КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Литературно-общественное движение 1826-1840 годов«Время вдруг переломилось» – так охарактеризовал историческую ситуацию в России в связи с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Ю.Н.Тынянов в романе «Смерть Вазир-Мухтара». Прямым показателем этого «перелома» явилась резкая смена поколений русской интеллигенции. «Все, что было в ней благородного и великодушного, – пишет А.Герцен, – томилось в рудниках или в Сибири». Те, что остались, были обречены на не менее трагическую судьбу, «потому что век умер раньше их» (Ю.Тынянов). И теперь они оказались «на чужом пиру», среди чужих по духу людей. На смену времени 1820-х годов, исполненных по преимуществу надежд и исторических перспектив, пришли 30-е годы – время вопросов, которые, по словам В.Белинского, «мрачат душу и леденят сердце». И главный из них тот, что неустанно задает себе молодой двадцатипятилетний человек, бесцельно разменивающий свою жизнь в «страстях пустых и неблагодарных»: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения...» С воцарением на престоле Николая I в жизнь русского общества вошла долгая «железная зима» (Ф.И.Тютчев). Ее «дыхание» особенно стало ощутимо, когда по распоряжению Николая I был создан эффективный инструмент надзора за обществом, борьбы с инакомыслием и оппозицией – III Отделение собственной его императорского величества канцелярии. При создании нового органа политической полиции император использовал проект генерала А.Х. Бенкендорфа. Поддерживаемый императором, полицейский генерал и его подчиненные неусыпно следили за журнальной периодикой, за деятельностью литераторов. Бенкендорф лично входил в сношение с писателями и издателями, поощрял, наставлял, делал взыскания. Так, недовольный журналом «Московский телеграф», на страницах которого были обнаружены высказывания о необходимости революции, Бенкендорф писал Н.А. Полевому: «Желал бы иметь Ваше объяснение, с какою целию, с каким намерением Вы позволяете себе печатать столь вредные мнения для общего блага! Для совершенного опровержения Вашей системы не нужно входить в общие рассуждения; я ограничу себя только тем замечанием, что подобный образ мыслей весьма вреден в России, особливо если он встречается в человеке умном, образованном... в сочинителе, коего публика читает охотно и коего мнения могут посеять такие семена, могут дать такое направление умам молодых людей, которое вовлечет государство в бездну несчастий...» Стремление к всеобъемлющему контролю за «направлением умов молодых людей» проистекало во многом из недоверия Николая I к науке и просвещению. Как вспоминает Н.И. Пирогов, тогда студент медицинского отделения, Николай I, прибывший в Москву накануне коронации, пошел прямо в «студенческие комнаты, во время посещения университета, велел при себе переворачивать тюфяки на студенческих кроватях и под одним тюфяком нашел тетрадь стихов Полежаева. Полежаев угодил в солдаты». После визита царя были уволены ректор А.А. Прокопович-Антонский и некоторые инспектора. Полежаевскую поэму «Сашка» Николай I расценил как следствие университетского воспитания и усмотрел в ней влияние остропамятных для него декабристских настроений. «Это все еще следы, последние остатки: я их искореню», – заявил он, приказав отдать поэта в солдаты. В 1827 году в университете был раскрыт кружок братьев Критских; его членов признали «заговорщиками», которые желали «сделать революцию», и жестоко наказали. Три брата Критских и немногие их единомышленники действительно мечтали о продолжении дела декабристов, говорили о конституции, читали вольнолюбивые стихи Пушкина и Рылеева. Вместе с тем молодые люди были далеки от создания тайной политической организации. Однако в после декабрьской, еще не остывшей общественной атмосфере подозрительным становился любой порыв человеческого духа, человеческого разума, а тем более объединение людей в какое бы то ни было сообщество. Это хорошо почувствовали любомудры, привлекшие своими заседаниями в квартире князя В.Ф. Одоевского внимание официальных властей, и в сложившихся обстоятельствах сочли за лучшее самораспуститься, предав огню устав общества и его протоколы. В начале 30-х годов в Московском университете существовали еще1 два объединения, во многом определявшие умственную жизнь московского студенчества – кружки Герцена и Станкевича. Как отмечает Ю.В. Манн, «это были два полюса, два центра притяжения различных интересов и стремлений». В «Былом и думах» Герцен вспоминал: «Между нашим кругом и кругом Станкевича не было большой симпатии. Им не нравилось наше почти исключительно политическое направление, нам не нравилось их почти исключительно умозрительное. Они нас считали фрондерами и французами, мы их – сентименталистами и немцами». Действительно, кружки имели прямо противоположную ориентацию. Герценовский кружок был откровенно антиправительственный, ощущавший себя наследником дела декабристов. Герцен пришел в университет с «неотлучной мыслью» о том, что «из его аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что мы будем в ней». Ничего подобного не знал кружок Станкевича. Интересы его участников сосредоточивались на немецкой философии – Фихте, Канте, Шеллинге, Гегеле, на литературе и искусстве. Правительственным ответом на студенческие настроения стали ревизия Московского университета в 1832 году, ужесточение негласного полицейского надзора над группой студентов, в число которых входили Станкевич, Огарев, Неверов, Оболенский, Кетчер и др. В июле 1834 года герценовский кружок был разгромлен. Здесь сыграло особую роль отношение его участников к польскому национально-освободительному движению. Герцена и Огарева арестовали и наказали ссылкой. Как свидетельствовали «нравственно-политические» обзоры общего положения в стране, настроений населения и состояния общественного мнения, представляемые III Отделением Николаю I, в середине 1830-х годов в русском обществе установился относительный «штиль». В журналистике тон задавали Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, поддерживаемые правительством. Из всех изданий Булгарина и Греча наиболее влиятельным была политическая и литературная газета «Северная пчела» – первая крупная частная газета в России. Особенно рьяно «Северная пчела» защищала русское самодержавие в 1830–1831 годах, в пору революционных событий на Западе. При этом ее хозяева не забывали и о себе. Булгарин не брезговал взятками и шантажом. «Северная пчела», таким образом, стояла у истоков «желтой прессы» в России. Но подлинным столпом официальной политики в области идеологии и культуры стал С.С. Уваров. В молодости член «Арзамаса» (прозвище Старушка), попечитель Петербургского учебного округа, президент Академии наук, верящий в изначальную связь истории России с историей Европы, в исторический прогресс, призывающий следовать «духу времени», в 30-е годы он откажется от своих либеральных настроений. Будучи на посту товарища министра народного просвещения, Уваров проявил себя ревностным царским сановником, сторонником твердых и решительных мер в утверждении николаевского режима. Именно по его настоянию был запрещен «Московский телеграф», что стало жизненной и идейной катастрофой для Н. Полевого. Недаром Пушкин скажет об Уварове: «как ворон к мертвечине падкий». Русскими национальными началами Уваров провозгласил православие («Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть»), самодержавие («Самодержавие составляет главное условие политического существования России...») и народность. Сам Уваров отмечал, что понятие народности «не имеет того единства, что предыдущие», но главным для автора «теории» является сохранение «неприкосновенным святилища наших народных понятий». Уваровская триада стала необходимым и важным компонентом правительственной системы Николая I. Она была призвана дать идейное обоснование, с одной стороны, режиму дисциплины и подавления, с другой – «квасному патриотизму» (П. Вяземский). Подтверждением этому стала пьеса Н. Кукольника «Князь М.В. Скопин-Шуйский». Знаменателен отзыв П.Я. Чаадаева о ее представлении: «...Там есть места, направленные против всего, идущего с Запада, против всякого рода цивилизации, а партер этому неистово хлопает». Чаадаев – одна из наиболее ярких фигур русской общественной жизни 30-х годов. Его первое «Философическое письмо», которое было опубликовано в московском журнале «Телескоп», по отзыву Герцена, «потрясло всю мыслящую Россию». В нем автор провозгласил разрыв Европы и России. Чаадаев писал об убожестве русского прошлого и настоящего и о величии Европы. Чаадаевская критика николаевской России отличалась обидным для национального чувства скептицизмом относительно будущего страны и беспощадным осуждением ее пороков. Антитеза «Россия – Европа» – в двух ее основных изводах: «превосходство» или «отсталость» России – укрепилась в общественном сознании 30-х годов. Споры (по преимуществу в московских гостиных) вокруг нее составили главное содержание идейной жизни 1830-х годов и породили две разновидности раннего российского либерализма: западничество и славянофильство. Московский кружок западников сложился позже славянофильского (1841 –1842); во главе его встал Т.Н. Грановский (его духовным учеником был Н. Станкевич), в состав вошли С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, П.Н. Кудрявцев, В.П. Боткин, Н.А. Мельгунов, И.П. Галахов, Н.М. Сатин и др. На московские споры откликался петербургский кружок западников, главой которого стал В.Г. Белинский, с ним были П.В. Анненков, И.И. Панаев, А.Д. Галахов и др. «Западникам, – писал Герцен, – казалось, что одной из наиболее важных причин рабства, в которых обреталась Россия, был недостаток личной независимости». Славянофилы же настаивали на идее особого русского пути, усматривая его в подчинении личности «хоровому», общинному началу. Душой славянофильского кружка был А.С. Хомяков, «Илья Муромец славянофильства» (А.Герцен). Сюда входили И.В. Киреевский, А.И. Кошелев, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин. Печатным органом славянофилов считают журнал «Москвитянин». Ему покровительствовал Уваров, и, соответственно, журнал был проправительственным. Свой же собственный печатный орган («Русская беседа») появился у славянофилов только в 1856 году. Славянофилы много писали о русском народе, любовь к родине не перерастала у них в национальную кичливость, они неизменно подчеркивали необходимость свободного развития всех народностей. Действенный характер патриотизма обнаруживали и западники, о чем свидетельствуют «Записки охотника» И.С. Тургенева. Кстати заметить, славянофилы не меньше западников чувствовали «отвращение» к крепостничеству. Вообще николаевское царствование располагало к размышлениям, которые неустанно вели передовые люди 30-х годов, будь то западники или славянофилы. От любомудров-шеллингианцев они унаследовали тягу к германской философии. «Писать было запрещено, путешествовать запрещено, можно было думать, и люди стали думать» – так характеризовал положение вещей А. Герцен. Непререкаемым философским авторитетом для поколения Н. Станкевича, М. Бакунина, И. Киреевского, В. Белинского и других стал Гегель. Изучение философии Гегеля привело В.Г. Белинского в 1838-1839 годах к «примирению с действительностью» николаевской России. Именно так истолковал он неточно переведенное знаменитое гегелевское положение: «все действительное – разумно, все разумное – действительно». «Примирение» Белинского нашло отражение в его статьях «Бородинская годовщина», «Менцель, критик Гёте». Позднее он откажется от покорного следования философским схемам, воспримет диалектический метод Гегеля как средство познания и преобразования действительности. Действительность же 30-х годов продолжала отражать власть тупой и жестокой силы самодержавия. Так, внимания самого Николая I удостоилась знаменитая статья И.В. Киреевского «Девятнадцатый век» – программная для журнала «Европеец» (1832). В ней высказывались конституционные идеи и утверждались либеральные общественные настроения. Журнал был запрещен на втором номере. Редактор «Телескопа» Н.И. Надеждин, напечатавший «Философическое письмо» Чаадаева, сослан в Усть-Сысольск, а сам автор «Письма» объявлен сумасшедшим. Ведущим литературным направлением второй половины 1820-х годов и всего последующего десятилетия продолжает оставаться романтизм с существенным преобладанием в нем (в силу изменившегося содержания литературы) философской струи. Одним из самых значительных явлений в литературном процессе этих лет стала поэзия мысли, вызревающая в недрах общества любомудров и представленная поэтическим творчеством Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева. В 1830-е годы в русскую литературу пришел М.Ю. Лермонтов, поэт всеобъемлющего отрицания существующего мира, лирический герой которого также явился носителем мощного трагического, протестующего сознания. В пятнадцать лет Лермонтов напишет: В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье – раз и навсегда противопоставив миру реальному свой, идеальный, мир. Эта позиция юноши в итоге окажется жизнестойкой и, главное, «жизнетворящей». Одновременно с Лермонтовым появился другой и совершенно иной по складу мироощущения и дарования поэт – А.В. Кольцов (1809-1842). Он принес в поэзию крестьянскую тему и жанр лирической песни: Я затеплю свечу Воску Ярова. Распаяю кольцо Друга милова. Удивительной чистоты звуки полились из этого чистого сердца. Алексей Васильевич Кольцов заговорил о своей духовной причастности к судьбе русского крестьянства, он разделил с людьми из народа их мечты, радости, горести, при этом говоря с ними на их же языке: Ах ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю черному Понадвинулась! В поэзии Кольцова выразилась великая русская душа с ее неизбывной тоской по лучшей доле.
30-е годы XIX века – это время усиленного экономического развития, выдвинувшее на авансцену общественной жизни «среднее сословие», жадно тянущееся к просвещению. Это сословие – купцы средней руки, лавочники, чиновники, разночинцы, вообще широкие слои городского мещанства – принесло с собой новые вкусы и требования, значительно изменившие «лицо» литературы. Главное, что теперь из удела избранных литература, по выражению Пушкина и его единомышленников, превращается в «отрасль промышленности», сориентированную на читательский спрос, или, как писал «Современник», на «всеобщую потребность». Отсюда занятие литературой становится весьма доходной статьей. Об этой складывающейся в русском обществе тенденции горестно размышляет С. Шевырев в статье «Словесность и торговля»: «Торговля теперь управляет нашей словесностью и все подчинено ее расчетам – пишется то, что массово читается и раскупается». В 30-е годы самыми популярными и ходовыми являются прозаические жанры – повести и романы, особенно нравственно-сатирические, что обусловило шумный успех булгаринскому «Ивану Выжигину». Критики объявили Булгарина любимцем публики и корифеем русской литературы, поставив в один ряд с А. Пушкиным. Молодой Белинский ясно указывает причину успеха булгаринского романа: «Фамилия Выжигиных быстро распространилась вследствие того, что пришлась не только по сердцу, но и по плечу читающей нашей публике...» Массовый спрос на романы и повести вскоре подал мысль об издании журнала, густо населенного романами и повестями русского и иностранного происхождения. Так возник новый «толстый» журнал «Библиотека для чтения», сменивший запрещенный «Московский телеграф» и издававшийся книгопродавцем А.Ф. Смирдиным под редакцией О.И. Сенковского. Сенковский учел опыт Полевого и создал журнал, имевший наибольшее для своего времени распространение (5000 подписчиков), поскольку был адресован всем читательским слоям – от высшего света до глухих провинциальных углов. В журналах и альманахах второй половины 1820-х годов XIX века расцветает оригинальная русская повесть. В этот период выкристаллизовываются пять основных разновидностей русской романтической повести: историческая, светская, бытовая, фантастическая и повесть о творческой личности – и формируется русский исторический роман. «Кто не пишет в наше время романов и повестей, особенно же исторических романов и повестей? Кто? – спрашивает В.Г. Белинский и иронично отвечает: – Только люди, ничего не пишущие». Действительно, периодические издания в эти годы переполнены героико-патриотическими произведениями известных и неизвестных авторов, как замечает критик, «признанных и непризнанных, начиная от самой высокой литературной аристократии до неугомонных рыцарей толкуна и Смоленского рынка». Так наряду с романами М. Загоскина, И. Лажечникова, Ф. Булгарина, К. Масальского, А. Вельтмана, Н. Полевого, повестями этого же автора и А. Бестужева-Марлинского, Н. Бестужева, Ф. Глинки, А. Корниловича, А. Крюкова, И. Калашникова появляются произведения А. Кругликова, А. Бочкова, В. Титова, Е. Аладьина, В. Троицкого, Н. Коншина, Ф. Соловьева, А. Иовского и др. Первые романтические исторические повести связаны с именами А. Бестужева, В. Кюхельбекера, Н. Бестужева и других декабристов. Предпочтение отдается двум темам – ливонской («Замок Венден», «Замок Нейгаузен», «Ревельский турнир» А.Бестужева, «Гуго фон Брахт» Н. Бестужева, «Адо» В. Кюхельбекера) и новгородской. Второй посвящена одна из самых ярких повестей А. Бестужева «Роман и Ольга». В исторической прозе 1820-1830-х годов достойное место занимают повести Н.А. Полевого. В «Симеоне Кирдяпе» он изображает время борьбы за возвышение Московского княжества. Писатель хорошо осведомлен в русских летописях, сюжеты которых (в частности, об иконе Владимирской Богоматери) органично вплетает в повествование, делая особенно рельефной тему борьбы за централизацию Русского государства. В это время создаются исторические романы М.Н. Загоскина («Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», «Рославлев, или Русские в 1812 году») и И.И. Лажечникова («Ледяной дом», «Последний Новик»). В 30-е годы XIX века проявляется незаурядный талант А.Ф. Вельтмана, которого справедливо называют создателем русского готического романа («Святославич, вражий питомец»). Своеобразным отражением «преданий старины глубокой» стал его историко-фантастический роман «Кощей Бессмертный, былина старого времени». На последекабрьское время приходится начало жанровой истории романтической фантастической повести («Двойник, или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Уединенный домик на Васильевском» Т. Космократова и др.). Свой расцвет фантастическая повесть переживает, начиная с середины 30-х годов; он связан по преимуществу с именами В.Ф. Одоевского и Н.В. Гоголя. Проблема взаимоотношений человека и общества обусловила возникновение и развитие одного из ведущих жанров романтической прозы 1820-1830-х годов – светской повести. Необходимая основа светской повести возникла уже в литературе сентиментализма, который пытался осмыслить глубокие связи человека с его непосредственным окружением. Оформившись как самостоятельный жанр, светская повесть объединила в себе обе тенденции, наметившиеся в сентиментальной литературе. Психологизм стал одной из доминирующих примет жанра. Со временем в светской повести происходит значительное переосмысление сути основного конфликта: противопоставление героя свету сменяется резким его неприятием, часто заканчивающимся не только «бегством» героя из общества, но даже безумием, смертью «странного» юноши в отстаивании права «жить с самим собою», независимо от света. Одной из центральных тем романтической повести стала тема человека искусства, разрабатываемая прозаиками в 30-е – начале 40-х годов XIX века. Сутью ее является постоянная напряженная борьба творца с «существенностью» (как называет Н. Полевой мир, окружающий художника), свидетельствующая о его трагической раздвоенности «между небом и землей». Вследствие этого на первый план выступает реальная действительность и центром повествования становится конфликт «художник – общество» («Последний квартет Бетховена» В. Одоевского, «Аббаддонна», «Живописец» Н. Полевого, «Художник» А. Тимофеева, «Именины» Н. Павлова, «История двух калош» В. Соллогуба, «Вальтер Эйзенберг» К. Аксакова). В эти же годы обращается к проблеме творческой личности и Н.В. Гоголь. В 1835 году он создает первую редакцию повести «Портрет». Позже будет написан «Невский проспект», в котором проблема художника предстанет в призме его взаимоотношений с обществом. Своеобразным же итогом осмысления Гоголем высокой миссии человека, наделенного художническим даром, явятся «Выбранные места из переписки с друзьями», ставшие последним словом в творческой судьбе самого писателя. В конце 30-х годов активно развивается бытовая повесть, представляющая быт «простого» человека и поэтому нередко называемая простонародной, олицетворяющей собой патриархальную идиллию – место жизненной благодати, не тронутое «ни исправником, ни помещиком»; здесь царят «вечное» лето и «вечная» осень – «приятнейшее время для поселянина», а сам поселянин – зиждительная и нравственная сила этого мира («Иван Костин» В. Панаева, «Рассказы русского солдата», «Мешок с золотом» Н. Полевого и др.). На фоне массовой простонародной повести заметно выделяется «Мореход Никитин» А. Бестужева, в которой простонародный герой представлен прежде всего как самоценная личность. У писателя в изображении Савелия Никитина возникает какой-то особый – лесковский – ракурс – очарование русской души и одновременно зачарованность ею. Бестужевский «простой» человек открыт природной вселенной – морю, небу, ветру – и слился с ее беспредельностью. Савелий обожает окружающий мир и по-детски неподдельно восторгается его величием. Однако это не исключает в нем опытности и связанной с ней житейской мудрости, сметливого ума, природной хватки. Интересное явление в простонародной прозе 30-х годов XIX века – повести М.П. Погодина. Бытописательские тенденции в повестях писателя связаны с его пристальным интересом к жизни «среднего сословия» (в частности, мир купцов, мещан – «Черная немочь», «Невеста на ярмарке») и «низов» («Нищий»). При этом бытовой материал служил необходимой основой для исследования обстоятельств, условий жизни, в которых многообразно проявились человеческие характеры. Уже на примере бытописательства Погодина можно говорить о выстраивании русской повести в сторону реалистического способа освоения жизни, а это объективно отражало ведущие тенденции историко-литературного процесса 30-х годов XIX века в преддверии натуральной Вопросы и задания 1. Подготовьте сообщение на тему: «Московский университет 30-х годов XIX века». 2. Почему Н.Станкевич и В.Белинский становятся ключевыми фигурами в литературе 30-х годов XIX века? 3. Осмыслите проблему «притяжения – отталкивания» славянофилов и западников. 4. Проанализируйте функцию фантастического в повестях В.Ф. Одоевского «Сильфида» и А.К. Толстого «Упырь». 5. Подготовьте доклад об одном из исторических романистов конца 20-х – нач. 30-х годов XIX века с привлечением дополнительного биографического и литературоведческого материала. Литература Баевский B.C. История русской поэзии. Смоленск, 1994. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974. История романтизма в русской литературе: В 2 т. Т. 2. М., 1979. Маймин Е.А. Русская философская поэзия. М., 1976. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. Манн Ю.В. В кружке Станкевича. М., 1983 Русская повесть XIX века. Л., 1973. Русское общество 30-х годов XIX века. Люди и идеи. Мемуары современников. /Под ред. И.А. Федосова. М.: Изд-во МГУ, 1989. Русское общество 40–50-х годов XIX века./В 2-х ч./Сост., общая редакция, вступ. ст. Н.И. Цимбаева. М.: Изд-во МГУ, 1991.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |