Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств




Правовые, организационные и экономические основы обязатель­ного страхования гражданской ответственности владельцев транс­портных средств определяются Законом РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности вла­дельцев транспортных средств»104.

Законом предусматривается всеобщность и обязательность стра­хования гражданской ответственности владельцев транспортных средств105. Не допускается использование на территории РФ транс­портных средств, владельцы которых не исполнили установленную Законом обязанность по страхованию своей гражданской ответствен­ности. Гарантируется Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Законом) также возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных Законом (ст. 3).

Владельцы транспортных средств обязаны в соответствии с За­коном и за свой счет в качестве страхователей страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (ч. 1 ст. 4). При возникнове-

104 РГ. — 2002. —7 мая.

105 Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по
дорогам людей, грузов или оборудования, установленных на нем (ст. 1 Закона).


Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования

нии права владения транспортным средством (приобретение его в собственность, получение в хозяйственное ведение или оператив­ное управление, по праву аренды, на основании доверенности на право управления транспортным средством или распоряжения со­ответствующего органа о передаче данному лицу транспортного сред­ства) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного сред­ства, но не позднее чем через 5 дней после возникновения права вла­дения (ч. 2 ст. 4).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности рас­пространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев:

1) когда обязанность по страхованию гражданской ответственно­сти владельца транспортного средства выполнена за него в соответ­ствии с Законом иным лицом — страхователем (ч. 4 ст. 4);

2) нераспространения обязанности страховать гражданскую от­ветственность на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость
которых составляет не более 20 км в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим харак­
теристикам не распространяются положения законодательства РФ
о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на
территории РФ;

в) транспортных средств Вооруженных Сил РФ, за исключени­
ем автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных ис­
пользуемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооружен­
ных Сил РФ транспортных средств;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных
государствах, если гражданская ответственность владельцев таких
транспортных средств застрахована в рамках международных сис­
тем обязательного страхования, участником которых является РФ
(ч. 3 ст. 4).

Условия, на которых заключается договор обязательного страхо­вания, должны соответствовать типовым условиям договора обяза­тельного страхования, содержащимся в издаваемых Правительство-м РФ правилах обязательного страхования (ст. 5).

Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности вла-


7.3. Правовое регулирование реализации страховых правоотношений

дельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу по­терпевших при использовании транспортного средства на террито­рии РФ (ч. 1 ст. 6).

В качестве страхового риска поданному виду обязательного стра­хования Законом устанавливается наступление106 гражданской от-•ветственности владельца транспортного средства по обязательствам, указанным в ч. 1 ст. 6, за исключением возникновения ответствен­ности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного
средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхо­
вания;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанно­
сти по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств
в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально
отведенных для этого местах;

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск
такой ответственности подлежит обязательному страхованию в со­
ответствии с законом о соответствующем виде обязательного стра­
хования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при испол­
нении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возме­
щению в соответствии с законом о соответствующем виде обязатель­
ного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызван­
ных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортно­
му средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установлен­
ному на них оборудованию;

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное сред­ство или его разгрузке, а также при движении транспортного сред­ства по внутренней территории организации;

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникаль­ных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культур-

106 Страховым риском является вероятная и случайная возможность наступ­ления события (ответственности),а совершившееся событие — это страховой случай.


Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования

ное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предме­тов религиозного характера, а также произведений науки, литерату­ры и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл. 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер от­ветственности установлен федеральным законом или договором) — ч. 2 ст. 6 Закона.

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в ч. 2 ст. 6 Закона случаях причи­ненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законода­тельством РФ (ч. 2 ст. 6).

Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) воз­местить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тысяч руб­лей, а именно:

в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей и не более 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью одного потер­певшего;

в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего (ст. 7).

Страховые тарифы по обязательному страхованию ответственно­сти владельцев транспортных средств (или их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщи­ками при определении страховой премии по договору обязательно­го страхования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом. При этом доля страховой премии, применя­емая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназна­ченная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим (нетто-премия), не может быть менее 80 процентов от страховой премии. Срок действия установленных страховых тари­фов не может быть менее 6 месяцев (ст. 8).

Страховые тарифы состоят в соответствии с настоящим Законом из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по догово-


7.3. Правовое регулирование реализации страховых правоотношений

рам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимо­сти от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на ве­роятность причинения вреда при их использовании и на потенци­альный размер причиненного вреда (ч. 1 ст. 9).

Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанав­ливаются в зависимости от:

1) территории преимущественного использования транспортно­го средства;

2) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев указанного транспортно­го средства в предшествующие периоды;

3) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.

Для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховы­ми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:

1) предусмотрено ли договором обязательного страхования усло­
вие о том, что к управлению транспортным средством допущены
только указанные страхователем водители, и если такое условие пре­
дусмотрено, — их водительский стаж, возраст и иные персональные
данные;

2) сезонное использование транспортного средства (ч. 2 ст. 9).
Кроме коэффициентов, установленных в соответствии с ч. 2 ст. 9,

страховыми тарифами предусматриваются коэффициенты, которые применяются при обязательном страховании гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств (ч. 3 ст. 9):

1) сообщивших страховщику заведомо ложные сведения о зап­рошенных им обстоятельствах, влияющих на страховую премию по договору обязательного страхования, что повлекло за собой ее упла­ту в меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы уплачена при сообщении владельцем транспортного средства дос­товерных сведений;

2) умышленно содействовавших наступлению страхового случая или увеличению связанных с ним убытков либо заведомо исказив-


Глава 7. Правовое регулирование имущественного страхования

ших обстоятельства наступления страхового случал в целях увели­чения страховой выплаты;

3) причинивших вред при обстоятельствах, явившихся основа­нием предъявления регрессного требования (ст. 14).

Указанные в ч. 3 ст. 9 коэффициенты применяются страховщи­ками при заключении или продлении договора обязательного стра­хования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных здесь действий.

Максимальный размер страховой премии по договору обязатель­ного страхования не должен превышать трехкратный размер базо­вой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом терри­тории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с ч. 3 ст. 9, — ее пятикратный размер (ч. 4 ст. 9).

Для осуществления обязательного страхования гражданской от­ветственности владельцев транспортных средств, зарегистрирован­ных в иностранных государствах и временно используемых на тер­ритории РФ, страховыми тарифами могут дополнительно предусмат­риваться базовые ставки и коэффициенты, которые должны применяться страховщиками (ч. 5 ст. 9).

Срок действия договора обязательного страхования, установлен­ный Законом, составляет 1 год. Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведо­мил страховщика об отказе от его продления. Действие продленно­го договора не прекращается в случае просрочки уплаты страховате­лем страховой премии (в соответствии с действующими на момент ее уплаты страховыми тарифами) на следующий год не более чем на 30 дней (ч. 1 ст. 10).

Договоры обязательного страхования гражданской ответственно­сти владельцев транспортных средств, зарегистрированных в инос­транных государствах и временно используемых на территории РФ, должны заключаться на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней.

При приобретении транспортного средства (покупке, наследо­вании, принятии в дар и тому подобном) его владелец вправе заклю­чить договор обязательного страхования на срок следования кместу регистрации транспортного средства. А затем владелец транспорт-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.