Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Н.А. Некрасова 1 страница




(1821–1877)

Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновен­ной и сострадательной болью, как Николай Алексеевич Некрасов, и ни­кому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального харак­тера. В его стихах отразился могучий, не сломленный веками рабства, свободолюбивый дух русского человека, его мечты и надежды, молодец­кая удаль, бесстрашие и неуемная жажда воли. В своей любви к народу поэт находил нравственную опору, укреплялся духом и видел исход все­му, что тревожило и мучило его.

Как ни один русский поэт, Некрасов был восприимчив к страданиям людей. Чувство сострадания к ближнему переполняло его сердце. Он не мог спокойно смотреть на бедствия и мучения людей. И с полным осно­ванием Ф. М. Достоевский говорил о Некрасове, что это «было ране­ное сердце, раз и на всю жизнь, и не закрывавшаяся рана эта и была ис­точником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого чело­века ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной во­ли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».

Творческое наследие Некрасова – одна из самых ярких и драгоцен­ных страниц в отечественной литературе. Его поэзия не потеряла значе­ния и для нашего смутного и тревожного времени. Стихи Некрасова по­могают нам лучше понять самих себя, глубже осознать неотделимость своего существования от судьбы нашей многострадальной родины, свою сопричастность и свою ответственность за все происходящее в стране.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда Подольской губер­нии, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец.

В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнево, где и прошло детство будущего поэта. Детские годы оставили глубокий след в со­знании Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторона­ми жизни народа, здесь был свидетелем жестоких проявлений крепо­стничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства. И поэтому позднее, когда Некрасов снова и снова воз­вращался в Грешнево, его каждый раз охватывали противоречивые чувства. С одной стороны – чувство беспредельной любви к родному краю («Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор»), а с

другой – его постоянно преследовали воспоминания о подневольной жизни крепостных крестьян, о мрачном помещичьем доме, в котором безраздельно господствовал отец-самодур и подвергалась унижениям и оскорблениям его горячо любимая мать.

Много горя и страданий видел поэт в детстве. Но это не ожесточи­ло его душу. И в немалой степени этому способствовало то, что рос он в непосредственной близости к простому народу. Очень рано услышал он от своей крепостной няни старинные русские сказки и песни, общаясь с крестьянами, усвоил богатую и образную народную речь.

В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию. Обуче­ние там было поставлено плохо. Преподаватели не вызывали у него ни уважения к себе, ни интереса к дисциплинам, которые они вели. Некра­сов много, хотя и довольно беспорядочно читал. Книги он брал в гим­назической библиотеке, иногда обращался к учителям гимназии. Од­нажды дома, копаясь в «заброшенном шкафу», Некрасов нашел там рукописный список оды А.С. Пушкина «Вольность». Пушкинское произведение произвело на него сильное впечатление, и он выучил на­изусть чуть ли не всю оду. В то же время он познакомился с произве­дениями В.А. Жуковского, с романом А.С. Пушкина «Евгений Оне­гин». Стал читать и журналы, среди которых были лучшие издания то­го времени – «Московский телеграф» и «Телескоп».

Интерес к творчеству у Некрасова пробудился очень рано. Как он сам говорил, «писать стихи начал с семи лет». Но до поступления в гимназию писал стихи лишь от случая к случаю. И конечно же это бы­ли слабые, наивные попытки срифмовать несколько строк. Теперь же к поэзии он стал относиться серьезнее. Сначала Некрасов пробовал пи­сать сатиры на своих товарищей, а потом и лирические стихотворения. «А главное, – вспоминал поэт, – что ни прочту, тому и подражаю».

Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию, поскольку его учеб­ные успехи были более чем скромны. По многим предметам он оказал­ся неаттестованным, к экзаменам не был готов. Ко всему прочему отец отказался платить за обучение сына. v'

Целый год Некрасов прожил дома, в Грешневе. И все это время его неотступно преследовала мысль: что делать дальше? Отец хотел, чтобы сын поступил в Дворянский полк (так называлось военно-учебное заве­дение для детей дворян) и получил военное образование. Но будущего поэта военная карьера совсем не привлекала. Некрасов мечтал учиться в университете, а потом заняться литературным трудом. Ему не было еще семнадцати лет, когда он, преисполненный самых радужных на­дежд, приехал в Петербург. Но неласково встретила юношу столица, в

которой у него не было ни родных, ни знакомых, ни покровителей. Деньги, привезенные из дома, быстро таяли. Узнав, что сын нарушил его волю и не собирается поступать в Дворянский полк, отец отказал ему в помощи. «Я был один-одинешенек в огромном городе, наполнен­ном полумиллионом людей, которым решительно не было до меня ника­кой нужды», – писал Некрасов в своем автобиографическом романе «Жизнь и приключения Тихона Тростникова».

Тяжелое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Надо было думать о хлебе насущном. Нашлись знакомые, которые попытались по­мочь молодому поэту и пристроить в печать его стихотворения. Не­сколько произведений Некрасова было опубликовано в журналах «Сын отечества», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду» и поз­же в «Библиотеке для чтения». Но начинающим авторам там платили мало, а то и вообще не платили, считая, что они и так должны быть до­вольны, увидев свое имя в печати. Началась жизнь, полная лишений. Некрасов скитался по петербургским трущобам, жил в подвалах и на чердаках, зарабатывал деньги перепиской бумаг, составлением всякого рода прошений и ходатайств для бедных людей. Поэт рассказывал, что были «для него такие тяжелые месяцы, что он ежедневно отправлялся на Сенную площадь и там за 5 копеек или за кусок хлеба писал кресть­янам письма, прошения, а в случае неудачи на площади отправлялся в казначейство, чтобы расписываться за неграмотных и получить за это несколько копеек».

Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нем страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Однако, несмотря на по­мощь друзей, осуществить свою мечту ему так и не удалось. Правда, Некрасов был принят вольнослушателем и даже был освобожден от платы за слушание лекций, но, как он сам потом писал, «учиться и зара­батывать хлеб [было] трудно, и я бросил...». А жить действительно становилось все труднее и труднее. И только крепкий от природы орга­низм, настойчивость в достижении поставленной цели и воля помогли Некрасову преодолеть все невзгоды, не потерять веру в себя, в свой та­лант, в свое предназначение.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книж­кой под названием «Мечты и звуки».

Сборник вышел в начале 1840 года. Свое имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Книга успеха не имела, хотя некоторые критики

отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В. Г. Белин­ский, по словам поэта, «обругал» его. Неудачный литературный дебют не обескуражил Некрасова. Он отлично понимал, что ему ничего не остается делать, как только работать. Работать не покладая рук, рабо­тать, чтобы во весь голос заявить о себе в литературе, и, наконец, рабо­тать, чтобы не умереть с голоду. «Господи! сколько я работал! Уму непо­стижимо, сколько я работал», – вспоминал Некрасов позднее.

Сам поэт очень сурово судил свое раннее творчество. «Я писал из-за хлеба много дряни, – отмечал он в «Автобиографических записях», – особенно повести мои, даже поздние, очень плохи – просто глупы...» Но в неустанном труде вырабатывался мастер, среди огромного количе­ства слабых и несовершенных произведений попадались вещи, отмечен­ные печатью подлинного таланта.

В 1842 году произошло событие, которое явилось поворотным в жизни Некрасова: он познакомился и вскоре подружился с Белинским. К тому времени великий критик находился в центре литературного дви­жения. Белинский принял самое горячее участие в судьбе молодого по­эта. Он увидел в Некрасове незаурядную личность и всячески способ­ствовал развитию его таланта. «Белинский видел во мне, – вспоминал Некрасов, – богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого-то и держались его беседы со мною... имевшие для меня значение поучения».

Белинский внимательно следил за творчеством Некрасова, помогал советами, старался привлечь его к активному сотрудничеству в журна­ле «Отечественные записки», где возглавлял критический отдел. Од­нажды Некрасов прочитал Белинскому и его друзьям стихотворение «В дороге», в котором говорилось о печальной судьбе простой кресть­янской девушки, воспитанной в барском доме, а затем выданной замуж за темного, но по-своему доброго парня-ямщика. Прослушав стихо­творение, Белинский, по словам И.И. Панаева, обнял Некрасова и со слезами на глазах сказал: «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт ис­тинный?»

Отныне каждое стихотворение Некрасова воспринималось в кружке Белинского как событие. Некрасов стал первым поэтом, в творчестве ко­торого находили свое отражение важнейшие принципы «натуральной школы»: интерес к жизни простого народа, и в первую очередь трудово­го крестьянства и городских низов, ненависть к крепостному праву, ко всякого рода бюрократам, взяточникам, помещикам-самодурам.

В новых стихах Некрасова проявилось редкое умение проникнуть в мир другого человека, передать строй его мыслей, раскрыть движение

и развитие его чувств. В лирике поэта наряду с авторским сознанием почти всегда существует другое сознание, отличающееся от него, а по­рой открыто ему противостоящее. Тем самым лирика Некрасова пере­стала быть монологичной, выражением только авторских мыслей, чувств и переживаний. Некрасовская лирика становится многогеройной и многоголосой. Некрасов сумел войти в мир многих людей, стать поэтом толпы.

Появление в стихах Некрасова разного рода героев привело к суще­ственному изменению структурообразующих начал в его лирике, где важную роль начинает играть повествовательный сюжет. Это привело к тому, что многие произведения превратились в стихотворные рассказы или стихотворные новеллы (например, «В дороге», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной...» и др.).

Некрасов не только расширил тематический диапазон поэзии и на­полнил ее новым содержанием, но и внес существенные изменения в весь строй поэтической речи. Он обогатил язык поэзии словами, конструкци­ями и оборотами национального языка, смело ввел в свои стихотворения элементы простонародного говора, избежав при этом неоправданного использования диалектизмов и арготизмов. Опираясь на достижения поэзии Пушкина и Лермонтова, Некрасов сумел преодолеть обособлен­ность поэтического языка и сблизить его с языком прозы.

В середине 1840-х годов началась активная деятельность Некрасо­ва как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Он почув­ствовал, что пришло время более тесно сплотить ряды передовых рус­ских литераторов, объединить их вокруг одного печатного органа с еди­ной идейной и художественной платформой. И в этом его поддержал и оказал самую существенную помощь Белинский. В 1844–1845 годах Некрасов выпустил два тома альманаха «Физиология Петербурга», а в 1846-м – «Петербургский сборник», которые были тепло встрече­ны публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

Успех окрылил Некрасова, и он задумал новое литературное пред­приятие – издавать свой собственный журнал, который должен был стать, по его мнению, оплотом передовой русской общественной и лите­ратурной мысли. С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И. Па­наевым в конце 1846 года взял в аренду журнал «Современник», осно­ванный еще А.С. Пушкиным.

Его ведущими сотрудниками стали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, И.С.Тургенев, И.А. Гончаров и другие передовые писатели и поэты того времени.

Первый номер обновленного «Современника» вышел из печати в ян­варе 1847 года. Это было событие огромного общественного и литера­турного значения. В России появился наконец журнал, открыто высту­павший за освобождение крестьян и возглавивший борьбу лучших сил передовой русской интеллигенции против мерзостей «гнусной расейской действительности» (В.Г. Белинский).

Уже в первые два года издания «Современника» на его страницах были опубликованы такие выдающиеся произведения русской класси­ческой литературы, как «Кто виноват?», «Из записок доктора Крупова» и «Сорока-воровка» А.И. Герцена, «Обыкновенная история» И.А. Гончарова, первые рассказы И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника», годовые обзоры В.Г. Белинского «Взгляд на русскую лите­ратуру 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и дру­гие статьи и рецензии, стихотворения Некрасова «Тройка», «Нравст­венный человек», «Псовая охота», «Еду ли ночью по улице темной...», стихи Н.П. Огарева и много других произведений.

Летом 1848 года царское правительство под влиянием революцион­ных событий во Франции и участившихся выступлений крестьян против помещиков в России предприняло ряд суровых мер для борьбы с любы­ми проявлениями свободомыслия.

Трудное время наступило для «Современника». Порой положение казалось отчаянным. Но Некрасов не терял присутствия духа. Ценой невероятных усилий ему все-таки удалось сохранить лицо «Современ­ника» и опубликовать на его страницах в период «мрачного семилетия» произведения таких известных русских писателей, как И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Ш. Писемский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, таких поэтов, как Н.П. Огарев, Я.П. Полонский, А.А. Фет и др.

Понимая, что цензура может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некра­сов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848–1849). Позднее ими был написан еще один роман – «Мерт­вое озеро» (1851).

Совместная работа сблизила поэта с А.Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой. И хотя многое объединяло Некрасова и Панаеву – общие духовные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя при­вязанность друг к другу, – тем не менее их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными. Панаевой Некрасов

посвятил целый цикл стихотворении, в котором запечатлел историю своей сложной, радостной, а порой и мучительной любви.

Интимная лирика Некрасова явилась новым словом в поэзии. Она разрушала привычные представления о любовных стихотворениях, по­скольку у некрасовского лирического героя был свой особый интимный мир, свое отношение к любимой женщине. В лирике Некрасова возлюб­ленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем: у каждого из них позади нелегкая судьба, каждому дове­лось много пережить и выстрадать. Но это не мешает им любить друг друга пусть трудной, не сдержанной в выражении чувств, но глубокой и самоотверженной любовью. И поразительно, как всю это гамму слож­ных чувств и переживаний, смену настроений – переход от замкнутос­ти к примирению, от охлаждения к бурной страсти, от равнодушия к за­стенчивой нежности – Некрасов умел передать необычайно емко, кратко и выразительно (например, «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Давно – отвергнутый тобою...», «За­стенчивость» и др.).

«Мрачное семилетие» осталось позади. После смерти Николая I и окончания Крымской войны «Современник» вздохнул свободнее. Стремясь сделать свой журнал органом борьбы за социальные преоб­разования в России, Некрасов пригласил к сотрудничеству Н.Г. Чер­нышевского и Н.А. Добролюбова. Их деятельность стала во многом определять общественно-политическое и литературное лицо журнала и помогла Некрасову сделать «Современник» лучшим печатным орга­ном России.

Еще в начале 1850-х годов Некрасов серьезно заболел. Болезнь с каждым годом прогрессировала: сказались годы нищеты, голода, тяже­лого, изнурительного труда. Поэт был убежден, что дни его сочтены, и решил, что ему пора подвести итоги своего творческого пути. С этой це­лью он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал луч­шие произведения, написанные им в период с 1845 по 1856 год.

Открывало сборник программное стихотворение Некрасова «Поэт и гражданин», где отчетливо прозвучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что поэт не имеет права уклоняться от борь­бы за прогрессивные идеалы, что его долг – быть гражданином своей родины, бесстрашно идущим в бой «за честь отчизны, за убежденья, за любовь»:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей любви...

В этом стихотворении Некрасов выразил свой взгляд на назначе­ние поэта как активного участника революционной борьбы, взгляд, совпадавший с эстетическими принципами Белинского и Чернышев­ского. Это произведение стало своеобразным поэтическим знаменем для всей русской революционно-демократической поэзии второй по­ловины XIX века.

Композиция сборника была глубоко продумана поэтом. В начале его Некрасов поместил произведения, рисующие жизнь представителей на­рода. Это такие стихотворения, как «В дороге», «Влас», «Огородник», «Забытая деревня» и др.

Второй раздел сборника составили произведения, в которых изобра­жены те, кто эксплуатировал и порабощал народ: помещики, чиновни­ки, буржуа-капиталисты. Это были, как правило, сатирические стихо­творения: «Псовая охота», «Колыбельная песня», «Современная ода», «Нравственный человек» и др.

В третий раздел Некрасов включил поэму «Саша», в которой он од­ним из первых в русской литературе поставил вопрос о том, что в усло­виях мощного общественного подъема, наступившего в стране, необхо­дим новый герой. Прошло время, когда руководящая роль в обществен­ной жизни принадлежала дворянской интеллигенции. Она оказалась не­стойкой в своих убеждениях и не смогла претворить слово в дело. В по­эме нарисован обаятельный образ девушки Саши, стремящейся найти свое место в жизни и быть полезной людям.

Завершал сборник цикл лирических стихотворений. Здесь перед на­ми своеобразная поэтическая биография поэта. В ряде стихов Некрасов говорит о своем безрадостном детстве («В неведомой глуши...», «Ро­дина»), о трудной юности («Последние элегии», «Еду ли ночью по ули­це темной...»). Пишет поэт и о своих интимных переживаниях. Но идейным центром этого раздела являются произведения, в которых Не­красов высказал свои взгляды на поэзию и охарактеризовал свое собст­венное творчество. В стихотворениях «Муза», «Блажен незлобивый по­эт...», «Замолкни, Муза мести и печали!..» и некоторых других выра­жены литературно-эстетические позиции поэта-гражданина, певца на­родного горя и страданий. В стихотворении «Муза» Некрасов говорит, что это «плачущая, скорбящая и болящая» Муза, ведущая его «чрез бездны темные насилия и Зла», что она

Почувствовать свои страданья научила

И свету возвестить о них благословила...

Сборник «Стихотворения Н. Некрасова» имел громадный успех. Все издание разошлось в несколько дней. Такого в русской литературе, по словам Тургенева, «не бывало со времени Пушкина».

Появление книги Некрасова вызвало переполох в правительствен­ных кругах и в лагере реакции. Министр просвещения Норов запретил переиздание сборника и всякое упоминание о нем в печати.

Летом 1856 года Некрасов уехал на лечение за границу и пробыл там почти целый год. Он побывал в Германии, Австрии, Италии, Франции, с интересом всматривался в незнакомую ему жизнь, в которой многое нравилось, а многое оставляло равнодушным.

На родину Некрасов вернулся в конце июня 1857 года и с головой окунулся в работу: занимается журнальными делами, пишет стихи, за­кончил поэму «Тишина», в которой передал свою радость от свидания с родиной и свою благодарность ей за душевный покой, за благоговей­ную «тишину», исцеляющую и дающую силы выдержать жизненные невзгоды.

Своеобразным продолжением поэмы «Тишина», в конце которой поэт говорил о своем намерении поселиться в «родной глуши», явилось написанное чуть позже стихотворение «На Волге», где автор передал свои впечатления и чувства от пребывания в этой «родной глуши».

Еще в первые годы пребывания в Петербурге Некрасова поразили социальные контрасты большого города. С горечью наблюдал он, как бедные труженики надрывались на непосильной работе ради куска хлеба, в каких ужасных условиях они жили, сколько страданий выпа­дало на их долю. А рядом он видел праздную жизнь богатых бездель­ников. Во многих своих стихах поэт запечатлел трагически безысход­ное существование «маленьких людей». О судьбе «униженных и ос­корбленных», об обитателях ночлежных домов, подвалов и чердаков Некрасов писал не с чужих слов. Ему самому пришлось испить горь­кую чашу нищеты и голода. Поэтому с такой болью и состраданием поэт рассказывал в своих произведениях о несчастном бедняке, кото­рый, мучимый голодом, украл калач у торговца, о солдате, несущем под мышкой гроб безвременно умершего ребенка, о смешном Ваньке – извозчике, украдкой чистящем бляхи на сбруе своей облезлой клячи в надежде привлечь седока побогаче (цикл «На улице»). Как болезнен­ный стон, вырываются из груди поэта слова: «Мерещится мне всюду драма». Пишет Некрасов и о «честном бедняке-сочинителе», угасающем

на больничной койке, где рядом с ним умирает «старикашка-актер», крестьянине, тоскующем о семействе, покинутом в деревне, и о других несчастных («В больнице»).

Но главной темой творчества Некрасова всегда была тема крестьян­ской жизни. Недаром поэта называли певцом народа-пахаря, крестьянским демократом. О тяжелой, безрадостной жизни деревенских тружеников он писал на протяжении всего своего творческого пути. Горькой доле деревенского трудящегося люда поэт посвятил многие свои произ­ведения: «Несжатая полоса», «Забытая деревня» и др.

Свои стихи Некрасов называл «свидетелями живыми» народных страданий, родившимися «в минуты роковых душевных гроз». Но при этом Некрасова никогда не покидала вера в исполинские силы много­миллионных масс русского крестьянства. Он был убежден, что наста­нет время, когда «поток живой и чистый Еще немых народных сил...», скованный «вековым недугом» долготерпения, в конце концов сумеет пробиться наружу и народ сбросит с себя тяжкие оковы многовекового рабства. Эта страстная убежденность поэта отчетливо слышится в его знаменитом стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), в котором прозвучала мысль о необходимости покончить со смирением и покорностью и выступить против общественного строя, порождающего страдания и горе народа.

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил,

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.. –

с надеждой и одновременно с глубокой верой спрашивал поэт.

В конце 1850-х годов в «Современнике» сложилась очень сложная обстановка. Появление в составе редакции Чернышевского и Добролю­бова, все возрастающее влияние их на направление журнала вызвало не­довольство со стороны таких достаточно умеренно настроенных сотруд­ников «Современника», как Тургенев, Григорович, Л.Н. Толстой. Они настороженно относились к излишне радикальным суждениям Черны­шевского и Добролюбова, убежденных, что социальные преобразования в России можно провести только путем крестьянской революции, и счи­тали, что нельзя превращать литературу в средство политической борь­бы и пропаганды, забывая об ее высшем предназначении.

Летом 1862 года «за вредное направление» «Современник» был приостановлен на восемь месяцев. По Петербургу ходили слухи, что Некрасову больше не разрешат издавать журнал, что он отрекся от прежних своих сотрудников (имелись в виду умерший Добролюбов и арестованный Чернышевский). Все это рождало у поэта невеселые мысли об окружающей жизни и о самом себе. Тогда-то и было написано одно из самых пронзительных и предельно искренних стихотворений Некрасова «Рыцарь на час», явившееся своеобразной исповедью не только самого поэта, но и целого поколения, которое захватило «труд­ное время Не готовыми к трудной борьбе».

Вспоминая пройденный путь, поэт видел, как много было совершено ошибок. Он мучается оттого, что не сумел воплотить в жизнь свои меч­ты и стремления, судит себя с беспощадной суровостью и в то же время желает покаяния. Некрасов жаждет найти человека, который смог бы понять и облегчить его страдающую душу. Но не нашлось такого чело­века, и исповедоваться поэт смог только перед светлым обликом покой­ной матери, ей поведать о своих душевных страданиях и муках совести.

Ни один русский поэт не писал о матери с такой страстной, доходя­щей до исступления любовью, как Некрасов. Он носил в своем сердце неизбывную вину за то, что не сумел еще при жизни матери отплатить ей за все, что она сделала для него, за то, что не успел проститься с ней перед смертью и даже опоздал на похороны. К святому для него образу матери поэт обращался на протяжении всего своего творчест­ва. О ней он писал в стихотворении «Родина» (1846), в поэме «Несча­стные» (1856), о ней постоянно думал и вспоминал на смертном одре, когда писал поэму «Мать» и колыбельную песню «Баюшки-баю».

Именно к матери обратился он со своей страстной исповедью в «Ры­царе на час».

Мать для поэта была воплощением всего самого возвышенного и святого, что только есть в человеческой жизни («чистейшей любви бо­жество!»). Она научила его Музу «не робеть пред царицею-правдою», «силу свободную, гордую» заложила ему в грудь, ей отдает он себя на суд, веря, что этот суд поможет очиститься, наставит его «на правый путь».

Слишком сурово и не совсем справедливо судил себя поэт. Не был он «мертвым для дела», а служил ему беззаветно и преданно. Но в «Ры­царе на час», несомненно, отразилось настроение определенной части русского общества, оказавшегося неготовым «к трудной борьбе», а его «благие порывы» так и не претворились в реальное дело.

Некрасову удалось преодолеть чувство растерянности и вопреки слухам и наветам своих недоброжелателей, проявив упорство и на­стойчивость, добиться разрешения продолжить издание «Современ­ника». Он сформировал новую редакцию, куда, кроме него самого, вошли М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.З. Елисеев, М.А. Антонович, А.Н. Пыпин, и пригласил новых авторов.

3 апреля 1886 года студент-революционер Д. В. Каракозов стрелял в царя Александра II. В столице начались аресты и обыски. Некрасов понимал, что над журналом нависла смертельная угроза. Желая спасти «Современник», он написал сначала стихи, посвященные О. Миссарову, который якобы помешал Каракозову убить царя, а затем хвалебную оду в честь Муравьева.

Трудно представить, какие муки пришлось испытать Некрасову. Враги злорадствовали, и даже друзья поэта отвернулись от него. До конца своих дней он не мог простить себе этого «неверного» звука, ко­торый исторгла его лира.

Спасти «Современник» не удалось. Его судьба была предрешена. В мае 1866 года «по высочайшему повелению» журналы «Современ­ник» и «Русское слово», «вследствие доказанного с давнего времени вредного их направления», были закрыты навсегда.

В годы, последовавшие после отмены крепостного права, творчество Некрасова продолжало развиваться в направлении все более глубокого отображения народной жизни и народных характеров. При этом поэт старался писать не только о народе, но и для народа. Именно таким про­изведением явилась поэма «Коробейники» (1861), которая открывалась посвящением: «Другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину де­ревни Шоды, Костромской губернии)».

Ничего подобного еще не знала русская поэзия. Некрасов не только посвятил свою поэму крестьянину, но и как бы отдавал «Коробейников» ему на суд, а через него и на суд массового народного читателя.

В центре поэмы находятся образы коробейников Ваньки и Тихоныча, Катерины и убийцы-лесника. К каждому из них у Некрасова свое отношение. Одних он любит, к другим относится с презрением, об од­них говорит с уважением, отдавая должное их душевной щедрости и му­дрости (например, о Катерине), о других – с горечью и неприязнью. И в этих суждениях мы чувствуем отношение к персонажам поэмы не только самого поэта, но и самого народа. Здесь происходит слияние мнения поэта с народным мнением. И это обусловило особенность худо­жественной формы «Коробейников». Некрасов не только использовал в поэме живой разговорный язык народа, но и включил в художественную

ткань произведения различные элементы фольклора: пословицы, по­говорки, приметы. Все это придало поэме подлинно народный харак­тер, а отдельные ее части стали народными песнями (например, «Ко­робушка»).

В одну из поездок на родину Некрасов познакомился с крестьянкой, которая поведала ему «печаль свою великую» о гибели единственного сына. Ее рассказ поэт положил в основу небольшой поэмы «Орина, мать солдатская» (1863).

По своему характеру поэма «Орина, мать солдатская» очень близко к жанру народных причитаний. В скупой, лаконичной форме Некрасов удалось показать не только трагическую участь русского солдата, мордованного палочной дисциплиной, но и безмерное горе матери, потерявшей единственного кормильца. При этом страдания Иванушки и муки Орины поэт воспринимает как каплю в «чаше вселенского горя».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.