Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы обследования ребенка




Этапы диагностики

Диагностика отклоняющегося развития должна включать три этапа:

1. Скрининговая ( от анг. просеивать, сортировать ) диагностика про-

водится обычно с группой или с целым классом и направлена на вы-

явление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку

постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерно-

го спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений

в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной ква- лификации их характера и глубины.

2. Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможно- стям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных со- стояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психо-

лого-педагогического, функционального диагноза.

3. Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого-

педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особен-

ности ребенка его познавательной деятельности, работоспособности,

эмоционально-волевой и личностной сферы и т.д., т.е. всего того, что


 

должно учитываться при организации индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ним.

4. Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекцион-

ных мероприятий.

5. Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на

выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла кор-

рекционной работы.

Каждая из форм диагностики обладает своими свойствами, техно-

логиями и набором инструментальных средств – методик и тестов.

 

 

Обследование, как и любая сложная деятельность, состоит из от- дельных этапов (по О.Н. Усановой).

Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза, который включает отдельные блоки сведений.

1 блок – Данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез. Содержание – здоровья родителей до беремен-

ности матери. Протекание беременности, родов, первого послеродово-

го периода. Последующее физическое развитие ребенка. Все тяжелые

заболевания, перенесенные родителями до беременности. Заболевания

матери во время беременности, ребенка на протяжении его жизни.

2 блок – Социологические и социально-психологические данные

o семье ребенка. Содержание – возраст образование и работа роди- телей. Сведения о других взрослых лицах, находящихся в семье и

принимающих участие в воспитании данного ребенка и общении с ним. Сведения обо всех других детях данных родителей, их возрас- те, образовании, роде занятий. Сведения о характере межличностных отношений в семье ребенка, об отношениях к нему и о его отноше- ниях к членам семьи.

3 блок – Психолого-педагогические данные о психическом раз-

витии ребенка до момента обследования. Содержание – сведения о

двигательной активности, развитии речи, предметной деятельности,

навыков самообслуживания, игры, социального общения. Кем и как

воспитывался ребенок. Какую специальную педагогическую помощь

получал на протяжении жизни (находился ли в специальном детс- ком саду, в каком именно, сколько времени, занимался ли дома с

педагогом, логопедом и т.д.).

При анализе этих данных учитываются следующие параметры

развития:

– сроки – время начала и завершения различных этапов развития;


 

– темпы – скорость, интенсивность накопления определенных на- выков и умений;

– спонтанность – степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;

– результативность – уровень развития, достигнутый ребенком к

моменту обследования.

Одним из важных моментов для обследования и построения коррек-

ционных мероприятий является выяснение особенностей деятельности и

поведения ребенка. В связи с этим следует учитывать сведения о про-

явлениях обычного нетипичного (отклоняющегося от нормы) поведения и о ситуациях, влияющих на его изменение, а также об эффективности

предшествовавшей работы по преодолению недостатков развития.

Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребен-

ка. Его задача – отметить состояние отдельных сторон его психичес-

кой деятельности в целях получения общей характеристики развития.

Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на си- туацию обследования, направленность интересов и действий, органи-

зация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий.

На этом этапе целесообразно применение батарей тестов, разра- ботанных для данного возраста (например, методики С.Д. Забрам- ной, Г. Витцлакаидр.).

Второй этап – углубленное изучение психических процессов с

помощью психодиагностических и нейропсихологических методик.

Третий этап (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) экспресс-анализ резуль-

татов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической ги-

потезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий

провести первичное консультирование родителей или педагогов непос- редственно после обследования.

Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, поста- новка психологического диагноза.

Пятый этап – составление заключения с формулированием пси- хологического диагноза, вероятностного прогноза дальнейшего раз- вития ребенка и рекомендаций по комплексному сопровождению ре-

бенка в образовательном пространстве.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.