Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимальные средовые условия и средства для реализации развивающих движений ребенка




Оптимальное и неоптимальное соотношение среды и видов движения ребенка, этапы развития

 

Идеальная (оптимальная) развивающая среда, развивающее обучение Неоптимальная среда развития: условия НТР, урбанизация, интенсивное обучение
Преобладание природной среды Преобладание городской среды
Преобладание сигналов первой сигнальной системы Преобладания второй сигнальной системы
Оптимальный сенсорный поток Избыток символьной информации и дезинформации
Деятельность на свету и в темноте Деятельность только в освещенных помещениях
Оптимум движений Гипокинезия, дискинезия
Трехмерное пространство движений Преобладание движения по плоскости
Опорная поверхность упругая Опорная поверхность статичная
Наличие микро-, мезо- и макрорельефа Рельеф опорной поверхности сглажен
Богатые природные сенсорные потоки Шумы массовой культуры, «электронный смог»
Частая смена вертикального прямого, горизонтального и перевернутого положения тела Редкая смена положения тела, отсутствие перевернутой позы

 

Таблица 7

в дошкольном учреждении

 

 

Средовые комплексы и средства Водная, бассейн, большие гимнастические мячи Водная, бассейн, большие гимнастические мячи, батуты, упругие маты Рельефные (неровные) покрытия, варьирование от мягких до жестких, скользкие покрытия, лед Приспособления для лазания: лесенки, канаты, сети, большие гимнастические мячи Балансиры, модули разной плотности, атрибуты художественной гимнастики: мячи, ленты, палки, обручи Социум: богатая предметная среда с гармоничным сочетанием факторов первой и второй сигнальных систем
Развиваемое движение Плавание Переход к движениям в трехмерном пространстве, развитие антигравитационных систем (ортостаза) Ползание Лазание Прямостояние и прямохождение в единстве с манипуляциями и балансированием Социализирован- ные движения: осанка, стиль ходьбы и бега, бытовые и профессиональные движения, танец, речь, письмо, творчество

 

 


техники и комплексы для коррекции выявленных неоптимальностей опорно-двигательного аппарата, а в дальнейшем и для последующего развития ОДС.

Почти 90% наших детей имеют следующие отклонения в строении опорно-двигательного аппарата: неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, нарушения осанки, плоскостопие, неоптимальность статических положений тела и движений. Все эти нарушения должны обязывать педагогов использовать развивающие двигательные программы для формирования ОДС, применяя методы диагностики только для детей с выраженными нарушениями развития и органической патологией.

Программы формирования ОДС способствуют нормализации мышечного тонуса, активации деятельности нервной системы как реализации энергетического фактора развития через биологически активные зоны, моторно-висцериальной оптимизации через брюшное дыхание, рефлекторные и ассоциативные связи мышц с внутренними органами, а также на коррекцию общих для современных детей имеющихся исходных недоразвитий опорно-двигательного аппарата.

Первый уровень в формировании ОДС направлен на оптимальную статику, осанку и постановку стопы. Он строится на развитии устойчивого равновесия, ориентации ребенка по отношению к опорной поверхности в гравитационном поле. Внешне кажется, что тело человека не совершает движений, однако происходит очень большая внутренняя работа. Для поддержания позы требуется динамическое перераспределение мышечного тонуса и микродвижения мышц. Все это осуществляется в тесной координации с дыханием, центральной гемодинамикой, перистальтикой кишечника, жеванием. При развитии оптимальной статики необходимо чередовать неодинаковые опорные среды: неровную и ровную, неустойчивую и устойчивую, упругую и податливую. С этой целью должны широко применяться балансиры-полусферы, большие мячи, модули поролоновые, резиновые, деревянные; массажные коврики и др. Для маркирования опорной оси позвоночника и активации кинестетического фактора следует использовать «сигнальный груз», положенный на голову. Нужно применять перевернутые стойки, различные кинезиологические техники, способствующие нормализации мышечного тонуса.

Второй уровень формирования ОДС – это основные манипуляции и локомоции: плавание, ползание, лазание, ходьба, бег, бытовые и спортивные движения. Этот уровень требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движения», что диалектически приводит через произвольную регуляцию к формированию индивидуального стиля конкретного движения. Последовательность формирования способов передвижения должна отражать средовую этапность развития движений: плавание, ползание, лазанье, ходьба, бег. В этих локомоциях адекватно отрабатываются зрительно-, слухо-, тактильно-, ритмо- и другие сенсомоторные координации, которые реализуют факторы развития нервной системы. Второй уровень также тесно связан с развитием двигательных способностей, отражающихся в основных двигательных качествах: силе, скорости, координации, ловкости, выносливости, гибкости. ОДС второго уровня – основных манипуляций и локомоций – тесно связан с формированием статики, осанки и движений.

Третий уровень формирования ОДС – это формирование психоэмоциональных и музыкально-ритмических движений. Он опирается на эмоциональные и биоритмические особенности личности в музыкально-ритмической сфере предметно-двигательной среды, выражается в танце, выразительном движении, хореографии, пении. При этом фундаментальной основой организации морфофункциональных процессов в организме: дыхание, сердцебиение, ритмы мозга, перистальтика полых органов, сокращение и расслабление мышц и т. д. – являются биоритмы. Выраженный резонансный эффект взаимодействия внутренних и внешних для организма биоритмов проявляется в улучшении психоэмоционального состояния, активации деятельности мозга (энергетический фактор), развитии и функционировании всех органов и систем организма.

Четвертый уровень формирования оптимального динамического двигательного стереотипа направлен на высокосоциализированные движения, тонкую моторику кисти и артикуляции, связан с развитием второй сигнальной системы и социальной адаптацией личности. Все предыдущие уровни ОДС органично вбирает в себя социализация движений и мышечных групп. У человека она осуществляется с учетом хода эволюции и онтогенеза по следующим направлениям:

1. Формирование мышечных двигательных систем поиска, доставки, анализа, переработки и отправки вербальной, сенсорной и структурной информации. Ее получение осуществляется как в средовых потоках информации, так и в непосредственном общении людей.

Социализация тесно связана с развитием тонкой моторики кисти и движениями, которые ею осуществляются, – письмо, работа на компьютере, творческие движения, трудовые операции и работа артикуляционного аппарата и мышечных групп, обеспечивающих мимику и жестикуляцию. Максимальная социализация движений проявляется в условиях, обогащенных эмоциональными и музыкально-ритмическими компонентами, что, в первую очередь, может применяться в различных областях искусства и в конкурсной профессионально-творческой деятельности.

2. К социализации движений следует отнести поддержание вертикального положения тела в статике и динамике системы ортостаза: поддержание осанки, прямосидения, прямостояния, прямохождения, бега.

3. Гармоничное развитие двигательных способностей и соответствующих им основных двигательных качеств: ловкости, координации, быстроты, силы, выносливости, гибкости. В большей степени здесь оценивается их гармоничное, эмоциональное, сбалансированное с социальными условиями проявление, а не максимальный (биологически обусловленный) результат проявления двигательных качеств.

4. Социализация человека и его движений характеризует наивысшее развитие произвольной регуляции психомоторных и сенсомоторных процессов, обеспечивающих все виды человеческой деятельности, а также умение владеть собой, способность управлять своими движениями, эмоциями, мыслями.

Умение управлять своим здоровьем, деятельностью практически всех внутренних органов, владение аутотренингом также являются признаком и критерием социализации движений и мышечной системы. Вершиной уровня социализированных движений является высшее профессиональное, спортивное и коммуникативное мастерство.

Все выделенные уровни ОДС взаимодействуют между собой и соответствуют этапам развития движений человека.

Таким образом, развивающие двигательные программы последовательно формируют оптимальный двигательный стереотип, что происходит при взаимодействии организма с компонентами предметно-двигательной среды и является основой развития ребенка, а также формирования его здоровья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.