Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминизм и индетерминизм




Все явления и процессы действительности находятся во взаимосвязи, взаимодействуют между собой в рамках тех или иных систем, так или иначе обусловливают друг дру­га. Это обстоятельство фиксируется латинским термином «determine» — определяю. Детерминизм как система взгля­дов об объективной, закономерной связи и всеобщей обус­ловленности всех явлений окружающего мира противо­стоит индетерминизму. Последний либо не признает объективность причинности, либо отвергает ее всеобщий характер, а в крайней форме — отрицает причинность во­обще. Сторонники индетерминизма считают, что имеют­ся состояния и события, для которых причина не суще­ствует или не может быть указана.

Индетерминизм и детерминизм выступают как проти­востоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причин­ности не применимы к объяснению человеческого выбо­ра и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. В западной философии XX в. получили рас­пространение различные формы индетерминизма. Так, баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Рик-керт). Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пыта­лись ограничить детерминизм только логической сферой.

Проблема индетерминизма и детерминизма стала осо­бенно актуальной в связи с развитием современной кван­товой физики. Было установлено, что принципы класси­ческого детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой тео­рии в духе индетерминизма и агностицизма. Выражени­ем индетерминизма были идеи о «свободе воли» электро­на, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр. При этом одна из исто­рических форм детерминизма, а именно механистический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.


Наиболее выпукло такая точка зрения была сформули­рована П. С. Лапласом (отсюда другое наименование ме­ханистического детерминизма — лапласовский детерми­низм), считавшим, что значения координат и импульсов всех частиц во. Вселенной в данный момент времени со­вершенно однозначно определяют ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый таким обра­зом детерминизм ведет к фатализму, принимает мистичес­кий характер и фактически смыкается с верой в боже­ственное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский детерминизм не только в органической при­роде и общественной жизни, но и в сфере физики.

Современный детерминизм включает в себя два проти­воположных, объективно существующих типа взаимообус­ловленных явлений, каждый из которых, в свою очередь, «воплощается» в многообразных формах детерминации.

Первый типпричинная детерминация, выступающая решающей по отношению к непричинной, все формы которой складываются в конечном счете на основе при­чинности — краеугольного камня детерминизма. Причин­но-следственная связь (каузальность, или просто причин­ность) есть лишь малая частичка объективно реальной всемирной связи, лишь одно из определений универсаль­ной связи.

Сущность принципа причинности, или каузальности заключается в нахождении таких связей и взаимодейству­ющих факторов, которые обусловливают генезис (возник­новение) и развитие данного предмета, детерминируют в конечном итоге все другие его свойства, связи и отно­шения, его своеобразие.

Онтологические предпосылки (объективная основа) принципа причинности — реальное существование взаи­мосвязанных явлений как целостных развивающихся си­стем, в процессе взаимодействия которых одни из них (причины) при наличии определенных условий неизбеж­но порождают, вызывают к жизни другие явления, собы­тия, процессы (следствия). Ключевая характеристика при­чинности состоит в том, что она есть генетическая связь, связь порождения. Именно в этом — фундаментальное от­личие причинности от непричинного типа детерминации.


Гносеологические предпосылки принципа причинности заключаются в том, что категории причины и следствия, отражая объективную генетическую обусловленность всех явлений, выступают одновременно ступенями развития познания, и логическими формами мышления. Как свиде­тельствует история науки, на определенном этапе разви­тия познание переходит к необходимости осознания при­чинно-следственных связей, к открытию причинности. Это важнейшая задача науки. Познание причин — один из самых глубоких и фундаментальных уровней движения исследовательской мысли.

Социальная основа принципа причинности (как и вооб­ще всех других принципов диалектики) — общественно-историческая практика. Последняя дает доказательства того, что те или иные выявленные связи являются причин­но-следственными. Кроме того, познавая причины, вызывающие те или иные явления, люди могут предо­твращать действие неблагоприятных причин, и наоборот, создавать условия для действия тех причин, которые вы­зывают полезные для общества следствия. Знание причин и условий их действия дает возможность предвидеть про­цессы и управлять ими.

Отыскание и раскрытие причинно-следственных свя­зей — сложный, трудный и противоречивый процесс раз­вития познания вширь и вглубь. В самой общей форме принцип причинности методологически ориентирует по­знающего субъекта на восхождение познания по тем или иным причинно-следственным цепям, анализ их пересе­чений и взаимодействий. Данный принцип предъявляет исследователю определенную — характерную только для него — систему требований (норм, предписаний и т. п.), которыми, как объективными императивами, он должен руководствоваться, чтобы не сбиться с правильного пути и успешно «добраться до причин». Каковы же эти требо­вания?

Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:

I. Вычленение предмета исследования как своеобраз­ной целостной системы из многих других взаимодейству­ющих с данной системой. Здесь должны быть изучены по


возможности все доступные фермы связи и взаимообус­ловленности явлений. Важнейшая задача состоит в том, хотя бы в самой общей форме (на данном этапе это неизбежно) отличить непричинный тип детерминации от причинной. Но для этого надо четко представлять себе такие основные черты причинно-следственной связи, как порождение одного другим (самый существенный, суб­станциальный признак), объективность, всеобщность, необходимость, бесконечность, непрерывность во време­ни и в пространстве.

II. Анализ данной целостной системы в качестве опре­деленного результата некоторого процесса развития, т. е. в качестве следствия. Перефразируя К. Маркса, можно сказать, что если бы причина и следствие совпадали, то всякая наука была бы излишней. Кроме того, теоретичес­кое рассмотрение реальной истории саморазвивающейся целостности избирает путь, противоположный ее действи­тельному развитию, т. е. исходит из готовых результатов процесса развития. А эти результаты выступают перед ис­следователем прежде всего как следствие, которое и явля­ется поэтому исходным пунктом рассмотрения при реали­зации принципа причинности. Тем самым познающий субъект начинает с конца: он исходит из понимания ис­следуемого предмета как следствия, чтобы затем, обратив­шись назад, реконструировать процесс развития, привед­ший к порождению данного предмета.

А. Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одно­го объекта на другой (внешняя причинность).

На этом этапе познания применительно к данной сис­теме — следствию — анализируются специфические пути и формы переноса в процессе причинения вещества, энер­гии, информации, структуры и т. д. на основе соответству­ющих законов.

Основными шагами, ступенями познания здесь явля­ются:

1. Рассмотрение всех факторов (предпосылок), которые в той или иной форме участвовали в порождении данной системы. К их числу относятся условия, поводы, причи­ны «сами по себе». Зачастую они объединяются в понятие


полной причины, а третий момент называется специфи­
ческой причиной.

Причину нельзя смешивать с поводом. Повод — внеш-нее событие, дающее побудительный толчок для приведе­ния в действие причины и наступления следствия. Повод может вызвать появление того или иного события пото­му, что последнее подготовлено закономерным ходом раз­вития. Он выступает в качестве своеобразного пускового механизма для действия причины (его иногда называют пусковой причинностью).

Причинно-следственная связь реализуется в опреде­ленных условиях. Условия представляют собой совокуп­ность многообразных обстоятельств, которые необходимы для появления данного предмета, но сами по себе его не­посредственно не порождают. Они составляют ту среду, ту обстановку, на фоне которой явления возникают и в ко­торой они затем существуют и развиваются. Одна и та же причина при различных условиях вызывает неодинаковые следствия.

Границы между причиной и условиями относительны, они взаимосвязаны и в определенных случаях переходят друг в друга: определенные обстоятельства в одном про­цессе могут выступать как причины, в другом — как усло­вия. Условия участвуют в порождении следствия не пря­мо, а через причину, определяя конкретный способ ее «действования», превращают в действительность заклю­ченную в причине возможность появления следствия.

Для успешного развития познания и практики нельзя ограничиваться лишь анализом условий, а надо добрать­ся до причины, чтобы опираясь на нее, правильно стро­ить свою деятельность. Различие между причиной и усло­вием обычно проводится прежде всего по фактору активности: в первом случае — активно действующему, во втором — относительно пассивному. Условия могут пред­шествовать данному явлению (предмету, процессу), а так же существовать одновременно с ним. Они содействуют порождению данной системы, препятствуют этому и т. д.

2. Выявление многообразных форм причинной обус­ловленности. Разобравшись в соотношении условий, по­водов и причин, которые привели к возникновению дан-


ной целостной системы-следствия, познающий субъект должен сосредоточиться на анализе различных видов при­чин.

Среди них выделяют главные и второстепенные, основ­ные и неосновные, внутренние и внешние, материальные и идеальные, объективные и субъективные и т. д. и т. п. Следует иметь в виду, что, поскольку внутренние причи­ны действуют в рамках исследуемого предмета как опре­деленной целостности, они являются в конечном счете решающими, определяющими. Влияние же внешних при­чин осуществляется через внутренние. Однако на данной ступени познания, когда изучается первоначальное воз­никновение предмета, все причины его появления на свет являются для него, строго говоря, внешними, хотя они были сформированы внутри предшествующей ему во вре­мени системы взаимодействия прежде всего «совершаю­щими процесс противоречиями».

3. Вычленение главной.причины. Изучив всю систему многообразных причин, приведших к порождению данно­го предмета (следствия), познание должно выделить ос­новные причины (а среди них главную), «обратить свой взор» на внутренние причины его возникновения и раз­вития. Это требует перехода на новый, более глубокий уровень процесса познания, понимания объекта как само­порождающегося и саморазвивающегося.

Б. Анализ механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведе­ние анализа до понятия внутренней причины самодвиже­ния (внутренняя причинность). Этот аспект, связанный с пониманием причинности как самопроизвольного изме­нения предмета, довольно часто игнорируется, и данный тип детерминации сводится лишь к внешней причиннос­ти. Между тем, именно объяснение внутренних механизмов закономерностей детерминации процессов развития остает­ся и сегодня одной из наиболее сложных и дискуссионных проблем методологии науки и теорий диалектики.

На данном этапе познания происходит как бы возврат к данной целостной системе как следствию (результату), но уже на новой основе:


а) со знанием причин, условий и поводов, приведших к ее возникновению, т. е. с выяснением, строго говоря; внешнепричинныхх связей и зависимостей;

б) с точки зрения рассмотрения определенной систе­мы как причины самой себя, т. е. как самодетерминиру­ющейся;

в) в плане исследования всех условий, причин и пред­посылок, необходимых для порождения новой целостно­сти, возникающей из той, которая является предметом анализа.

При познании внешней, и особенно внутренней при­чинности, важное методологическое значение имеет ка­тегория взаимодействия. Только исходя из универсально­го взаимодействия, мы приходим к действительному каузальному отношению, ибо в рамках данного уровня практики взаимодействие является истинной causa finalis (конечной причиной. — В. К.) вещей. Мы не можем пой­ти дальше познания этого взаимодействия именно пото­му, что позади его нечего больше познавать. Зная в пер­вую очередь внутреннее взаимодействие в объекте (и особенности его взаимодействия с другими), можно объяснить все своеобразие, специфику последнего как це­лостной системы.

Однако само взаимодействие следует понимать не на внешнем, поверхностном, рассудочном уровне — ибо в этом случае «... только „взаимодействие" = пустота», а на внутреннем, глубоком, диалектическом. Нужно иметь дело не с «сухим фактом» взаимодействия, но с его сущ­ностью. А на уровне сущности, отмечал Ф. Энгельс, «... спинозовское: субстанция есть causa sui (причина самой себя. — В. К.) — прекрасно выражает взаимодействие», в ходе которого и осуществляется взаимопревращение при­чины и следствия, условий и обусловленного, предпосыл­ки и результата. Эти процессы и подлежат исследованию на данном уровне познания, особенно если предметом яв­ляются такие сложные органические системы, как живые организмы или социальные целостности.

Познание на уровне сущности — анализ предмета на основе внутренней самопричинности, понимание его как


целостной системы, воспроизводящей все необходимые моменты своего саморазвития как движения, обращающе­гося на самое себя, где предпосылка и результат постоянно меняются местами.

Познание, «постигающее в понятиях», должно выявить конкретный механизм взаимодействия, где каждая из вза­имодействующих сторон одновременно выступает как причина другой и как следствие обратного влияния про­тивоположной стороны. Причем нельзя рассматривать обе стороны отношения как непосредственно данные. Необ­ходимо постоянно подчеркивать их связь, взаимоперехо­ды и т. п., представить предмет как самосопряжение сис­темы и условий его бытия, т. е. как развивающийся через самодетерминацию. Все эти моменты, условия и другие отдельные стороны в своей основе имеют органическое целое, которое их порождает, из которого они вытекают и в которое они возвращаются. При применении принци­па причинности очень важно последовательно реализо­вать «требование посредства (связи)», чтобы выяснить, каким именно образом данная система порождает сама себя при внутреннем взаимодействии своих моментов.

Характер этого процесса таков, что следствие, исчезая в причине, вместе с тем вновь возникает в ней. Данные моменты одновременно полагаются и упраздняются, их становление другими есть вместе с тем их самополагание. Это и означает, что причинность предполагает, обу­словливает сама себя.

Рассмотрение предмета как целостной системы в пла­не внутреннего движения отношения причинности вклю­чает в себя следующие основные моменты, шаги, ступе­ни познания:

1. В «горизонтальном срезе» — анализ предпосылок данной системы и их разновидностей; выявление ее нача­ла (исходного пункта), становления, этапов и тенденций развития. Здесь важную роль играет принцип историзма.

2. В «вертикальном срезе» — изучение процессов «сня­тия» и ассимиляции предпосылок и механизма их преоб­разования в новую систему, а также подчинения их пос­ледней в соответствии с ее сущностью. Исследование новых элементов, недостающих органов, моментов, сто-


рон, которые создаются саморазвитием вновь возникшей системы. Анализ взаимодействия ассимилированных и вновь сформированных элементов данной целостности, специфики их воспроизводства и выработки предпосылок органической системы, сменяющий данную в ходе поступательного развития.

3. Рассмотрение взаимодействия сторон, выявленных в «горизонтальном» и «вертикальном срезах» прежде всего именно с точки зрения движения причинного отношения, т. е. с точки зрения историчности систем.

В. Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, взаимодействия данной системы с другими и в целом со средой, но при приоритете самой исследуемой системы с ее внутренними связями и отно­шениями.

В «канун» превращения данной саморазвивающейся, самодетерминирующейся системы в новую органическую целостность особое внимание (а его нельзя ослаблять к этому моменту и на предыдущих шагах познания) долж­но быть проявлено к движущим силам, источнику всего развития — к противоречиям (прежде всего — внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоре­чие является в конечном счете самым глубоким источни­ком, основой и коренной причиной взаимодействия, само­движения и развития объектов, их перехода к высшим формам. Понятие взаимодействия, тем самым, должно быть здесь углублено до понятия противоречия — «ядра» и сути диалектики, — чтобы адекватно выразить глубин­ный механизм самодетерминации систем.

Таким образом, последовательная целенаправленная реализация принципа причинности во всей полноте его содержания — важнейшее условие достижений объектив­ной истины в познании и эффективности общественной практики.

Поскольку причинность есть основа всех других форм непричинной детерминации, то, раскрыв содержание причинного отношения (в данном его виде), познание должно как бы вновь вернуться к тому, с чего был начат общий анализ детерминационных связей, но опять-таки «а новой основе. Другими словами — «вплести» причин-


ность в сложную сеть многообразных взаимообусловлен-ностей, вывести из нее все другие формы и виды детер­минации, найти их естественное место в универсальной системе всеобщего взаимодействия. Разумеется, это выве­дение осуществляется в абстракции, ибо в реальной дей­ствительности причинность реализуется не в чистом виде, не в изоляции от других форм связи, а в единстве с ними. Второй тип детерминизмаотношения между взаимо­связанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент по­рождения одного события (процесса, явления и т. п.) дру­гим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обусловливания:

1. Функциональные связи и зависимости между явле­ниями, когда они сосуществуют во времени, но не порож­дают одна другую. Эти связи и взаимозависимости анали­зируются наукой и выражаются в системе определенных законов.

2. Так называемая связь состояний, т. е. такое отноше­ние разных состояний какого-либо объекта (атома, элек­трона и т. п.), при котором отсутствует генетический (по­рождающий) аспект.

3. Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.

4. Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные кор­реляции и др., рассматриваемые в рамках так называемых общенаучных подходов и формулируемые в виде соответ­ствующих закономерностей.

5. Взаимоотношения между определенными «парны­ми» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реаль­ной действительности и самого процесса познания, кро­ме, разумеется, категорий причины и следствия.

История познания показала, что детерминизм есть це­лостное формообразование и его нельзя сводить к какой-либо одной из его форм или видов. Классическая физика, как известно, основывалась на механическом понимании причинности («лапласовский детерминизм»). Становле­ние квантовой механики выявило неприменимость здесь


причинности в ее механической форме. Это было связа­но с признанием фундаментальной значимости нового класса теорий — статистических, основанных на вероят­ностных представлениях. Тот факт, что такие теории вклю­чают в себя неоднозначность и неопределенность, неко­торыми философами и учеными был истолкован как крах детерминизма вообще, «исчезновение причинности».

В основе данного истолкования лежал софистический прием: отождествление одной из форм причинности — механистического детерминизма — с детерминизмом и причинностью вообще. При этом причина понималась как чисто внешняя сила, воздействующая на пассивный объект, абсолютизировалась ее низшая — механическая — форма, причинность как таковая смешивалась с «непрере­каемой предсказуемостью». «Так смысл тезиса о причинно­сти постепенно сузился, пока наконец не отождествился с презумпцией однозначной детерминированности событий в природе, а это в свою очередь означало, что точного зна­ния природы или определенной ее области было бы — по меньшей мере в принципе — достаточно для предсказания будущего»1. Такое понимание оказалось достаточным только в ньютоновской, но не в атомной физике, которая с самого начала выработала представления, по сути дела не соответствующие узко интерпретированному понятию причинности.

Как доказывает современная физика, формой выраже­ния причинности в области атомных объектов является вероятность, поскольку вследствие сложности протекаю­щих здесь процессов (двойственный, корпускулярно-вол-новой характер частиц, влияние на них приборов и т. д.) возможно определить лишь движение большой совокуп­ности частиц, дать их усредненную характеристику, а о движении отдельной частицы можно говорить лишь в пла­не большей или меньшей вероятности.

• Поведение микрообъектов подчиняется не механико-динамическим, а статистическим закономерностям, но это не значит, что принцип причинности здесь не действует.

1 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. С. 124. 160


В квантовой физике «исчезает» не причинность как тако­вая, а лишь традиционная ее интерпретация, отождеств­ляющая ее с механическим детерминизмом как однознач­ной предсказуемостью единичных явлений. По этому поводу М. Борн писал: «Часто повторяемое многими ут­верждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений»1.

Этот вывод поддерживали многие крупные творцы на­уки и философии. Так, выдающийся математик и фило­соф А. Пуанкаре совершенно четко заявлял о том, что наука явно детерминистична, она такова по определению. Недетерминистической науки не может существовать, а мир, в котором не царит детерминизм, был бы закрыт для ученых. Крупный современный философ и логик Г. X. фон Вригт считает несомненным фактом, что каузальное мыш­ление как таковое «не изгоняется из науки подобно зло­му духу». Поэтому философские проблемы причинности всегда будут центральными и в философии, и в науке — особенно в теории научного объяснения.

При этом Вригт обращает внимание на три обстоятель­ства: во-первых, существует два типа детерминизма: один связан с идеей предсказуемости, а другой — с идеей ос­мысленности исторического и социального процесса; во-вторых, как в науках о природе, так и в науках о человеке можно проводить различие между детерминизмом на мик­роуровне и детерминизмом на макроуровне; в-третьих, и в рамках естественных наук причинность не является од­нородной категорией.

Однако в последнее время — особенно в связи с ус­пешным развитием синергетики — появились утвержде­ния о том, что «современная наука перестала быть детер­министической», и что «нестабильность в некотором отношении заменяет детерминизм» (И. Пригожий). Дума­ется, это слишком категорические и «сильные утвержде­ния».

1 Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. С. 144
6. Философия 161


Мы полагаем, что правы те авторы (в частности, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов), которые, критикуя при­веденные рассуждения, считают, что: а) в неустойчивых системах имеет место не отсутствие детерминизма, а иная, более сложная, даже парадоксальная закономерность, иной тип детерминизма; б) представления о детерминиз­ме необходимо сохранить, но модифицировать; в) надо всегда четко говорить о том, о каком именно смысле (зна­чении) термина «детерминизм» идет речь; г) необходим переход к более глубокому Пониманию детерминизма, поскольку действительно появляется в некотором смыс­ле высший тип детерминизма — детерминизм с понима­нием неоднозначности будущего и с возможностью выхо­да на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.