Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализируемых предметов




Производственное (практическое) обучение Технология отрасли (специальная) Технология отрасли (основы) Предмет «N» (общепрофессиональный)
Номер и название темы Названия рубрик Номер и название темы Названия рубрик и Номер и название темы Названия рубрик Номер и название темы Названия рубрик
               

 

Определенную сложность для педагогов представляет анализ связи содержания программы предмета с общественным развитием (пп. 4.1 и 4.2 табл. 4). Этот анализ предполагает, что педагог постоянно повышает свою квалификацию в части отраслевой подготовки и владеет сведениями о перспективах развития производства вообще и о специфике деятельности конкретных предприятий, расположенных в близлежащих регионах. На самом деле педагог нередко не располагает такими сведениями, что делает необходимым провести дополнительную работу по изучению динамики развития соответствующего производства и особенностей технологических и трудовых процессов на предприятиях региона.

Трудным вопросом при анализе тематического плана является оценка сложности учебного материала и достаточности количества отведенных на его изучение часов(п. 6.2 табл. 4). Эта оценка проводится качественно и основана на знании педагогом профессионального обучения содержания предмета, целей его изучения и уровня его усвоения учащимися, на знании их возрастных и познавательных возможностей. На данном этапе анализа решение о правильности распределения часов является предварительным. Более взвешенное решение может быть принято после детального анализа программы. Окончательное решение и наиболее надежные результаты появляются лишь после знакомства с учащимися конкретной учебной группы.

Анализ выполнения принципа унификации (п. 7.1 табл. 4) проводится в том случае, если в содержании предмета имеются две и более темы, описывающие сходные по своим характеристикам объекты или процессы. Например, унифицированными по структуре должны быть темы «Чугуны», «Стали», «Цветные металлы и сплавы», «Неметаллические материалы» (в курсе «Материаловедение» для металлообрабатывающих профессий). Эти темы должны состоять из унифицированных рубрик: строение; свойства; применение; получение данных материалов. Другим примером унифицированных по структуре тем являются темы «Ручные работы» и «Машинные работы» (в курсе «Технология швейных изделий» для операторов швейного оборудования), т.к. обе темы изучаются согласно унифицированным рубрикам: организация рабочего места; оборудование, инструменты и приспособления; технологические требования к выполнению работ; стежки (строчки) и швы; правила выполнения работ; терминология работ.

Реализация принципа дифференциации (п. 7.2 табл. 4) исследуется только тогда, когда примерная учебная программа составлена для группы профессий, и перед педагогом стоит задача внести в текст программы учебный материал, предназначенный для обучения рабочих (служащих) конкретной профессии или специальности.

Проведя анализ тематического плана и программы учебного предмета, педагог фиксирует результаты исследований. Для этого можно использовать четвертую колонку табл. 4. Эти сведения используются в дальнейшем при подготовке к проведению занятий. В случае, если учебно-программная документация была подвергнута существенной переработке, возникает необходимость написать текст новой рабочей программы.

 

* * *

В лабораторной работе студентам обычно предлагается проанализировать учебную программу какого-либо предмета общепрофессионального цикла, например, «Материаловедение», «Общая технология производства», «Технологическое оборудование» и т.п. В исключительных случаях допускается анализировать учебную программу по предмету специального цикла, но при этом содержание учебного предмета должно быть хорошо известно студенту, то есть должно быть уже изучено в вузе в соответствующем курсе.

Для анализа, как правило, предлагается примерная программа учебного предмета, содержащаяся в «Комплекте примерной учебно-программной документации» для какой-либо профессии. В тех случаях, когда примерные программы отсутствуют (находятся в стадии разработки), для анализа допускается использовать рабочую программу учебного предмета, созданную в учреждениях начального профессионального образования, на основе учебных элементов, содержащихся в разделе «Обязательный минимум федерального компонента содержания профессиональной подготовки» Государственного образовательного стандарта для соответствующей профессии. Учитывая большую трудоемкость анализа, для лабораторной работы преподаватель может предложить студентам лишь фрагмент программы (например, 1-2 темы).

 

ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ:

 

1. Комплект примерной учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном училище (по конкретной профессии).

2. Учебная программа для вуза по дисциплине (дисциплинам), родственной учебному предмету профессионального училища, выбранному для анализа и корректировки.

3. Рабочие учебные программы для профессионального училища по 3-4-м предметам из раздела «Профессиональная подготовка» (При отсутствии Комплекта примерной учебно-программной документации).

4. Результаты анализа ГОС НПО, профессиональной характеристики и учебного плана подготовки рабочих (отчет по лабораторной работе №1).

5. Учебная и другая литература по анализируемой профессии.

6. Литература, рекомендованная для выполнения работы.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК РАБОТЫ:

 

1. Изучение пояснительной записки к учебной программе анализируемого предмета, выявление основных рекомендаций. Определение целей изучения данного предмета на основе анализа пояснительной записки, профессиональной характеристики и учебного плана.

2. Изучение содержания программы, выделение рубрик. (Их названия формулируются на основе содержания каждого абзаца текста; в отдельных случаях при неудачной структуре программы крупные абзацы могут быть подразделены на две и более рубрики). Внесение названий тем и рубрик в левую часть табл. 5.

3. Исследование соответствия содержания учебного предмета требованиям ГОС НПО по методике, описанной в пп. 1.1-1.3 (3-я колонка) табл. 4.

4. Изучение содержания учебных программ родственных дисциплин (дисциплины) вуза, выделение рубрик. Заполнение правой части сравнительной табл. 5.

5. Выявление сходства и различий в сведениях, занесенных в табл. 5.

6. Сопоставление целей изучения родственных предметов в вузе и профессиональном училище (по материалам анализа пояснительных записок к программам и квалификационных требований ГОС).

7. Обоснование сходства и различий в сведениях в табл. 5.

8. Исследование соответствия содержания учебного предмета дидактическому принципу научности по методике, описанной в пп. 2.1-2.4 (3-я колонка) табл.1.

9. Ознакомление с тематическими планами и программами 3-4-х предметов из раздела «Профессиональная подготовка» учебного плана профессионального училища, в том числе, «Производственное (практическое) обучение».

10. Выявление близких по содержанию и взаимосвязанных тем в учебных предметах и их изучение для установления наиболее существенных межпредметных и внутрипредметных связей по содержанию.

11. Описание обнаруженных межпредметных и внутрипредметных связей. Сравнение рубрик родственных тем различных предметов по форме, предложенной в табл. 6.

12. Разработка сетевого графика последовательности изучения тем предметов, внесенных в табл. 6.

13. На основе сетевого графика и данных, полученных ранее (пп. 7 и 11 настоящей инструкции), определение правильности существующей последовательности изучения тем анализируемого предмета с точки зрения дидактической целесообразности. Установление влияния последовательности технологических процессов на последовательность их изучения.

14. Корректировка последовательности изучения тем предмета с учетом принципов дидактики, целей и задач обучения, а также особенностей технологических процессов. Внесение и обоснование предложений по изменению структуры тематического плана предмета, введению новых или исключению устаревших тем. Заполнение 4-й колонки табл. 4 (пп. 3.1, 3.2, 5.1, и 5.2).

15. Исследование связи содержания предмета с общественным развитием по методике, описанной в пп. 4.1 и 4.2 (3-я колонка) табл. 4 с помощью сведений, полученных при изучении отраслевых дисциплин и на производственной практике. Заполнение 4-й колонки таблицы.

16. Исследование доступности и посильности содержания предмета по методике, описанной в пп. 6.1 и 6.2 (3-я колонка) табл. 4. Заполнение 4-й колонки таблицы.

17. Исследование унификации и дифференциации содержания программы по методике, описанной в пп. 7.1 и 7.2 (3-я колонка) табл. 4. Заполнение 4-й колонки таблицы.

18. Составление текста рабочей программы по выбранной теме на основе рекомендаций, сформулированных ранее в табл. 4. (Задание повышенной сложности).

11. Формулировка выводов, которые должны подвести итоги анализа и отразить достижения целей, поставленных в начале лабораторной работы.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

 

1. Назовите дидактические принципы, на основе которых разрабатывается учебно-программная документация.

2. Какую информацию можно получить с помощью сетевого графика при анализе тематического плана?

3. Какие факторы учитываются при оптимизации тематического плана учебной программы?

4. На чем основана правомерность сопоставления тематических планов вузовских дисциплин и предметов профессионального училища? Всегда ли отличия в последовательности изучения тем в вузе и профессиональном училище свидетельствуют о просчетах составителей программы?

5. С какой целью проводится выявление межпредметных и внутрипредметных связей при анализе учебного материала?


 

ЛИТЕРАТУРА

 

· Никифоров В.И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. – С.16-56.

· Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. - М.:Высш.шк.,1987.- С.21-27, 130-140.

·Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учебное пособие./Под ред. В.И.Никифорова. - М.: Высш.шк.,1990. С. 6-24.

·Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. / Под ред. А.П.Беляевой. – М.: Высш. шк. 1983. – 263 с.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.