Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В огороде бузина, а в Киеве дядька




Основные условия диалогового общения

Вопрос 2

Диалог

Диалог – процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей.

Выделяют два класса диалогаинформационный (характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях) и интерпретационный (знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию).

Для того чтобы диалоговое общение состоялось, необходимо соблюдать определенные условия.

1. Разрыв в знаниях. Если партнеры не будут сообщать друг другу новую, неизвестную информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами, то диалог не состоится. Например, крайне неинформативен был учитель географии и истории Ипполит Ипполитыч из рассказа А. П. Чехова «Учитель словесности»:

«Зимой нужно топить печь, а летом и без печей тепло. Летом откроешь ночью окна и все-таки тепло, а зимою – двойные рамы и все-таки холодно».

Информативность диалога достигается не только за счет новизны сообщаемой информации, но и при помощи языковых средств, подчеркивающих новый аспект в восприятии общеизвестной информации. Исключительно информативны песни В. С. Высоцкого:

«Я не люблю, когда мои письма читают,

Заглядывая мне через плечо».

Избыточная информативность так же вредна для речевой коммуникации, как и не информативность. Сообщение с полным описанием внешнего мира противоречит нормальному общению, так как из него почти невозможно выделить значимую информацию.

2. Потребность в общении. Она возникает в ситуации, когда у одного из потенциальных собеседников знания о предмете общения недостаточны. Присутствие в этой ситуации партнера, который мог бы быть источником неизвестной информации, делает вероятность возникновения диалога.

3. Соблюдение причинно-следственных связей (для наступления каких-либо событий должны быть причины, а также причины и следствия должны иметь связь и не быть произвольными). Разрыв этих связей ведет к нарушению нормального общения. Например:

Я бы за тебя пошла, да у меня корыто.

В приведенном разговоре отсутствуют даже самые слабые причинно-следственные связи.

4. Требование общей памяти (говорящие должны иметь хотя бы минимальный общий запас сведений о прошлом).

5. Общие языковые знания (один язык, понятность для обоих собеседников терминологической, заимствованной или иной лексики, которой нет в активном запасе лексики у другого и т.п.).

6. Семантическая связность диалога. Например, в следующем отрывке данное условие диалогового общения, какая-либо семантическая связность диалога отсутствуют:

Следует постоянно думать обо всем.

Потолок наверху. Пол внизу.

Когда я говорю «да», это всего лишь способ выражаться.

Каждому свое.

Важно, чтобы диалоговое общение не просто состоялось, но и было эффективным. Как стать хорошим собеседником? Многие люди говорят только о тех вещах, которые интересуют их, а это может быть скучно для других. Пустите этот процесс в обратном направлении. Дайте возможность, побудите другого человека говорить о его интересах, делах, успехах, а если это мать – о ее детях. Сделайте это и слушайте внимательно. Вы доставите людям удовольствие. Вас сочтут хорошим собеседником, даже если вы говорили очень мало.

К условиям эффективности общения относятся следующие:

1. Разговор состоится, если в нем участвуют не менее 2-х человек.

2. Обоюдное желание вести разговор. Общая необходимость и заинтересованность в передаче и получении информации. Разберем следующую ситуацию.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» есть следующий эпизод. Базаров приезжает в родительский дом после 3-х летней разлуки. «Василий Иванович, … прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра…».

Подобные ситуации в нашей жизни встречаются часто. Они разнообразны. В электричке рядом садится гражданин и заводит разговор. Из вежливости ему односложно отвечают, давая понять, что нет желания поддерживать разговор. Но он назойливо задает вопросы, что-то рассказывает. В таких случаях остается только встать, поменять место или уйти.

Следует помнить о культуре общения. Не надо навязываться с разговором. Если вы чувствуете, что собеседник не проявляет интереса, прекратите разговор или подождите, когда у партнера появится необходимость в общении.

3. Должен быть предмет разговора, тема для обсуждения.

Важно удачно выбрать тему. Возвращаясь к роману И. С. Тургенева, разберем следующую ситуацию.

«Одинцова сидела, прислонясь к спинке кресел … и слушала Базарова… Базаров толковал о медицине, … о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку. Но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике… Три часа … длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая».

Базаров говорил о медицине, о ботанике, то есть о том, что он хорошо знал, чем занимался. Предмет разговора интересовал и Одинцову. Но вот она заговорила о музыке. Базаров отрицал искусство. Поэтому он мог или уйти от разговора, замолчать, или высказать свое резкое суждение и тем самым обострить беседу. Успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, актуальна ли она, интересна ли для собеседника, в какой степени предмет обсуждения известен каждому из беседующих.

4. Необходимо знание языка, на котором общаются, способность найти общий язык.

Разберем следующую ситуацию из названного романа.

«Иногда Базаров отправлялся на деревню… вступал в беседу с каким-нибудь мужиком. «Ну, - говорил он ему, - излагай мне свои воззрения на жизнь, братец; ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории…» Мужик либо не отвечал ничего, либо произносил слова вроде следующих: «А мы могим… Тоже, потом, значит… какой положен у нас, примерно придел…».

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.

- О чем толковал? – спросил у него другой мужик, - о недоимке, что ль?

- Какое о недоимке, братец ты мой! – отвечал первый мужик, - так, болтал, кое-что: язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?

- Где понять! – отвечал другой мужик … и оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.

Разговора между Базаровым и мужиком не получилось, поскольку говорили они на разных языках. Почему это происходит? Литературным русским языком, как правило, владеют люди, получившие образование. Но как средство общения используются просторечия, диалекты, жаргоны. Речь Базарова строилась по нормам литературного языка, в ней встречаются слова, не понятные собеседнику: воззрение, будущность, эпоха… Мужик не понимает Базарова, не знает, что ему отвечать. Его реплика сбивчива, состоит почти из одних вводных слов, местоимений, союзов. Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык. И не только потому, что объяснялись на знакомом им деревенском просторечье, но и потому, что они одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы.

То есть говорить на одном языке – значит знать нравы, обычаи, особенности людей, с которыми приходится общаться.

Различают два вида диалоговсобытийный и деловой.

Событийный (информационный) диалог свойственен любой сфере общения: бытовой, деловой, профессиональной и др. Выделяют четыре его особенности:

- всегда есть предмет общения;

- осуществление тактики принятия партнера;

- реализация ситуации партнерства в общении;

- самопрезентация личности.

Деловой диалог характеризуется четкой ролевой дифференциацией. К его основным закономерностям относятся:

- не всегда есть предмет общения;

- осуществление тактики принятия партнера;

- ситуация партнерства реализуется в соответствии с ролью;

- самопрезентация согласно своей роли.

Исходя из целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партнеров, выделяют следующие основные разновидности диалогической коммуникациибытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры, дискуссия, совещание (собрание), пресс-конференция.

Для бытового разговора характерно следующее:

- незапланированность;

- большое разнообразие обсуждаемых тем и используемых языковых средств;

- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

- отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости какого-либо решения;

- самопрезентация личности;

- разговорный стиль речи.

Некоторые из разновидностей диалогической коммуникации рассмотрим отдельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.