Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система государственного управления процессом финансового оздоровления и банкротства российских стратегических предприятий




Критериями формирования современной отечественной системы государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства должна быть, на наш взгляд, основная идея большинства правовых систем развитых стран в этой сфере - целесообразней сохранить действующее предприятие, чем распродать его по частям, так как стоимость работоспособного технологического комплекса существенно выше стоимости отдельных его активов. Бюджеты государства базируются в основном на налоговых поступлениях от предприятий, в том числе стратегических. Поэтому, когда предприятие становится несостоятельным, государству необходимо решать не только задачу расчетов с кредиторами, но и проблемы сохранения технологической целостности, поддержки социальной сферы и сохранения потока налоговых поступлений. Это выгодно обществу и с точки зрения социальной, и с точки зрения экономической эффективности. В связи с этим становится важным, чтобы государственное регулирование обеспечило бы не столько функцию ликвидации несостоятельных организаций, а осуществляло бы их финансовое оздоровление.

Правовые положения действующего российского законодательства, которые ориентированы на финансовое оздоровление предприятий, в настоящее время на практике не работают: ни досудебная санация, ни особые арбитражные процедуры «финансовое оздоровление» и «внешнее управление». Основная причина в том, что основные участники арбитражного процесса саморегулируемые организации арбитражных управляющих и сами арбитражные управляющие, судьи, государственный уполномоченный орган и государственный регулирующий орган - не заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия-должника, в том числе стратегического предприятия. Даже государственный уполномоченный орган (ФНС России) заинтересован только в погашении просроченной обязательной задолженности, поскольку его цель - снизить объемы этой задолженности, а не обеспечить повышение объемов налоговых поступлений в будущем. Государственные интересы - увеличение налоговой базы, сохранение и увеличение рабочих мест, предупреждение захватов стратегических предприятий, снижение уровня социальной напряженности в регионах - никто из участников арбитражного процесса не обеспечивает. Причем эта незаинтересованность участников арбитражного процесса в реализации государственных интересов наблюдается на всех этапах данного процесса.

В силу отсутствия реального государственного регулирования, финансовой поддержки несостоятельных стратегических предприятий, соответствующей инвестиционной инфраструктуры и заинтересованности всех участников арбитражного процесса в проведении процедуры оздоровления эффект от применения действующего механизма банкротства в России практически равен нулю. Об этом свидетельствуют размеры просроченной задолженности в стране, в том числе и обязательной задолженности, а она в последние годы не снижается. Российский механизм банкротства не оказывает позитивного воздействия на структурные преобразования в экономике страны. Следовательно, созданные в настоящее время условия функционирования этого механизма оказались неадекватными для стабильного экономического развития страны. Этим обуславливается необходимость замены действующего механизма банкротства другим, который усилит воздействие государства на факторы, формирующие эффективные условия функционирования сферы финансового оздоровления несостоятельных предприятий, в том числе, стратегических.

Банкротство хозяйствующих субъектов - это действенный способ борьбы с неплатежеспособностью в рыночной экономике. Он эффективен для экономики тогда, когда она находится на подъеме. Когда выбывающие субъекты хозяйствования быстро заменяются новыми, с более современной технической базой и более конкурентоспособной продукцией (работами, услугами). Современные процедуры банкротства в Российской Федерации, приводящие к ликвидации предприятий, губительны для экономики. В нашей стране многие промышленные предприятия находятся в упадке. Доля убыточных предприятий продолжает расти (в настоящее время их около половины действующих в промышленности и сельском хозяйстве). Количество неплатежеспособных предприятий очень велико, и никакие суды не смогут рассмотреть такое количество арбитражных дел о банкротстве. Массовое банкротство крупных должников влечет за собой банкротство их кредиторов с эффектом «домино». Государству необходимо предпринять более активные усилия по финансовому оздоровлению отечественных предприятий, в том числе стратегических.

Наши предложения по совершенствованию государственного управления финансовым оздоровлением в стране сводятся к созданию новой системы государственного регулирования данной сферы с единым центром - Федеральным агентством по финансовому оздоровлению стратегических предприятий (ФАФОСП). Предлагаемый государственный орган управления будет «двигателем»цивилизованного функционирования сферы финансового оздоровления стратегических предприятий в Российской Федерации. Совершенствование управления процесса финансового оздоровления стратегических предприятий требует также создания правовой, финансовой, информационной, методической и организационной инфраструктуры, способствующей привлечению инвестиций в указанную сферу. Имеющийся опыт применения законодательства о банкротстве в нашей стране и за рубежом свидетельствует о том, что проблема несостоятельности предприятий и оздоровления экономики не может быть решена лишь законодательным путем. Речь в данном случае идет об инвестиционном фонде, аккумулирующем государственные и частные финансовые средства, и об управляющей компании, работники кото-рой, в основном антикризисные управляющие, по специальным контрактам осуществляют финансовое оздоровление несостоятельных стратегических предприятий.

На рис.9.2 схематично представлена система государственного регулирования сферы финансового оздоровления стратегических предприятий. 0на состоит из следующих подсистем: мониторинга финансового состояния стратегических предприятий, организационного, финансового, правового, методического и информационного обеспечения процесса финансового оздоровления и банкротства стратегических предприятий. Данная система управляется из единого центра - Федерального агентства по финансовому оздоровлению стратегических предприятий. В состав ФАФОСП' входят профильные специальные управления: мониторинга, финансовое, право вое, организационное, надзорное и методи-ческое, а также инвестиционный фонд

       
 
 
   
Сфера финансового оздоровления и банкротства стратегических предприятий

 

 


 

 

Рис. 9.2 Состав системы государственного регулирования сферы финансового оздоровления стратегических предприятий.

и управляющая компания. Управляющая компания по контракту с ФАФО СП должна непосредственно осуществлять финансовое оздоровление стратегических предприятий.

Управление мониторинга ФАФОСП призвано не только собирать и обра-батывать информацию, анализировать финансовое состояние стратегических предприятий, но и прогнозировать их несостоятельность, обеспечивать заинтересованные государственные органы власти полной и достоверной информацией о данном секторе экономики, без которой невозможно осуществлять его государственное регулирование, а также других заинтересованных участников сферы финансового оздоровления и банкротства. На рис. 9.3 представлены основные функции и структура подсистемы мониторинга финансового состояния стратегических предприятий.

Подсистема финансового обеспечения предлагаемой системы государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства призвана обеспечить практическую реализацию процедур.финансового оздоровления и внешнего управления стратегическими предприятиями, финансовую поддержку в процессе их арбитражного управления, а также досудебных процедур (санации стратегических предприятий).

В состав подсистемы финансового обеспечения входят: соответствующие подразделения Минфина РФ, финансового управления ФАФОСП и государственный инвестиционный фонд. Они помогают несостоятельным стратегическим предприятиям сформировать источники финансирования мероприятий по их финансовому оздоровлению и обеспечить эффективность инвестирования государственных средств в несостоятельные стратегические предприятия. Государственный инвестиционный фонд должен аккумулировать государственные и частные финансовые средства и инвестировать их в конкретные несостоятельные стратегические предприятия.

Центральным блоком в системе государственного регулирования сферы финансового оздоровления стратегических предприятий является подсистема организационного обеспечения процесса финансового оздоровления стратегических предприятий. Основными ее составляющими являются организационное управление ФАФОСП и государственная управляющая компания. Эта подсистема должна быть мотором системы государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства

 

 

 

 


Рис. 9.3 Функции системы мониторинга стратегических предприятий

стратегических предприятий. Основными функциями и задачами этой подсистемы являются организация, координация, учет и стимулирование действий всех подсистем ФАФОСП, в том числе их территориальных управлений, в процессах финансового оздоровления и банкротства стратегических предприятий, а также обеспечение и контроль реализации арбитражных процедур по финансовому оздоровлению стратегических предприятий.

Управляющая компании по специальным контрактам с саморегулируемыми организациями и арбитражными управляющими будет обеспечивать качественное и эффективное выполнение целевых задач по финансовому оздоровлению стратегических предприятий. В состав управляющей компании могут входить оценочное, аудиторское и юридическое подразделения, помогающие арбитражным управляющим реализовывать арбитражные функции и задачи в интересах государства.

Подсистема правового обеспечения состоит из соответствующих подразделений Минэкономразвития России, Минюста РФ и правового управления ФАФОСП. Основные усилия этой подсистемы должны быть направлены на разработку законопроектов, способствующих финансовому оздоровлению стратегических предприятий. Работники правового управления ФАФОСП, кроме этого, готовят соответствующие заключения (совместно с методическим управлением ФАФОСП) наличию или отсутствию преднамеренного или фиктивного банкротства, по реструктурированию обязательной задолженности стратегических предприятий и планам внешнего управления и финансового оздоровления предприятий, представляют государственные интересы в арбитражных процедурах на стратегических предприятиях.

Подсистема методического обеспечения призвана разрабатывать и представлять для утверждения методические материалы (в том числе временные правила и стандарты деятельности арбитражных управляющих), которые в настоящее время почти не выпускаются, а также давать предложения по законодательным актам в этой сфере экономики.

В случае реализации представленной системы государственного управления сфера финансового оздоровления стратегических предприятий, во-первых, будет базироваться на существующих правовых положениях о несостоятельности (действующих арбитражных процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства с некоторой корректировкой), во-вторых, ее основной целью станет финансовое оздоровление стратегических предприятий, а не их ликвидация, и, в-третьих, в ней будут реализовываться государственные, а не личные интересы.

Рассмотрим основные направления совершенствования форм и методов финансового оздоровления стратегических предприятий.

Формы и методы финансового оздоровления стратегических предприятий - это малоисследованная область знаний, хотя актуальность данных исследований очевидна: около половины стратегических предприятий до недавнего времени были убыточными.

Формы и методы финансового оздоровления стратегических предприятий можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения макроэкономики и микроэкономики. В данном разделе остановимся на макроэкономических аспектах проблемы финансового оздоровления стратегических предприятий.

Под формами финансового оздоровления мы понимаем различные способы осуществления этого процесса. Это могут быть государственные планы и программы финансового оздоровления (например, международные, национальные, государственные, президентские, региональные, межрегиональные, местные и пр.), а также конкретные мероприятия (например, законодательного, организационного или финансового характера) и процедуры (например, внешнего управления и мирового соглашения, процедуры финансового оздоровления), осуществляемые в соответствии с законом о несостоятельности.

Под методами финансового оздоровления мы понимаем способы действия по финансовому оздоровлению стратегических предприятий, например, санкция, стимулирования инвестиций, реформирование, реструктурирование, совершенствование налогообложения, кредитования и т.д. Если эти методы рассматривать на макроуровне, то их можно отнести к методам государственного регулирования сферы финансового оздоровления и банкротства.

Анализируя ситуацию с существующими формами и методами финансового оздоровления на макроуровне, мы приходи м к выводу, что большинство из вышеперечисленных форм и методов финансового оздоровления попросту отсутствует. В стране нет специальных государственных программ финансового оздоровления стратегических предприятий, санация стратегических предприятий не осуществляется. Чтобы изменить существующую экономическую ситуацию и сформировать базу для стабильного будущего развития экономики страны, мы предлагаем разработать и принять Национальную программу финансового оздоровления стратегических предприятий, предусмотрев в ней законодательные (в том числе федеральный закон о финансовом оздоровлении стратегических предприятий), организационно-управленческие, финансовые и инновационные мероприятия. Отдельным разделом этой программы может быть подпрограмма реформирования и модернизации стратегических предприятий, направленная на выпуск инновационной продукции мирового уровня.

В Национальной программе следует предусмотреть создание необходимых условий эффективного функционирования стратегических предприятий: уменьшение налогового «бременю», обеспечение государственного оборонного заказа для оптимальной загрузки оборонных мощностей, снижение (или компенсация) процентной ставки по кредитам, реализацию мероприятий по защите стратегических предприятий от захватов, снижение уровня коррупции, введение более полных налоговых льгот по капитальным затратам на обновление основных средств, внедрение мер по финансовому оздоровлению стратегических предприятий, формирование системы отраслевых экономических индикаторов, создание инфраструктуры для внедрения в производство инновационной продукции и пр.


Глава 10 Система контроля использования государственной и муниципальной собственности.

10.1 Цели, задачи и принципы использования собственности. Контрольные органы и их полномочия. Три модели контроля.

Система контроля использования государственной и муниципальной собственности –это совокупность целей, принципов, методов, форм, средств и персонала, осуществляющего контроль использования этой формы собственности.

Общие цели контроля за использование собственности аналогичные целям функционирования государственной и муниципальной собственности, о которых мы говорили выше- это обеспечение целей управления этих видов собственности.

Специфическими целями контроля являются:

деятельности, когда в России появилась реальная угроза захвата бизнеса любого масштаба, руководителям предприятий необходимо уделить внимание и выделить соответствующие средства для обеспечения экономической безопасности предприятий. Экономическая безопасность предприятия – это бесперебойной обеспечение ресурсами, защита его финансовой, сбытовой и производственной систем.

Угрозы экономической безопасности предприятия можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним угрозам относятся несовершенство учредительных документов, «кроты» в штате предприятия, неудовлетворительная психологическая ситуация и конфликты топ-менеджеров, социальная напряженность в рабочей сфере, временная неплатежеспособность предприятия, противоправные операции, значительная кредиторская задолженность, несовершенная система управления, недооценка руководителем предприятия проблем экономической безопасности и т.д.

К внешним угрозам относятся захват предприятия, несовершенство корпоративного и налогового законодательства, давление криминала, администрации и контролирующих органов, значительный рост цен на топливо и энергоресурсы, коррупция в судебной и правоохранительных системах, низкая платёжеспособность экономических субъектов, увеличивающийся нравственный дефицит в обществе и несоблюдение этических правил предпринимательства.

Конкретными видами этих угроз являются:

– промышленно-экономический шпионаж;

– мошенничество;

– коррупция;

– ложная реклама;

– клевета;

– незаконное использование торговой марки;

–фальсификация и подделка продукции конкурента;

– демпинг для подрыва экономической устойчивости или вытеснение его с рынка;

– обман, грабёж, нанесение материального ущерба;

– использование информационных ценностей или разработок конкурента;

– предотвращение выполнения сделок и контрактов;

– скупка контрольного или крупного пакета акций конкурирующей фирмы и др.

Некоторые методы устранения этих угроз рассмотрены ниже.

Обеспечение экономической безопасности предприятия с точки зрения устранения угрозы захвата предприятия заключается в мониторинге и выявлении проблемных ситуаций в экономическом состоянии и деятельности предприятия, а также в состоянии рынка корпоративного контроля и выработке мер воздействия, обеспечивающих устранение угроз захвата предприятия. Оно предусматривает самостоятельное и рентабельное функционирование предприятия в режиме расширенного воспроизводства и повышения конкурентоспособности.

Система экономической безопасности предприятия с точки зрения предотвращения его захвата представляет совокупность подразделений, кадров, методов, средств и документации. В настоящее время такие системы (защиты захватов) на большинстве предприятий отсутствуют, и поэтому они не могут оказать эффективного противодействия при нападении на них.

Эффективная система экономической безопасности должна включать информационно-аналитическую составляющую, которая обеспечивает мониторинг и анализ угроз, выработку защитных мероприятий, и функциональную составляющую, которая обеспечивает устранение угроз захватов. Управление этой системой осуществляет штаб защиты, возглавляемый куратором защитной программы. Система защиты должна включать механизмы защиты от потенциальных угроз захвата, которые в свою очередь должны включать методы мониторинга, анализа, выработки защитных мероприятий и их реализации на практике, стимулирования, информирования и принуждения. Важно при этом, чтобы члены штаба защиты тесно сотрудничали с государством и муниципалитетом, представителями трудового коллектива. Более подробно экономическая безопасность освещена в специальной литературе[73]. Обобщая содержание опубликованных работ, можно сформулировать основные функции и задачи службы экономической безопасности предприятия, направленные на противодействие захвату предприятия.

1. Экономическая разведка – сбор, анализ и обработка информации, диагностика и мониторинг состояния рынка слияний и поглощений, выработка мероприятий и их реализация (т.е. обеспечение внешней безопасности предприятия).

2. Экономическая контрразведка – обеспечение внутренней безопасности предприятия путем:

противодействия внутренней коррупции, попытке нанесения ущерба предприятию, его работникам;

– служебных расследований фактов хищений, подлога и пр.;

– противодействия обычным криминальным угрозам;

– выявления и устранения «кротов» - представителей захватчиков, криминала и конкурентов – с помощью тщательной проверки устраивающихся на работу и периодической профилактической проверки лояльности работников предприятия;

– мер по охране имущества предприятия.

3. Информационная безопасность – обеспечение защиты информационных массивов и особенно сведений, составляющих коммерческую тайну, при помощи:

особых мер защиты внутренней информации для противодействия техническим разведкам захватчиков;

– комплекса специфических мер защиты компьютеров и внутренних компьютерных сетей (в том числе выходов в Интернет);

– каналов связи для защиты («жучков» и других средств);

– накопления, анализа, диагностики информации по экономической безопасности, выработки и реализации соответствующих мероприятий.

4. Взаимодействие с властными, правоохранительными и криминальными структурами по поводу противодействия захватам.

5. Обеспечение противодействия предприятия силовому захвату.

6. Обучение работников предприятия (в том числе сотрудников службы экономической безопасности) по программам, связанным с его экономической безопасностью, с учетом специфики их служебных обязанностей.

Вышеперечисленные функции и задачи службы экономической безопасности обусловливают её состав и структуру. Шесть основных функции этой службы предполагают наличие как минимум шести соответствующих подразделений.

Возглавляет данную службу обычно заместитель генерального директора предприятия по административно-правовым вопросам, который курирует также юридический отдел, отдел кадров и отдел по связям с общественностью.

Работа в службе экономической безопасности в значительной мере основана на доверии, и если работник этой службы не пользуется доверием руководства предприятия, то его информация становится невостребованной и его работа теряет смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.