Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средние величины (показатели)




Средняя величина – обобщенная количественная характеристика совокупности однородных явлений по какому-либо признаку.

С помощью средних величин обобщают совокупность типичных однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют:

- переходить от единичного к общему;

- переходить от случайного к закономерному.

- сравнивать совокупность показателей;

- варьировать показатели во времени;

- абстрагироваться от случайности, колебаний.

Средние характеристики могут быть использованы только тогда, когда они базируются на массовом обобщении данных. Только в этом случае они выявляют общую тенденцию, лежащую в основе процесса.

Средние величины, используемые в статистике, относятся к двум классам: степенные средние; структурные средние.

Из первого класса наиболее часто в экономическом анализе применяются средняя арифметическая и средняя гармоническая. Средняя геометрическая применяется только при исчислении средних показателей рядов динамики, средняя квадратическая – при исчислении показателей вариации.

Представителями второго класса средних являются мода и медиана.

а) Простая средняя арифметическая величина вычисляется, если есть данные об отдельных значениях варьирующегося признака по формуле:


б) Средняя арифметическая взвешенная определяется по формуле:

в) Простая средняя гармоническая определяется по формуле:

 

Ситуация – иллюстрация (В.Я.Поздняков).

Рассчитать среднегодовую численность промышленно-производственного персонала (ППП) предприятия.

Таблица8.5 - Исходные данные для определения среднегодовой численности ППП предприятия

Показатель Номер предприятия
                   
Численность ППП                    

 

Ситуация-иллюстрация

Н а основе данных таблицы рассчитать среднюю арифметическую взвешенную – среднюю взвешенную выработку продукции на одного рабочего предприятия

 

Таблица 8.6 - Выработка продукции рабочими машиностроительного предприятия

Выработка в часах, Число рабочих, fi Выработка продукции всеми рабочими предприятия
В Ч В х Ч
     
     
     
     
     
     
Итого    

 

 

3 Прием «Сравнение»

Сравнение наиболее ранний и распространенный способ анализа. В экономическом анализе сравнение используют для решения всех задач, ситуаций. Типология приема «сравнение» показана в таблице 8.4.

Таблица 8.4 - Типология видов сравнений

Классификационный признак Параметр
       
1. Область использования 1.1. Основной прием экономи- ческого анализа 1.2.Способ управления экон. процессами 1.3.Способ выявления и исп. резервов  
2. По объему 2.1 Общие (охватывают весь процесс) 2.2 Частные (отдельные процессы)    
3. По форме 3.1 Сравнение с планом 3.2. Сравнение с прошлым 3.3 Сравнение с лучшим  
4. По уровням управления 4.1 Сравнение между рабочими местами 4.2.Сравнение между поточными линиями 4.3 Сравнение между цехами, участками 4.4 Сравнение между пред-приятиями (фирмами)
5. По периодич-ности (времени) проведения 5.1 Перио-дические 5.2 Неперио-дические    
6. По методам сравнительного анализа 6.1 Горизон-тальный 6.2 Вертикаль-ный 6.3 Трендовый 6.5 Одномерный 5.6. Многомерный

 

На рисунке 8.2 приведена типичная схема отслеживания результатов деятельности предприятия и его структурных подразделений.

Рисунок 8.2 – Этапы сравнительного анализа деятельности предприятия

Условие сравнительного анализа – сопоставимость сравниваемых объектов.

Сопоставимость достигается при соблюдении ряда требований, к числу которых относят:

а) единство оценки (отдельно выявляется влияние изменения оценки);

б) устранение влияния изменения объема и ассортиментной структуры;

в) сравнимость календарных периодов;

г) использование информации и аналитических показателей, формируемых по одинаковой методологии.

Различают следующие виды сравнительного анализа: (Савицкая Г.В.)

а) горизонтальный сравнительный анализ;

б) вертикальный сравнительный анализ;

в) трендовый анализ;

г) одномерный сравнительный анализ;

д) многомерный сравнительный анализ.

 

Горизонтальный сравнительный анализ. Этот вид анализа используют для определения отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня и т.п.). На предприятии горизонтальный анализ – это анализ отчетности на стадии оценки его деятельности (Таблица 8.5).

Таблица 8.5 – Динамика выполнения плана выпуска продукции по кварталам отчетного года

Показатель Кварталы отчетного года Всего за год
       
1.Выпуск продукции по плану, тыс. руб.          
2. Выпуск продукции фактически, тыс. руб.          
3. Выполнение плана, % 104,1 96,0 98,4 108,1 101,8
4. Выпуск продукции нарастающим итогом по плану, тыс. руб.          
5.Выпуск продукции нарастающим итогом по факту, тыс. руб.          
6. Выполнение плана нарастающим итогом, % 104,1 100,0 99,4 101,8  

 

Вертикальный сравнительный анализ. Этот вид анализа используется для исследования структуры комплексных, сложных явлений, процессов (изменение структуры затрат, структуры основных производственных фондов, вертикальный анализ бухгалтерского баланса и др.). В таблице 8.6 приведены данные, характеризующие изменение структуры выпуска продукции на предприятии за три года.

Таблица 8.6 – Динамика изменения структуры выпускаемой продукции, %

Продукция Год (период)
1 год 2 год 3 год
Специальная техника 90,0 85,0 65,0
Геодезия 5,0 5,0 5,0
Медицинская техника 2,0 5,0 15,0
Потребительские товары 3,0 5,0 15.0
Итого 100,0 100,0 100.0

 

Трендовый анализ. Этот вид анализа в сравнительном анализе занимает особое место. Он используется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики. («treand» - тенденция). При этом осуществляют предварительное выравнивание динамических коэффициентов, т.е. когда исключаются случайные изменения коэффициентов и заменяются усредненными. Трендовый анализ целесообразно проводить на основе рядов динамики за длительный период времени. Этот метод является неотъемлемой частью прогнозного анализа, в частности, по тем показателям, которые имеют вероятностное, стохастическое изменение.

 

Одномерный сравнительный анализ. При этом виде анализа сравниваются: два объекта на основании одного критерия; несколько объектов по одному показателю.

 

Многомерный сравнительный анализ. Примером многомерного

сравнительного анализа является комплексная оценка хозяйственной деятельности предприятия, необходимость проведения которой может быть в двух случаях:

1) Сравнение деятельности нескольких хозяйствующих субъектов (или структурных подразделений) за отчетный период (год, квартал, месяц, декаду). В этом случае на основе единой системы показателей необходимо установить рейтинг предприятия (хозяйствующего субъекта).

2) Сравнение деятельности хозяйствующего субъекта во времени (в динамике). В этом случае необходимо установить интегральный показатель, характеризующий деятельность предприятия, и оценить динамику развития объекта во времени.

Ситуация - иллюстрация - ( Многомерный сравнительный анализ) (В.В.Дроздов, Н.В. Дроздова с.56)

Имеются следующие данные о производственно-хозяйственной деятельности

предприятий, входящих в объединение, за год:

Таблица 8.7 – Показатели, характеризующие деятельность предприятия

№ предприятия Общая рентабель-ность, % Рентабель-ность продаж, коп./ руб. Фондоотдача, коп./руб. Выработка на 1 рабочего, тыс. руб./чел. Коэффициент текущей ликвид-ности, руб./руб.
  8,8 23,5 110,0 340,0 1.2
  12,5 28,0 90,7 230,8 1,1
  10,2 35,8 78,0 450,6 1,8
  9,5 28,0 56,0 180,6 2,5
  7,6 32,6 58,0 176,0 2,1
  10,5 43,0 105,0 160,0 1,4

Решение

Задача может быть решена с использованием методики многомерного сравнительного анализа.

1-ый шаг. Строится матрица стандартизированных коэффициентов.

Для этого каждый показатель в матрице исходных данных (т.е. в матрице, приведенной в условии задачи) необходимо разделить максимальное значение в соответствующем столбце.

Получим следующую матрицу.

№ предприятия          
  0,7 0,55   0,75 0,48
    0,65 0,82 0,51 0,44
  0,82 0,83 0,71   0,72
  0,76 0,65 0,51 0,4  
  0,61 0,76 0,53 0,39 0,84
  0,84   0,95 0,36 0,56

Пример заполнения таблицы: Первый столбец: 8,8/12,5=0,7; 12,5/12,5 = 1

2-ой шаг. Составляется матрица квадратов стандартизованных коэффициентов, которая получается путем возведения в квадрат значений последней таблицы:

 

№ предприятия          
  0,49 0,3   0,56 0,23
    0,42 0,67 0,26 0,19
  0,67 0,69 0,5   0,52
  0,58 0,42 0,26 0,16  
  0,37 0,58 0,28 0,15 0,71
  0,71   0,9 0,13 0,31

Пример заполнения таблицы: (Первый столбец). 0,7²= 0,49; 1²= 1.

 

3-ий шаг. Согласно методике многомерного сравнительного анализа, значения полученной матрицы по столбцам следует умножить на весовые коэффициенты, отражающие значимость тех или иных показателей в сравнительном анализе. В условии данной задачи нет значений весовых коэффициентов, так что все показатели можно считать равнозначными, то есть весовые коэффициенты равны 1. Поэтому после «взвешивания» вид таблицы не изменится.

 

4-ый шаг. Далее необходимо просуммировать значения последней матрицы по строкам и получить рейтинговые оценки для предприятий, участвующих в сравнении. Чем выше значение рейтинга (Рейт.), тем более высокое место занимает соответствующее предприятие по совокупности рассматриваемых критериев. В данном случае на первом месте находится предприятие № 3 (Рейт. = 3,38).

№ предприятия           Итого Рейтинг
  0,49 0,3   0,56 0,23 2,58  
    0,42 0,67 0,26 0,19 2,54  
  0,67 0,69 0,5   0,52 3,38  
  0,58 0,42 0,26 0,16   2,42  
  0,37 0,58 0,28 0,15 0,71 2,09  
  0,71   0,9 0,13 0,31 3,05  

4 Прием «Группировки»

Одним из основных логических способов анализа являются группировки информации, которые широко применяются на начальных этапах исследования.

Группировка информации деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Группировки бывают типологические; структурные; аналитические

В отличие от статистики, где цель сгруппировать объекты наблюдения по схожим (типовым) признакам и получить средние величины, в экономическом анализе их цель, наоборот, – раскрыть содержание средних величин. С помощью аналитических группировок устанавливается причинная связь, взаимозависимость и взаимообусловленность показателей.

Аналитическая группировка (причинно-следственная) используется для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Примером такой группировки может быть состав работников по уровню производительности труда или видов продукции, по уровню рентабельности. По характеру признаков, на которых основывается аналитическая группировка, она может быть качественной и количественной, простой и сложной.

Методика построения группировок (алгоритм) следующая:

1) Определяется цель анализа;

2). Осуществляется сбор необходимых данных по всей совокупности объектов;

3) Совокупности ранжируются по выбранному для группировки признаку;

4) Выбирается интервал распределения совокупности и ее деление на группы;

5) Определяются среднегрупповые показатели по группировочным и факторным признакам;

6) Проводится анализ полученных средних величин, определяются взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.

 

Пример группировки информации для анализа потерь рабочего времени в структурных подразделениях предприятия приведен в таблице 8.6.

Ситуация – иллюстрация(использование способа группировки данных)

Таблица 8.6 - Распределение потерь рабочего времени по болезни по возрастным группам

Возрастная группа Потери времени по болезни в расчете на одного работника, час Доля работников возрастной группы в общей численности, %
Цех№1 Цех№2 Цех№3 Цех№4 Цех№1 Цех№2 Цех№3 Цех№4
До 25 лет 166,1 211,7     24,1 31,3    
От 25 до 45 128,3 133,7     47,5 38,2    
От 45 до 60 151,6 174,0     22,0 21,0    
От 60 и старше 291,0 214,7     6,4 9,5    

Представленная в таблице информация (показатели) позволяет проводить дальнейший анализ: выявить причины потерь по каждой возрастной группе.

5 Прием «Выделение узких мест»

Прием выделения «узких мест» применяется для выяснения того, какие участки или какие виды ресурсов сдерживают повышение эффективности деятельности, от каких его сторон в решающей мере зависит существенное улучшение работы. Этот прием широко используется на практике, в особенности для рациональной организации поиска резервов.

Изучение в первую очередь «узких мест» усиливает оперативность анализа, действенность его выводов и в то же время снижает затраты труда на его проведение. Так, по особенно дорогостоящим материалам следует в первую очередь выявить возможности их более экономного использования или замены. При изучении использования оборудования особое внимание обратить на те его виды, которые сдерживают увеличение выпуска продукции.

Пример, расчеты производственной мощности. Наряду с анализом «узких мест» важно изучить ведущее звено (или звенья), определяющие рост эффективности производства, например, своевременность ввода в эксплуатацию новых мощностей, выполнение плана повышения качества продукции, соблюдение предусмотренного планом соотношения между ростом производительности труда и заработков работников.

 

6 Прием «Балансовый метод анализа»

Балансовый метод служит для отражения соотношений, пропорций двух взаимосвязанных групп экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны.

Баланс – это таблица, в которой есть две уравновешивающие (балансирующие) друг друга части. Могут быть и более узкие понятия баланса (как математическое уравнение), и более широкие (баланс сил, консолидированный баланс народного хозяйства и т.д.).

Балансовый метод широко распространен в практике бухгалтерского учета и планирования. На предприятии балансовый метод используется для анализа использования рабочего времени, работы оборудования, движения сырья и материалов, состояния основных средств и т.п.

Суть балансовой таблицы состоит в том, что в ее левой части располагаются данные, например, о ресурсах, а в правой части – данные о направлениях их использования. При этом понимается, что использовать можно только то, что есть в ресурсной части. Если ресурсы использованы не полностью, то их остаток показывается как резерв или запас, остаток. Так, примером материальных балансов на предприятии могут служить балансы топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), сырья и материалов и т.п. Составляются балансы трудовых ресурсов, отчетные балансы предприятия, которые используются для установления устойчивости, платежеспособности, деловой активности, показателей ликвидности.

7 Прием «Табличные и графические методы»

а) Аналитические таблицы

Представление информации, особенно результатов анализа в виде таблиц – наиболее рациональная и удобная для восприятия форма.

Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Показатели в ней располагаются в логической и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением, и познавательный эффект достигается быстрее. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему.

Поэтому построение таблицы осуществляется по определенным правилам, по единой схеме (рис. 8.3):

- Заголовок говорит о содержании таблицы, о времени и месте ее действия.

- Таблица разделяется горизонтальными линиями на строки, вертикальными линиями – на столбцы (графы).

- Шапка таблицы информирует о содержании столбцов.

- Предварительный столбец служит обозначением строк.

- Табличные поля образуются на пересечении строк и столбцов.

- Цифры таблицы располагаются на табличных полях. Пустых табличных полей следует избегать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.