Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Заключение - стратегически наиболее важный раздел речи




Заключение - стратегически наиболее важный раздел речи

То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего. Поэтому важно тщательно готовить концовку речи заранее. Убедительное и яркое заключение оставляет хорошее впечатление о речи.

Важно, чтобы начало и конец выступления были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. Конец речи должен быть таким, чтобы слушатели (читатели) почувствовали, что дальше говорить нечего. Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.

Важно плавно заканчивать свою речь. Заключение должно естественно вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления». Если оратор не вписался в регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи незавершенность, недосказанность. Излишне затянутое заключение воспринимается как новая основная часть выступления. Не следует заканчивать свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу».

В качестве концовок речи могут быть использованы следующие речевые приемы заключения:

- Сделать слушателям подходящий комплимент.

- Изложить основную мысль выступления в виде тезисов.

- Рассказать короткий рассказ, басню, подытоживающие вашу речь.

- Апеллировать к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действиям и т.д.).

- Обобщить сказанное в речи.

- Процитировать подходящие поэтические строки.

- Подвести итог выступления.

- Сделать заключительное сообщение, вывод(ы) из своих высказываний.

- Привести остроумное высказывание.

- Высказать свое личное отношение к содержанию выступления.

- Указать на еще не решенные проблемы, поставить перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

- Связать конец речи с началом (он должен закруглить ее) и др.

Например, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина – только в жажде знаний. В богатырском труде и умноженном таланте… Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя».

Особенно тщательно следует работать над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Именно такую роль играют заключительные слова в речи крупнейшего русского адвоката Ф. И. Плевако по делу люторических крестьян: «Нет, вы не осудите их. … Вы пощадите их. Но если слово защиты вас не трогает, если я, сытый, давно сытый человек, не умею понять и выразить муки голодного и отчаянного бесправия, пусть они сами говорят за себя и представительствуют перед вами. О, судьи, их тупые глаза умеют плакать и горько плакать; их загорелые груди вмещают в себя страдальческие сердца; их несвязные речи хотят, но не умеют ясно выражать своих просьб о правде, о милости. Люди они. Человеки!..Судите же по-человечески!..»

В заключении информационного выступления подводят итог сказанному, делают выводы или кратко повторяют материал. В агитационных речах перед слушателями ставятся конкретные задачи или обращаются к ним с призывом.

Вопрос 4

Главная часть публичного выступления. Методы изложения материала

Хорошо продуманное вступление и необычное заключение не обеспечивают успеха выступления. Бывает, что оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей. Но постепенно их внимание ослабевает, а затем - пропадает.

Главная часть - наиболее ответственная часть ораторского выступления. Выступающий должен не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи.

Не существует универсальных правил построения публичного выступления. Способ изложения тем, композиция будут меняться в зависимости от темы, содержания выступления, цели и задач, стоящих перед оратором, состава слушателей, специфики аудитории и других факторов. Работа над планом, композицией речи – творческий процесс.

Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Рассмотрим основные из правил композиции.

1. Принцип последовательности каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей и быть с ней связанной.

2. Принцип усиления воздействия – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приводятся в конце рассуждения. Материал должен располагаться так, чтобы интерес слушателей постепенно нарастал. Это также помогает держать все время слушателей в напряжении. Готовность слушателей согласиться с выводами при этом постепенно возрастает. Если оратор считает, что слушатели мало склонны принимать выдвигаемые доводы, то самые убедительные и интересные для них аргументы он переносит в начало основной части.

3. Принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

4. Принцип экономии средств – умение достигать поставленной цели выступления наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств, привлекая лишь самый необходимый материал. Минимальными средствами донести до слушателей идею выступления.

5. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Очень важно расположить материал таким образом, чтобы он работал на главную идею речи. Предмет речи должен оставаться неизменным, на него должны «нанизываться» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

 

В главной части выступления излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. С помощью аргументов раскрывается суть темы.

Важно не только убедить аудиторию в чем-то, но и повлиять на нее, вызвать ответную реакцию. При работе над композицией следует продумать также систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений (логические доводы) и воздействия на аудиторию (психологические доводы). Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к их чувствам. Аргументация и доказательство – стержень основной части.

В выступлении следует освещать, как правило, только одну тему. Слушателям необходимо дать возможность сосредоточиться. Главный вопрос, лежащий в основе выступления, не должен включать более 10-12 пунктов, которые помогут развить и доказать основной тезис. Критики делают выступающему разные замечания (заумный, много говорит, выражается сверх научным языком и пр.), но почти никогда не делают ему укор за краткость речи. Поэтому следует стремиться к краткости изложения при максимальной передаче смысловой нагрузки информации.

Нельзя забывать и о наглядности как одном из средств доказательства. В качестве наглядных средств могут использоваться графики, таблицы, схемы, диаграммы, географические карты, фотоматериалы, реальные предметы, экспонаты, наглядные и технические средства, диафильмы, фонозаписи, диапозитивы, средства массовой информации (кинофильмы, радио- телепередачи).

 

Таким образом, можно выделить следующие задачи каждой композиционной части выступления и основные приемы привлечения внимания:

Композиционное построение речи
Части выступления Приемы привлечения внимания
1. Вступление Задачи: - пробудить интерес к теме предстоящего разговора; - установить контакт; - подготовить слушателей к восприятию выступления; - обосновать постановку вопроса; - основное условие – максимальная лаконичность. 2. Главная часть Задачи: - последовательно разъяснить выдвинутые положения; - доказать их правильность; - подвести слушателей к необходимым выводам. 3. Заключение Задачи: - суммировать сказанное; - повысить интерес к предмету речи; - подчеркнуть значение сказанного; - поставить задачи; - призвать к непосредственным действиям. - Обращение. - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы. - Прием сопереживания. - Изложение парадоксальной ситуации. - Апелляция к интересам аудитории. - Прием соучастия. - Апелляция к событиям. - Апелляция к географическим или погодным условиям. - Апелляция к речи предыдущего оратора. - Апелляция к авторитетам или известным источникам. - Апелляция к личности оратора. - Юмористическое замечание. - Вопросы к аудитории. - Риторический вопрос. - Вопросно-ответный ход рассуждения и др.

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы будет использовать с целью привлечения внимания слушателей.

Структура выступления зависит от метода преподнесения материала. Выделяют следующие методы изложения материала:

1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает свою речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

2. Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а затем разъяснят их смысл на конкретных примерах, фактах (переходит от общих положений к конкретной ситуации и делает на основе этого вывод).

Если у слушателей нет достаточных теоретических знаний по тематике выступления и навыков абстрактного мышления, то лучше использовать метод индукции – от изложения типичных, конкретных, известных явлений переходить к выявлению закономерностей и обобщений. При дедуктивном методе, наоборот, от общих закономерностей переходят к детальным характеристикам и оценкам конкретных процессов и явлений.

3. Метод аналогии – сопоставление, сравнение различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводят с тем, что хорошо известно слушателям.

4. Концентрический (спиральный) метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего, относительно поверхностного изложения вопроса к повторному, более конкретному, детальному и углубленному его анализу (рассмотрению данного явления со всех сторон).

5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

6. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

7. Логический метод системно-структурный подход к явлению без обращения к его истории.

На практике эти способы изложения материала переплетаются, определяя композицию конкретного выступления.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной. В речи часто используется такой речевой прием, как смена аспектов в процессе аргументации (посмотреть на проблему с другой стороны).

В текстах профессиональной (судебной) речи используют различные речевые клише.

Монолог оратора легче воспринимается, если в нем используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, размышление, характеристика, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.

Важно соблюдать композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении.

Подготовку выступления завершает усвоение материала. Надо прочитать его несколько раз. Напомнить о последовательности может развернутый план выступления (вопросы, подвопросы и т.д.). На листки одинакового формата выписывается необходимый вспомогательный материал: цитаты, примеры, цифры.

Можно написать тезисный план, состоящий из утверждений по каждому вопросу, которые записываются на карточках. Не затруднит контакт с аудиторией конспект из ключевых слов и фраз.

Проговаривая текст, не надо забывать делать паузы. Самые большие паузы отделяют вступление от основной части и основную часть от заключения.

Завершает подготовку прогон материала (воспроизведение материала мысленно или вслух).

Закончить подготовку к выступлению рекомендуется за несколько дней до выступления, чтобы материал успел отложиться в памяти и было время для обдумывания и обсуждения его фрагментов.

Таким образом, к основным этапам подготовки выступления относятся:

1. Подбор материала по предварительному плану. Ответ на вопрос: «Что говорить?»

2. Составление окончательного плана с учетом композиции выступления. Ответ на вопрос: «В каком порядке говорить?»

3. Работа над текстом. Ответ на вопрос: «Как лучше сказать?»

4. Усвоение и погон материала.

Нередко в сфере делового общения бывают ситуации, когда необходима оперативная подготовка к выступлению. Деловым людям приходится подготавливать небольшие сообщения, чтобы выступить на совещании или собрании. Рекомендуется следующая схема подготовки:

1. Ответить на вопросы:

- Кто будет в зале?

- Чего ждут от меня?

- В чем состоит задача моего выступления?

2. Подумать, какие ключевые понятия будут затронуты в выступлении и выписать их на отдельных карточках.

3. Составить план выступления. Расположить слова в нужной последовательности.

4. Продумать введение и заключение, весь текст в целом, ориентируясь на план и ключевые слова.

5. Если позволяет время, то к каждому ключевому слову на карточке следует добавить соответствующий тезис, раскрывающий его смысл.

Не менее важно уметь анализировать каждое проведенное выступление. Самообладание, способность к импровизации, умение «читать» состояние слушателей и быстро реагировать на него, искусство отвечать на вопросы – все это совершенствуется от выступления к выступлению. Поэтому важно делать самоанализ каждого выступления и прежде всего – насколько оно было подготовленным.

Для определения степени готовности к выступлению, подготовки к публичным выступлениям, их последующего анализа могут быть использованы следующие вопросы:

1. Отражает ли название темы речи ее содержание?

2. Действительно ли меня интересует тема выступления?

3. Достаточно ли я знаю по данной проблеме?

4. Убежден ли я в том, о чем буду говорить?

5. Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интересам и установкам слушателей?

6. Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления?

7. Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные?

8. Каким методом изложен материал?

9. Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?

10. Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?

11. Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы?

12. Правильно ли распределен материал по времени?

13. Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?

14. Владею ли я материалом выступления? Проведены ли тренировки?

15. Место и время выступления.

16. Уложился ли я в отведенное время?

17. Что удалось в процессе выступления?

18. Почему я считаю это удачным?

19. Недостатки в поведении выступления.

20. Почему возникли?

21. Выводы.

22. Реакция аудитории, реплики слушателей.

23. Вопросы.

24. Мои ответы.

25. Оценка выступления в целом.

26. Мое настроение после выступления.

27. Что следует делать, чтобы следующее выступление было лучше?

Вопрос 5 (самостоятельное изучение)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.