Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологический анализ общепсихологических категорий




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.

ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ.

Главная проблема - проблема факта.

Факт - (лат.) "совершившееся", "сделанное".

Вопрос: Как отнестись к выражению: "с фактами не спорят"?

Измерение - это сравнение с эталоном.

 

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ.

1.шкала наименований (неупорядоченная шкала),

2.шкала порядка (осуществляется ранжирование),

3.интервальная шкала (фиксируется не только порядок, но и равный интервал),

4.пропорциональная шкала (это высший тип шкал. Имеется нулевая отметка).


ШКАЛЫ ОЦЕНОК (их классификация):

1) по объекту суждения:

а) о выраженности видов поведения у других,

б) о себе,

в) о свойствах объекта.

2) по внутренней структуре шкал:

а) монополярные шкалы (например, от 0 до 10),

б) биполярные шкалы(например, от -10 до 10).

3) по форме:

а) числовые (например, 1, 2, 3,...),

б) вербальные (например, сильно - слабо; да - нет),

в) графические (например, min ----- max).

 

 

МОДЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Г. Кемпбелл "Модели экспериментов в социальной психологии".

Самая широкая модель:

R O X O - это план истинного эксперимента.

R O O

R X O Х - формирующее воздействие,

R O R - рандомизация группы,

O - тестирование.

 

 

ОБРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ (группы обработки):

1) выявление меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее).

2) корреляционный анализ (выявление взаимозависимости между переменными).

3) меры изменчивости (дисперсия, среднее квадратичное отклонение).

4) определение типа распределения (обычно - нормальное распределение Гаусса, оно нужно для нормирования).

5) регрессионный анализ (изучение зависимости измерения среднего значения переменной от одной или суммы фактов).

6) факторный анализ (для выявления скрытых признаков).

7) моделирование (математическое).

 

1) верифицируемость (проверяемость),

2) эвристическая ценность (это те факты, которые стимулируют проведение психологических исследований, ставят интересные проблемы, ставят новые проблемы),

3) внутренняя согласованность (очень важно, чтобы теория не имела внутренних противоречий),

4) экономичность теории (предполагает простые объяснения, используется принцип философов: "не умножать причины", т.е. искать первопричину),

5) функциональная значимость (теория призвана помочь решать проблемы человека).

Методологический анализ базируется на философском принципе различения и тождества, а также на психологических принципах:

1) зависимость - свобода (от культуры, от традиций развития современной науки, от тенденции развития науки, от новых направлений).

2) единство внешней и внутренней детерминации (с одной стороны - это внутренние проблемы, с другой - это парадигмы науки, научного познания).

3) рефлексия и предвосхищение (необходимо учитывать и знать этапы развития психологии, историю психологии; прогнозирование развития науки, теории)

4) принцип активности и адаптивности (с одной стороны - изучение практики, с другой - изучается, какой эффект оказывает теория, выявляется точка роста развития теории, трудности, проблемы).

КАТЕГОРИЯ "ЧЕЛОВЕК".

Включает следующие понятия:

n индивид,

n личность,

n индивидуальность - типичность,

n характер,

n темперамент,

n способности,

n природа и сущность человека.

В психологии существуют различные определения человека. Наиболее распространенное: "Человек - это биологическое существо".

Но это определение не совсем понятно. Нужно рассматривать эту категорию с точки зрения философии (Франк, Бердяев, Соловьев, Федоров, Хайдеггер, Гегель):

"Человека нужно соотносить либо с богом, либо с миром в целом".

Шпрангер, Хайдеггер: "Культура является природой человека".

Сущностью человека является значимость, которая включает в себя мотивы, ценности, цели, потребности.

 

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК.

Человек - это самое широкое понятие, это носитель культуры.

Индивид - это биологическое существо.

Личность - это социальная единица.

Самое главное в человеке - это регуляция отношений с внешним миром. Регуляцию помогают осуществить 3 блока: блок ценностно - смысловых содержаний (ценности, культура, мотивы, цели, притязания), блок активности (внешней и внутренней), блок рефлексии (выполняет функцию обратной связи).

Регуляцию человек может осуществить на трех уровнях: операциональный (уровень конкретных ситуаций), тактический (постановка целей и т.д.), стратегический (ориентация на ценности и тенденции).

ЦСС

 

 
 

 


Ч И

Л Р

 

 

АКТ. РЕФЛ.

- это динамичная система, центральным элементом является регуляция. Самый простейший уровень регуляции происходит на уровне индивида. Личностный уровень более сложен, где область регуляции - это социальные отношения. Человеческий уровень имеет более широкий масштаб.

 

Теория личности должна иметь: структуру, мотивацию, развитие личности, психопатологию, изменения личности, психокоррекцию, проблему психического здоровья, проблему нормы.

 

 

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ.

В психологии чаще говорят об индивидуальном, а реже - о типическом. Ноэто не совсем правильно. В человеке 80% типического и 20% индивидуального.

Проблема индивидуального в психологии все же дается поверхностно, а на самом деле это проблема сложна и интересна. Индивидуальное ставят в один ряд с такими понятиями, как "индивид" и "личность".

"Типическое" и "типологическое" - это не одно и тоже. А в психологии часто эти понятия не разводят. Типическое - это повторяющееся, а типологическое - это особенности, характерные для групп.

К индивидуально-типическим (типологическим) особенностям относятся: темперамент, характер и способности.

Проблема: что взять в основе динамической характеристики нервной системы? Гиппократ предлагал жидкости, другие авторы - конституцию, третьи - соотношение вегетативной и центральной нервной системы.

Ученики Мерлина доказали, что темперамент может изменяться в процессе жизни (т.к. они считали темперамент психологической характеристикой личности, а не особенностью нервной системы).

Изучением темперамента в последнее время занимались Гиппенрейтор, Бодалев.

Характер - это типичный вид отношений. Проблема характера изучена не до конца.

Проблемой способностей занимались: Теплов, Шадриков, Лейтес.

Лейтес говорил, что существует 2 основания способностей: повышенная активность и высокая степень саморегуляции, которая включает в себя самоизучение, рефлексирование.

Ф. Раемсон выделяет понятие " внутренний допинг " - т.е. человек сам себя подпитывает, чтобы добиваться высоких результатов.

Проблема: Что такое способности? Нет однозначного ответа.

Существует еще одна проблема: проблема соотношения понятий "темперамент", "характер", "способности":

эффективная сторона

(способности)

динамическая сторонасодержательная сторона

(темперамент) (характер)


регуляция

 

 

КАТЕГОРИЯ "КУЛЬТУРА".

n социально - психологические механизмы (игра, ритуал, обряд, традиция, мифология, магия и т.д.),

n культура психической деятельности (психотип, организация психической деятельности, культура чувств).

 

Культура - это все то, что программирует человека, стимулирует, дает возможность реализовать ценности.

Культура доминирует жизнь человека. Когда говорим о культуре, часто встает проблема культа (культ - это поклонение, культивирование - это взращивание).

Социально - психологические механизмы - это механизмы производства, выращивания человека. Без этих механизмов человек невозможен. В этих механизмах проявляются психологические механизмы - механизмы воздействия. Их 2 типа: механизмы интеграции (внушение, заражение, подражание, убеждение) и механизмы отстранения (контрподражание, контрвнушение и т.д.).

 

КАТЕГОРИЯ "РЕГУЛЯЦИЯ".

n регулятивный акт,

n внимание,

n воля,

n ценностная ориентация.

 

СТРУКТУРА РЕГУЛЯТИВОГО АКТА.

А

К / ----à / В А - альтернативы

----à / ----à / ----à К - критерий

/ ----à / В - выбор

\___________/

обратная связь

~~~~~~~~~~~~~~~~~~

контекст

 

Сутью регулятивного акта регулятивного акта является выбор, а регуляция - это направленная система регулятивных актов.

Гальперин: " внимание - это свернутый самоконтроль познавательной сферы". Внимание является системообразующим фактором познавательной сферы.

Добрынин ввел понятие " значимость " в проблеме внимания.

Внимание - регулятор познавательной деятельности. Отражение (ощущение, восприятие), сохранение и переработка (память), Опережающее отражение (мышление) - все это пронизывает внимание.

То, что касается внимания, связано с волей.

Селиванов: "воля - преодоление внутренних препятствий".

В 70 г. Иванников сформировал новый подход к воле: Воля - преобразование ценностно - смысловых образований. Этот подход интересен.

Воля заключается в том, чтобы изменить свои пристрастия, мотивы.

Ценностные ориентации также регулируют поведение.

Мартин Рудич выделил следующие категории ценностей:

1) инструментальные (ценность - качество (например, честный)),

2) терминальные (ценность - цель(например, получить высшее образование)).

Возникают проблемы соотношения (1) и (2). То, что человек называет как важное, еще не значит, что это управляет поведением.

Шаров ввел еще и третью категорию:

3) экзистенциальные

3 пары ценностей:

а) рациональное - иррациональное,

б) эмоционально положительное - эмоционально отрицательное,

в) созидающая активность - разрушающая активность.

 

КАТЕГОРИЯ "ЗНАЧИМОСТЬ".

n психологическое понимание ценностей,

n смысл,

n мотив,

n цель.

Психологическая проблема: как связать между собой понятия "ценность", "мотив", "цель", "смысл"?

2 точки зрения:

Мотив - ситуативное побуждение к деятельности,

-нечто обобщенное (= ценность).

Божович: "Мотив отвечает на вопрос "зачем?".

Мотивы можно дифференцировать по степени обобщенности. Можно построить следующую иерархию:

- ситуативный уровень регуляции - мотивы,

- тактический уровень - цель и смысл,

- стратегический уровень регуляции - ценность.

 

В последнее время очень популярно понятие " смыслообразование " (Асмолов, Зейгарник, Братусь, Петровский).

Смысл - это то, ради чего совершается деятельность.

В данном вопросе существует некоторая неуверенность. Это понятие больше декларируется, чем исследуется. Но это понятие требует исследований, т.к. оно входит в ядро личности.

 

КАТЕГОРИЯ "АКТИВНОСТЬ".

n деятельность (жизнедеятельность). Работы Обульхановой - Славской (жизненная позиция, стратегия жизнедеятельности, модели и тип жизнедеятельности).

n самореализация (гуманистическая психология).

n свобода (фикционализм: чем мы больше говорим о свободе, тем мы более зависим от нее; а зависимость - это уже не свобода).

n виды деятельности (коммуникативная, познавательная).

n цель и смысл жизнедеятельности (Франкл).

n периодизация жизнедеятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.