Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Герберт Спенсер




Джон Стюарт Милль

Развиваясь, позитивизм все больше внимания уделяет исследованию логических проблем. Современник О.Конта, основатель позитивизма в Англии Джон Стюарт Милль (1806-1873) специально рассмотрел вопрос о месте логики в системе науки, ее значении для развития научного знания. В своем произведении «Система логики силлогистической и индуктивной» (1830-1843) он определил логику «как науку об операциях человеческого разума при отыскании истины». В его понимании логика является «наукой самой науки», поскольку она не делает открытий и не наблюдает, а выносит суждения.

Задача логики – разработать методы научного исследования и системы доказательств с уточнением логических понятий и принципов. Неудовлетворительное состояние тех или иных наук вызвано отсутствием точности и определенности понятий, лежащих в их основе.

Развитие позитивизма в Англии продолжил Герберт Спенсер (1820-1903), который приобрел большую популярность благодаря доходчивости и энциклопедичности своих сочинений, широте охвата проблем и обширности фактического материала. Его произведения «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики» подкупили современников целостностью и последовательностью изложения с единой точки зрения, идеей плавного, восходящего развития, умением применить исторический метод в исследовании наук. Г.Спенсер – сторонник прогресса, он перенес идеи эволюционизма в специальные науки. Этот метод служит ему средством для построения целостной классификации наук. Методология Спенсера впитала в себя многое из методологии частных наук и поставила актуальную для того времени задачу синтеза знания.

Метод Спенсера опирается на положения о всеобщности эволюции и постоянстве количества силы, к которой он сводил материю и движение. Связав эти моменты, Спенсер трактует эволюцию как непрерывное перераспределение телесных частиц и их движения. Но Г.Спенсер идет еще дальше и конкретизирует этот закон, указывая на двойной характер прогресса. С одной стороны, перераспределение частиц происходит по линии их соединения, интеграции и рассеяния, дезинтеграции самого движения. С другой стороны, происходит обратный процесс – рассеяние частиц и поглощение движения. Таков, по Спенсеру, механизм регресса. В результате этого процесса осуществляется всеобщая дифференциация, переход от неопределенного к определенному. В природе и обществе эти процессы происходят ритмично и неизбежно приводят ко всеобщему равновесию и покою. Среди других принципов метода Г.Спенсер дает определение принципа исторического превращения апостериорного в априорное, который чрезвычайно одобрительно был встречен современниками и имеет рациональное содержание.

Г.Спенсер сравнивает общество с организмом, считая, что они подобны, но не во всех отношениях. Подобие заключается прежде всего в принципах их организации. Философ рассматривал способность к организации как наиболее существенное достижение эволюции, благодаря которому живая природа начинает отличаться от неживой. Подобие общества организму означает, что оба они являются организациями. Следовательно, организация является единой как для живой природы, так и для общества, поэтому они могут развиваться по одним законам. Прогресс индивидуальной организации является результатом органической эволюции, прогресс общественной организации составляет внутреннюю цель социальной эволюции.

На основании закона перераспределения материи и движения Г.Спенсер создает концепцию развития, в которой упорядоченность и организованность достигаются лишь за счет процессов дезинтеграции и дезорганизации материи. В наше время эта концепция в новой научной интерпретации развита в теории доссипативных структур И.Пригожина и Г.Хакена. Сформулированный Г.Спесером закон перераспределения материи и движения обладает фундаментальным значением для всей его системы. Из его содержания вытекает не только закон развития, но и закон деградации, что дает возможность рассматривать эволюционные и регрессивные процессы как имеющие под собой единое основание и предполагающие друг друга. Благодаря этому Г.Спенсер сумел объединить Вселенную как закономерную смену развития и разложения.

Философ приходит к замыслу объяснить все происходящие в мире процессы, в том числе и органическую эволюцию, исходя из силы ее закономерностей, поскольку именно к силе, как уже было отмечено выше, сводятся все проявления материи и движения.

Итак, во второй половине XIX в. в философии науки все больше утверждается мысль о невозможности создания логики открытия. Интерес смещается в сферу систематизации знания, все больше внимания уделяется раскрытию механизма обоснования и структуры научной теории. Происходит плавный переход от индуктивизма к дедуктивной организации знания, которая делает его обоснованным, а, следовательно, всеобщим. С появлением позитивизма происходят отказ от возможности достижения абсолютно достоверного знания и ориентация на логику доказательства.

Как философы, так и естествоиспытатели приходят к выводу об относительности получаемого знания, в котором доля достоверного незначительна. Более того, достичь достоверного знания можно не сразу и не вдруг. Если раньше это достигалась в результате внезапного открытия, то сейчас путь этот долог и представляет собой процесс длительного усовершенствования гипотез, в течение которого следует особое внимание уделить систематизации и согласованности знания. Поэтому появление позитивизма было вызвано объективными причинами, связанными с ограниченностью индуктивизма и рационализма в науке, которые пришли в явное противоречие с ее развитием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1080; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.