Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа № 3. Анализ и корректировка программы учебного предмета из раздела «профессиональная подготовка» учебного плана подготовки рабочих (служащих) в образовательных




 

Анализ и корректировка программы учебного предмета из раздела «Профессиональная подготовка» учебного плана подготовки рабочих (служащих) в образовательных учреждениях начального

профессионального образования

ЦЕЛИ РАБОТЫ: Изучение структуры и содержания программы учебного предмета из раздела «Профессиональная подготовка» учебного плана подготовки рабочих в профессиональных училищах (ПУ). Формирование навыков анализа и выявления принципов разработки учебно-программной документации. Корректировка содержания программы.

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного предмета по соответствующему учебному плану, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого образовательного уровня.

Учреждения начального профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» имеют право самостоятельной разработки и выбора учебных программ. При этом основным требованием является соответствие учебной программы образовательному стандарту.

Для того чтобы обеспечить образовательным учреждениям возможность реализации права выбора учебных программ, создаются примерные программы учебных дисциплин, которые включают в себя все учебные элементы, предусмотренные федеральным компонентом ГОС НПО. Примерные программы разрабатываются и распространяются Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации.

Право самостоятельной разработки учебных программ реализуется образовательным учреждением при создании рабочих учебных программ. Рабочие учебные программы разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной учебных программ применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Порядок разработки рабочей учебно-программной документации устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Учебная программа предмета должна сопровождаться пояснительной запиской. Пояснительная записка к учебной программе раскрывает функции и цели учебного предмета, состав и структуру его содержания, формы организации учебной деятельности и аудиторной работы. В ней также характеризуются межпредметные связи, назначение и место предмета среди других дисциплин учебного плана. В записке имеются сведения о рекомендуемых методах и средствах обучения для наиболее успешной передачи учащимся содержания предмета. Кроме того, записка определяет порядок внесения изменений в учебную программу, регламентируются пределы этой корректировки.

Важно отметить, что качество пояснительных записок к программам учебных предметов часто не соответствует требованиям, которые предъявляются к ним. Составители программ недооценивают значение пояснительной записки для педагога, в связи с чем сведения о некоторых вышеперечисленных компонентах учебного процесса и характеристика учебного предмета не находят в ней отражения. Например, цели изучения предмета формулируются неконкретно, а порой и просто неправильно. Так, в программах по предметам специальной подготовки по самым различным профессиям можно найти в пояснительных записках абсолютно идентичные формулировки цели изучения предмета, которые дают лишь схематичное представление о назначении и месте предмета в системе подготовки рабочего (служащего).

Педагог вынужден корректировать цели обучения предмету и обосновывать отбор содержания с учетом специфики профессии. В этом ему существенно помогают сведения, полученные предварительно при анализе профессиональной характеристики, учебного плана и данные о трудовых процессах на предприятиях.

После изучения пояснительной записки педагог анализирует тематический план учебного предмета. Наиболее общими характеристиками тематического плана являются полнота содержания учебного предмета, представленная в нем последовательность изучения тем программы и количество часов, отведенных на изучение каждой темы.

Анализ тематического плана предусматривает, что педагог профессионального обучения должен оценить степень реализации в учебной программе основных принципов разработки учебно-программной документации. Обнаруженные отклонения от этих принципов необходимо устранить.

Прежде всего, содержание тематического плана должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Затем оно должно удовлетворять дидактическим принципам, среди которых будут особо значимыми для тематического плана такие, как научность, систематичность и последовательность, связь содержания с общественным развитием, связь теории с практикой, доступность, унификация и дифференциация. Эти принципы, частично, могут реализоваться через:

· целостное и верное отражение основ соответствующих научных и прикладных знаний в тематическом плане;

· опережение усвоения общепрофессиональных знаний по сравнению со специальными знаниями, навыками и умениями; опережение теоретического обучения рабочих (служащих) по сравнению с производственным (практическим) (не более чем на 2-4 недели);

· обеспечение формирования системы знаний у учащихся с учетом их возрастных и познавательных возможностей;

· учет специфики профессии при использовании примерных программных документов.

Разработанный с учетом этих принципов тематический план будет в определенной мере решать задачи обучения учащихся предмету. При этом может получиться, что целесообразная с точки зрения дидактики последовательность изучения тем программы будет коренным образом отличаться от последовательности технологических операций и процессов, осуществляемых в промышленности. В этом случае у учащихся может возникнуть ложное представление обо всей схеме производственного процесса, поэтому желательно излагать учебный материал в последовательности, которая соответствует технологическому процессу. Для того, чтобы при этом не нарушилась дидактически обоснованная последовательность, необходимо решить задачу оптимизации, то есть разработать такой тематический план, который одновременно соответствовал бы требованиям дидактической и "технологической" целесообразности расположения тем в структуре учебной программы. Часто такая задача может быть решена только путем игнорирования того или иного принципа. Важно отыскать такой вариант, при котором отступление от принципов будет минимальным.

Оптимизация последовательности изучения тем анализируемого учебного предмета должна производится с учетом аналогичной оптимизации, проводимой и в отношении других предметов учебного плана. Дело в том, что межпредметные и межтемные (внутрипредметные) связи часто оказывают существенное влияние на порядок изучения содержания взаимосвязанных учебных предметов.

По характеру связей предметы в учебном плане могут быть подразделены на две группы. В первую входят те предметы, последовательность изучения которых не зависит от последовательности прохождения других предметов, хотя и те и другие могут изучаться одновременно. Отличительным признаком предметов второй группы являются: наличие в их содержании причинно-следственных связей и взаимообусловленность последовательности их изучения. Изучение учащимися материала таких предметов предшествует изучению ими соответствующих тем других предметов, в первую очередь производственного (практического) обучения. Непосредственные и существенные связи между содержанием предметов данной группы делают необходимым выделить темы, которые в различных предметах должны изучаться ранее (базовые знания и навыки), и те темы, которые основаны на базовом материале.

Таким образом, необходимо решить задачу оптимизации последовательности изучения тем одновременно для нескольких предметов. Эта задача решается с помощью построения сетевого графика, который рассматривается далее.

В результате анализа тематического плана появляются важные, но совершенно недостаточные данные о качестве учебной программы. Действительно, более детальный анализ программы учебного предмета состоит в глубоком изучении содержания каждой темы, в установлении целей и задач изучения данного учебного материала. Педагог профессионального обучения работает с каждой темой отдельно, последовательно переходя от одной темы к другой.

Результатом деятельности преподавателя или мастера на этой стадии анализа учебно-программной документации может быть создание рабочей программы учебного предмета, которая может отличаться от примерной программы или рабочей программы прошлых лет. Здесь речь идет не только о дополнении программы некоторыми современными сведениями и исключении устаревшего или неактуального материала для предприятия-заказчика рабочей силы, но и совершенствовании структуры учебного материала внутри темы путем перестановки отдельных ее рубрик или перераспределения материала между темами.

Модернизация существующей учебной программы проводится на основе известных нормативов – принципов дидактики. При этом следует иметь в виду, что каждый принцип реализуется несколькими путями. При анализе программы необходимо выявить все аспекты реализации дидактических принципов. В данной лабораторной работе рассматриваются только шесть дидактических принципов. Эти принципы и методы выявления их реализации приведены в табл.4. В таблице даны также методы анализа программы для выявления соответствия ее содержания требованиям Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.

Предлагаемая таблица может быть использована педагогом профессионального обучения для выработки собственной версии учебной программы.

Однако ее использование требует дополнительных разъяснений, т.к. некоторые рекомендуемые ею методы анализа должны быть обоснованы с теоретической точки зрения и описаны с позиции практического выполнения. Ниже эти разъяснения приведены.

Прежде всего, в таблице рассмотрен принцип соответствия содержания программы требованиям ГОС НПО. Методика выявления такого соответствия путем сопоставления текстов двух документов достаточно проста и не требует специального пояснения.

Далее, в пп. 2.1-2.4 и 3.1 (третья колонка) рассматриваемой таблицы предлагается выявить и сопоставить рубрики в программах родственных предметов, разработанных для профессионального училища и для вуза.

Таблица 4

Анализ и совершенствование содержания темы учебной программы

Принципы разработки содержания программы Реализация принципа в учебной программе Методы анализа содержания программы Пути совершенствования программы

 

       
1. Соответствие содержания учебного предмета требованиям ГОС НПО 1.1. Соответствие содержания программы учебного предмета параметрам профессиональной деятельности (профессиональной характеристике) 1.1. Сопоставление программы с общепрофессиональными и специальными параметрами деятельности (знаниями, навыками, умениями), которые должны формироваться в ходе изучения предмета. Выявление недостающих и избыточных элементов содержания 1.1. Дополнение темы материалом, который непосредственно связан с параметрами профессиональной деятельности. Выработка рекомендаций по исключению (сохранению или дополнению) элементов содержания
1.2. Соответствие содержания программы «Обязательному минимуму федерального компонента профессиональной подготовки» 1.2. Сравнение текста программы с учебными элементами, приведенными в ГОС. Выявление недостающих и избыточных учебных элементов содержания 1.2. Дополнение темы недостающим материалом. Выработка рекомендаций по исключению (сохранению) избыточных учебных элементов
1.3. Соответствие содержания программы «Общим требованиям к образованности лиц, завершивших обучение по профессии» (при их наличии в ГОС) 1.3. Сопоставление программы с общими требованиями к образованности рабочего (служащего). Выявление учебных элементов содержания, формирующих «общую образованность» 1.3. Включение в тему дополнительных сведений, формирующих общую образованность рабочего (служащего)
2. Научность 2.1. Наличие необходимых разделов теоретического и прикладного учебного материала 2.1. Выделение и сопоставление рубрик в программах для профессионального училища и вуза. Сравнение фактов, явлений, понятий, законов, видов и способов деятельности в программах 2.1. Дополнение темы новыми рубриками. Введение в тему новых фактов, явлений, понятий, законов, следствий, видов и способов деятельности
2.2. Соответствие содержания программы современному уровню развития науки, техники и технологии производства товаров и услуг 2.2. Сопоставление терминов, понятий, теорий, технических, технологических сведений, содержащихся в программе, с аналогичными категориями ГОСТов, монографий, учебников и вузовских программ 2.2. Замена терминов, понятий, теорий, введение новых технических и технологических сведений и другого современного материала
  2.3. Наличие исторических сведений об открытиях, о развитии понятий, идей, деятельности 2.3. Выявление исторического материала в дисциплинах вуза и сравнение с анализируемым предметом 2.3. Дополнение темы историческим материалом о развитии теории и практики, об эволюции способов деятельности
2.4. Отражение в программе методов познания окружающей действительности 2.4. Выделение методов познания в содержании базовых дисциплин вуза и в содержании предмета в профессиональном училище. Сопоставление выявленных методов 2.4. Включение в программу разнообразных частных методов познания действительности (сравнение, аналогия, индукция, экстраполяция, анализ, синтез и др.)
3. Систематичность и последовательность 3.1. Систематичное и последовательное формирование знаний, навыков и умений учащихся 3.1. Определение цели и задач изучения каждой темы программы. Сравнение последовательностей рубрик соответствующего материала дисциплин вуза и профессионального училища. Выявление причин существующих последовательностей. Разработка и анализ сетевого графика 3.1. Перестановка рубрик внутри темы. Перераспределение материала между темами. Изменение логики изложения материала
  3.2. Последовательное изложение родственного материала в различных предметах на основе межпредметных связей 3.2. Разработка и анализ сетевого графика 3.2. Перераспределение учебного материала между предметами. Устранение дублирования. Оптимизация последовательности изучения тем предметов
4. Связь содержания предмета с общественным развитием 4.1. Наличие в тексте динамической части, которая изменяется в ходе развития товарного производства и производства услуг 4.1. Изучение динамики развития производства и производственных отношений. Нахождение в тексте программы материала, требующего регулярного обновления 4.1. Оптимизация объема (расширение, сужение) динамической части программы. Корректировка текста, включение материала по новой технике и технологии производства товаров и услуг
4.2. Наличие в программе вариативной части, содержание которой учитывает нужды заказчика рабочей силы 4.2. Изучение специфики деятельности рабочих (служащих) на предприятии, особенностей трудовых и технологических процессов, передового опыта работы и сопоставление с имеющимися в программе сведениями 4.2. Разработка педагогом вариативной части программы
5. Связь теории с практикой 5.1. Наличие в содержании программы производственного (практического) обучения материала, требующего знаний теории, технологии и оборудования производственных процессов 5.1. Анализ сетевого графика тематического плана. Изучение и сопоставление учебных программ по производственному (практическому) обучению и по анализируемому предмету 5.1. Дополнение темы материалом, необходимым для формирования производственных навыков. Устранение дублирования материала в теоретическом и производственном обучении
5.2. Соответствие последовательности производственного (практического) обучения последовательности рубрик анализируемой темы. 5.2. Сопоставление рубрик соответствующих тем в анализируемом предмете и в производственном (практическом) обучении. Изучение рубрик смежных с ними предметов 5.2. Изменение структуры темы. Перестановка рубрик темы местами. Перераспределение учебного материала между предметами
6. Доступность и посильность обучения 6.1. Обеспечение равномерности информационной насыщенности текста программы во всех темах 6.1. Определение в тексте всей программы числа строк, приходящихся на 1 час занятий. Сравнение полученной величины с аналогичными данными, рассчитанными для каждой темы программы 6.1. Корректировка программы, увеличение или уменьшение степени подробности учебных элементов, структурирование текста, выделение абзацев с учетом норматива: 3 – 4 строки текста на один час занятия
  6.2. Соответствие объема и сложности материала темы выделенному на его изучение количеству часов 6.2. Определение количества новых понятий, приходящихся на 1 час изучения, и оценка возможности их усвоения учащимися в различных темах. Сравнение этих показателей. Выбор оптимальной величины 6.2. Уменьшение количества новых понятий или расширение отведенных на тему часов путем перераспределения материала между темами или между предметами
7. Унификация и дифференциация 7.1. Родственный учебный материал в различных темах имеет идентичную структуру 7.1. Выделение в тематическом плане родственных тем и сравнение их структур 7.1. Дополнение анализируемой темы материалом для создания идентичной с другими темами структуры
7.2. Отражение в содержании программы специфики рабочей профессии 7.2. Изучение тем программы, которые, будучи общими для подготовки рабочих (служащих) разных профессий, содержат специфический учебный материал, предназначенный для анализируемой профессии 7.2. Расширение программы за счет внесения учебного материала, обусловленного спецификой профессии

Рубрикой здесь называют заголовок каждого абзаца программы, который формулирует сам педагог в ходе ее изучения. Сопоставление рубрик удобно проводить путем заполнения вспомогательной таблицы 5.

 

Таблица 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.