Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности ребенка-дошкольника




Воспитание культуры здоровья

Личную культуру здоровья следует понимать как часть культуры личности, включающую сформированные ценностное отношение к себе и своему здоровью, мотивы к сохранению и укреплению здоровья, потребность быть здоровым, используя для сохранения и укрепления здоровья, накопленные обществом знания и оздоровительные практики.

Работа по обучению детей здоровью и формированию у них основ здорового образа жизни (ЗОЖ), формированию культуры здоровья проводится в некоторых детских садах. При этом каждое дошкольное учреждение определяет свои подходы к такой работе с детьми. В г. Кирове и Кировской области более 130 ДОУ реализуют парциальную региональную программу «Здоровье с детства» Т. С. Казаковцевой (1997 г.). Целью работы по программе является укрепление здоровья ребенка и обеспечение его полноценного гармоничного развития, формирование привычек и потребностей в здоровом образе жизни, обеспечение приспособляемости к различным условиям жизни. Главное научить ребенка осознавать ценность собственного здоровья, развивать его компетентность в области физической культуры и здорового образа жизни, чувство ответственности за свое здоровье, умение управлять своим поведением, своим телом, знакомить с правилами гигиены и на этой основе формировать у него культуру здоровья.

В концепции базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» указаны базисные характеристики личности ребенка, которые должны при полноценном их формировании составить индивидуальность того или иного человека.

К ним относятся: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.

Так, компетентность как комплексная характеристика включает ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный (табл. 2).

Таблица 2

Содержание аспектов компетентности

Интеллектуальный Языковой Социальный
Сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать соответствующую информацию Выражение своих желаний через речь и неречевые способы коммуникации, понимание других 1) Мотивационный компонент – отношение к другому человеку как высшей ценности. 2) Когнитивный аспект – познание другого человека. 3) Поведенческий – социальная компетентность – умение ориентироваться в обстановке

 

Креативность – способность к творческому решению проблем. Показатели креативности – создание нового продукта.

Инициативность – умение организовывать, найти занятие по своему желанию.

Самостоятельность О тветственность

 

Особая форма активности За свои действия, за ту

личности, обеспечивающая или иную деятельность

самостоятельную постановку

и решение задач в повседневной

жизни и деятельности.

 

Произвольность –умение управлять своим поведением в соответствии с правилами и нормами.

 

Свобода поведенияБезопасность

 

Заключается в умении противостоять Требует соблюдения социально-

многим явлениям, владении способами детерминированных правил и

самоограничения своей деятельности, запретов. Ребенок должен быть

воспитывается чувство меры, осторож- смелым, но осторожным.

ности и осмотрительности, предвиде-

ния последствий своих действии, фор-

мируется в свободной инициативной

деятельности.

 

Самосознание и самооценка – возникновение образа своего «Я», появление собственных желаний. Осознание своего места в системе отношений со взрослыми, чувство собственного достоинства.

Формирование этих качеств личности должно быть отражено в воспитательных задачах.

Социальное развитие – развитие ребенка как социального существа, присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье, Родине (это аспекты нравственного воспитания).

Моральная деятельность, нравственные отношения, этические мотивы фиксируют по способу действия в конкретной ситуации по внешнему проявлению нравственного качества (товарищество – отчужденность, доброжелательность – неприязнь и т. п.). Физическое воспитание, сочетаясь со средствами и методами нравственного воспитания, способствует формированию:

1) знаний, представлений, понятий о нормах нравственного поведения в ходе освоения, выполнения двигательных действий (отношение к коллективу и занятиям, поручениям, педагогу, материальным ценностям);

2) положительного эмоционального настроя перед выполнением упражнений, поиск выходов из ситуаций повышенной трудности;

3) стимулирования волевых усилий;

4) Включения в организованную коллективную деятельность, дисциплинированности, взаимопомощи, уважения, скромности, подтянутости, культуры поведения.

Эстетическое развитие формирует эстетическое отношение к миру, художественное развитие – приобщение к искусству, формирование у детей специальных художественный способностей.

В физическом воспитании эстетическое развитие реализуется через эстетическое воспитание. Оно является одним из факторов подготовки человека к творческой деятельности, связано с гармоническим и всесторонним развитием человека, оказывает воздействие на эмоции, волю, мысли.

В сфере физического воспитания эстетическое воспитание формирует эстетику поведения, стремление к красоте тела и движений, способность развивать прекрасное, воспитывает эстетические чувства, вкусы, идеалы, в чем проявляется связь с моралью и трудом. Используемые методы – эмоциональное объяснение, выразительный показ физических упражнений, эстетическая оценка движений, приучение к творческой эмоциональной деятельности на занятиях физической культурой.

Познавательное развитие – познавательные процессы. Усвоение систематизированных знаний у детей, формирующих обобщенные способы умственной работы, построения познавательной деятельности (познавательные процессы, представляющие собой разные формы ориентировки ребенка в окружающем мире – экспериментирования, моделирования). Идет через овладение специальными знаниями, развитие умственных качеств методами рассуждения, наблюдения и сравнения, анализа, опроса, обобщения критических оценок. Физические упражнения повышают умственную работоспособность через межпредметные связи.

Физическое самовоспитание происходит через организацию занятий, через развитие природных сил человека, через убеждение необходимости занятий физическими упражнениями, через волевые усилия по преодолению трудностей, возможность самовыражения и самоутверждения.

Факторами физического самовоспитания выступают информация, самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самопринуждение.

1.5. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В дошкольный период – от рождения до 7 лет – происходят важные изменения форм и функций организма. Годы дошкольного детства во многом определяют дальнейшее развитие личности ребенка. Важно в этот период заложить основы крепкого здоровья и гармонического развития, а для этого необходимо целенаправленно воздействовать на организм ребенка. Большое значение здесь имеет физическое воспитание как одна из сторон всестороннего воспитания детей. Правильно организованное физическое воспитание детей-дошкольников способствует адаптационным возможностям организма ребенка к неблагоприятным условиям среды, улучшает их здоровье,

В дошкольном возрасте наблюдается большая потребность в самых разнообразных движениях, и ограничение этой потребности отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка. Движения как моторная функция организма лежат в основе любой деятельности детей и отличаются своеобразными чертами от движений взрослого.

С помощью физического воспитания необходимо направлять формирование моторики от хаотических, непроизвольных движений в первые месяцы жизни к движениям произвольным, выполняемыми детьми осознанно. Движения эти должны быть высококоординированными. Усвоение жизненно необходимых движений позволяет детям расширять контакты, общение друг с другом.

Таким образом, двигательную деятельность необходимо рассматривать как одну из возможностей познания ребенком окружающей среды. При этом чем разнообразнее движения, которыми овладевает ребенок, тем шире его контакты с окружающим миром, тем полноценнее происходит его психическое развитие. Следует отметить и то, что во время выполнения движений у детей формируются нравственно-волевые качества, дети испытывают положительные эмоции.

Каждое отдельное движение является составным элементом какого-то двигательного действия. Связывая движения между собой в определенную систему, можно выполнить определенное двигательное действие (бег, ходьбу, прыжок и т. п.)

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это отдельные движения, объединенные в определенной системе и направленные на решение какой-то конкретной задачи. Двигательные действия можно выполнять как одними и теми же, так и различными движениями. Двигательные действия формируются на основе знаний и уже имеющегося какого-то двигательного опыта, в основе двигательной деятельности ребенка лежат разнообразные двигательные действия, выполняемые им для удовлетворения биологической потребности в движениях. А. Е. Аркин рассматривал двигательную деятельность ребенка, особенно в ранние годы его жизни, как первую школу воли.

Врожденные, унаследованные особенности каждого ребенка составляют лишь основу для его дальнейшего развития, в том числе и физического. Двигательная деятельность ребенка развивается. Первый период ее развития – это первые годы жизни, начало дошкольного возраста, когда ребенок овладевает основными жизненно необходимыми движениями. Эти движения являются фундаментом, на основе которого можно формировать сложные, разнообразные движения. Ученые указывают на связь правильно построенной двигательной деятельности с ростом интеллекта, и, наоборот, если ребенок отстает в развитии движении, то опаздывает и в развитии высшей нервной деятельности,

Двигательная деятельность детей должна обязательно контролироваться педагогом. Формирование движений как важной для жизни потребности зависит от особенностей и условий воспитания, то есть от того, как взрослые создают для ребенка необходимые условия для усвоения доступных детям движений.

При этом следует учитывать, что влияние движений на растущий и развивающийся организм ребенка очень велико: улучшаются функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы, укрепляется опорно-двигательный аппарат.

Недостаток движений (гипокинезия) может привести к изменениям обмена веществ, нарушениям функций центральной нервной и эндокринной систем, снижению работоспособности организма.

Особо важно сочетание разнообразных видов движений. Следует учесть и то, что движения влияют и на становление речи ребенка, так как в этот период у него формируется вторая сигнальная система.

Чередование движений, в которых участвуют различные группы мышц, позволяет детям не перенапрягаться, способствует развитию двигательных качеств, необходимых в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, правильно организованная двигательная деятельность детей в процессе физического воспитания, при условии использования всех его форм, доступных для детей дошкольного возраста, является обязательным условием развития моторики ребенка, а также всестороннего гармонического воспитания его личности.

В физическом воспитании дошкольников используются все группы средств. Кроме того, учитывая специфику дошкольного возраста, к средствам, оказывающим влияние на физическое развитие детей, относят еще разнообразные движения в различных видах деятельности: ручной труд, лепка, рисование, конструирование и др. Для физического воспитания и развития детей раннего возраста используются массаж и безусловные (врожденные) рефлексы, проявляемые с первых дней жизни ребенка.

Если рассматривать движения, входящие в различные виды деятельности детей, а именно труд, лепку, аппликацию, рисование, то говорить о них как о средствах физического воспитания можно лишь тогда, когда они дозируются педагогом. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень физического развития и физической подготовленности, а также состояние здоровья детей. В любом виде деятельности необходимо следить за правильной осанкой ребенка.

Массаж как средство физического воспитания довольно широко используется при воспитании детей в первые месяцы жизни. Применяются различные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация). Воздействуя на кожу, эти приемы влияют на весь организм ребенка, так как новорожденный воспринимает это внешнее воздействие массажа через рецепторы кожи. Массаж оказывает влияние на нервную систему ребенка. Под воздействием массажа улучшается кровоснабжение нервных центров, периферических нервных образований.

Влияние массажа на кожу способствует улучшению функций сальных и потовых желез. Кожа делается упругой, повышается сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям. При массаже усиливается чувствительность мышечных волокон к возбуждению, улучшаются восстановительные процессы в мышцах, а также сократительная способность мышц.

Массаж улучшает кровообращение суставов и тканей, окружающих их. Массаж усиливает ток крови, межтканевой жидкости, лимфы. В крови под влиянием массажа временно увеличивается количество лейкоцитов, эритроцитов, гемоглобина. При увеличении притока крови к массируемым участкам ткани лучше обеспечиваются питательными веществами и кислородом. Массаж усиливает выделительные процессы. Физиологическое воздействие массажа на системы и органы позволяет воздействовать на организм в целом и изменять его функциональное состояние.

На занятиях с детьми первых дней жизни следует делать опору на безусловные (врожденные) рефлексы, которые способствуют физическому развитию ребенка. Можно проделывать следующие упражнения: укладывать ребенка на живот, при этом он произвольно поднимает голову. Если держать ребенка на весу, он отклоняет голову назад или вперед (зависит от того, как ребенка держали: на животе, на спине, на боку). Вызывают непроизвольные движения у детей и прикосновения к различным частям тела: к коже ног – ребенок начинает ползать, к коже спины – выгибает позвоночник, Следовательно, опираясь на безусловные рефлексы ребенка, можно вызвать сокращение мышц и выполнение непроизвольных движений, а это оказывает влияние на организм ребенка в целом. Особенно это важно в первые недели жизни ребенка.

Для использования средств физического воспитания характерен комплексный подход, то есть применение всех групп средств в их взаимосвязи, что способствует лучшей постановке всего физического воспитания детей.

Под гигиеническими факторами как средством физического воспитания детей дошкольного возраста понимаются: режим занятий, гигиена одежды, физкультурного оборудования, зала, площадки, режим труда и отдыха. Гигиенические факторы обеспечиваются определенными требованиями и нормами. Так, для детей должен быть специальный физкультурный инвентарь, соответствующий их возрастным особенностям, специальная одежда и обувь для физкультурных занятий в зале и на воздухе, определенный температурный режим в помещении и для занятий на воздухе. Сюда же входит соблюдение чистоты и порядка на месте занятий физическими упражнениями (в зале, на спортивной площадке, участке детского сада). Все эти гигиенические факторы являются обязательным условием при осуществлении процесса физического воспитания в школе, так как они способствуют более эффективному воздействию физических упражнений на организм детей. Кроме того, соблюдение требований личной гигиены, чистота помещений, физкультурного инвентаря способствуют профилактике заболеваний. Соблюдение правил гигиены вызывает у детей положительные эмоции, благодаря чему повышается работоспособность детей, желание заниматься физическими упражнениями.

Соблюдение рационального режима дня приучает детей к организованности и дисциплинированности.

Естественные силы природы: солнечная радиация, воздействие воздуха и воды – являются средствами укрепления и сохранения здоровья, закаливают организм ребенка, повышают его работоспособность.

В физическом воспитании естественные силы природы имеют два положительных значения:

1. Они усиливают воздействие физических упражнений на организм, способствуют повышению функциональных возможностей ребенка. Занятия на воздухе, солнечные ванны, упражнения в воде вызывают положительные эмоции, улучшают работоспособность детей.

2. Используются природные факторы и как самостоятельное средство с целью закаливания и оздоровления. При этом необходимо дозировать воздействие этих факторов. Закаливание организма ребенка с помощью природных факторов упражняет терморегулирующий аппарат, что способствует возможности реагировать на изменение метеофакторов. Эффект, получаемый в процессе закаливания, обладает свойством «переноса», то есть может проявляться в самых разнообразных условиях и видах деятельности.

Кроме того, следует отметить свойство воды очищать кожу человека. Воздух лесов, парков содержит фитонциды, обогащает кровь человека кислородом.

При приеме солнечных процедур у ребенка под кожей откладывается витамин D, а это предохраняет от рахита.

Природные факторы следует применять комплексно, рационально, сочетая их и используя при этом физические упражнения.

Физические упражнения считаются основным специфическим средством физического воспитания, так как они оказывают на организм человека многостороннее воздействие и для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

Физическое упражнение – это двигательное действие, организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.

Иначе говоря, физические упражнения можно рассматривать как двигательную деятельность человека, построенную на закономерностях физического воспитания.

Движения, совершаемые человеком, разнообразны, но к физическим упражнениям могут быть отнесены лишь те, которые направлены на решение педагогической задачи и подчинены педагогическим закономерностям.

Понятие «физическое упражнение» связывается с видом деятельности человека: трудовым, учебным, игровым, а также с двигательными действиями и движениями.

Физическое воспитание может быть отнесено к игровой деятельности, если оно осуществляется в форме активного отдыха. Может быть отнесено и к учебной, если это специально организованный педагогический процесс.

Слово «физическое» – указывает на характер совершаемой работы, выполняемой с помощью нервно-мышечного аппарата человека. Внешне эта работа проявляется как перемещение тела человека или его частей в пространстве и во времени.

Физическое упражнение осуществляется сознательно, оказывая при этом общее влияние на человека (ребенка). Слово «упражнение» подразумевает повторяемость действий, специально направленных на совершенствование физических и психологических проявлений человека.

Физические упражнения как двигательные действия отличаются от трудового двигательного действия.

1. Физическое упражнение направлено на решение педагогической задачи, то есть на физическое совершенствование личности человека. Трудовое двигательное действие направлено на решение производственной задачи.

2. Физическое упражнение обосновывается закономерностями физического воспитания, как педагогического процесса. Трудовое двигательное действие базируется на закономерностях производства. Поэтому несмотря на некоторые внешние сходства, они не могут быть взаимозаменяемыми.

3. Трудовые действия, совершаемые в благоприятных условиях (например, физический труд на воздухе), могут благотворно влиять на организм человека, но для детей их тоже следует дозировать.

Лишь физические упражнения, применяемые во всем их разнообразии, оптимально развивают все органы и системы человека. Результативность физического воспитания объясняется рядом причин.

1. Физические упражнения, являющиеся системами двигательных действий и движений, выражают отношение человека к окружающей действительности, а также мысли и эмоции человека, то есть его мозговая деятельность внешне проявляется в мышечных движениях.

2. Физические упражнения возникли с развитием общества, когда человек осознавал возможность упражняемости (многократного повторения) какого-либо трудового действия. Постепенно такие действия вычленялись в специальные физические упражнения (бег, прыжки, метания и др.). По мере развития теории и практики физического воспитания были созданы упражнения для различных групп мышц (это упражнения без предметов, с предметами, на снарядах, спортивные игры).

Таким образом, физические упражнения сложились в процессе исторического развития общества. В области физического воспитания они являются способом передачи общественно-исторического опыта, всех научных и практических достижений.

3. В воздействии физических упражнений не только на функции организма, но и на личность в целом проявляется единство физических и психологических начал в личности человека.

4, Особенность физического воспитания как педагогического процесса заключается в том, что предметом обучения являются физические упражнения – двигательные действия, направленные на физическое совершенствование человека.

5, Выполнение физических упражнений удовлетворяет физиологическую потребность в движениях. Оптимальная двигательная активность обосновывает позиции педагогики о социальной потребности в движениях.

При малой двигательной активности ее недостаток может компенсироваться активностью, противоречащей моральным нормам общества.

Эффективность воздействия физических упражнений зависит от целого ряда факторов, так как сами физические упражнения не имеют каких-то постоянных свойств, которые позволяют добиваться одинакового эффекта во всех случаях.

I. ОБУСЛОВЛИВАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ воздействия физических упражнений личность педагога и его учеников, нравственные качества, умения и навыки, физическое развитие. Влияет на эффект физических упражнений наличие интереса к ним, активность обучаемых.

2. Эффективность воздействия физических упражнений зависит от достижений науки в области педагогики, психологии, физиологии, биомеханики, которые можно использовать для успешного решения педагогических задач.

3. Влияние физических упражнений зависит и от методики их применения, которая определяет дозировку упражнений, зависящую от продолжительности выполнения упражнений, их интенсивности (интенсивность выражается в сложности, скорости движений, используемой весовой нагрузке и др.). Дозировка же выражается в частоте повторения упражнений, количестве интервалов отдыха, длительности и характере отдыха (активный или пассивный); исходном положении, из которого выполняется упражнение.

Эффект и результат упражнения зависят от способа, которым выполняется двигательное действие.

После выполнения физического упражнения сохраняются какой-то период времени функциональные и эмоциональные изменения. На этом фоне изменяется воздействие на организм последующих упражнений, которое может либо повышаться, либо понижаться.

Степень воздействия последствия по глубине, продолжительности зависит от возраста занимающихся, их состояния и подготовленности. При разработке комплексов упражнений учет последствия каждого упражнения очень важен.

4. Эффект упражнений, особенно их оздоровительной направленности, зависит от санитарно-гигиенических факторов.

5. Следует учитывать воздействие метеорологических факторов познания закономерности их влияния на организм занимающихся, находить оптимальные положения, позволяющие получать наибольшую эффективность от выполнения физических упражнений.

6. Эффективность упражнений зависит от обеспечения инвентарем, снарядами, наличием спортивных сооружений, то есть от материальных факторов. Следует отметить, что эта группа факторов больше влияет на решение спортивных задач (то есть на результаты упражнений – их количественные показания) и в меньшей степени – на решение образовательных задач (то есть на обучение упражнениям).

Подводя итог всему изложенному по данному вопросу, следует отметить, что главным, специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, в основе которых лежат двигательные действия, совершаемые человеком, оказывающие разностороннее влияние на все системы и функции организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.