КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы обследования ребенка
Этапы диагностики Диагностика отклоняющегося развития должна включать три этапа: 1. Скрининговая ( от анг. просеивать, сортировать ) диагностика про- водится обычно с группой или с целым классом и направлена на вы- явление детей с какими-либо психологическими свойствами, на оценку постоянства этих свойств у данной группы и на выявление примерно- го спектра психолого-педагогических проблем. Наличие отклонений в психофизическом развитии на этом этапе выявляется без точной ква- лификации их характера и глубины. 2. Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможно- стям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных со- стояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психо- лого-педагогического, функционального диагноза. 3. Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого- педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особен- ности ребенка его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферы и т.д., т.е. всего того, что
должно учитываться при организации индивидуальной коррекционно- развивающей работы с ним. 4. Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекцион- ных мероприятий. 5. Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла кор- рекционной работы. Каждая из форм диагностики обладает своими свойствами, техно- логиями и набором инструментальных средств – методик и тестов.
Обследование, как и любая сложная деятельность, состоит из от- дельных этапов (по О.Н. Усановой). Предварительный этап – сбор и анализ всестороннего анамнеза, который включает отдельные блоки сведений. 1 блок – Данные медицинского обследования ребенка и подробный медицинский анамнез. Содержание – здоровья родителей до беремен- ности матери. Протекание беременности, родов, первого послеродово- го периода. Последующее физическое развитие ребенка. Все тяжелые заболевания, перенесенные родителями до беременности. Заболевания матери во время беременности, ребенка на протяжении его жизни. 2 блок – Социологические и социально-психологические данные o семье ребенка. Содержание – возраст образование и работа роди- телей. Сведения о других взрослых лицах, находящихся в семье и принимающих участие в воспитании данного ребенка и общении с ним. Сведения обо всех других детях данных родителей, их возрас- те, образовании, роде занятий. Сведения о характере межличностных отношений в семье ребенка, об отношениях к нему и о его отноше- ниях к членам семьи. 3 блок – Психолого-педагогические данные о психическом раз- витии ребенка до момента обследования. Содержание – сведения о двигательной активности, развитии речи, предметной деятельности, навыков самообслуживания, игры, социального общения. Кем и как воспитывался ребенок. Какую специальную педагогическую помощь получал на протяжении жизни (находился ли в специальном детс- ком саду, в каком именно, сколько времени, занимался ли дома с педагогом, логопедом и т.д.). При анализе этих данных учитываются следующие параметры развития: – сроки – время начала и завершения различных этапов развития;
– темпы – скорость, интенсивность накопления определенных на- выков и умений; – спонтанность – степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;
– результативность – уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования. Одним из важных моментов для обследования и построения коррек- ционных мероприятий является выяснение особенностей деятельности и поведения ребенка. В связи с этим следует учитывать сведения о про- явлениях обычного нетипичного (отклоняющегося от нормы) поведения и о ситуациях, влияющих на его изменение, а также об эффективности предшествовавшей работы по преодолению недостатков развития. Первый этап – наблюдение за поведением и деятельностью ребен- ка. Его задача – отметить состояние отдельных сторон его психичес- кой деятельности в целях получения общей характеристики развития. Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на си- туацию обследования, направленность интересов и действий, органи- зация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий. На этом этапе целесообразно применение батарей тестов, разра- ботанных для данного возраста (например, методики С.Д. Забрам- ной, Г. Витцлакаидр.). Второй этап – углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик. Третий этап (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) экспресс-анализ резуль- татов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической ги- потезы), проводимый в процессе самой диагностики и позволяющий провести первичное консультирование родителей или педагогов непос- редственно после обследования. Четвертый этап – полный анализ полученных результатов, поста- новка психологического диагноза. Пятый этап – составление заключения с формулированием пси- хологического диагноза, вероятностного прогноза дальнейшего раз- вития ребенка и рекомендаций по комплексному сопровождению ре- бенка в образовательном пространстве.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |