Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты и субъекты управления собственностью. 1 страница




 

1.1 Собственность как экономическая категория. Отношения собственности – субъект – объект собственности, субъект – субъект.

Собственность – это принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам (физическим и юридическим) в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности.

Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как права по трем полномочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом. Право владения – это предоставляемая законом возможность фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении. Право пользования – основанная на законе возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получении от него плодов и доходов. Право распоряжения имуществом – предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих целях.

Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Собственность связанна с вещью (материальной или нематериальной) – предметом присвоения, но одновременно она представляет собой и отношения между людьми по поводу этой вещи.

Формирование и определение понятия «собственность» уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, например, определение собственности, данное Аристотелем. Отождествляя собственность с имуществом, он писал: «имуществом мы называем все, стоимость чего измеряется деньгами» (Аристотель. Соч., т. 4, М., 1994, с.121).

В современном мире отношения собственности – это прежде всего экономические и юридические отношения, точнее экономические отношения собственности предстают в юридическом обличии.

Экономические отношения собственности – это совокупность всех экономических отношений, включая отношения производства, распределения, обмена и потребления, взятых в их целостности.

Юридические отношения собственности – это совокупность отношений владения, пользования и распоряжения, формирующих и закрепляющих экономические отношения в нормах права. Владение в этом контексте – это определение собственника вещи. Пользование – это извлечение полезных свойств вещи в процессе ее личного или производственного потребления. Распоряжение – возможность решать вопрос о судьбе вещи путем совершения соответствующих юридических актов (продажа, аренда, залог и пр.).

Экономические и юридические отношения собственности составляют стуктурообразующую основу системы общественных отношений и общества в целом.

Русский философ В.С. Соловьев относил собственность наряду с экономической жизнью и правом к нравственности и психологии. Он считал, что «неотъемлемое основание собственности, как справедливо признают все серьезные философы новых времен, заключается в самом существе человеческой личности» (Русская философия собственности, Спб, 1993, с.167).

Социальное неравенство, позволяя одним присваивать труд других, утверждает себя как частичную собственность. В зависимости от возможности присвоения чужого труда и действительного его присвоения выделяются два вида частной собственности: эксплуататорская и трудовая, основанная на собственном труде.[1]

Отношения собственности присущи человеческому обществу с самого начала его зарождения. Это один из краеугольных камней человеческого бытия. Категория «собственность» исторически вошла в оборот задолго до того как возникла экономическая теория в качестве особой отрасли науки. И в самом начале зарождения науки собственность стала официальным объектом философии и права, например, Римское право уже определяло понятие собственности и связанных с ней основных отношений: владения, пользования и распоряжения.

По мере развития цивилизации изменялись способы закрепления этих отношений собственности: от традиций и обычаев до норм права, установленных государством. Изменялись формы отношений собственности, но их суть оставалась одна: собственность – это отношение к вещи как к своей.

Господствующая в обществе система отношений собственности является основой формирования не только экономических отношений, экономического строя, но и всей политической и социальной системы государства по принципу: у кого собственность, у того и власть.

Собственность характеризует принадлежность вещи одному лицу. Субъект собственности (собственник) – это активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право владения, пользования и распоряжения собственностью. Объект собственности (вещь) – это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, имущества, духовных и интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности часто называют собственностью, имея в виду как сам объект, так и связанные с ним отношения по поводу собственности.

В понятие «отношения собственности» входят, с одной стороны, отношения собственника к своей вещи, т. е. имущественные (субъектно – объектные) отношения, с другой стороны, отношения между субъектами собственности (т. е. субъектно – субъектные отношения), которые отражают имущественные отношения (имущественные взаимосвязи) между субъектами. Это последняя группа отношений собственности имеет социально- экономический характер и определяет прежде всего формы распределения средств производства и продукции, доходов и других ценностей между собственниками.[2]

Рассмотрим более подробно основные типы отношений собственности: субъект собственности – объект собственности и субъект собственности – субъект собственности. На рис. 1.1.1 представлена общая схема субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношений собственности.

 

Рис. 1.1.1 Общая схема субъектно – объектных и субъектно – субъектных отношений собственности.[3]

Основной предпосылкой эффективного ведения экономики страны служит четкое выделение субъектов и объектов собственности и установление законодательно закрепленных прав, обязанностей, норм и правил как основы отношений между ними.

Отношения субъект собственности – объект собственности

Существует множество объектов собственности. Среди них есть более важные и менее важные. Например, в настоящее время в мире для государств более важными объектами собственности являются природные ресурсы (война в Ираке), интеллектуальная собственность (экспорт молодых научных кадров из России), информация и управление (XXI век – век информации). Для разных субъектов собственности более важные и менее важные объекты собственности будут различными.

Говоря о связях между субъектами собственности и объектами собственности необходимо выделить меру обладания объектом собственности со стороны субъекта собственности и вид функций, реализуемой субъектом в процессе отношений собственности. Важно так же разобраться в соотношениях различных аспектов права собственности: права владения, пользования и распоряжения.

Владение – это исходная форма права собственности, отражающая юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности и факт реального обладания объектом собственности. Владение является первичной и главной формой собственности. Она выражает номинальное право и практическую возможность использовать искомый объект собственности. Однако эта возможность использования объекта собственности не всегда реализовывается. Владелец в этом случае только формально владеет, но не пользуется и не знает как пользовать, а иногда и не стремиться к этому. Однако чаще бывает наоборот: функции пользования и распоряжения объектом собственности отделены от юридического владельца собственности. Например, государственные предприятия, принадлежащие народу, находятся в пользовании и распоряжении генеральных директоров, которые много лет присваивают себе доходы от использования и распоряжения ими не платя или платя мизерные дивиденды государству.

Пользование – это использование объекта собственности в соответствии с его назначением. Пользоваться объектом собственности может и сам собственник или какой-то другой субъект в соответствии с договором, заключенным с собственником.

Распоряжение – это наиболее важный аспект отношений собственности, дающий собственнику возможность продать, передать, преобразовать, или ликвидировать объект собственности. Делегирование, передача прав распоряжения объектом собственности означает по сути передачу полномочий собственника другому субъекту.

Имеются формы ограниченного распоряжения объектами собственности, например, право хозяйственного ведения, на котором находится имущество государственных предприятий или право оперативного управления, на котором находится имущество государственных учреждений. Круг собственнических полномочий государственных и муниципальных предприятий, которым представлены отмеченные права, закладываются в уставы этих предприятий, которые в свою очередь, утверждаются уполномоченными органами государственного управления.[4]

Еще одним аспектом отношений собственности – субъект – объект является экономическая ответственность субъекта собственности (или другого субъекта, которому собственник дилигировал свои правомочия и ответственность). Эта экономическая ответственность выражается в потери доходов в основном от нерадивого использования объектов собственности.

Отношения субъект собственности – субъект собственности

Эти отношения возникают в условиях, когда приходиться делить уже созданную, имеющуюся собственность или собственность, которая будет в будущем произведена. В этом случае использование объекта собственности сопровождается распределение или перераспределением собственнических функции между двумя или несколькими собственниками – субъектами, а так же другими заинтересованными субъектами (например: государством, которое ждет поступления налогов от предприятий и граждан).

 

1.2 Государственная и муниципальная собственность как объект управления.

Форма собственности определяется видом прав владельцев на определенный объект собственности, которые признаются конституцией РФ. Существуют следующие равноправные основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная. Имеются и другие формы собственности, как, например, собственность общественных организаций.[5]

В практике хозяйствования можно встретить как отдельные формы собственности, так и их: смешанные формы.

Формы собственности закреплены в стране законодательно, они, как было отмечено выше, равноправны и постоянно развиваются.

Развитие, в том числе, трансформация отношений собственности является одним из важнейших элементов развития национальной экономики, главными чертами которой должны стать эффективность и конкурентноспособность.

Для понимания сущности происходящих процессов развития отношений собственности и российской экономики в целом необходимо анализировать весь комплекс экономических, социально-политических, административных, гуманитарных и других взаимосвязанных проблем, так как все в этом мире взаимосвязано и ничего нет случайного. Процесс первоначального накопления капитала на основе «свободного предпринимательства» после политических преобразований 1991 г. и приватизации имущества государственных предприятий и продолжающийся процесс концентрации капитала в нашей стране являются неотъемлемой частью процесса трансформации отношений собственности. После пятнадцатилетних экономических реформ стало ясно, что частная собственность не может носить абсолютного характера, что требуется разумное сочетание различных форм собственности, исходя из функционального обеспечения хозяйственного обеспечения в стране, национальной безопасности и безопасности отдельных граждан. В этом и проявляется демократизация отношений собственности.

 

 

В табл. 1 представлены макроэкономические показатели, характеризующие развитие отношений собственности в нашей стране за период 1991-2007 гг.

Таблица 1

Макроэкономические показатели, характеризующие развитие отношений собственности в нашей стране за период 1991-2007 гг. (в %)*

             
ВВП   60,6 89,7 95,4 101,7 108,6
Инвестиции в основной капитал   24,8 43,2 47,7 54,2 66,7
Реальные располагаемые денежные доходы населения   52,4 77,3 84,1 92,5 104,6
Дифференциация доходов населения (дециальный коэффициент) 4,5 13,7 15,2 14,9 15,3 15,3
Собственность: (число предприятий и организаций) · государственная · муниципальная · частная (корпоративная) · прочие   95,4   -     - 4,6   5,4   6,5     73,9 14,2   3,9   5,9     78,0 12,2   3,6   5,6     79,2 11,6   3,4   5,3     80,5 10,8     3,3   5,9     80,7 10,1

 

Эффективность экономики зависит от полноты и защищенности прав собственности. Например, мощные рейдерские процессы в нашей стране значительно ухудшают предпринимательский климат и снижают эффективность экономики. Само рейдерство непосредственно связано с высочайшим уровнем коррупции.

Институт собственности является фундаментом формирования современных рыночных отношений. Механизм и систе­ма функционирования государства зависят главным образом от сложившихся в обществе отношений по поводу собствен­ности. Как объект прав она носит пассивный характер. Госу­дарство вовлекает собственность в хозяйственный оборот в форме имущества с целью получения дохода от вложенного в нее капитала. Основной движущей силой функционирования экономики является закон возрастания духовных потребностей. Такая структура общественных отношений функционирует, опира­ясь на законность со всеми свойственными демократии черта­ми. Государственно-правовая система должна обеспечивать в полной мере реализацию возможностей и особенностей соб­ственности в конкретных экономических условиях. В ст. 8 Кон­ституции РФ предусмотрено создание условий для развития разнообразных форм собственности и обеспечения равной защиты всех ее форм.

Любая форма собственности — это экономическая катего­рия, не тождественная понятию имущества, материального блага. В экономическом обороте каждая их них характеризуется определенными отношениями собственности. Они играют су­щественную роль в регулировании хозяйственной жизни, рас­пределении результатов деятельности экономических субъек­тов и т. д. Таким образом, они, определяют социально-экономические отношения. Последние, по мнению многих экономистов, характеризуют общественную форму производ­ства, поскольку их суть и основу составляют отношения соб­ственности на средства производства. Тогда собственность как экономическая категория характеризует отношения между людь­ми, которые могут быть связаны через форму и способ присво­ения доходов. Эти отношения имеют не вещественное, а соци­ально-экономическое содержание и учитывают соединение их участников с условиями и результатами производства.

Государственная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, и областям (собственность субъектов РФ), а также земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципалитетов.

Имущество, находящие в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения (имущество предприятий) и оперативного управления (имущество учреждений). Исключения составляют средства бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за госпредприятиями и госучреждениями и составляющие государственную казну РФ, краев, республик, областей. Государству принадлежат также государственные пакеты акций в акционерных обществах. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ осуществляется в порядке установленным законом.

Некоторые виды имущества и объекты отнесены законом к исключительной собственности Российской Федерации: золотой запас, алмазные и валютные фонды, имущество Вооруженных Сил и других правоохранительных органов, ресурсы континентального шельфа. [6]

Муниципальная собственность – это собственность района, города и входящих в них административно-территориальных образований. К числу объектов муниципальной собственности относится имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры и др. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющие их статус.[7]

В условиях формирования современных рыночных отноше­ний государство также является собственником и соответственно выразителем интересов общества по владению, распоряжению и пользованию находящимися и ею собственности объектами. Право государственной собственности как достояния народа реализуется через законодательную систему. Институт собствен­ности является фундаментом формирования рыночных отношений. Собственность государства не выступает некой неотъем­лемой особенностью его функционирования и не отличается в этом отношении от частной. Поэтому происходящие в обще­стве процессы немыслимы без участия государств и сохране­ния его регулирующей роли. Это объективная необходимость, обусловленная тем, что только оно способно вырабатывать и проводить в жизнь соответствующую современным условиям экономическую политику в масштабе всей страны.

Для рыночной экономики большинства зарубежных стран характерно сильное государственное регулирование, основанное на государственной финансовой мощи, государственной собственности на природные и другие материальные ресурсы, государственном секторе экономики, на планировании (программировании), обеспечивающем социальную ориентацию развития. Межстрановые различия в части влияния государства на формирование рыночной экономики существуют, но вместе с тем следует отметить, что роль государства остается главенствующей.

Переход от государственной экономики через ее разгосударствление к смешанной экономике рыночного типа согласно современной экономической теории не означает исключения государства из экономической жизни общества. Различая в вопросах «конкретно допустимых масштабов государственного влияния на экономическую жизнь формы и методы такого влияния».[8]

Экономическая деятельность современного государства является внутренней, имманентной составляющей рыночной системы. По формам и методам она практически не отличается от деятельности других субъектов экономики. Государство воспринимается как равноправный экономический субъект существующей системы. В этом случае оно не рассматривается в отрыве от государственной собственности.

Вместе с тем рынок базируется не только на государственной, но и на частной собственности, их взаимосвязи и взаимопроникновения. Именно рациональное соотношение государственной и муниципальной частной форм собственности и их взаимосвязь явля­ются важными факторами становления современных социаль­но-экономических отношений. Целесообразность их совместного рассмотрения обусловлена необходимостью выделения государственной собственности и муниципальной как составной части объекта управления непосредственно государством и муниципалитетами.

Для объективного анализа и формирования процессов функционирования государственной и муниципальной собственности принципиально важно согласовать понятие «собственность» с ее организационным и экономическим содержанием. Мы рассматриваем не имущество как таковое, а собственность как отношение между субъектом (собственником) и объектом (имуществом) по поводу присвоения и распределения результатов деятельности в системе экономических отношений. Для наиболее полного описания экономического аспекта данного вопроса необходимо применение понятия «объект собственности».

Под объектом собственности мы понимаем наделенный орга­низационными, правовыми и экономическими возможностя­ми конкретный вид имущества из состава национального бо­гатства государства, функционирующий в сфере отношений собственности. С помощью указанного понятия отражаются интересы собственника, а объект собственности рассматрива­ется уже как участник (субъект) этих отношений.

Государственная и муниципальная собственность процессе функционирова­ния характеризуется определенной структурой, в которой не­обходимо выявить экономическую составляющую. С учетом про­исходящих финансово-экономических потрясений, от которых не застрахована ни одна экономическая система мира, другие составляю­щие структуры также могут обеспечить стабильное функцио­нирование экономики.

Представляется важным определение роли и состава государственной и муниципальной собственности для понимания механизма и спо­собов ее функционирования в системе экономических отно­шений. Вопрос об их составе и адекватности современным условиям экономического развития выступает на первый план в связи с продолжением процесса реформирования собствен­ности на основе применения таких способов, как приватиза­ция, национализация, доверительное управление, лизинг и др. Именно они обусловливают необходимость формирования состава государственной и муниципальной собственности и, следовательно, раз­ный характер ее участия в экономических процессах.

Собственность становится средством и орудием реализа­ции интересов государства и муниципалитетов в формировании и исполнении
единых принципов функционирования объектов собственно­сти с применением адекватных переходному периоду эконо­мических механизмов и инструментов. Государственная и муниципальная собственность вовлекается практически во все экономические
процессы (причем с неодинаковой степенью нацеленности
на финансовый результат) и имеет при этом различную внут­реннюю структуру.

В рыночных условиях экономические отношения объектов собственности и субъектов рынка требуют установления гра­ниц распространения прав на конкретные объекты собствен­ности. Это связано с необходимостью распределения между объектами собственности государства и муниципалитетов ответственности за дос­тигнутые конечные результаты. В интересах развития рыночной экономики для достижения наилучших экономических показателей народного хозяйства oно формирует ее государственный и частный секторы. Определение конкретных целей и задач их функционирования позволит разграничить способы функцио­нирования государственного сектора и объектов государствен­ной собственности в его составе.

Для формализации отношений между секторами разрабаты­ваются соответствующие законодательные нормы и правила. Их взаимодействие строится исходя из интересов каждого из них в сфере отношений собственности. Рассматривается также сме­шанная форма собственности, на основе которой создается одноименный сектор экономики — смешанный. При этом пред­полагается, что названия и других секторов экономики отвечают одноименным формам собственности — государственной, муниципальной, частной, имманентно обусловленным отношениями собствен­ности в соответствующих экономических секторах. Все объекты различных форм собственности призваны обеспечивать разви­тие современной экономики как ее элементы и движущая сила осуществляемых преобразований. Экономический механизм функционирования и развития объектов различных форм соб­ственности представляет собой взаимосвязанную и взаимообус­ловленную целостную систему.

Эффективное функционирование экономики обеспечива­ет возможность формирования организационно-экономичес­ких основ функционирования государственной и муниципальной собственности. При этом государство, заинтересованное в эффективном развитии экономики, становится активным участником вос­производственного процесса в сфере отношений собственности, играющего важную роль в формировании ее различных секторов.

В связи с этим назрела потребность пересмотра принципов и приоритетов в рамках государственного сектора экономики, изменения его организационной структуры, повышения роли государства в регулировании функционирования его собствен­ности. В решении данных вопросов государству отводится важ­ная роль. Она состоит в создании эффективной организацион­ной структуры для поддержания экономической стабильности государственного сектора, обеспечении равенства всех форм собственности, экономической и социальной, безопасности их функционирования.

Формирование соответствующих организационных принци­пов возможно при условии согласованного взаимодействия всех структур государства, осуществляющих как управленческие функции в отношении собственности на федеральном уровне, так и полный цикл воспроизводства конечной продукции. Не­обходимо определение направлений, принципов и способов построения производственной и организационной структуры государственного сектора, ее взаимодействия со всеми звенья­ми экономической системы для решения народнохозяйствен­ных задач.

Организационные принципы подкрепляются экономиче­скими, которые учитывают способы формирования конечного результата функционирования объектов государственной и муниципальной собственности и его перераспределение в государственном и муниципальном секторах экономики. При разработке экономических принципов учи­тывается современное состояние экономики. Они устанавлива­ются на основе анализа и являются оптимальными для всех экономических субъектов, функционирующих в пределах государственного и муниципального секторов. Эти принципы призваны обеспечить фор­мирование общеэкономической среды функционирования объектов собственности, в которой переход из одного сектора в другой и обратно был бы возможен на условиях выгодности и оптимальности.

В настоящее время государство регулирует экономическую деятельность объектов собственности посредством проведения соответствующей налоговой, бюджетной и кредитной полити­ки, оказания финансовой и иной поддержки секторам эконо­мики и принятия фискальных решений по отдельным объек­там собственности. Государственная политика в области государственной собственности в современных условиях пред­полагает сокращение числа предприятий. Претерпевают также изменения функциональные обязанности ведомств по отношению к объектам государственной и муниципальной собственности и направле­ния их использования. Регулирование в сфере государственной собственности изменяет финансовые, экономические отноше­ния по поводу собственности между центром и регионами. Оно должно обеспечить стабильность экономических процессов и рост показателей развитии народного хозяйства. Для этого не­обходимо укрепление экономических основ функционирова­ния структуры частного, смешанного и государственного сек­торов экономики.

Естественным следствием соблюдения этого условия явля­ется поиск равновесного состояния функционирующих объек­тов собственности, которое устанавливается, в частности, при соответствии предложения товаров платежеспособному спросу.

Наиболее четко государство определило элементы собствен­ной экономической политики в отношении своего имущества в Федеральном законе ст.21.12.01 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Он включает следующие цели:

· рост поступлений в федеральный бюджет благодаря эф­фективному управлению государственной собственнос­тью;

· оптимизацию структуры собственности с целью обеспе­чения экономического роста показателей ее использова­ния;

· совершенствование управления оптимальным числом объектов государственной собственности;

· привлечение инвестиций в реальный сектор экономики для эффективного использования государственных акти­вов;

· повышение конкурентоспособности коммерческих орга­низаций, улучшение их финансово-экономических по­казателей за счет внутренних преобразований и прекра­щения выполнения не свойственных им функций.

Государственная собственность и результаты ее деятельнос­ти используются для решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, поддержки сис­темы образования, инвестирования в воспроизводственные процессы, обеспечения баланса общественных и частных ин­тересов, совершенствования всех звеньев государственной фи­нансовой системы.

Таким образом, именно отношения собственности определяют темпы и результаты экономического развития государ­ства. Это подтверждается опытом стран, прошедших этап эко­номической трансформации. Поэтому с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что завершение переходного периода развития экономики приведет не к устранению мно­жественности форм собственности и многокомпонентности экономических отношений, а к их закреплению и дальнейше­му развитию отношений собственности, но уже на новых усло­виях, через усложнение и стабилизацию экономических про­цессов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.