Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И методики физического воспитания и спорта




Источники и этапы развития теории

НАУЧНАЯ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА КАК

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО

Теория и методика физического воспитания и спорта как профили­рующая научная и учебная дисциплина формирует систему фундамен­тальных знаний профессиональной деятельности учителя физическо­го воспитания. Его компетенция в этих вопросах является ведущим условием качественного обучения и воспитания юношей и девушек,

Учитель обязан постоянно развивать педагогическое мышление, творчески решать проблемы физического воспитания. Знание основ теории позволяет ему осваивать новые сведения, критически воспри­нимать теоретические положения и практические действия, правиль­но оценивать роль смежных научных дисциплин в реализации задач физического воспитания, создавать основу для личного творчества.

Теория и методика физического воспитания и спорта возникла и развивается исходя из жизненной практики, потребности общества в хорошо физически подготовленных гражданах.

Учителю необходимо стремиться познать закономерности физиче­ского воспитания и на их основе создавать свою систему управления Физическим совершенствованием личности. Практика как проверка на жизненность теоретических обоснований, на создание оригиналь­ных идей побуждает к разработке новых положений теории и методи­ки физического воспитания и спорта.

Одним из условий развития теории являются прогрессивные идеи 0 содержании и путях воспитания гармонично развитой личности, которые были обоснованы философами, педагогами, врачами разных и эпох. Не менее важным фактором яштяются нормативные


46 • ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Глава 3. Теория и методика физического воспитания и спорта... • 47


 


 


правовые акты государства о состоянии и путях совершенствования физической культуры и спорта в стране, а также результаты исследо­ваний в смежных областях знаний.

В своем развитии теория и методика физического воспитания и спорта прошла несколько этапов.

1. Накопление эмпирических знаний о влиянии двигательных
действий на организм, которые человек получает в результате
повседневной деятельности, что привело его к осознанию и по­
знанию способов передачи опыта. Это одна из предпосылок воз­
никновения физических упражнений, а с ними и физического
воспитания.

2. Создание методик физического воспитания, охватывающих
периоды рабовладения, античности и средних веков. Филосо­
фы, педагоги и врачи не знали закономерностей деятельности
организма человека, не могли объяснить механизм воздействия
упражнений, поэтому судили об их эффективности по внешним
результатам. За счет занятий человек становился выносливее,
сильнее, приобретал новые для себя умения. Первые методики
физического воспитания возникли в Древней Греции. В еди­
ную систему были объединены средства, методы обучения для
развития силы, выносливости, быстроты, других качеств. В по­
следующем времени количество методик возрастает, появляют­
ся пособия по гимнастике, плаванию, играм, стрельбе из лука,
верховой езде, фехтованию.

3. Интенсивное накопление теоретических знаний о физическом
воспитании период эпохи Возрождения и конца XIX в. Развитие
науки о воспитании, обучении и лечении человека побуждало
ученых обращать внимание на проблемы физического воспи­
тания. Происходило накопление философских, педагогических |
и медицинских сведений о его сущности, которые были раз­
розненными, так как возникли внутри самостоятельных наук
(философии, педагогики и медицины).

В эпоху Возрождения педагоги-гуманисты и социалисты-утописты рассматривали физическое воспитание как обязатель­ную часть общественно полезного воспитания. Примером раз- 1| работки системы физических упражнений общепедагогической теории служит «Суставная гимнастика», созданная швейцарским | педагогом-демократом Иоганном Генрихом Песталоцци (1746— 1827 гг.) для развития двигательных способностей детей. Анато-.Л мы проводили исследования в области биомеханики физических.


упражнений. Затем появились теоретические работы о физи­ческом воспитании, была заложена основа теории и методики физической культуры и спорта, которая стала оформляться как самостоятельная область научных знаний в начале XIX в.

4. Создание теории и методики физического воспитания и спорта
как самостоятельной научной и учебной дисциплины (в Рос­
сии в конце XIX — первом десятилетии XX в.). Происходило ин­
тенсивное развитие специальных исследований по проблемам фи­
зического воспитания, что объяснялось возросшим влиянием
физической культуры на многие области общественной жизни.
Большой вклад в развитие научной мысли в области физическо­
го воспитания внесен П.Ф. Лесгафтом (1837—1909 гг.). Его тру­
ды по истории, анатомии, биологии, педагогике, антропологии,
теории и методикам физического воспитания стали основой со­
временной теории и методики физического воспитания и спор­
та как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

5. Проблемы физического воспитания решались комплексно кол­
лективами ученых, специализированными научными и учебными
учреждениями (20-е гг. XX в.). Открытие новых закономерностей
привело к дифференциации ранее единой научной и учебной дис­
циплины «Теория и методика физического воспитания». Появ­
ляются новые дисциплины; организация физической культуры,
биомеханика физических упражнений и др. Специализация от­
дельных отраслей знаний предполагала широкое использование
сведений из смежных наук. Например, проблема спортивной спе­
циализации детей была не только спортивно-педагогической про­
блемой, но и социальной, психологической и биологической.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.