КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Требования логики, предъявляемые к публичным выступлениям(речевой коммуникации) К выступлениям (устным, письменным) предъявляются следующие основные требования логики: 1. Требование определенности, ясности, понятности. Слушатели должны ясно понимать все слова и выражения, употребляемые выступающим. Если оратор произносит незнакомые для аудитории термины – возникает неопределенность. Поэтому, готовясь к выступлению, надо не только отмечать слова, значение которых нужно будет пояснить, но и продумать способ определения в зависимости от темы выступления и особенностей аудитории. 2. Требование последовательности. Излагать последовательно – значит соблюдать логическую связь мыслей, одна мысль должна подготавливать другую, вторая мысль - вытекать из первой, третья - из второй и т.д. Логической считается такая последовательность, когда изложение идет от известного к неизвестному, от простого к сложному, от описания знакомого и близкого – к далекому. В процессе публичного выступления необходимо не только подготовить слушателей к следующему вопросу, построить выступление так, чтобы очередной вопрос логически вытекал из предыдущего, но и использовать выражения-связки (например: переходя к следующему вопросу, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, заканчивая рассмотрение этого вопроса и т.п.). 3. Требование непротиворечивости. Утверждая что-либо о каком-то предмете или явлении для какого-то момента времени в каком-то отношении. 4. Требование обоснованности. Особенно важно соблюдать, если нужно убедить слушателей в чем-то или склонить их к определенным действиям.
Если в процессе речевой коммуникации, публичного выступления вы что-либо утверждаете, как логически обосновать утверждение? Выделяют три уровня обоснования. 1. Четко сформулировать мысль, которую бы вы хотели обосновать – тезис (отвечает на вопрос «Что мы доказываем?», должен быть предельно конкретным – «Ученые оторваны от жизни»). 2. Подкрепить тезис аргументами – основанием доказательства (отвечают на вопрос «Чем доказываем?»). Это может быть совокупность фактов, статистические данные, теоретические положения и т.д. 3. Демонстрация – показ того, как из данных аргументов следует тезис (отвечает на вопрос «Как доказываем?»), демонстрирует ход рассуждений. Доказать можно путем наблюдений, посредством рассуждений. К используемым аргументам предъявляются следующие требования. 1. Все используемые аргументы должны иметь непосредственное отношение к тезису. 2. Аргументы должны быть истинными, то есть доказанными ранее. При нарушении этого требования возникает две логические ошибки: - ошибка ложного основания (если аргумент заведомо ложен), - ошибка предвосхищения основания (если аргумент никем не был доказан). Вывод на ложном основании заведомо неверен. На недоказанном основании – не исключает ложности. 3. Аргументы должны быть обоснованы независимо от тезиса. Если этого не соблюдать – возникает ошибка «круг в доказательстве». В фильме «Михайло Ломоносов» есть эпизод: на заседании ученого совета Российской академии наук Ломоносов задает вопрос Шумахеру о том, почему в академии мало русских студентов. Шумахер ответил, что это объясняется малым количеством профессоров, говорящих по-русски. Когда же Ломоносов возмутился тем, что в академии мало русских профессоров, Шумахер сослался на малое количество русских студентов. Ломоносов ударил по столу рукой: «Да это чертов круг какой-то!» и удалился с заседания. 4. Аргументы должны быть достаточны для получения вывода, то есть такими, чтобы вывод нельзя было не сделать, иначе возникнет ошибка «вывод не следует».
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |