Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недостатки композиции речи




Вопрос 6

Основной недостаток композиции – нарушение логической последовательности в изложении материала. Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логичности: «Новому начальнику 24 года… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Так они вместо этого послали лошадей и председателя … на поля, а сами пошли на танцы… Людей надо водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались… Перехожу к спорту…».

Самыми распространенными композиционными недочетами выступления являются следующие:

- нет вступления или оно слишком затянуто;

- изложение не подчинено главной идее;

- непоследовательно или неинтересно построено изложение;

- используется всего один-два приема изложения; несоразмерность материала выступления;

- нет заключения или, наоборот, оратор никак не может остановиться.

К недостаткам композиции также относятся:

- перегрузка текста теоретическими рассуждениям;

- отсутствие доказательности основных положений;

- обилие затронутых вопросов и проблем;

- шаблонное, трафаретное построение речи и др.

Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3-4 вопросов. Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им вопросы. Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров, не относящихся к обсуждаемому предмету. Речь должна быть экономной и краткой. Но краткость состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, иногда же звучит несколько минут, а кажется длинным и утомительным.

Во время выступления следует избегать следующих моментов:

1. Не говорить много (чтобы при этом не лишать других возможности принять участия в общении). Французский писатель Александр Дюма утверждал: «Человек, который много говорит, в конце концов скажет глупость». Особо следует помнить о совете «не говорить много» в тех ситуациях, когда идет важный разговор, где каждое слово имеет важное значение.

Прежде чем говорить перед аудиторией, следует продумать, что вы желаете ей сказать и как выразить это кратко. Еще древние советовали, что следует говорить как можно интереснее и как можно короче.

2. Не надоедать поучениями, чтобы слушатели не подумали, что их поучают. Следует использовать вводные слова («Как вы все хорошо знаете»; «Вероятно, я не открою для вас Америку, если…», «Я говорю вам то, что большинство присутствующих знает, но мы…» и т.п.). Неприятно действуют на слушателя частые советы.

Неприятное впечатление на аудиторию оказывают и пренебрежительные интонации, снисходительное, надменное отношение оратора к аудитории, «давление» на аудиторию своими знаниями.

Общаясь с аудиторией, всегда необходимо помнить древнюю мудрость: «Кто умеет – работает, кто не умеет – поучает».

3. Не говорить слишком много о своих бедах. Постоянно говорить о себе и своих делах крайне нежелательно. Столь же неприятно, когда выступающий все время на что-то жалуется. Общение с таким человеком вызывает плохое настроение и отрицательные эмоции.

4. Не быть человеком настроения. Многие выступления заканчиваются так и не успев начаться. Одна из причин этого парадокса – мрачное настроение говорящего. Для того чтобы научиться хорошо держаться перед слушателями и оказывать приятное впечатление на окружающих людей, необходимо уметь владеть собой (владеть отрицательными эмоциями, подавлять открытую неприязнь, антипатию как к какому-либо явлению, процессу, так и отдельному человеку, группе людей; не ограничиваться, если позволяет обстановка, в проявлении симпатии доверия, уважения, восхищения).

5. Не менять тему разговора. Какое-либо отклонение выступающего от темы доклада (беседы) и постановка вопросов, которые не имеют никакого отношения к сути дела, препятствуют раскрытию темы разговора, вводят слушателей (собеседников) в заблуждение.

6. Не «пудрить мозги» слушателям». Выступления некоторых ораторов Плутарх сравнивал с кипарисами: «Они такие большие и красивые, но, к сожалению, не имеют плодов». Он указывал, что недостаточно хорошо держаться перед слушателями. Надо что-то и сказать. Однако довольно часто слушатели покидают аудиторию, не имея ни малейшего представления, о чем шла речь, хотя слова, которые употреблял выступающий, его стиль и жесты были превосходны. В таких случаях принято говорить, что оратор «пудрил мозги».

7. Не ссориться с аудиторией. Общаясь со слушателями, оратор всегда должен помнить мудрую народную поговорку: «На каплю меда мух слетается больше, чем на бочку желчи». Не следует жалеть этого меда для слушателей. Не следует быть грубым, бестактным, агрессивным, даже если вы говорите «только правду», не следует ругать кого-то из виновников (дайте понять человеку, в чем он виноват, но так, чтобы у него появилось желание исправить свою ошибку), спорить с кем-нибудь из слушателей. Иначе аудитория слушателей будет становиться к вам все более прохладной и все время уменьшаться.

Типичными недостатками ораторской речи являются также:

- бедность словаря;

- стилевое несоответствие;

- длинноты, слишком длинные замысловатые рассуждения, доказательства (описания подлежат сокращению, а сложные предложения, состоящие из 4-5 и более простых предложений, - разбивке на 2-3 предложения);

- излишняя краткость - опуская какую-то информацию, что-то недоговаривая, оратор делает свое выступление не совсем понятным для слушателей, говорить нужно не так, чтобы вас могли понять, а так, чтобы вас не могли не понять;

- моменты неблагозвучия - необходимо избегать слов-паразитов типа э-э-э-э… м-м-м-м… как бы… как это?…… как его?… и др..

Для того чтобы публичное выступление было наиболее эффективным, следует не допускать в речи (выступлении) всех рассмотренных недостатков, а если они возникли – стремиться к их устранению.

 

ТЕМА «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ»

Вопросы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.