КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Творчество А.И. Герцена(1812-1870) Творчество Александра Ивановича Герцена – одна из самых ярких страниц в истории отечественной литературы. Но он был не только талантливым писателем, но и выдающимся публицистом, политическим деятелем, философом и издателем. Его вклад в развитие русской освободительной мысли и общественного движения 40–60-х годов XIX столетия трудно переоценить. И хотя он провел более двадцати лет в вынужденной эмиграции, сердце его оставалось в России, которой он отдал всю свою жизнь, все свои труды. Именно Герцену принадлежит мысль о том, что литература в России является единственной трибуной, с высоты которой русский народ через своих писателей «заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Герцен родился в Москве в семье богатого дворянина Ивана Александровича Яковлева. Его матерью была Луиза Гааг, немка по национальности и лютеранка по вероисповеданию, что не позволило ей вступить в законный брак с отцом писателя. Фамилию своему сыну придумал И.А. Яковлев, произведя ее от немецкого слова «Herz», то есть «сердце». Раннее детство Герцена прошло в атмосфере только что закончившейся Отечественной войны, наполненной воспоминаниями и рассказами о пожаре Москвы, о героизме и самоотверженности русских солдат и жителей столицы. Как многие дворянские дети, первоначальное образование юный Герцен получил дома под руководством матери. В детстве же он на всю жизнь подружился с будущим своим соратником и поэтом Николаем Огаревым. Мальчики увлекались Пушкиным, мятежным Байроном и вольнолюбивым Шиллером, мечтали о славе, о подвигах, обсуждали и волновавшие все русское общество события 1825 года. Позднее Герцен напишет: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Гуляя с Огаревым на Воробьевых горах, он вместе с другом дал клятву всю жизнь посвятить святому делу борьбы с самодержавием и освобождения народа. И клятву эту он сдержал. Поступив в 1829 году на физико-математическое отделение Московского университета, Герцен вместе со своими товарищами всерьез занялся изучением вечных вопросов мироздания, поисками ответа на вопрос о причинах несовершенства окружающей жизни. Вокруг него образовался кружок, в который вошли молодые люди, озабоченные поисками путей преобразования мира на научной основе. Они глубоко и вдумчиво занимались естественными науками, по первоисточникам усваивали последние достижения немецкой классической философии (Гегель, Шеллинг, позднее Фейербах). Но подлинной религией для них стал утопический социализм А. Сен-Симона и Ш. Фурье. Идеи этих писателей нашли самую благодатную почву в России, и прежде всего в среде передовой дворянской молодежи, жаждавшей знаний и веры. В университете Герцен написал несколько статей, рефератов и кандидатское сочинение «Аналитическое изложение Солнечной системы Коперника». А в его кружке зрели планы практического применения революционных теорий, что не осталось не замеченным властями – в июле 1834 года Герцен, Огарев и еще несколько их единомышленников были арестованы. Находясь под арестом в Крутицких казармах, Герцен создал первое свое художественное произведение – рассказ «Легенда», написанный в русле господствовавшего тогда романтизма. В апреле 1835 года Герцен был выслан в Пермь, а затем переведен в Вятку, место глухое и далекое от духовной жизни. С этого времени он стал вечным врагом самодержавного строя и всего, что с ним связано. Только через три года по ходатайству В.А. Жуковского ему разрешили переселиться во Владимир. Там Герцен в мае 1838 года женился на И.А. Захарьиной, надолго ставшей его другом и помощником в трудной жизни навсегда оставшегося под подозрением бунтаря. Начиная с 1840 года Герцен стал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». Его повесть «Записки одного молодого человека» (1841–1842) была оценена В. Г. Белинским как произведение талантливое и злободневное. Кстати, эта повесть стала одним из первых произведений и знаменовала переход от романтизма к реализму. Жил он в это время в Петербурге, но вскоре был вновь сослан – на этот раз в Новгород. Поводом послужило его письмо к отцу, перехваченное полицией, в котором содержались весьма нелицеприятные суждения о действиях властей. Из новгородской ссылки Герцен вернулся в 1842 году и поселился в Москве. Еще в Новгороде он задумал и начал писать работу «Дилетантизм в науке» (1842–1843), состоявшую из ряда статей, в которых Герцен пришел к выводу, что философия Гегеля неспособна удовлетворить русское общество, поскольку не дает ответа на главный вопрос: каким образом можно изменить существующие порядки? По его мнению, назрела необходимость в создании новой философии, для чего сначала надо определить ее сущность, ее цели и место в общественном сознании. Развивая в своих статьях идеи диалектики, Герцен опирался на философский материализм, отрицая немецкий идеализм, давая тем самым мыслящей русской интеллигенции теоретические основы мировоззрения. Вслед за этим Герцен написал еще одну работу – «Письма об изучении природы» (1845–1846), явившуюся важным вкладом в развитие русской философской мысли XIX века. Философские труды Герцена были одобрительно встречены его современниками и сохранили свое значение на долгие годы. Не оставлял Герцен и попыток осмыслить окружающую жизнь. К 1845 году он завершает начатый еще в Новгороде роман «Кто виноват?». Роман этот стал одним из этапных произведений русской прозы середины 40-х годов XIX столетия. В нем автор поставил перед своими современниками ряд насущнейших вопросов, без решения которых невозможно было дальнейшее развитие общества и поступательное движение мысли, направленной на дело освобождения от пороков крепостничества. Исследуя биографии своих героев, Герцен старается понять, что движет человеком в жизни, откуда в неиспорченной поначалу душе его берутся все те недостатки, которые так мешают жить и ему самому, и его близким. Домашнее воспитание главного героя романа Владимира Бельтова, безусловно, наложило отпечаток и на его характер и мировоззрение, но ведь человек сам в состоянии управлять своими поступками и чувствами, если у него достаточно для этого душевных сил. Внутреннее благородство и высокие порывы так и останутся благими пожеланиями, если человек не обладает достаточной силой воли. Однако Бельтову, герою нового времени, именно этого и не хватает. Особенно отчетливо это проявляется в его отношениях с Любовью Александровной Круциферской. Причину личной драмы своих героев Герцен видит во влиянии на них окружающей среды, крепостничества и самодержавия. Лишенный необходимости добывать хлеб трудами рук своих, Бельтов становится, по примеру своих старших литературных братьев (Онегина и Печорина), также лишним человеком, хотя и не лишен благородных душевных порывов. Но, несмотря на драматизм сюжета, на несложившуюся судьбу главных героев, роман не порождает в душе читателя пессимизма, поскольку в нем присутствует образ автора, полного надежд на молодое поколение, которому суждено идти новыми, неведомыми путями и вести за собою Россию. Во второй половине 1840-х годов Герцен написал повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». В основу первой из них положен рассказ знаменитого актера М.С. Щепкина о судьбе крепостной актрисы, бесконечно талантливой и совершенно беззащитной. Это было одно из самых ярких произведений нового времени о крепостном праве, губящем талант, а часто и саму жизнь. В повести затрагивается также и «женский вопрос»: его героиня отстаивает прежде всего свои человеческие права, с которыми не принято было считаться в русском обществе. Своим произведением Герцен откликнулся на споры, которые вели славянофилы и западники о возможности существования в России гениальных актрис. Повесть «Доктор Крупов» В.Г. Белинский назвал «записками медика». В ней врач-материалист делает из своей долгой практики вывод, что на свете нет здоровых людей и главная болезнь у них – безумие. Это яркое, сатирическое по форме, произведение предвосхищает позднейшую связь нашей литературы с медициной, способной дать богатейший материал для писателя. У Герцена доктор, в силу своей профессии, сталкивается практически со всеми слоями русского общества и обнаруживает там признаки всеобщего безумия. Доктор Крупов утверждает, что жизнь в его городе практически не отличается от обстановки в сумасшедшем доме. Нетрудно догадаться, что читатели переносили это умозаключение доктора на всю крепостную Россию. В январе 1847 года Герцен с семьей уезжает за границу, не осознавая еще, что покидает родину навсегда. Он едет навстречу разгорающемуся по всей Европе революционному пожару, который, по его мнению, может послужить примером для отсталой России. Герцен полон надежд. Он с восторгом отзывается о самой революционной европейской нации, о французском народе. В «Письмах из Авеню Мариньи», опубликованных в «Современнике», Герцен подвергает уничтожающей критике буржуазную мораль, искусство и прессу, отталкивая тем самым от себя многих своих вчерашних единомышленников, не допускавших мысли о негативном отношении к западной культуре. Будучи в Италии, он участвует, как мы теперь говорим, в акциях протеста, знакомится с виднейшими деятелями итальянского освободительного движения, в том числе с Гарибальди. Обо всем, что видит, Герцен продолжает писать, но публиковаться в России он уже не имеет возможности, поскольку российское правительство напуганное событиями, разворачивающимися в Европе, ужесточает цензуру. Летом 1848 года Герцен становится очевидцем кровавого подавления французской революции, в результате чего его постигает глубокое разочарование в идеалах буржуазной демократии. О своей духовной драме Герцен поведал в лучшей своей книге того времени «С того берега» (1847-1850). В ней автор задает вопросы и сам на них старается ответить. К главному вопросу «Кто виноват во всех человеческих несчастьях?» добавляется другой, такой же вечный – «А что же делать?». Все пережитое и передуманное приводит Герцена к мысли, что человек – «не самовластный хозяин в истории», что «законы исторического развития... не совпадают в своих путях с путями мысли» и что пора, наконец, понять, что история – «действительно объективная наука». Во всех этих мыслях и рассуждениях видна прежде всего глубокая вера Герцена во всепобеждающую силу человеческого разума. И это несмотря на все разочарования и несчастья, постигшие его как в общественной, так и в личной жизни. Первым ударом было для него то, что его жена и идейная соратница увлеклась мало нам известным немецким поэтом Гервегом. А в ноябре 1851 года на него обрушилось страшное горе – в кораблекрушении погибли его мать и младший сын. Вслед за этим в мае 1852 года умерла жена. «Все рухнуло – общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье». Но у Герцена хватило мужества и сил преодолеть духовный кризис, чему в немалой степени помогло сознание того, что вся его жизнь, весь опыт, все знания принадлежат России, которой он поклялся служить до последнего вздоха. Став на долгое время представителем не фасадной, а истинной России в Европе, Герцен считал своим долгом рассказать об подлинном лице своей родины, которого не могла видеть западная интеллигенция. Книга «Развитие революционных идей в России» (опубликована в 1851 году сначала на немецком, а потом на французском языках) начиналась с рассказа о русском народе, находящемся уже несколько веков в крепостном рабстве, о его свободолюбии и благородстве, рассказа также и о том, как боролась за свободу народа передовая русская интеллигенция, по преимуществу дворянская. Осенью 1852 года Герцен вместе с детьми и немногочисленными сподвижниками переехал в Лондон, где в следующем году основал Вольную русскую типографию, которая должна была донести до русского народа и передового его отряда, интеллигенции, запретное на родине слово правды. Это было дело, которое он с полным на то основанием назвал «наиболее практически революционным, какое русский может сегодня предпринять в ожидании исполнения иных, лучших дел». Понятно, что первым, к кому обратился со страстным призывом Герцен, было русское дворянство, естественно его лучшая часть. Первой дошедшей до России прокламацией, написанной Герценом, стала знаменитая «Юрьев день! Юрьев день!». В одном этом возгласе уже слышалась страстная надежда на скорое освобождение «крещеной собственности», и это было заглавием другой его брошюры. Пепел пяти казненных в 1826 году декабристов продолжал жечь душу Герцена, и в 1855 году он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда» с барельефами пяти казненных на обложке. В альманахе увидели свет запрещенные на родине литературные произведения, начиная с «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева и кончая неопубликованными вольнолюбивыми стихами Пушкина, Лермонтова, Полежаева и Рылеева, а также первое «Философическое письмо» Чаадаева и знаменитое письмо Белинского к Гоголю. В «Полярной звезде» увидели свет и многие другие произведения и документы, недоступные русскому читателю. 1 июля 1857 года вышел первый номер газеты «Колокол», надолго ставшей в прямом смысле слова вечевым колоколом, звавшим всех русских людей на борьбу за свободу и счастье. Эта газета стала главным революционным центром России. Ее не только читали в самых отдаленных уголках обширного государства. На ее страницах публиковались корреспонденции, полученные из самых разных мест, и правительство о многих злоупотреблениях узнавало из «Колокола» (и даже иногда принимало меры). Газета начала выходить как раз накануне давно уже готовившейся крестьянской реформы 1861 года и сыграла видную роль в наступлении этого долгожданного момента. С этого же времени начались и серьезные разногласия Герцена с отечественными революционерами. В 1859 году Герцен опубликовал статью «Very Dangerous!!!», где критиковал революционных демократов за их слишком резкие высказывания и нападки на обличительную литературу. Для объяснений к нему приезжал в Лондон Чернышевский, и вскоре в «Колоколе» появилась статья «Письмо из провинции» за подписью «Русский человек», в которой автор призывал Герцена звать Россию к революции, а не к реформам, готовившимся правительством. А после 1861 года, когда стала очевидной половинчатость проведенной крестьянской реформы, конфликт сам собою сошел на нет. В пореформенное время Герцен со страниц своей газеты обратился к своим читателям со статьями «Мартиролог крестьян», «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ», в которых уже во многом разделял позиции революционных демократов. В появившихся на политической арене России разночинцах Герцен видит «молодых штурманов будущей бури», поддерживает их и активно участвует в создании тайного общества «Земля и воля», наиболее влиятельной революционной организации в России того времени. После наметившегося во второй половине 1860-х годов спада революционного движения в России активность Герцена несколько ослабевает. В 1865 году он переводит Вольную типографию в Швейцарию, а в 1867-м по целому ряду причин прекращает издание «Колокола». Для Герцена наступило время пересмотра многих аспектов своей революционной теории. Он приходит к мысли, что в будущей революции должны участвовать прежде всего сами народные массы. Вместе с тем он считал, что главной целью революции является не разрушение, как утверждали некоторые его соратники и сподвижники. Написанные незадолго до смерти письма «К старому товарищу» обращены главным образом к Бакунину, уверенному в том, что сначала надо все уничтожить, а потом уже думать об устройстве нового общества. Герцен был уверен, что «конец исключительному царству капитала и безусловному праву собственности так же пришел, как некогда пришел конец царству феодальному и аристократическому», но «насильем» нового миропорядка «не завоюешь. Подорванный порохом весь мир буржуазный, когда уляжется дым и расчистятся развалины, снова возникнет с разными изменениями какой-нибудь новый буржуазный мир. Потому что он внутри не кончен и потому еще, что ни мир построящий, ни новая организация не настолько готовы, чтоб пополниться, осуществляясь». Герцен был убежден в том, что «насильем, террором распространяются религии и политики, учреждаются самодержавные империи и нераздельные республики – насильем можно разрушать и расчищать место – не больше. Петрограндизмом социальный переворот дальше каторжного равенства Гракха Бабефа и коммунистической барщины Кабе не пойдет». Понятно, что призыв Герцена не спешить не был услышан ни Бакуниным, ни Огаревым, ни стоявшим за ними Нечаевым. Преобразователи мира брали из Герцена только часть его мыслей, считая, что он прав в теории, в то время как они владеют рычагами практики. Они были согласны с Герценом, писавшим: «Собственность, семья, церковь были огромными воспитательными нормами человеческого освобождения и развития – мы выходим из них по миновании надобности», но сроки и способы этого выхода они будут определять сами. Герцен предвидел, сколь разрушительной будет буря, к которой уже готовы ее «молодые штурманы», и предупреждал: «Горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту, который из всего былого и нажитого сделает скучную мастерскую, которой вся выгода будет состоять в одном пропитании, и только в пропитании». Долгое время считалось, что в письмах «К старому товарищу» Герцен якобы отошел от своих революционных взглядов. Это не так. Но если бы его последователи, революционеры и народные заступники, умели прислушиваться к мнению такого человека, как Герцен, русская история могла быть несколько иной. Последние годы жизни Герцена были омрачены многими несчастьями: смерть детей, болезнь старшей дочери и его друга Огарева и, наконец, собственные недуги. Но, несмотря на все невзгоды, он не прекращал активной деятельности и продолжал работать над главным трудом своей жизни – книгой «Былое и думы», задуманной и начатой еще в начале 1850-х годов. Первоначально у книги не было строго обдуманного плана, не был определен и жанр произведения. По существу, Герцен создал новый, небывалый жанр, вобравший в себя лучшие достижения как художественной, так и политической мысли. При определении жанра «Былого и дум» обычно пользуются перечислительным методом – рассказ, роман, публицистика, мемуары, прямое обращение к современникам, что верно только отчасти, поскольку в основании книги лежал живой диалог с огромным кругом выдающихся людей как в России, так и в Европе, с которыми был близок Герцен. Главной же особенностью «Былого и дум» была предельная искренность и откровенность, позволившая раскрыть самые потаенные уголки души и сердца, что сделало книгу одной из самых привлекательных в истории всей мировой литературы. Позднее в предисловии к отдельному изданию «Былого и дум» Герцен писал: «Это – не столько записки, сколько исповедь, около которой собрались там-сям схваченные воспоминания из былого, там-сям остановленные мысли из дум. Впрочем, в совокупности этих пристроек, надстроек, флигелей единство есть, по крайней мере, мне так кажется». Как известно, толчком к созданию «Былого и дум» послужила душевная драма, постигшая Герцена в начале 50-х годов, но душа этого человека принадлежала не только ему, но прежде всего его родине. Главными героями книги стали люди и мысли, личные переживания и события общественной жизни, к которым Герцен относился не как объективный наблюдатель, а как непосредственный участник. Перед нами проходит очень существенный этап истории, пропущенный через сердце живого человека и одновременно через сознание одного из крупнейших мыслителей мирового масштаба. Эта книга на долгое время стала бесценным источником информации и одновременно душевного тепла, на которое не скупился автор, глубоко и искренне любивший свою многострадальную родину в целом и каждого отдельного человека. Для молодых поколений она стала учебником жизни и руководством к действию. «Былое и думы» и до настоящего времени не утратили своей актуальности, описанное здесь уже далекое для нас прошлое предстает во всем его величии и убогости и тем самым дает возможность лучше понять и осмыслить наше еще не принявшее законченных форм настоящее. Смерть помешала Герцену завершить свою книгу. Он скончался в Париже и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позднее его прах был перенесен в Ниццу и погребен рядом с могилой жены. Герцена, к сожалению, сейчас мало читают, а напрасно. У него есть чему поучиться, есть что осмыслить. Он умел думать, умел делать выводы, умел не спешить и не торопить историю. Вопросы и задания 1. Определите место Герцена в истории русской литературы. 2. Какова роль Герцена в общественной жизни России второй половины XIX века? 3. Творчество Герцена до эмиграции. Его роль в развитии критического реализма. 4. Какую роль сыграли «Полярная звезда» и «Колокол» в формировании общественного сознания русского общества в 1850–1860-е годы? 5. К какому жанру можно отнести «Былое и думы»? 6. Каково значение наследия Герцена для нашего времени? Литература Гурвич-Лощинер С.Д. Творчество Герцена в развитии русского реализма середины XIX века. М., 1994. Прокофьев В. Герцен. 2-е изд. М., 1987. Птушкина И.Г. Александр Герцен, революционер, мыслитель, человек. М, 1989. Татаринова Л.Е. А.И. Герцен. М., 1980.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |