Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработка перспективно-тематического плана




Педагогическое проектирование учебного процесса.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5.

Запись результатов анализа учебников органолептическим методом

 

    Оценка в баллах
Показа-тель качества Коэффициент значимости, К Учебник 1 (автор) Учебник 2 (автор) Учебник 3 (автор)
    Оценка Р К * Р Оценка Р К * Р Оценка Р К * Р
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Сумма: Сумма: Сумма:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. В чем отличие учебного пособия от учебника?

2. Для чего предназначена учебно-методическая литература?

3. Чем определяется предметное и педагогическое содержание учебника?

4. Каковы основные функции учебника?

5. Назовите требования, которые предъявляются к учебникам. Чем определяются эти требования?

6. Почему в условиях профессионального училища малопригоден экспериментальный метод оценки качества учебников?

7. Зачем при использовании органолептического метода вводятся коэффициенты значимости для каждого показателя качества?

8. Как следует поступить, если все анализируемые учебники набрали достаточно высокую сумму баллов?

9. Что делать, если ни один из учебников не набрал требуемого числа баллов (не менее 100)?

10. Какие из показателей качества учебников наиболее весомы для учебного процесса?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

· Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. С.63–86.

· Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. Пособие / Под ред. В.И.Никифорова. – М.: Высш. шк.,1990.С.25–29.


 

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Получить практические навыки педагогического проектирования всех компонентов учебного процесса на этапе перспективной подготовки педагога профессионального обучения к занятиям по предмету. Научиться представлять результаты проектирования в виде перспективно-тематического плана.

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Учебный процесс осуществляется в определенной системе обучения. Система обучения представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимообусловленных компонентов учебного процесса. К основным компонентам учебного процесса, как известно, относятся: цели обучения, содержание обучения, организационная форма обучения, методы и средства обучения.

На этапе перспективной подготовки к занятиям педагог профессионального обучения после изучения и анализа ГОС НПО, профессиональной характеристики, учебного плана, учебных программ и учебной литературы приступает к выбору компонентов обучения. Этот выбор осуществляется в ходе педагогического проектирования учебного процесса. Его также называют перспективно-тематическим планированием.

Проектирование учебного процесса педагог осуществляет путем комбинации различных возможных сочетаний всех компонентов обучения, анализа этих комбинаций и дальнейшего выбора, с его точки зрения, наиболее оптимального варианта. Оптимизация предполагает, что образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения достигаются при минимальных затратах времени и усилий как учащихся, так и педагога. Минимизация затрат возможна при правильном соотношении компонентов обучения. Следует иметь в виду, что правильных вариантов решения может быть несколько. Особенностью педагогического проектирования является то, что для осуществления одного и того же учебного процесса может быть предложено множество педагогических проектов, отвечающих различным индивидуальным (то есть своеобразным, присущим каждому педагогу) методическим системам.

На стадии проектирования и в период, предшествующий внедрению педагогических проектов в учебный процесс, не представляется возможным отдать предпочтение ни одному из предложенных проектов при условии, что они не содержат очевидных дидактических погрешностей. Качество педагогического проекта может быть оценено только лишь после проведения занятий, выявления степени достижения целей обучения, путем сопоставления этих целей с полученными результатами обучения.

Вместе с тем, для гарантии качества педагогического проекта необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Основное правило – проект должен обеспечивать взаимосвязь всех компонентов учебного процесса. Педагог профессионального обучения, опираясь на общие цели подготовки рабочих (служащих), вытекающие из профессиональной характеристики, и опираясь на цели изучения всего предмета, определяет цели конкретного занятия. При этом, естественно, учитывается и специфика содержания учебного предмета. Фактически, задавая образовательные цели, педагог одновременно устанавливает и уровни изучения и усвоения учебного материала. Например: «ознакомить с перспективами автоматизации производства (ознакомительный уровень)», или – «научить проводить расчеты расхода материалов на изготовление единицы продукции (уровень умений)».

На основе установленных целей обучения выбирают организационные формы и методы обучения. Так, например:

· при выборе организационных форм обучения. Общее знакомство с полным технологическим циклом производства можно проводить в форме экскурсии на предприятие. Умение проводить расчеты целесообразно формировать на уроках закрепления и совершенствования знаний и умений.

· при выборе методов обучения. Для обеспечения ознакомительного уровня не следует прибегать к проблемным методам, достаточно остановиться на объяснительно-иллюстративном методе организации познавательной деятельности учащихся. В тоже время, уровень умений достигается с помощью продуктивных методов организации познавательной деятельности. Кроме способа организации познавательной деятельности учащихся важно определить источник знаний и умений. Очевидно, что научить учащихся расчетам расхода материалов на изготовление единицы продукции можно только методом упражнений, так как объяснение и показ не позволят достигнуть уровня умений, ограничивая усвоение только уровнем репродукции полученных знаний.

Определившись с организационной формой и методами обучения, педагог приступает к выбору средств обучения, с помощью которых предполагается реализовать выбранные методы. Несомненно, педагог должен хорошо знать учебно-материальную базу образовательного учреждения (училища) с тем, чтобы интенсивно использовать все имеющиеся средства обучения. Однако, в педагогическом проекте учебного процесса могут фигурировать и те средства, которые в училище в данный момент отсутствуют. На основании такого проекта учебного процесса осуществляется планирование развития учебно-материальной базы училища.

В ходе педагогического проектирования педагог выявляет межпредметные и внутрипредметные связи, отбирает домашнее задание для каждого занятия, а также разрабатывает некоторые другие элементы учебного процесса.

Разработчикам перспективно-тематического плана следует иметь в виду, что педагогическое проектирование на этапе перспективной подготовки к занятиям по предмету осуществляется до начала учебного года, и педагог не имеет возможности ориентироваться на особенности контингента учащихся. Поэтому он вынужден моделировать педагогические условия проведения учебного процесса исходя из усредненных представлений об уровне подготовленности учащихся к усвоению предмета, об их познавательных возможностях, о прилежании, о мотивации и т.п. Перспективно–тематический план будет более качественным, если он разработан с опорой на максимально реалистичную модель педагогических условий обучения. Создание такой модели под силу только тем педагогам, которые имеют возможность изучить особенности контингента учащихся, например, при обучении их на предыдущем курсе. Но даже в этом случае разработанный перспективно-тематический план будет лишь схематично описывать будущий учебный процесс. В действительности, в течение учебного года каждый урок будет проектироваться с опорой на достигнутые на предыдущем уроке результаты, поэтому цели каждого последующего урока (и связанные с ними организационные формы, методы и средства обучения) будут откорректированы в зависимости от степени достижения целей предыдущего урока. На этапе же перспективного планирования считается, что сформулированные цели урока в каждом случае достигаются полностью.

Результаты педагогического проектирования должны быть зафиксированы. Наиболее удобной формой представления проекта является перспективно-тематический план (ПТП). В 70–80-х годах он считался обязательным документом и составлялся каждым преподавателем и мастером производственного обучения. Для педагогов с большим стажем работы ежегодная разработка ПТП нецелесообразна. Такие специалисты хорошо знают требования предприятия-заказчика рабочей силы и содержание учебного предмета. Кроме того, они уже достаточно подробно разработали собственную методическую систему. В то же время начинающему педагогу следует проводить тщательное, очень подробное проектирование учебного процесса (перспективно-тематическое планирование), которое позволит ему создать стройную систему уроков, избежать просчетов во времени, правильно использовать материально-техническую базу, повысить степень оснащенности учебного процесса средствами обучения, обеспечить дидактически обоснованное сочетание компонентов учебного процесса.

В училищах применяются различные формы перспективно–тематического плана. Ниже в табл. 8 приведена одна из возможных форм ПТП, которая, на наш взгляд, наиболее полно отражает все этапы педагогического проектирования.

В литературе можно встретить примеры централизованной разработки ПТП по основным учебным предметам. Так, для предмета «Материаловедение (металлические материалы)» в конце 1980-х годов разработан ПТП силами сотрудников НИИ профтехпедагогики Академии педагогических наук СССР. Несомненно, что такой план, как разновидность методической литературы, окажет существенную помощь педагогу, обучающему рабочих металлообрабатывающим профессиям. Однако использовать рекомендованный план в неизменном виде не представляется возможным, так как в этом случае логика разработчиков в отношении деления темы на занятия, определения целей обучения и выбора компонентов учебного процесса ориентирована на какую-то абстрактную рабочую профессию. Совершенно ясно, что одна и та же тема предмета «Материаловедение» (предположим, тема «Сталь») должна изучаться по-разному, например, модельщиками по деревянным моделям и станочниками широкого профиля (в первом случае на ознакомительном уровне, а во втором – на уровне умений). Поэтому очевидно, что для этих профессий невозможно применить один и тот же централизованно разработанный ПТП. Опираясь на такой ПТП, педагог разрабатывает собственный проект.

 

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ

 

1. «Комплект примерной учебно-программной документации» для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном училище (по конкретной профессии).

2. Рабочая учебная программа для профессионального училища по анализируемому предмету из раздела «Профессиональная подготовка» (При отсутствии «Комплекта примерной учебно-программной документации»).

3. Результаты анализа ГОС НПО, профессиональной характеристики профессии, учебного плана подготовки рабочих, учебной программы и учебной литературы по анализируемому предмету (отчеты по лабораторным работам №1, 2, 3).

4. Учебная и другая литература по анализируемой профессии.

5. Литература, рекомендованная для выполнения лабораторной работы.


ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ

 

1. Изучение темы по основному учебнику, выбранному в лабораторной работе №3, с помощью учебной программы анализируемого предмета, изученной в лабораторной работе №2.

2. Разделение выбранной темы на короткие, логически законченные по содержанию фрагменты. Количество фрагментов может превышать количество выделенных на тему часов.

3. Объединение фрагментов темы по признаку родственности учебного материала. Количество объединенных отрезков даст количество занятий, которое должно быть равно или меньше количества выделенных на тему часов с учетом повторительных и контрольных занятий.

4. Определение числа часов на каждый урок и его названия. Заполнение таблицы «Перспективно–тематический план» (табл.8).

5. Выявление образовательных целей каждого занятия, сформулированных на основе знаний, навыков и умений, которые необходимо получить учащимся. При этом следует опираться на представление о предмете и профессии, полученные на предыдущих лабораторных работах.

6. Постановка воспитательных и развивающих целей занятий.

7. Выбор организационных форм, методов и средств обучения с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности и с опорой на цели обучения. Для правильного выбора компонентов учебного процесса необходимо вспомнить характеризующие их параметры, ранее изучавшиеся в курсах общей и профессиональной педагогики и методики профессионального обучения. Предложенный вариант сочетания компонентов учебного процесса заносится в таблицу, а в отчете по лабораторной работе дается обоснование выбранному сочетанию организационных форм, методов и средств обучения.

8. Установление межпредметных и внутрипредметных связей для каждого занятия. В ряде случаев это позволяет обеспечить разностороннее освещение материала, устранить дублирование, частично видоизменить образовательные цели уроков и, как следствие, внести коррективы в первоначально выбранные формы, методы и средства обучения.

9. Разработка домашнего задания, которая включает не только определение страниц и параграфов учебника для домашнего изучения, но и предполагает подборку задач и упражнений из задачника. В некоторых случаях потребуется составление педагогом домашних задач, упражнений, контрольных вопросов. Особое внимание следует уделить разработке домашних заданий продуктивного, творческого характера. Наиболее предпочтительны задания, где в основе лежит активный подход к формированию навыков и умений.

10. Формулировка выводов, которые должны подвести итоги анализа и отразить достижение поставленных целей лабораторной работы.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Назовите компоненты учебного процесса.

2. В чем состоит суть педагогического проектирования?

3. Как Вы понимаете взаимообусловленность компонентов учебного процесса?

4. Объясните смысл принципа оптимизации при педагогическом проектировании.

5. Почему для одного и того же учебного процесса может быть создано несколько ПТП?

6. Почему для представления результатов педагогического проектирования начинающим педагогам рекомендуется разрабатывать перспективно-тематический план?

7. Почему невозможно использовать в неизменном виде централизованно разработанный ПТП при подготовке к занятиям?

8. На каком этапе учебного процесса возможно оценить качество ПТП?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

· Профессиональная педагогика/ Под ред. С.Я.Батышева – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.

· Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.: Высш. шк.,1987.-С.221-231.

· Никифоров В.А. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.С.86-104.

· Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин/ Под ред. В.А. Никифорова. - М.: Высш. шк.,1990.-С.69-74.

 

 


 

 

Таблица 8

Перспективно-тематический план проведения занятий по предмету (название предмета) учебного плана подготовки (название рабочей профессии). Тема (название темы). Количество часов, отведенных на изучение темы

Номер урока и количество часов Название занятия (тема урока) Цели обучения (образовательные, воспитательные, развивающие) Форма организации занятия (тип урока) Методы обучения Средства обучения Межпредметные связи, внутрипредметные связи Домашнее задание Примечания
по способу организации познавательной деятельности по источнику знаний полное название наличие, состояние
                     
                     




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.