Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качество и уровень жизни персонала




Трудовая деятельность человека служит основой создания материальных благ и повышения качества жизни людей. Под качеством жизни обычно понимаемся совокупность условий че­ловеческого существования, обеспечивающих получение необ­ходимых жизненных благ, материального богатства и духовных ценностей. Всякое богатство, как отмечал А. Маршалл, состоит из вещей, которые люди желают иметь и которые прямо или косвенно удовлетворяют все потребности человека. Необходимые людям вещи или блага подразделяются на мате­риальные и нематериальные.

Материальные блага состоят из полезных вещей, товаров и ма­териалов, а также из всех прав на владение и использование материальных вещей или на извлечение из прав собственности на свои вещи выгоды как в сегодняшней, так и в завтрашней жизни. Примерами материальных благ могут служить все есте­ственные дары природы, земля и вода, воздух и климат, продукты сельского хозяйства и рыболовства, товары добывающей и пе­рерабатывающей промышленности, здания, машины и инстру­менты, а также закладные и другие долговые обязательства, доли акций в государственных и частных компаниях, все виды моно полий, патентные и авторские права и другие права пользова­ния всеми видами личной и интеллектуальной собственности.

Нематериальные блага подразделяются на две группы. К первой группе относятся собственные качества человека и его способ­ности к действию и наслаждениям, например умственные и де­ловые способности, профессиональное образование и практиче­ские умения. Перечисленные блага заключаются в самом чело­веке и называются внутренними. Во вторую группу включаются внешние блага, состоящие в наличии хорошей репутации и де­ловых связей человека и др.

Как материальные, так и нематериальные блага могут быть передаваемыми и непередаваемыми. К первым обычно относятся материальные ценности, а ко вторым — личные качества и спо­собности, а также деловые связи, благоприятные климатические условия и т.п.

Таким образом, материальные блага, человеческие качества и климатические условия, которыми располагает человек, явля­ются важнейшими характеристиками качества жизни людей. При научном анализе качества жизни человека, как считает Б.М. Генкин, следует прежде всего учитывать, что уровень качества лю­бого объекта или процесса может быть установлен только по от­ношению к заранее выбранному эталону, который определяет­ся сложившимися обычаями, правилами, традициями, нормами и стандартами. Относительность оценок качества жизни подтвер­ждается многими примерами. Так, для большинства среднеобес­печенных людей богатая жизнь новых русских миллионеров пред­ставляется лишь большой роскошью, а для многих людей, ис­поведующих православную религию, она кажется не только крайне неблагополучной, но и неприемлемой и вообще недопустимой. Следовательно, возникает необходимость определения уровня жизни людей по отношению к общественно признанным нор­мам, обычаям и традициям, а также к моральным ценностям и личным потребностям, желаниям и притязаниям человека.

В цивилизованном мире качество жизни людей в различных странах отличается значительной степенью неоднородности. Возьмем, к примеру, такие основные компоненты материальных благ, как питание, жилье, одежда и пр. В развитых странах каждая семья имеет свой дом или отдельную квартиру из 5—10 комнат. В Германии, например, на одну семью приходится в среднем пол­тора легковых автомобиля. В Российской Федерации в большин­стве своем указанные показатели значительно ниже существую­щих европейских стандартов. Здесь следует сказать о том, что особенно неблагоприятны в нашей стране показатели средней про­должительности жизни, медицинского обслуживания, состояния окружающей среды и безопасности жизнедеятельности. В по­следние годы значительно снизился и среднероссийский индекс развития человеческого потенциала. По данному показателю Рос­сийская Федерация за пять лет переместилась с 50-го на 120-е место. Наилучшие показатели имеют Канада, Япония, Соединен­ные Штаты Америки.

Средний индекс развития человеческого потенциала рассчи­тывается по трем показателям, характеризующим ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и реальный среднедушевой валовый внутренний продукт.

Индивидуальный индекс по каждому из этих факторов опре­деляется по следующей формуле:

 

где И1 — индекс соответствующего фактора;

Пф — фактические значения показателя;

Пmin — минимальное значение показателя;

Пmax — максимальное значение показателя.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни населения Российской Федерации определяется следующим образом. Ис­ходя из фактических значений продолжительности жизни (Япо­ния — 79 лет, Швеция — 78 лет, Канала и Франция — 77 лет, Великобритания и США — 76 лет, Чили — 72 года, Мексика — 70 лет, Россия — 65 лет) были приняты максимальное и мини­мальное значения данного фактора 85 и 25 лет. Таким образом, по формуле 8.1 первый индекс составит:

 

 

.

 

Индекс уровня образования рассчитывается как средневзве­шенная величина из двух индексов, характеризующих соответ­ственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возра­сте до 24 лет (вес 1/3). В Российской Федерации уровень грамот­ности взрослого населения составляет 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%. Рассчитанные по формуле 8.1 зна­чения данных индексов равны соответственно 0,984 и 0,491. Учитывая их весовые значения, получим второй индекс:

 

 

Индекс душевого валового внутреннего продукта определя­ется по следующим исходным данным. Фактическое среднеду­шевое значение валового внутреннего продукта в Российской Федерации составило 1044 долл. Максимальное значение данного показателя принято равным 5500 долл., минимальное — 100 долл. В данном случае по формуле 8.1 получим третий индекс:

 

,

Среднеарифметическое значение индекса развития человече­ского потенциала в Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:

 

.

Таким образом, становится очевидной необходимость даль­нейшего развития человеческого потенциала и повышения ка­чества жизни в Российской Федерации. Среди основных факторов, определяющих качество жизни человека, наиболее существенными являются духовные, экологические, экономические, технологи­ческие, политические и др.

Духовные факторы характеризуются системой формирования потребности людей, целями их жизни, ценностными ориенти­рами, этическими нормами и т.п. В настоящее время этические проблемы стали особенно важными вследствие криминализации экономических отношений и беспрецедентного роста преступ­ности. На теневой сектор отечественной экономики в настоящее время приходится около половины валового внутреннего про­дукта. По прогнозам Организации Объединенных Наций, в бли­жайшее время преступность в мире будет расти в среднем на 5% в год. Именно поэтому необходимы государственные меры нрав­ственного оздоровления российской экономики.

Экологические факторы определяются состоянием природы, ее экономическим потенциалом, объемами имеющихся природных ресурсов, степенью загрязнения земли, водоемов и воздуха, вли­янием окружающей среды на человека. Количество отходов про­изводственной деятельности ежегодно увеличивается примерно на 5%, а особо опасных — еще больше. Запасы многих важнейших природных ресурсов при сохранении нынешних тенденции их использования могут иссякнуть за несколько десятилетий. В таких условиях в Российской Федерации должна действовать известная за рубежом концепция устойчивого развития, согласно которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно осуществляться за счет природных ресурсов будущих поколений.

Экономические факторы характеризуются объемами производ­ства товаров и услуг, средствами производства, эффективностью использования ресурсов, состоянием финансовой системы, уров­нем заработной платы работников и многими другими показа­телями. Большинство экономических показателей Российской Федерации в несколько раз ниже соответствующих показателей других стран. Так, например, уровень производительности тру­да на российских предприятиях в 2—5 раз ниже, чем на амери­канских фирмах, в значительно большей степени ниже и сред­негодовые доходы работников.

Технологические факторы определяются существующими методами воздействия средств производства на предметы труда, техническими параметрами продукции, технологического обо­рудования и материалов, влиянием техники на человека и при­роду. Низкий уровень отечественной технологии заметно сни­жает качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, товаров и услуг.

Политические факторы характеризуются социальными усло­виями, необходимыми для свободной экономической деятель­ности, развития творческих способностей людей, возможностей прямого выражения различных мнений, безопасной жизни и ра­боты и т.п. В Российской Федерации такие условия не созданы до сих пор, многие институты рыночной экономики не действуют, отсутствует и программа оздоровления финансового состояния предприятий, стабилизации отечественного производства, повы­шения платежеспособности производителей и потребителей, роста качества работы и уровня жизни людей.

По мнению видных отечественных и зарубежных экономи­стов, в связи с имеющимся значительным отставанием в разви­тии действующей в Российской Федерации рыночной экономи­ческой системы, которая определяет состояние производства, качество и уровень жизни работников и многие другие факто­ры, в ближайшее время необходимо осуществить реструктури­зацию российской экономики, ее переориентацию, обновление и переоценку ценностей, направив все действия персонала на всех уровнях управления на активизацию человеческого капитала.

Реструктуризация предусматривает изменение организацион­ных структур, в том числе замену и модернизацию оборудова­ния, улучшение действующей системы управления, состава ра­ботников предприятия, систем обработки информации и т.п.

Переориентация означает изменение профиля производства продукции и услуг в соответствии с требованиями рынка или изменением общественных условий, в частности с расширени­ем выпуска продукции для населения.

Обновление предполагает соответствующие преобразования методов и стилей управления, совершенствование структуры промышленно-производственного персонала предприятия, деле­гирование полномочий нижестоящим звеньям управления, рас­ширение прав структурных подразделений предприятия и отдель­ных работников, стимулирование творческой активности и тру­довой деятельности всего персонала и т.д.

Переоценка ценностей требует определенных изменений в си­стеме экономических целей предприятия, его стратегии и так­тике, организационной культуре, производственно-финансовой деятельности, социальной сфере и службах управления персо­налом.

Основой всех преобразований, необходимых для повышения качества и уровня жизни работников, должно явиться совершен­ствование производства, его реструктуризация и улучшение соста­ва всех категорий персонала на отечественных предприятиях.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие виды потребностей человека существуют? Как они формируются?

2. Какой механизм действует между потребностями и трудовой деятельностью?

3. Какие виды потребностей известны?

4. Что понимается под мотивацией?

5. В чем заключается сущность форм мотивации по статусу и по результатам?

6. Какая существует зависимость между мотивацией персонала и эффективность труда?

7. По каким показателям можно выявить влияние мотивации на работников?

8. Как влияет мотивация на эффективность работы?

9. Как можно реализовать социальную эффективность?

10. Какие существуют уровни удовлетворения потребностей человека?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.