Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировое соглашение




Оно представляет собой соглашение сторон о прекращении судебного спора и взаимных уступках. Сущность мирового соглашения состоит в окончании арбитражного процесса путем мирного урегулирования спора, т.е. достижения определенности в отношениях между сторонами на основе свободного волеизъявления самих сторон.

Заявление мирового соглашения между должником и кредиторами допускается на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, в том числе и после принятия им решения о признании должника банкротом и об и об открытии конкурсного производства.

Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Действующий Закон допускает участие в мировом соглашении третьих лиц. К ним Закон относит лиц, которые принимают на себя обязательства должника либо обеспечивают их исполнение (например, поручитель). Права и обязанности этих лиц предусматриваются законодательством.

Решение о заключении мирового соглашения от имени должника принимается в период наблюдения и финансового оздоровления его руководителем, в период внешнего управления- внешним управляющим, а в период конкурсного производства- конкурсным управляющим.

Поскольку мировое соглашение представляет собой сделку между должником и кредиторами, его условия должны содержать следующее:

Во-первых, положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника. При составлении мирового соглашения стороны могут использовать любые виды прекращения обязательств, предусмотренные гражданским законодательством: отступное, новацию, прощение долга. Соглашение может также содержать условия об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; уступке права требования; использовании обязательств должника третьим лицам; скидке с долга; об обмене требований на акции; удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Во-вторых, погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей. Более того, уже в момент проведения собрания кредиторов, созванного для принятия решения о заключении мирового соглашения, должник обязан полностью исполнить обязанность по погашению задолженности первой и второй очередей.

В-третьих, обязательное приложение к заявлению об утверждении мирового соглашения, подаваемому должником и арбитражным управляющим в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения:

1. Текст мирового соглашения.

2. Протокол собрания кредиторов, на котором принималось это решение.

3. Список всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, не заявивших своих требований к должнику, с указанием их должников и сумм задолженностей.

4. Документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей.

5. Реестр требований кредиторов.

6. Письменные возражения конкурсных кредиторов, которые не приняли участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения.

7. Решение органов управления должника (в случае необходимости).

В целях защиты прав конкурсных кредиторов, не принимавших участия в голосовании, а также голосовавших против заключения мирного соглашения, Закон устанавливает норму, согласно которой содержащиеся в мировом соглашении условия удовлетворения требований конкурсных кредиторов должны быть равными для каждой очереди независимо от выраженного в голосовании отношения к мировому соглашению.

О дате рассмотрения мирового соглашения арбитражный суд извещает стороны. Однако неявка надлежаще извещённых лиц не препятствует рассмотрению дела.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом для должника, конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. В зависимости от того, на какой стадии банкротства утверждено мировое соглашение, Закон определяет его различные последствия. Если мировое соглашение утверждается в ходе:

· наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления, то это является основанием для прекращения производства по делу;

· финансового оздоровления, то прекращается исполнение графика погашения задолженности;

· внешнего управления, то прекращается мораторий на удовлетворение требований кредиторов;

· конкурсного производства, то решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

С момента утверждения данного документа прекращаются полномочия временного, административного, внешнего и конкурсного управляющих по исполнению своих обязанностей руководителя должника.

Сторонам мирового соглашения арбитражным судом может быть отказано в утверждении мирового соглашения. Однако это не будет препятствием для заключения нового мирового соглашения. В Законе перечислены основания отказа в утверждении мирового соглашения:

· в случае неисполнения обязанности по погашению задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очередей;

· при нарушении порядка заключения мирового соглашения, установленного законом;

· при несоблюдении формы мирового соглашения;

· в случае противоречия условий мирового соглашения федеральным законам и иным правовым актам.

Поскольку мировое соглашение представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки между должником и кредиторами, то Закон предусматривает возможность подачи в арбитражный суд должником, кредитором или прокурором заявления о признании мирового соглашениянедействительным в случаях, если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов, а также когда исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству.Помимо оснований для признания мирового соглашения недействительным, перечисленных Законом, соглашение может быть признано недействительным также по общим основаниям, установленным гражданским законодательством, в частности гл.9 ГК РФ.

Однако последствия признания мирового соглашения недействительным в рамках процедуры банкротства существенно отличаются от последствий, предусмотренных ГК РФ для гражданско-правовых сделок. Основным последствием принятия арбитражным судом решения о признании мирового соглашения недействительным является возобновление производства по делу на той стадии, на которой оно прекращено.

Признание мирового соглашениянедействительным не влечет обязанности кредиторов первой и второй очередей возвратить должнику полученное ими в счет погашения задолженности. Требования кредиторов, с которыми произведены расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону, считаются погашенными. Кредиторы, чьи требования были удовлетворены в соответствии с условиями мирового соглашения, предусматривающими их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке мирового соглашения.

Перечисленные последствия наступают и в случае расторжения мирового соглашения арбитражным судом при неисполнении должником условий мирового соглашения в отношении не менее трети требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается. Расторжение мирового соглашения по решению арбитражного суда в отношении отдельного кредитора не влечет расторжение мирового соглашения в отношении остальных кредиторов.

В случае неисполнения мирового соглашения должником, кредиторы вправе предъявить свои требования в объеме, предусмотренном соглашением.

9.4. Мероприятия по финансовому оздоровлению государственных и муниципальных предприятий.

Ниже мы привели, в основном, те мероприятия по финансовому оздоровлению государственных и муниципальных предприятий, которые не требуют значительных финансовых средств, т.к. в период финансовых кризисов, как правило, их всегда недостаточно.

Нижеприведенные мероприятия мы рекомендуем принять исходя из целесообразности и возможностей предприятий, а также с учетом действующего законодательства. Целесообразность применения того или иного мероприятия определяется в результате глубокого финансового и технико-экономического анализа состояния предприятия и других аспектов деятельности предприятия (маркетинговых, производственных и др.), которые позволяют выявить причины финансовых проблем предприятия и сформулировать соответствующие мероприятия по финансовому оздоровлению. Целесообразность включения того или иного мероприятия в план финансового оздоровления определяется его эффективностью, т.е. превышением эффекта над затратами на реализацию данного мероприятия, а также сопоставлением срока его окупаемости и горизонта планирования.

Если сроки окупаемости данного мероприятия меньше, чем горизонт планирования (а в нашем случае это 2 года), то его целесообразно включать в план финансового оздоровления. Если срок окупаемости превышает горизонт планирования, то данное мероприятие нецелесообразно включать в план.

Возможности предприятия в осуществлении тех или иных мероприятий по финансовому оздоровлению ограничиваются в основном наличием финансовых средств и временем. В связи с этим, для того чтобы финансово оздоровить предприятие, необходимы дополнительные финансовые средства, т.е. нужно то, чего не хватает. Не случайно лишь 5% предприятий, находящихся в арбитражной процедуре внешнего управления (цель которой- финансовое оздоровление предприятия) финансово- оздоравливаются, остальные 95% ликвидируются в процессе конкурсного производства. Хотя мы далеки от мысли, что отсутствие финансовых средств в процессе внешнего управления – это единственная причина того, что предприятие не может финансового оздоровиться. На наш взгляд, действующее законодательство о несостоятельности сформировано таким образом0, что у основных участников арбитражного процесса (судей, арбитражных управляющих, конкурсных кредиторов и др.) нет материальной заинтересованности в том, чтобы несостоятельное предприятие финансово оздоровилось.

Отдельные нормы действующего законодательства при осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий также являются важным ограничением. Например, в период арбитражного процесса на несостоятельном предприятии действующим законодательством запрещается осуществлять реализацию предприятия. Она возможна лишь в рамках мирового соглашения.

При применении нижеприведенных мероприятий важно учитывать и тактические аспекты процесса финансового оздоровления, которые сводятся в данном случае к тому, что финансовое оздоровление предприятия в условиях кризисной ситуации должно осуществляться по трем этапам:

1) устранение неплатежеспособности;

2) восстановление финансовой устойчивости;

3) обеспечение финансовой устойчивости на длительный период.

На первом этапе финансового оздоровления – этапе устранения неплатежеспособности (выживания любой ценой) планируются и реализуются те мероприятия, которые бы были неприемлемы с точки зрения обычного процесса управления. В данном случае антикризисное управление допускает жертвы (в том числе и потери будущего дохода), ценой которых можно добиться восстановления платежеспособности предприятия сегодня. С принимаемых мер на данном этапе мер заключается в быстром маневрировании денежными потоками, с тем чтобы устранить разрывы между поступлением и расходованием денежных средств, т.е. устранить неплатежеспособность. Маневрирование осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами (т.е. быстрая продажа излишних, неиспользуемых производственных и не производственных активов), так и теми активами, что могут быть получены в будущем, если предприятие переживет кризис (например, путем продажи краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений). Устранение дефицита денежных средств, характерного для этого периода, осуществляется двумя путями: либо увеличением поступления денежных средств (их максимизация), либо уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (их экономией). На этом этапе притормаживаются негативные процессы, делается все для того, чтобы финансовый кризис не стал необратимым.

К мероприятиям первого этапа финансового оздоровления можно отнести:

· реструктурирование (в том числе продажа) просроченной задолженности;

· поиск скрытых финансовых потоков (предотвращение «увода» активов с предприятия);

· продажа имеющихся запасов готовой продукции по сниженным ценам;

· продажа краткосрочных финансовых вложений;

· продажа избыточных производственных запасов (например, наличие на складе сырья А на месяц является избыточным запасом, если сырья Б осталось лишь на одну неделю, а денег для его закупки нет);

· остановка инвестиционных проектов (может быть, с продажей объектовнезавершенного строительства). Инвестиционные проекты останавливаются, если отдача от них ожидается после горизонта планирования финансового оздоровления (в нашем случае это два года);

· продажа или передача местным органам управления социальных объектов, принадлежащих предприятию;

· продажа нерентабельных производств. Для того чтобы определить, какие нерентабельные производства можно реализовать в первую очередь, какие потом, необходимо провести их ранжирование по степени принадлежности их к основному технологическому циклу предприятия.

Специалисты рекомендуют осуществлять ранжирование по следующим правилам:

· В первую очередь продаются объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное оборудование (например, ремонтно-механические, строительные и ремонтные цехи). Их функции могут быть переданы внешним подрядчикам.

· Во вторую очередь продаются вспомогательные производства с уникальным оборудованием (цехи подготовки производства и отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно компенсировать за счет как покупки соответствующих услуг, так и воссоздания этих производств в свое время в экономически оправданных масштабах.

· В третью очередь продаются нерентабельные объекты основного производства, находящиеся в самом начале технологического цикла (литейные кузнечно-прессовые цехи). Их функции также могут передаваться внешним подрядчикам.

· В последнюю очередь реализуются нерентабельные производства, и на их базе создаются самостоятельные юридические лица, находящиеся на конечной стадии технологического процесса. Однако этот этап реализации активов приемлем для предприятий, обладающих не одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, высокорентабельные полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность (это характерно, например, для химических предприятий).

Конечно, продажа объектов основного производства нежелательна и возможна лишь в качестве крайней меры. На этом этапе возможны и другие мероприятия финансового оздоровления, которые описаны ниже. Таким образом, за счет продажи неэффективных активов неплатежеспособность предприятия может быть устранена. Однако коренные причины неплатежеспособности могут остаться. В связи с этим необходимо приступать ко второму, может быть, и к третьему этапу финансового оздоровления (в зависимости от степени финансового кризиса).

Суть второго этапа финансового оздоровления заключается в радикальном снижении неэффективных расходов предприятия и восстановлении финансовой устойчивости предприятия до безопасного уровня. Только тогда можно будет устранить угрозу несостоятельности не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. На этом этапе за счет мобилизации внутренних резервов обеспечивается «перелом» негативных кризисных явлений.

На втором этапе рекомендуется проводить следующие мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий:

1. Остановка и консервация (если для консервации найдутся финансовые средства) нерентабельных производств, если их невозможно было продать (или сделать их самостоятельными юридическими лицами) на первом этапе финансового оздоровления. Это становится необходимым, чтобы предотвратить убытки предприятия. Исключения составляет те объекты, остановка которых приводит к остановке всего предприятия.

2. Увеличение денежного компонента в расчетах с покупателями; выведение из состава предприятия затратных объектов путем либо учреждения на их базе дочерних обществ, либо их продажи. При этом важно исключить финансирование этих объектов (устранить убытки предприятия), что, кстати, может стимулировать предпринимательскую деятельность предприятия.

3. Жесткое управление себестоимостью продукции (с целью её снижения).

4. Совершенствование организации труда, укрепление дисциплины и сокращение численности персонала (пропорционально уменьшению объемов выпускаемой продукции).

5. Форвардные контракты на поставку продукции предприятия по фиксированной цене. Если кредитор заинтересован в данной продукции, ему предлагается засчитать долг предприятия перед ним в качестве аванса за поставки этой продукции (при этом форвардная цена не должна быть ниже прогнозируемой себестоимости продукции предприятия).

6. Выкуп собственных долговых обязательств предприятия (с дисконтом). Дело в том, что кризисное состояние предприятия значительно обеспечивает его долги, поэтому появляется возможность выкупить их самим со значительным дисконтом (что и делали осенью 1998 г. многие банки).

При этом целесообразно руководствоваться следующими правилами:

· Выкупать нужно те долги, которые определяют текущие финансовые потребности предприятия, а не те, срок платежа по которым удален во времени.

· Выкуп не должен быть в ущерб текущим хозяйственнымплатежам предприятия.

· Дисконт по выкупаемым долгам должен быть как можно большим.

· Уменьшение текущей финансовой потребности.

· Реструктурирование кредиторской задолженности предприятия и другие мероприятия финансового оздоровления предприятия, о которых мы будем говорит ниже.

И, наконец, третий этап финансового оздоровления – этап обеспечения финансового равновесия на длительную перспективу. На этом этапе должны быть созданы механизмы, инициирующие рост потенциала предприятия и обеспечивающие инновационное развитие. Мероприятия третьего этапа финансового оздоровления не только необходимы для обеспечения финансового равновесия на длительный период, но и полезны для всех нормально функционирующих предприятий.

К мероприятиям третьего этапа относятся маркетинговые мероприятия и мероприятия, повышающие конкурентные преимущества продукции и оборачиваемость оборотных средств. Об этих и других мероприятиях финансового оздоровления предприятий мы поговорим в последующих главах книги.

Вышеприведенную технологию процесса финансового оздоровления можно назвать смешанной в связи с тем, что на каждом этапе реализуются мероприятия из различных разделов планов финансового оздоровления. Если же реализацию процесса финансового оздоровления рассматривать с точки зрения реализации отдельных разделов плана финансового оздоровления и с учетом степени финансового кризиса предприятия, то данный процесс можно представить в виде четырехэтапной технологии (по количеству основных разделов плана финансового оздоровления):

1-этап – реализация мероприятий финансового менеджмента совместно с реструктурированием дебиторской и кредиторской задолженности (т.е. реализуют мероприятия, не требующие больших капиталовложений и времени);

2- этап – маркетинговые предприятия;

3-этап – производственные мероприятия;

4-этап - реструктурирование предприятия.

Эта очередность обусловлена «глубиной» финансового кризиса предприятия и степенью «радикальности» мероприятий и последствий от их реализации для предприятия: если кризис выражается в краткосрочной неплатежеспособности предприятия, то достаточнобудет реализовать ряд мероприятий финансового менеджмента, чтобы устранить финансовый кризис; если кризис «глубокий» и продолжительный, то понадобится реализация всех четырех этапов финансового оздоровления (в том числе самого радикального, «хирургического» этапа – реструктурирования предприятия с поиском стратегического инвестора).

Выше мы рассмотрели отдельные этапы финансового оздоровления и соответствующие мероприятия. Однако на практике эти этапы редко осуществляются в «чистом» виде, и вполне возможно их совмещение. Все зависит от финансовых и кадровых возможностей предприятия. Например, если внешний управляющий приходит на несостоятельное предприятие, на расчетном счете которого отсутствуют денежные средства, то в этой ситуации как бы само собой запрограммированы первоначальные мероприятия пот финансовому оздоровлению: срочная продажа активов предприятия, выявление скрытых финансовых потоков, инвентаризация, пересмотр арендных договоров и др., т.е. реализуется тактика «первоначального накопления капитала», чтобы приступить к дальнейшему процессу финансового оздоровления.

9.5. Роль государственных органов управления в процессе банкротства стратегических предприятий.

В Российской Федерации за последние девятнадцать лет ее новой истории уже трижды обновляется Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Целенаправленность этих редакций закона была различной. Первый закон – 1992 г.- был подготовлен в интересах должника. Вторая редакция 1998г. была нацелена на защиту интересов кредиторов. И только в третьей редакции законодатели попытались сбалансировать и учесть интересы и кредиторов, и должника. С момента принятия третьей редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»-2002г., были сформированы нормативные правовые рамки деятельности арбитражных управляющих, их профессиональных саморегулируемых организаций, а также нормативные положения функционирования уполномоченного и регулирующего государственного органа. В результате,обновленный механизм финансового оздоровления и банкротства предприятий был запущен. Однако практика показала, что он функционирует недостаточно эффективно, выявились недостатки действующего российского законодательства о несостоятельности, которые необходимо устранить.

Главной причиной неэффективной работы российского механизма финансового оздоровления и банкротства, по нашему мнению является отсутствие в нем единого центра государственного регулирования.

На рис 9.1 схематично представлена существующая организационная структура государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства в Российской Федерации. Анализ этой структуры, функций и задач государственных органов управления, а также анализ их практической деятельности приводит нас к заключению о то, что в настоящее время механизм государственного регулирования данной сферы функционирует неэффективно, значение его в процессах, происходящих в сфере финансового оздоровления и банкротства, незначительное. Финансовое оздоровление предприятий не осуществлялось.

 

 

Правительство РФ

       
   
 
 

 


Рис 9.1 Существующая организационная структура государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства в РФ

В основном реализовывается процедура конкурсного производства, и как следствие, ликвидация несостоятельных предприятий.

Государственные органы управления, представленные на рис. 9.1, осуществляют очень ограниченное количество регулирующих функций: законодательную, фискальную и регистрационную.Такое впечатление, что государство отстранилось от регулирования данной важной сферы, которая в настоящий момент является главным инструментом передела собственности. Нет целенаправленной государственной экономической политики в этой сфере, отсутствует единый регулирующий центр, не производится мониторинг финансового состояния хотя бы стратегических предприятий,нет полной и достоверной статистической информации о данной сфере экономики, отсутствуют профессиональные издания и официальное издание, банкротство превратилось в главный инструмент криминального захвата предприятий, в том числе стратегических. В сфере банкротства сформировалось множество негативных тенденций и явлений, ряд которых мы привели ниже.

Существенным негативным явлением в сфере банкротства, которое недооценивается специалистами, является не снижающаяся в течение многих лет значительная доля арбитражных дел о банкротстве отсутствующих должников. Данная проблема состоит в том, что почти каждый случай так называемого «отсутствующего должника» - это случай криминальный: должник задолжал, взял кредит в банке и исчез. На практике арбитражные управляющие в процессе проведения конкурсного производства в отношении отсутствующего должника по сути в предусмотренном законом порядке ликвидируют следы совершенных должником преступлений. Действующим законодательством предусмотрена даже в отношении данной категории должников упрощенная процедура банкротства. В результате такого процесса банкротства задолженность должников, в том числе обязательная задолженность перед государством погашается путем списания со счетов, государство теряет миллиарды рублей, а ответственность за это никто не несет. Мы считаем, что каждый процесс банкротства отсутствующего должника, особенно на начальном этапе, должен сопровождаться расследованием со стороны правоохранительных органов. Только таким образом можно сократить долю арбитражных дел с отсутствующим должником и сэкономить государственные средства.

Одной из негативных тенденций в сфере банкротства является низкая доля процедур финансового оздоровления в общем количестве арбитражных процедур. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления, целью которых является финансовое оздоровление несостоятельных предприятий, составили около 10% от общего количества арбитражных дел. Подавляющее большинство арбитражных дел – это конкурсное производство, в результате которого предприятия-должники ликвидируются. Эта ликвидация приводит к тому, что уменьшается количество налогоплательщиков, а в среднесрочной перспективе могут снизиться налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Причин этого негативного явления несколько: сложность самого процесса финансового оздоровления несостоятельного предприятия, недостаточная квалификация арбитражных управляющих, отсутствие организационной инфраструктуры, способствующей активизации инвестиционного процесса в сфере финансового оздоровления и банкротства, и т.д. К сожалению, статистических данных о структуре арбитражных дел отдельно по стратегическим предприятиям нам не удалось обнаружить.

Существенным негативным явлением сферы несостоятельности последних лет является усиление фискальных аспектов в банкротных процессах со стороны налоговых органов. По ряду причин, в том числе законодательных ограничений возможностей налоговых органов в формулировании условий реструктурирования обязательной задолженности предприятий-должников, эти предприятия ликвидируются, хотя во многих случаях имеется потенциальная возможность финансово оздоровить эти несостоятельные предприятия, сохранить рабочие места и не нагнетать социальную напряженность в регионах. Следует обратить внимание государственных органов власти на необходимость активизации усилий по финансовому оздоровлению стратегических предприятий, оказавшихся несостоятельными по причинам, независящим от самих предприятий (например, из-за неоплаты выполненных стратегическими предприятиями оборонных заказов), и которые могут восстановить свою платежеспособность, если реструктурировать их задолженность.

Ряд негативных явлений в сфере несостоятельности возникли после того, как в 2004 году был упразднен государственный орган исполнительной власти – Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России) – ответственный за эффективный за эффективность процесса финансового оздоровления и банкротства.

Мы далеки от того, чтобы утверждать, что ФСФО России работала эффективно. Однако необходимость в едином государственном органе управления процессом финансового оздоровления была, есть и будет всегда. Он должен осуществлять диагностику государственных, в том числе стратегических предприятий, анализировать и разрабатывать стратегию развития этой сферы экономики, координировать деятельность заинтересованных государственных органов власти, регулировать конфликтные ситуации на государственных несостоятельных предприятиях, осуществлять надзор и контроль за арбитражными управляющими и их саморегулируемыми организациями, организовывать процесс подготовки и повышения квалификации арбитражных управляющих. Другими аргументами в пользу создания данного единого государственного органа в нашей стране являются следующие суждения.

Во-первых, всегда, особенно в специфических российских условиях, есть необходимость в государственном регулирующем органе конкретного сектора экономики. Созданная постановлением Правительства РФ № 301 от 22 мая 2006 г. Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, на наш взгляд, не решит всех проблем финансового оздоровления и банкротства стратегических предприятий.

Основными задачами комиссии является:

а)принятие решений о подаче органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, заявлений о признании банкротом стратегических предприятий или организаций в арбитражный суд;

б) рассмотрение предложений заинтересованных государственных органов о применении мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, не являющихся стратегическими;

в) организация выработки и согласование мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, не являющихся стратегическими;

г) координация действий федеральных органов исполнительной власти при реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса, не являющихся стратегическими;

д) подготовка предложений для принятия решений Правительством РФ по вопросам применения мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно- промышленного комплекса, не являющихся стратегическими, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Предполагалось, что Правительственная комиссия будет собираться не реже 1 раз в квартал для рассмотрения плановых вопросов в то время как сотни стратегических предприятий ждут каждый день решений государства по тысяче текущих проблем.

Во-вторых, определение в качестве регулирующего государственного органа сферы финансового оздоровления и банкротства Федеральной регист-рационной службы, которая занимается регистрацией, учетом, анализом и информационным обеспечением профессиональных участников различных рынков и их саморегулируемых организаций, это, на наш взгляд, не самое верное решение. Работникам Федеральной регистрационной службы вполне хватает объемов работ по регистрации, учету, анализу и соответствующему методическому обеспечению профессиональных участников рынка. В ближайшее время в сферу их деятельности попадает деятельность участников других профессиональных рынков (например, строительного), объем работ в Федеральной регистрационной службе увеличится в несколько раз. Вникать в имеющуюся специфику содержания антикризисной, оценочной, аудиторской и других видов деятельности в особенности соответствующего законодательства и пр. у них нет никакой возможности. А формальное выполнение этих содержательных и сложных функций и задач Федеральной регистрационной службой по регулированию различных видов рынков нецелесообразно с точки зрения государственных интересов, поскольку формальное выполнение функций управления приведет к потере управляемости. Специфика объекта регулирования требует специфики субъекта регулирования. Это основной базовый принцип управления любыми объектами, в том числе такими специфическими рынками.

В-третьих, Федеральная регистрационная служба не уполномочена выполнять наиболее важную и необходимую для стабилизации экономики страны функцию - финансового оздоровления несостоятельных предприятий из-за сложности и специфичности этой функции.

В-четвертых, сфера банкротства на современном этапе развития страны - это не просто одна из многих профессиональных сфер деятельности, а еще и основной инструмент передела собственности, который некоторыми участниками рынка используется как дешевый канал приватизации государственной собственности. Тем самым наносится существенный материальный ущерб государственным интересам. В этой связи оставлять данную сферу деятельности «без присмотра» со стороны государства, на наш взгляд, нецелесообразно.

В-пятых, из-за отсутствия единого государственного органа по регулированию сферы несостоятельности остались «без присмотра» стратегические предприятия, которые по заниженным ценам через процедуры банкротства захватываются коммерческими структурами. А это уже касается непосредственно вопросов безопасности страны.

Кроме того, статья 191 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в которой предусмотрены меры по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, на практике не реализуется. На наш взгляд, она не реализуется по ряду причин, в том числе из-за отсутствия единого государственного органа регулирования, который бы отстаивал интересы государства в сфере финансового оздоровления и банкротства.

Вышеперечисленные негативные тенденции и явления в сфере финансового оздоровления и банкротства свидетельствуют о необходимости создания в России эффективной системы государственного регулирования этой сферы экономики. Мы предлагаем концепцию совершенствования государственного управления указанным процессом, которая включает финансовые и организационные элементы, способствующие активизации процесса финансового оздоровления стратегических предприятий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.