые должны управлять и учитывать всю эту массу овеществленного труда, организовывать людей, в него вовлеченных. Для того чтобы они слаженно функционировали, создается сложный бюрократический механизм, который ведет всесторонний учет производимого, планирование и прогнозирование общественных процессов. Появляется новая специальность управленца, менеджера, который научно прогнозирует возможные пути дальнейшего развития социальных отношений, а также контролирует внутренний мир и мировоззрение человека. Возникает мощная система духовного манипулирования людьми. При этом бюрократическая система не терпит многофункциональности и самого управленца. Она берет у него то, что ей необходимо, превращая его в человека-функцию, т.е. сама манипулирует творцом манипуляции.

К середине XIX в. заканчивается формирование домонополистического капитализма. Отчетливо проявляются новые тенденции развития общества, намечаются социальные противоречия, принимающие форму классовых столкновений и революций. Массовое разорение мелких хозяйств, образование гигантских монополий, охватывающих общество жесткими экономическими связями, свидетельствовали о неосуществимости традиционных идеалов. Возникла необходимость в выработке новых нравственных ориентиров и ценностей, на которые можно было бы опереться в век крушения просветительских идеалов, тем более что наука, утрачивая пафос изначальной целостности бытия, теряет и свое нравственное измерение. Многие мыслители негативно относятся к научно-техническому прогрессу, который может превратить человека в робота, в придаток машины.

Итак, середина XIX в. – это переломная эпоха, когда начинают формироваться нетрадиционные, неоклассические типы философствования. Поэтому, когда мы говорим «современная западная философия», то имеем в виду не хронологические рамки, ограниченные исключительно ХХ в., а время становления неоклассической философии, когда в философской среде возникает протест против традиционных систем в познании, экономике, политике. Кризис классических представлений ощущают все мыслители этого времени, по-разному на него реагируя. Английский философ Бертран Рассел выделил две формы этого протеста: романтическую и рационалистическую. Романтический протест переходит от Байрона, Шопенгауэра и Ницше к Муссолини и Гитлеру. Рационалистический протест принимает глубокую форму у Маркса и завершается в Советской России.

В современной философии много школ и направлений, систематизировать которые можно, исходя из разных критериев. Мы предлагаем разделить их по отношению к науке. Одни философские течения тяготеют к сциентизму (от латинского scientia – знание, наука), другие – к иррационализму, или внелогическому познанию и восприятию мира. Как уже отмечалось во введении, к сциентистским направлениям можно прежде всего отнести позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм, структурализм и философию науки. Иррационалистическое направление представлено философией «жизни», экзистенциализмом, персонализмом и т.д.

Наука сыграла и продолжает играть ведущую роль в становлении и развитии научно-технической цивилизации. Успехи научного познания привели, с одной стороны, к культу научного познания, к неоправданно завышенным оценкам его возможностей, к утверждению, что наука способна решить все человеческие проблемы, в том числе проблемы устройства мира и человеческого бытия. С другой стороны, необдуманное использование результатов научного познания привело к негативному отношению к науке, к ее отрицанию, к требованию придать забвению наиболее «опасные» области научных исследований.

Для сциентистских направлений характерны ориентация на науку, в частности на естествознание, исключение из философии ценностной и мировоззренческой ориентации. Представители этих направлений особое внимание обращали на методологию научного исследования. Они чутко уловили перемены, происшедшие в науке XIX-XX вв. в силу появления многих основополагающих открытий, применения математических методов в различных областях, изобретения компьютеров и программирования. Наука начинает проникать в мир объектов, не поддающихся непосредственному наблюдению, происходит осознание того, что теоретическое знание нельзя целиком свести к эмпирическим данным.

В то же время неудовлетворенность наукой, ее неспособностью решать смысложизненные проблемы, ее оторванность от человека переключили внимание ряда философов на иррационализм. Конечно, интерес к иррационализму не является абсолютно новым в истории философии. В XVIII в. Блез Паскаль (Франция) и в I половине XIX в. Серен Кьеркегор (Дания) обратились к иррациональному миру человека. Но эти концепции не получили тогда широкого распространения, выглядели скорее, как чудачество, не соответствующее духу времени. Кроме того, в ХХ в. благодаря новым фундаментальным открытиям в науке человечество оказалось на пороге гибели. Уже в период первой мировой войны стало ясно, что наука может быть использована для массового уничтожения человечества и его культуры. Применение отравляющих газов, бомбардировки мирных городов, бессмысленность жертв – все это уже в начале ХХ в. вынудило ряд философов заговорить о гибели цивилизации. Получают распространение иррационально-мистические представления о мире, возрождаются астрология, магия, другие оккультные науки, которые не противоречат, а дополняют фундаментальную науку тем знанием, которое невозможно получить рациональным путем.

Своеобразное решение актуальных проблем современности мы находим и в современных философско-религиозных направлениях. Всем нам известен неискоренимый интерес человечества к религиозным проблемам, многие из которых появились задолго до первых зачатков философского знания. Вечные философско-религиозные проблемы заставляют самых разных мыслителей исследовать смысл утверждений тех или иных религиозных систем и оснований, на которых покоятся эти утверждения, рассматривать критерии, позволяющие нам их оценивать; изучать вопрос, могут ли эти утверждения стать составными частями какой-либо общей теории об устройстве вселенной. Одни философы стремятся показать убедительность или обоснованность постулатов веры, другие - опровергнуть или подвергнуть сомнению религиозные подходы. Но есть и такие, которые занимают как бы среднее, нейтральное положение. Они пытаются установить, связаны те или иные воззрения с религиозной тематикой и есть ли необходимость изучать их с тех или иных устоявшихся позиций. Отсюда вытекает различное толкование философии религии: одни философы рационально обосновывают или истолковывают близкие им религиозные системы; другие - объясняют причины своего неверия; третьи - просто исследуют философию религии как одно из направлений человеческих интересов.

В данной главе анализируются наиболее популярные западные философско-религиозные направления современной эпохи, такие как неотомизм, христианский эволюционизм и персонализм, которые оказывают заметное влияние на религиозную жизнь в странах Запада.

Философия религии отражает весь спектр современных ей философских позиций. На первых этапах своего существования философия религии носила отпечаток своей генетической связи с религией. Многие её темы и вопросы были предметом мифологических повествований, частью религиозной мудрости. Философия выполняла служебную функцию по отношению к христианству, когда оно стало господствующим мировоззрением. Становление философии Нового времени в значительной степени происходило в силу размежевания с религией. В Новое время философия освобождается от внешних авторитетов, в ней преобладает такое понимание, согласно которому философия есть совершенно самостоятельное исследование, представляющее собой высший вид познания. Соответственно все сферы человеческой деятельности подлежали осмыслению и познанию, в том числе и религия. В эпоху Просвещения формируются буржуазные представления о религии.

Религия и в XX веке остаётся объектом и целью исследования многих философских систем. Размышляя о месте религии в жизни современного человека, философы, как правило, отмечают два момента. Первый заключается в констатации кризисного положения религии. Второй - в признании необходимости идейного плюрализма в духовной жизни Запада, в том числе и религиозного плюрализма.

Все современные философско-религиозные течения отмечают кризис религии на Западе и необходимость её обновления. Речь не идёт об ослаблении религиозного чувства у людей или о падении посещаемости церкви. В современной западной философии кризис религии рассматривается в аспекте рациональности и истинности религиозных верований в связи с развитием науки и техники, переоценкой ценностей, переосмыслением роли человека в современном мире. Кроме того, в современной культуре Запада существуют разнообразные альтернативы религии, которые находят отражение в идеологических установках и доктринах, строящихся вне соотнесённости с той или иной религией.

Особое значение в культуре западного человека имеет религиозный плюрализм, который возник в силу взаимодействия различных национальных культур и их взаимопроникновения. Большое количество религиозных конфессий, каждая из которых претендует на свою исключительную религиозную истину, порождает в умах и душах людей ощущение шаткости и зыбкости религиозных догматов. В настоящее время в мире сосуществует множество различных религиозно-культурных традиций, которые должны считаться друг с другом и бороться за души верующих. В результате каждый индивид довольно свободен в своём религиозном выборе.

Философия религии - это особый тип философствования, который стремится к обретению особого и жизненно важного знания о природе окружающего мира и роли человека в нём. Притом религиозное знание принципиально отличается от информации, которую мы имеем в других областях человеческого опыта, особенно в различных областях науки. Большинство разновидностей современной западной философии религии считает, что предметом философии религии является исследование и осмысление теизма в различных аспектах, обоснование традиционного теизма или конструирование философских альтернатив классическому теизму.

Центральным положением всех философско-религиозных учений является понимание Бога как бесконечной, вечной, несотворённой, совершенной личностной реальности. Бог сотворил всё сущее, но при этом он трансцендентен по отношению к реальности, сохраняя сопричастность и присутствие в мире.

Каждое из теистических положений современной философии религии является одновременно теологическим утверждением, которое не исчерпывает представлений о живом боге. При сопоставлении философии и религии указывается, что философия религии выполняет методологические функции, поскольку всякое отношение человека к миру, в том числе и религиозное, может стать объектом философского изучения и осмысления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.