Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Народы Юго-Восточной Азии




В состав Юго-Восточной Азии входят полу­остров Индокитай с Малаккой и Сингапуром, Индонезийский (или Малайский) архипелаг, Ириан-Джая (западная часть острова Новая Гвинея), Филиппинские острова. Общая пло­щадь рассматриваемого региона составляет примерно 4 млн. кв. км, население насчитыва­ет более 324 млн. человек. Юго-Восточная Азия состоит из материковой и островной час­тей, которые лежат во влажном тропическом поясе. Рельеф Юго-Восточной Азии сильно пересечен, в горах климат прохладный, иног­да засушливый. За исключением нескольких больших рек — Меконга, Менама, Иравади, Солуэна — прочие реки значительно менее протяженны и полноводны. На Малакке и на островах много обширных заболоченных уча­стков. В древности почти вся территория Юго-Восточной Азии была покрыта густыми тропи­ческими лесами. И в наши дни они занимают большие площади. Но постепенно леса сокра­щаются вследствие специфической формы подсечно-огневого земледелия и вырубки ценных пород деревьев. Юго-Восточная Азия располагает значительными запасами полез­ных ископаемых. Богат ее животный и расти­тельный мир.

Этническая история. Как уже отмечалось, некоторые области Юго-Восточной Азии вхо­дили в ареал, где происходили ранние про­цессы антропогенеза, о чем свидетельствуют находки питекантропа на Яве. Археологиче­ские данные указывают на наличие в Юго-Восточной Азии развитых культур каменного века и палеометаллической эпохи. В глубокой древности Юго-Восточная Азия соединяла Азиатский континент с Австралией и пред­ставляла собой мост, по которому в позднем палеолите шло заселение Австралии. Предпо­лагают, что из Юго-Восточной Азии пришел один из потоков переселенцев в Океанию.

Этнический состав многих областей Юго-Восточной Азии сильно отличался в древности от современного. До конца 3 тысячелетия до н. э. население Малайского архипелага, Малакки и Филиппин относилось по антропо­логическому признаку к австралоидной (или веддо-австралоидной) расе. Австралоидная ра­са была представлена разными типами, и в частности малорослыми пигмейскими группа­ми негрито, меланезийскими и папуасскими типами. И в наши дни древние антропологи­ческие черты сохраняются у аэта Филиппин, семангов Малакки, обитателей севера о-ва Хальмахеры, у большей части обитателей Ириан-Джая. Веддо-австралоидные черты ха­рактерны для современного населения неко­торых внутренних частей островов Индонезии: кубу Суматры, тоала Сулавеси и др.

В первой половине 2 тысячелетия до н. э. в рассматриваемые области началось проник­новение южных монголоидов, по языку австронезийцев (австронезийская, или малайско-полинезийская семья), переселявшихся с кон­тинента. Миграции южных монголоидов растянулись на длительное время, до начала нашей эры. Следствием этих длительных процессов было сложение различных расовых и этниче­ских групп и постепенная победа в большин­стве областей австронезийских языков. По­томками ранних переселенцев-австронезийцев (протоиндонезийская волка) были батаки, ниасцы, ментавейцы и многие другие народы, монголоидные по основным антропологичес­ким признакам, но с некоторой примесью черт, полученных от смешения с древним ав­тохтонным населением. Более поздние волны переселенцев-монголоидов этой примеси не имеют (например, минангкабау, яванцы, ма­лайцы — жители побережий Малакки и остро­вов, тагалы Филиппин и др.). Около середины 1 тысячелетия н. э. стала формироваться слож­ная этническая общность, получившая наименование малайцев, представители которой ши­роко расселены в Индонезии и на Малакке. Обитают они главным образом на побе­режьях.

В начале нашей эры произошло переселе­ние на Яву и Суматру некоторого числа вы­ходцев из Южной Азии и как следствие это­го— распространение европеоидных черт среди отдельных этнических групп, новых ре­лигий (брахманизм, индуизм, буддизм) и мно­гих культурных навыков. Возникли первые го­сударства. С 11—12 вв. в Индонезию и на Малакку начинает проникать ислам, постепен­но завоевывавший все большее число привер­женцев и вытеснивший в конце концов почти все прочие религии.

В 16 в. началась эпоха колониальных за­хватов, которая завершилась установлением на большей части островов Индонезийского архипелага голландского, на Восточном Тимо­ре португальского, на Малакке и севере Ка­лимантана английского владычества. Только в ходе длительной национально-освободитель­ной борьбы в 1945 г. добилась независимости Индонезия. В 1963 г. образовалось государст­во Малайзия, в которое вошли территория Малакки и две бывшие английские колонии на севере Калимантана. Получил независи­мость Сингапур.

Филиппины, так же как Индонезия, были заселены австронезийцами, частично смешавшимися с древним местным населением. В 16 в. Филиппины были колонизованы Испанией. Вследствие длительных и сложных культурных и этнических процессов там сложились три группы населения: равнинные жи­тели, наиболее развитые в социально-экономическом и культурном отношениях, христиа­не по религиозной принадлежности; обитате­ли южных островов, до недавнего времени сохранявшие отсталое феодальное устройство, исповедующие ислам; горные племена, стоя­щие по большей части на разных уровнях разложения первобытнообщинных отношений, исповедующие первобытные племенные рели­гии.

В 1946 г. Филиппины добились политиче­ской независимости. В настоящее время наиболее крупные этнические процессы развива­ются в центральных областях Филиппин, где идет сближение ряда этнических общностей при ведущей роли тагалов.

По-разному развивались этнические про­цессы в странах Индокитайского полуострова. Древнейшим населением Бирмы были народы, относившиеся по антропологическому призна­ку к веддо-австралоидам. В той или иной сте­пени они составляли древнейший пласт насе­ления всего рассматриваемого региона. Неко­торые веддоидные и австралоидные черты проявляются и в современном облике многих народов Бирмы. Монголоиды начали пересе­ляться в Бирму еще за три тысячи лет до н. э., причем двигались они несколькими вол­нами. В конце 1 тысячелетия до н. э. по до­лине р. Иравади с севера на юг продвигались предки мьянма (собственно бирманцев). На рубеже 2 и 1 тысячелетий до н. э. в Бирму приходят предки тайских народов. В первых веках нашей эры в Бирме возникает первое государство собственно бирманцев. Позднее других, начиная с 13 в., в Бирму проникают качины, которые тоже, как и некоторые дру­гие этнические группы, основывают государст­во. В середине 19 в. Бирма становится объ­ектом колониального захвата Великобритании. И только после длительной национально-освободительной борьбы народы Бирмы добились в 1948 г. независимости.

Древнейшим населением Таиланда были скорее всего народы, говорившие на мон-кхмерских языках. Еще до начала нашей эры в Таиланд начали переселяться народы тай­ской (сиамцы, лао) и других языковых групп, в значительной мере ассимилировавшие преж­нее население. В этническом отношении наи­более консолидированы таи (сиамцы) Цент­рального Таиланда, оказывающие значитель­ное влияние на многие другие этнические группы страны, особенно родственные им по языку. Вместе с тем в Таиланде имеются мно­гие национальные группы, сохраняющие этни­ческую и культурную обособленность. Таи­ланд был единственной страной Индокитай­ского полуострова, избежавшей прямой коло­ниальной зависимости. Однако империалисти­ческие страны оказали и там неблагоприятное воздействие на культурное и этническое раз­витие народов Таиланда.

Каким было древнейшее население Лаоса, наукой еще не установлено. Известно, что во второй половине 1 тысячелетия до н. э. на его территорию начали продвигаться предки народов лао и горных таи. Процессы этниче­ских миграций растянулись на длительное время. К 12 в. относится сложение в Лаосе государства. Самая крупная этническая груп­па страны — лао консолидировалась к 14 в. в борьбе с кхмерами за независимость и со­здала свое первое, относительно централизо­ванное феодальное государство. В 19 в. в пределы Лаоса переселились группы мяо-яо и некоторое число населения, говорившего на языках тибето-бирманской ветви. В конце 19 в. Лаос, несмотря на ожесточенное со­противление населявших его народов, попал в колониальную зависимость от Франции, что сильно задержало социально-экономическое и культурное развитие страны. В 1945 г., вслед­ствие упорной национально-освободительной борьбы, была признана политическая незави­симость и целостность Лаоса. Еще в ходе антиимпериалистической борьбы развернулись процессы этнического и культурного сближе­ния народов Лаоса. В настоящее время эти процессы развиваются в еще больших мас­штабах.

Древнейшая этническая история Вьетнама изучена еще недостаточно. По некоторым данным можно заключить, что в позднем па­леолите на его севере обитали группы насе­ления южномонголоидного типа. Но это пред­положение еще недостаточно подтверждено фактическими данными. Большая часть терри­тории Вьетнама, как и весь восток полуостро­ва Индокитая, был заселен в глубокой древ­ности веддо-австралоидами, которые посте­пенно вытеснялись южными монголоидами. Существует предположение, что в зоне кон­тактов монголоидов и австралоидов шло фор­мирование австроазиатских языков. Предки вьетов, основного населения современного Вьетнама, пришли в него из более северных областей еще в 1 тысячелетии до н. э. К се­редине 1 в. н. э. в ходе ожесточенной борьбы с китайскими завоевателями упрочилось этни­ческое самосознание вьетов. Китай безуспеш­но пытался покорить Вьетнам и при этом много заимствовал у него в культурном отноше­нии. Предполагают, что из Вьетнама пришли в Китай культуры апельсинов, мандаринов и других растений, а также многие производст­венные навыки и секреты ремесла. В 10 в. у вьетов складывается централизованное фео­дальное государство. Во второй половине 19 в. Вьетнам, как и другие страны восточ­ной части Индокитайского полуострова, ока­зался объектом колониальной экспансии Франции. Сразу, вслед за установлением во Вьетнаме колониального режима, разверну­лась широкая национально-освободительная борьба народов Вьетнама, завершившаяся в ходе августовской революции 1945 г. провоз­глашением Демократической Республики Вьет­нам. Однако еще долгие годы прошли в борьбе против империализма, пока не про­изошло объединение всей страны в рамках Социалистической Республики Вьетнам.

Начало сложения кхмерской народности в Кампучии относят обычно к середине 1 тыся­челетия н. э. В конце этого тысячелетия воз­никает первое кхмерское государство. В сере­дине 19 в. Кампучия попадает в колониаль­ную зависимость от Франции. В это же время усиливаются тенденции национальной консо­лидации кхмеров. В 1945 г. кхмерский народ добился национальной независимости.

Страны, народы, языки. На полуострове Индокитай расположены Социалистическая Республика Бирманский Союз (32,57 млн. че­ловек), Королевство Таиланд (46 млн.), Лаос­ская Народно-Демократическая Республика (3,7 млн.), Социалистическая Республика Вьет­нам (св. 53 млн.), Народная Республика Кам­пучия (4,5 млн.). Большую часть Малаккского п-ва и север о. Калимантан занимает Фе­дерация Малайзия (13,5 млн.). На Калиманта­не расположено также небольшое владение Султанат Бруней (200 тыс.), находящееся под протекторатом Великобритании, а на Малак­ке— Республика Сингапур (2,4 млн.). На ог­ромных пространствах Зондских и Молуккских островов и на Ириан-Джая (Западный Ириан) раскинулась Республика Индонезия (св. 148 млн.). На востоке о. Тимор находится об­ласть Восточный Тимор (0,7 млн.), бывшая португальская колония, еще не определившая своего политического статуса. Наконец, на Филиппинском архипелаге располагается Рес­публика Филиппины (около 45 млн. человек).

Обширную область Юго-Восточной Азии населяет множество народов, общее количе­ство этнических групп которых точно не уста­новлено. Буржуазные ученые нередко преуве­личивают их число, выделяя в качестве само­стоятельных народов этнографические груп­пы, этнически близкие между собой или раз­личающиеся только по названию. Как показы­вают исследования советских ученых, в дейст­вительности в Юго-Восточной Азии самостоя­тельных этнических общностей значительно меньше, чем указывается в зарубежной лите­ратуре. Тем не менее их число довольно ве­лико.

Этнические общности в Юго-Восточной Азии находятся на различных уровнях разви­тия: от социалистических и капиталистических наций до народностей и племенных групп. Во многих странах продолжаются интенсивные процессы этнической консолидации наций и народностей и складывания новых этнических общностей.

Народы Юго-Восточной Азии говорят на языках сино-тибетской семьи (включает китайскую и тибето-бирманскую группы); тай­ской семьи; австроазиатской и австронезий­ской семей и некоторых других языках, чья принадлежность к определенным семьям еще не установлена.

По странам Юго-Восточной Азии народы и языки распределены следующим образом. В Бирме обитает несколько десятков народов, число которых определяется от 25 до 50. На языках бирманской ветви говорят собственно бирманцы, составляющие 2/з населения стра­ны, карены, кая, качины, нага. На языках вет­ви таи говорят шаны. К числу народов австро-азиатской языковой семьи относятся моны, палауны, ва и др.

В Таиланде на языках тайской семьи гово­рят сиамцы (кхонтаи), лао, шаны, лы, кюн, фу-ан и др. Австроазиатская семья представлена монской ветвью — языками монов, лава, и кхмерской ветвью — языками куи, чонг, ка­лонг, сеноев, семангов. На языках австроне­зийской семьи говорят малайцы, тямы и др.

На языках китайской ветви говорят китайцы; тибето-бирманской — тибетцы, бирманцы, карены, лису. Кроме того, в Таиланде обитают выходцы из Южной Азии, Европы и Амери­ки, которые говорят на своих языках.

В Лаосе проживает более 30 этнических групп. К группе лао-тхай тайской ветви отно­сятся языки народа лао, составляющего бо­лее 60% населения республики, тхай, лы и др. Австроазиатская семья представлена языками многих народов: кхму, ламет, тхай-фон и др. Обитают в Лаосе также представители языко­вой группы мяо-яо, относящейся к австроази­атской языковой семье. Имеются группы на­селения, говорящие на китайском и вьетнам­ском языках.

Многообразен языковый и национальный состав Вьетнама. Примерно 3/5 его населения говорит на вьетском (вьетнамском) языке. Су­ществует мнение, что вьетский язык представ­ляет собой самостоятельную ветвь австроази­атской семьи. Но окончательно это еще не доказано. Близки к вьетам мыонги. Многие малочисленные группы Вьетнама говорят на мон-кхмерских языках: кхмеры, десятки этно­графических групп горных кхмеров и др. Во Вьетнаме проживает значительное число ки­тайцев, а также представители тайской семьи: таи, горные таи и др. Тхай и ряд этнографи­ческих групп говорят на языках ветви тхай. Кроме того, имеется население, которое гово­рит на языках мяо-яо и языках тибето-бир­манской ветви: уни, коте, орула и др. Относи­тельно многочисленны во Вьетнаме предста­вители австронезийской семьи: тямы, горные индонезийцы и др. Кроме того, во Вьетнаме имеются этнические группы, языки которых еще не изучены: кхунунг, хазянг и др.

Население Кампучии более однородно по этническому составу, чем в других странах Индокитайского полуострова. Большую часть его составляют кхмеры, говорящие на кхмер­ском языке мон-кхмерской группы. К этой же группе относятся языки горных кхмеров. В стране также живет небольшое число вьет­намцев, малайцев, тямов, лао, индийцев и не­сколько мелких этнографических групп.

В Сингапуре большая часть населения сос­тоит из китайцев. Несколько меньше там ма­лайцев, имеется и некоторое число выходцев из Южной Азии, которые говорят на своих языках.

Население Малайзии состоит главным об­разом из народов, говорящих на малайских (индонезийских) языках. Наиболее многочис­ленны среди них разные группы малайцев. К той же ветви относится часть так называе­мых «аборигенных» языков джакунов и дая-ков Северного Калимантана. В Малайзии до­вольно много китайцев и индийцев. Кроме то­го, там обитают немногочисленные племена семангов и сеноев, языки которых относятся к малаккской группе и также причисляются к «аборигенным» языкам.

Население Индонезии — преимущественно индонезийцы, которые составляют подавляющую часть населения республики и говорят на языках малайской (индонезийской) ветви малайско-полинезийской семьи языков. Одна­ко эти народы не образуют единого этнического целого, а распадаются на ряд родствен­ных по языку народов. Существует общегосу­дарственный язык бахаса индонесиа, однако им владеет еще не все население. Самый крупный из индонезийских народов—яванцы. Близки к ним сунда Западной Явы и мадурцы, живущие на востоке Явы и на острове Маду­ра. На Яве обитают также мелкие горные племена— тенггеры и др.

На островах Нуса Тенггара (Малых Зонд­ских), прилегающих к Яве с востока, живут балийцы, ломбокцы, сумбаванцы.

Многонационален состав Суматры. Наряду с многочисленными народами минангкабау, батаками, аче, лампонгцами там обитают и не­большие племена кубу, сакаи и др. На сосед­них с Суматрой островах обитают ниасы, мен-тавеи и др.

Побережья Калимантана заселены выход­цами с других островов Индонезии, банджа-рами и китайцами. Во внутренних областях живут племена разного происхождения, назы­ваемые собирательным именем даяков.

Также сложна этническая картина Сулаве-си. В его прибрежных областях расселены большие народы: буги, макассары, минахасы, а во внутренних — немногочисленные торад-жи, племена тоала и др.

Часть коренного населения островов Молуку жители островов Амбон, Банде и др. —

была истреблена или вывезена в качестве ра­бов в колониальную эпоху. Большую часть современного населения Восточной Индонезии составляют выходцы из западных областей Индонезийского архипелага.

Помимо населения, говорящего на австро­незийских языках, в Индонезии имеются груп­пы населения, принадлежащие по языковому признаку к папуасским и меланезийским язы­кам. Они расселены на севере Хальмахеры и на Западном Ириане. На побережьях Запад­ного Ириана поселилось в последние столе­тия значительное число выходцев из Западной и Восточной Индонезии.

На многих островах Индонезии, особенно в городах, проживает значительное число ки­тайцев — торговцев и ростовщиков.

На индонезийских языках говорит основное население Султаната Брунея и Восточного Ти­мора.

Подавляющая часть населения Филиппин говорит на австронезийских языках. Наиболее многочисленны равнинные народы, а среди них тагалы, обитающие на островах Лусон, Мариндуке, Полильо и др. На языках этой же группы говорят висайя, илоки (илоканы), биколы и др. К группе горных народов, гово­рящих на австронезийских языках, относятся ифугао Лусона, калинга, бонтоки, аэта и мно­гие другие мелкие этнические группы. На языках той же ветви говорят обитатели юж­ных островов Филиппин: магинданао, ланао (маранао), яканы, сулу-самаль. На Филиппи­нах обитает также несколько сот тысяч ки­тайцев. Имеется небольшое число арабов, ма­лайцев, выходцев из Индонезии, Европы, Аме­рики.

Хозяйство. В Юго-Восточной Азии распро­странены самые разнообразные виды хозяйственной деятельности, существует большое многообразие хозяйственно-культурных ти­пов — от очень примитивных до высокораз­витых.

До наших дней в трудно доступных тропи­ческих лесах еще встречаются небольшие группы населения, добывающие средства к существованию бродячей охотой и собирательством.

Более распространен хозяйственно-культурный тип мотыжных земледельцев, обрабатывающих поля на выжженных участках леса (подсечно-огневой тип земледелия) без при­менения искусственного орошения, а также на примитивно орошаемых полях.

На острове Мадура часть населения заня­та животноводством.

На берегах морей и озер живут рыболовы. Впрочем, рыболовство сочетается обычно с другими видами хозяйственной деятельности.

Главным видом занятий подавляющего большинства обитателей Юго-Восточной Азии является плужное земледелие, в первую оче­редь рисосеяние на заливных равнинных или террасных полях.

Все большее число населения Юго-Восточ­ной Азии трудится в промышленности и дру­гих современных отраслях хозяйства.

Перечисленные хозяйственно-культурные типы далеко не исчерпывают всего разнообразия форм хозяйственной деятельности населения рассматриваемого региона. Существует много промежуточных хозяйственных подтипов. Например, подтипы охотников-собирателей— мотыжных земледельцев; мотыжных земледельцев — рыболовов; мотыжных земледельцев — специализированных собирателей даров тропического леса (смолы, каучук, ценная древесина и др.), предназначаемых для продажи; плужных земледельцев, занимающихся также отходничеством, и многие другие подтипы.

Основные тенденции в современном разви­тии хозяйства народов Юго-Восточной Азии состоят в расширении орошаемого плужного земледелия, росте промышленности и сферы обслуживания.

Рассмотрим в отдельности основные хо­зяйственно-культурные типы в Юго-Восточной Азии, начиная с самых древних.

Еще в конце прошлого и начале нашего столетия в болотистых и гористых местностях многих островов и на п-ве Малакке встреча­лось довольно много групп бродячих охотни­ков и собирателей. Кое-где они сохранились и до наших дней, но постепенно и они переходят к оседлости и земледелию. Бродячей охотой и собирательством занимались на Ма­лакке семанги, некогда и сенои, на Суматре кубу и часть сакая, на Яве тенггеры, на Ка­лимантане пунаны и букиты, на Сулавеси тоа-ла, на Филиппинах аэта и некоторые другие мелкие племенные группы. Добывание средств существования было связано для них с большими трудностями, так как тропические леса не богаты съедобными растениями и мелкими и средними животными, доступными слабому вооружению бродячих охотников. На крупных животных охотились изредка с помощью ловчих ям-западней. Ели также мя­со животных, убитых крупными хищниками. Из-за недостатка добычи в пищу употребляли все мало-мальски съедобное. И тем не менее во многие сезоны года обитатели тропических лесов жестоко голодали и были вынуждены довольствоваться малосъедобной пищей в виде орехов горького миндаля и т. п. Крайне экс­тенсивное присваивающее хозяйство, скудость пищевых ресурсов требовали для охоты и со­бирательства обширных лесных угодий. Груп­пы охотников и собирателей не могли долго кормиться на одном участке и были поэтому вынуждены все время передвигаться с места на место. Почти весь день они проводили в движении и останавливались только для ко­роткого отдыха и на ночлег. Локальные груп­пы распределяли между собой лесные угодья с таким расчетом, чтобы их пути не пересе­кались. Каждая группа двигалась по своим «владениям» концентрическими кругами, воз­вращаясь на пройденное место только через несколько месяцев, когда там естественным путем восстанавливались пищевые ресурсы. Хозяйственная деятельность этих народов включала помимо охоты и собирательства не­которые виды домашних производств: изго­товление оружия, украшений, циновок и неко­торых видов утвари из дерева, камня, кости, раковин, луба (материала из обработанной ко­ры дерева). Металлургическое производство и изготовление керамики им не известно. При этом металлические предметы, главным обра­зом наконечники копий, украшения, встреча­лись у охотников и собирателей еще в прош­лом веке. Но получали они их от соседей в готовом виде, и в лучшем случае металличе­ские заготовки обрабатывались «неолитиче­ским» способом — проковкой в холодном ви­де. Обмен, вследствие изолированности рас­сеянных по тропическому лесу локальных групп охотников и собирателей, имел ограни­ченное распространение. Часто он велся в так называемой «немой» форме. При «немом» обмене стороны не вступали в непосредствен­ное общение, а каждая группа оставляла предметы, предназначенные для обмена, в определенном, обусловленном традицией мес­те, где их по очереди брали представители каждой из сторон.

В наше время бродячие охотники и соби­ратели все чаще начинают заниматься прос­тейшим мотыжным земледелием, обрабатывая время от времени небольшие участки земли под посевы главным образом клубневых рас­тений. Постепенно земледелие начинает зани­мать все большее место в их хозяйственной деятельности. Этот процесс стимулируется правительствами стран Юго-Восточной Азии, предоставляющими бывшим охотникам и со­бирателям помощь при переходе к новым ви­дам занятий. Однако этот процесс встречает­ся с определенными трудностями, вследствие чего рассматриваемый хозяйственно-культур­ный тип полностью еще не изжит.

Большое число населения Юго-Восточной Азии принадлежит к хозяйственно-культурно­му типу мотыжных земледельцев. Мотыжное земледелие ведется обычно в подсечно-огневой форме, примерно тем же образом, что и в Южной Азии. После завершения сезона дождей мужчины рубят лес и кустарник на участках, предназначенных для полей. При этом племенные группы, располагающие бо­лее совершенными навыками труда и орудия­ми, корчуют лес или срубают его под корень. Но во многих местностях лес не только не корчуется, но и не срубается под корень, так как деревья у основания слишком толстые и срубить примитивными топорами их трудно. В таких случаях дерево рубится на некотором расстоянии от земли, где оно тоньше. В тече­ние сухого сезона срубленный лес и кустар­ник высыхают, после чего их сжигают. Выжег леса не только освобождает землю для полей, но и снабжает почву минеральными удобрениями (золой) и, что очень существен­но, уничтожает сорные травы — страшный бич тропического земледелия. Естественно, что поля, где лес срублен не полностью, да­ют плохой урожай. На выжженных и удобрен­ных золой полях палками или мотыгами выка­пывают ямки, в которые сажают семена риса, кукурузы, клубни. Эту часть работы выпол­няют по большей части женщины. В зависи­мости от традиции и хозяйственных навыков семена либо закапываются в ямках, либо, как это нередко встречалось, например, у даяков Калимантана и других племен, оставляются в ямках незасыпанными. В этом случае часть семян расклевывается птицами, уносится вет­ром и дождевой водой, что пагубно сказыва­ется на урожае. Далеко не все мотыжные земледельцы ухаживают за посевами. Они за­растают сорняками, что еще ухудшает уро­жай. Вследствие этого во многих областях, не­смотря на сравнительно большие земельные площади, обрабатываемые под посевы, уро­жаи бывают скудные, что приводит к голодов­кам и заставляет изыскивать дополнительные средства существования. Занимаются охотой, рыболовством и собирательством. При этом собирают не только съедобные растения и мелких животных, но и дары леса: камфару, различные смолы, каучук, ротан (побеги гиб­кой пальмы, используемые для плетения). Промысловое значение имеет также ловля змей. Их кожу, а также смолы и прочее, со­бранное в лесу, продают скупщикам. Змеиная кожа дает большой доход, но уничтожение большого количества змей подрывает земле­делие, так как массами начинают плодиться грызуны — вредители полей.

Вследствие того что выжженные участки леса быстро зарастают сорняками, их можно использовать под поля не более двух-трех лет, потом они забрасываются и расчищаются новые участки. Поэтому поля постепенно уда­ляются от поселения, и в конце концов его приходится оставлять и основывать новое.

У большей части мотыжных земледельцев широкое распространение получили различ­ные домашние производства. Многие их изде­лия представляют собой настоящие произве­дения искусства. Постепенно из домашних производств развиваются ремесла. Существу­ет отходничество. Важное значение для хо­зяйства имеют обмен и торговля.

Рассматриваемый хозяйственно-культурный тип имел в прошлом очень большое распро­странение в Юго-Восточной Азии. И в наше время мотыжным земледелием занимаются многие народы: часть горных монов и кхме­ров, горные таи, часть нага п-ва Индокитай; большинство даяков в Индонезии и Малайзии; часть тораджей, небольшие группы горных батаков, папуасы и меланезийцы Западного Ириана в Индонезии; ифугао на Филиппинах и др.

Основное занятие подавляющего большин­ства населения Юго-Восточной Азии состав­ляет плужное земледелие. Благоприятные природные условия — плодородная почва, влажный и жаркий климат — позволяют вести интенсивное хозяйство и получать во многих местах по два урожая в год. Главная продо­вольственная культура в рассматриваемом ре­гионе— рис. Выращиваются также бобовые, кукуруза, клубневые растения, садово-огород­ные. Большие площади заняты под техниче­ские культуры. Культивируются каучуконосы, кофейное дерево, кокосовая пальма и множе­ство других растений.

Земледелие ведется большей частью в по­ливной и заливной формах на равнинах и на террасных полях по склонам гор. Вода из ис­точника на вершине холма используется сна­чала для орошения верхних, а затем нижних террас. Только в отдельных горных местнос­тях плужное земледелие ведется в неполив­ной форме. Там сеют суходольный рис и ку­курузу.

Основные земледельческие орудия сходны у разных народов Юго-Восточной Азии. Это легкий плуг без отвала или плуг с отвалом; «вертикальная» борона с косо поставленными длинными зубьями и упором в виде рамы. В качестве тягловой силы используются глав­ным образом буйволы. Снимают урожай сер­пами и ножами. Обмолачивают зерно разны­ми способами: укладывают снопы на циновки и оббивают их палками; прогоняют по снопам животных; обмолачивают колосья в ступе.

Земледельцы разводят по большей части молочный и рабочий скот, во многих странах Индокитая — также свиней. Повсеместно дер­жат птицу.

Во Вьетнаме главными продовольственны­ми культурами, как и во всей Юго-Восточной Азии, являются рис, кукуруза. Возделывается много клубневых растений. Из плантационных наиболее распространены каучуконосы, чай, хлопок. Выращивают разнообразные маслич­ные культуры.

Основа земледелия в Лаосе — выращива­ние розового клейкого риса для собственного потребления и белого на экспорт, а также овощей, фруктов. Часть населения Лаоса за­нимается животноводством. Разводят крупный и мелкий рогатый скот. Большое значение в хозяйстве имеет рыболовство.

В самой плодородной части Таиланда, в долине реки Менам, ведется товарное рисо­вое хозяйство. На юге много земель занято под плантации каучуконосов. Довольно значи­тельны посевы под опийным маком. Немалая честь опиума-сырца и выработанных из него подпольным образом наркотиков переправля­ется контрабандой за рубеж.

Земледелие, огородничество, садоводст­во — основа бирманского сельского хозяйст­ва. В летние дождливые месяцы выращивает­ся рис, жаркой зимой — кукуруза, бобовые. В некоторых местностях культивируются чай­ный куст, кофейное дерево, сахарный трост­ник, кокосовые и банановые пальмы. Наибо­лее развито товарное рисосеяние в Нижней Бирме.

В Кампучии главная отрасль хозяйства — рисосеяние. Важную роль играют также рыб­ная ловля, разведение каучуконосов, лесоза­готовки ценных пород деревьев.

Повсеместно у плужных земледельцев зна­чительное развитие получили домашние про­изводства и ремесла, распространено отход­ничество.

Сходно с индокитайским хозяйство плуж­ных земледельцев Индонезии, Малайзии, Фи­липпин. Рис, кукуруза, бобовые, овощи, фрукты важнейшие продовольственные культуры.

На Филиппинах выращивается много сахарно­го тростника, волокнистых растений. В Индо­незии, помимо прочего, выводятся высокие сорта кофе. На островах большую роль игра­ет рыболовство.

рис, рыба, овощи, фрукты, растительное масло — основа существования населения Юго-Восточной Азии. Мясо едят редко, толь­ко по праздникам, и чаще — птичье. Нему­сульмане едят также свинину.

Промышленность развивается в Юго-Вос­точной Азии довольно интенсивно. Ряд стран, и в первую очередь Социалистическая Рес­публика Вьетнам, стали экономически неза­висимы от империалистических монополий. Б колониальное время в странах Юго-Восточ­ной Азии существовала главным образом только мелкая и пищевая промышленность. В наши дни большое развитие получают гор­нодобывающая, средняя и тяжелая промыш­ленность. Большую помощь в экономическом развитии прогрессивных стран Юго-Восточной Азии оказывают Советский Союз и другие страны социалистического содружества,

Материальная культура. Орудия труда очень различны у народов, стоящих на раз­ных уровнях социально-экономического разви­тия и относящихся к разным хозяйственно-культурным типам. Орудия труда развитых народов Юго-Восточной Азии имеют совре­менный облик и, за исключением простейше­го крестьянского инвентаря, они фабричного производства. Ручные мотыжные земледельцы уже значительно больше орудий и предметов вооружения изготовляют в домашних услови­ях или покупают у ремесленников, поэтому они имеют более традиционный облик. Моты­ги далеко не всегда сделаны из металла и тем более не обязательно фабричного произ­водства. Железные мотыги выковывает обыч­но деревенский кузнец или сам владелец. Но часто мотыга — это всего лишь палка-копалка (или сажальный кол), представляющая собой заостренную и обожженную на огне палку. Столь же просты и другие орудия труда из дерева, кости, камня, раковин, металла. Охотничье и боевое оружие чаще покупное, но встречаются и традиционные предметы во­оружения: луки и стрелы, иногда отравлен­ные, духовые трубки, мечи, ножи. Традицион­ное вооружение составляет, как правило, обя­зательную принадлежность мужского празд­ничного костюма. У многих народов, напри­мер у даяков, мечи считаются священными предметами и передаются по наследству от отца к сыну.

Традиционные орудия и вооружение быту­ют у народов, обитающих на периферии клас­совых обществ. Они довольно разнообразны у охотников и собирателей Юго-Восточной Азии и часто представляют собой настоящие произведения искусства. В горных областях полуострова Индокитай распространены лук и стрелы, копья, топоры, ножи. Сенои, а в новейшее время и семанги, охотятся с по­мощью духового ружья и маленьких отрав­ленных стрелок, изготовленных из сердцевины пальмового листа. Копья и дубинки были еще недавно основным вооружением кубу, лубу, тоала, аэта и других народов.

Поселения и жилища в Юго-Восточной Азии очень разнообразны, но вместе с тем имеют и много общего. Земледельцы селятся по большей части вдоль берегов рек, озер, по морскому побережью. Преобладают посе­ления рядового плана. Кучевые встречаются реже, преимущественно в удаленных от во­доемов лесных областях. Обитатели побере­жий рек, озер и морей нередко проводят всю жизнь на воде, где они устраивают пла­вучие поселки на плотах и лодках. Горные по­селения обычно небольшие, кучевые в плане. В недавнем прошлом широко были распрост­ранены укрепленные поселения. Они и сейчас еще встречаются в отдаленных горных мест­ностях, где ведутся межплеменные войны.

Значительная часть народов Юго-Восточ­ной Азии сооружает постройки на сваях, на которые настилается пол, устанавливаются стены и крыша. Традиция эта сложилась в приморской полосе, где прилив и прибой за­ливали дома, стоящие прямо на земле. Ма­териалом для полов жилищ и стен служат бамбук, расщепленные стволы пальм. Крыша обычно двускатная (прямая или седловидная), иногда коническая. Кроется листьями пальмы. Зажиточное население нередко строит те­перь коттеджи современного типа из покуп­ных материалов. В городах центральные ули­цы 3acтроены современными многоэтажными домами, покрыты асфальтом. На окраинах беднота ютится в жалких хижинах сельского типа.

Во Вьетнаме обычны наземные дома с кирпично-глинобитным или земляным запол­нением каркасных стен. Легкими перегород­ками они разделяются на 2—3 помещения. Дома вместе с хозяйственными постройками окружаются колючей живой изгородью. У сельского населения Лаоса, Таиланда, неко­торых местностей Бирмы и Малакки дома возводятся на сваях и сооружаются из под­ручных материалов. В Индонезии на разных островах распространены различные типы жилых и хозяйственных построек. Яванцы и сунда строят легкие постройки из 2—3 поме­щений на небольшом фундаменте без свай. В старое время у минангкабау сооружались длинные дома на сваях, в каждом из кото­рых жила материнско-родовая группа. Когда девушка вступала в брак, для нее и ее мужа пристраивалось к торцовой стороне дома но­вое помещение. Каждую пристройку венчала седловидная крыша, что придавало всему дому оригинальный вид. Батаки также строи­ли дома на сваях — большого размера, из толстых стволов деревьев, окруженные ве­рандой. В таком доме жила большая патри­архальная семья. Крыши сооружались четы­рехскатными, сложной конструкции с резны­ми украшениями на коньке. Хранилища для риса у минангкабау и батаков повторяли в миниатюре форму их жилищ. Новые дома строятся у них чаще в расчета на одну семью. Все даяки Калимантана жили в прош­лом в длинных домах, располагавшихся вдоль берегов рек. Целая сельская община разме­щалась в одном или нескольких длинных домах. Селения укреплялись мощными вала­ми и палисадами из бамбука и колючих рас­тений. В наше время эти ограды исчезают. Вдоль каждого дома устраивается дрыхая галерея, где хранится разнообразное имуще­ство и куда выходят двери семейных комнат. Молодые неженатые мужчины живут либо в такой галерее, либо в специальном «мужском доме», предназначенном для общественных целей. У многих групп даяков в наши дни преобладают небольшие свайные постройки, рассчитанные на одну малую семью.

Столь же своеобразны постройки и на других островах Индонезии. Сходны с малай­скими и филиппинские жилые и хозяйствен­ные постройки. В старину многие народы со­оружали в центре своих поселений общинные дома. Сейчас их уже почти не строят, а сохранившиеся служат гостиницами или му­зеями старого быта. Такие музеи широко распространены, например, у минангкабау и батаков.

Внутреннее убранство домов в странах Юго-Восточной Азии очень просто и не слиш­ком различается у разных народов. Полы устилаются циновками, на которых сидят и спят. Иногда по стенам развешиваются ут­варь, старинная посуда, оружие. В централь­ных районах городов, в богатых кварталах нередко обставляют дома по-европейски.

Бродячие охотники и собиратели лесистых горных и болотистых областей довольствуют­ся легкими хижинами из бамбука и травы или даже ветровыми заслонами. Для кратко­временного ночного отдыха сооружаются платформы и навесы на ветвях деревьев. До конца прошлого века многие группы тоала жили в пещерах. В настоящее время они со­оружают легкие хижины.

Одежда народов Юго-Восточной Азии внешне разнообразна, особенно в отделке, но имеет в основных чертах много общего. В старину были широко распространены раз­личные виды несшивной одежды, постепенно вытесняемой сшивной. Так, во Вьетнаме муж­ская одежда состояла из набедренной по­вязки, широких штанов и короткой куртки или халата. На голову надевали конусовид­ную шляпу. Традиционный женский костюм со­стоял из нательной распашной кофты, длин­ных штанов, в холодное время стеганой курт­ки или халата. Головной убор составляла пле­теная шляпа. И мужчины и женщины носили на ногах сандалии. Излюбленным цветом оде­жды был белый и черный. В настоящее время традиционная одежда вышла, особенно у мужчин, из употребления. Лаосцы-мужчины ходят в широких коротких штанах, куртке, сандалиях. Женщины носят несшивную одежду из куска ткани, обернутого вокруг тела от подмышек до колен, и опоясанного шарфом. Поверх надевают кофту, а на плечи набрасы­вают еще один шарф. На голову надевается плетеная шляпа из бамбука, или повязка. Основа традиционного мужского таиландского костюма — широкое полотнище ткани, которое обертывается вокруг бедер. Его конец про­пускается между ног и получается род шта­нов. Старинный женский костюм состоит из куска ткани, которым обертывают бедра на­подобие юбки. На плечи набрасывается на­кидка или надевается жакет. Ходят босиком или в кожаных сандалиях. И мужчины и жен­щины носили в прошлом короткую стрижку, сейчас она сохранилась лишь у части мужчин. В настоящее время многие горожане и часть зажиточных сельских жителей ходят в евро­пейском костюме.

У бирманцев традиционный костюм быту­ет до настоящего времени. У мужчин он состоит из широкого прямоугольного куска ткани, который обертывают вокруг бедер на манер юбки, и распашной рубашки или куртки. Костюм дополняют шляпа и сандалии. Женский костюм схож с мужским, но его покрой шире. Старинная мужская одежда кхмеров представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг бедер и пропущенный меж­ду ног, и тесно прилегающую куртку. Жен­щины вместо куртки носили кофту. И мужчины и женщины стриглись очень коротко — «под щетку». В наше время традиционный костюм почти исчез, его вытеснил саронг — основа одежды многих малайских и индонезийских народов. Он состоит из длинного куска ткани, который обертывается вокруг туловища. Са­ронг может быть до колен или до щиколоток. Но у яванцев саронг используется только как домашняя одежда. Уличная современная одежда у мужчин состоит из длинных брюк и куртки. На голову надевается батиковый пла­ток или бархатная черная шапочка. Нацио­нальная женская одежда состоит из полотни­ща ткани, которым обертываются от груди до пяток, и кофты или жакета. На плечи набра­сывается шарф.

Одежда охотников-собирателей джунглей состоит у мужчин из набедренной повязки или юбочки, у женщин — также из юбочки. Набедренные повязки и юбки делаются по традиции из выделанной коры дерева (луба). Костюм дополняется разнообразными само­дельными и покупными украшениями. Широ­ко распространен обычай татуировки из ре­лигиозных или эстетических соображений. У некоторых народов принято чернить и под­пиливать зубы.

Семья и общественный строй. Различия в уровне социально-экономического развития разных народов Юго-Восточной Азии имели следствием большое разнообразие в формах семейно-брачных и социальных отношений, у охотников-собирателей бытуют парные семьи и многие архаические обычаи в обла­сти семейно-брачных отношений. Для более развитых народов до недавнего времени бы­ло характерно сохранение традиций родовых общин и больших семей главным образом в патриархальной, но, как исключение, и в матрилокальной форме (например, у минангка­бау). Эти архаические формы семьи повсе­местно сменились моногамными семьями. На семейно-брачные отношения большей час­ти народов Юго-Восточной Азии сильный от­печаток наложили религиозные обычаи: в Ин­докитае— буддийские, в Индонезии и на Ма­лакке— мусульманские, на Филиппинах — хри­стианские. Так, в областях, где получил рас­пространение ислам, существует полигамия.

Общественные отношения в странах Юго-Восточной Азии весьма разнообразны. Ряд стран идут по пути строительства социалисти­ческого общества, как-то: Вьетнам, Лаос, Кам­пучия. В других странах господствуют ка­питалистические отношения наряду с сохране­нием пережитков самых разнообразных ук­ладов. В Таиланде и Малайзии, на юге Филип­пин еще сильны пережитки феодальных от­ношений.

В прошлом у мотыжных земледельцев, а в наши дни у части охотников и собирателей тропических лесов Юго-Восточной Азии со­храняются элементы первобытнообщинных отношений. Интересная форма в виде так называемого «трехродового союза» бытовала У батаков. У минангкабау существовал мате­ринский род. У мотыжных земледельцев уже с начала нашего века общинные отношения стали интенсивно разлагаться под воздействи­ем социальной и имущественной дифференци­ации, сложения классовых отношений. Тем не менее и сейчас еще встречаются в отдельных местах поселения племен или их подразделе­ний (у даяков, тораджей, горных племен Ин­докитайского полуострова, нага и др.). Обыч­но несколько поселений составляют племя.

Происхождение и значение рода в Юго-Вос­точной Азии еще не совсем ясны, так как у многих народов периферии классовых об­ществ четкая родовая организация отсутствует и нет бесспорных свиде­тельств о ее бытовании в прошлом. Тем бо­лее это относится к бродячим охотникам-со­бирателям тропических лесов Юго-Восточной Азии. Они живут небольшими локальными группами, которые объединяются в племена, пользующиеся определенной территорией. Племена и поселения возглавляют вожди. У наиболее отсталых племен предводители нередко являются одновременно и священ­нослужителями. Немалую роль в обществен­ных делах этих народов играют колдуны, лекари.

Духовная культура. Духовная культура и народное творчество народов Юго-Восточной Азии исключительно богаты и разнообразны. Для них характерны глубокие народные тра­диции и связи с культурой соседних народов. Уже в средние века во многих странах этого региона существовали развитые наука куль­тура, искусство, была создана обширная ду­ховная и светская литература. Неблагоприят­ные последствия для духовной культуры, как и для всей жизни народов Юго-Восточной Азии в целом, имела колониальная эпоха. Ко­лонизаторы проводили политику угнетения и эксплуатации, подавления культурной самосто­ятельности, тормозили развитие образования населения. Только в ходе национально-освобо­дительной борьбы и после достижения национальной независимости развернулись процессы культурного возрождения и быстрого культурного развития. Но тяже­лые последствия колониального режима сказываются до сих пор. Громадные усилия прилагаются для ликвидации неграмотности, подготовки кадров специалистов — во всем этом постоянно большую помощь оказывают Советский Союз и другие страны социалисти­ческого содружества. Развиваются народное и профессиональное искусство, среднее и высшее образование, массовые средства ин­формации.

Тысячелетние традиции имеет народное творчество. Так, у вьетнамцев широко распространены различные жанры эпических произведений, музыкально-драматические представления. Разнообразны народные тан­цы и песни. Богато представлен фольклор в Таиланде. Успехом пользуются театральные представления: театр жестов, кукол, маскированных актеров. Знамениты бирманский и кхмерский балет. Широко популярен у этих народов театр, где исполняются пьесы на мо­тивы местных и индийских произведений, а также театр теней. В Индонезии издавна боль­шой любовью пользуется народный театр теней ваянг-пурво, в котором исполняют пьесы героического содержания. Не менее распространены представления марионеток, костюмированных актеров. Большую извест­ность имеет яванский национальный оркестр гамелан, состоящий из десятков и сотен ударных инструментов. Оригинально народ­ное творчество лесных народов: их воинственные охотничьи пляски, песни, мимические представления интересны и своеобразны.

Большинство земледельческих народов по­луострова Индокитай — бирманцы, таиландцы, лаотянцы, вьетнамцы, кампучийцы — испове­дуют различные толки буддийской религии со множеством самых различных пережитков древних верований: аграрных культов, культа предков, магических представлений и т. д. Большая часть жителей Малайзии и Индоне­зии — мусульмане суннитского толка. Своеоб­разна религия жителей острова Бали, пред­ставляющая собой смесь буддийских и инду­истских верований. Племена охотников-соби­рателей сохраняют древние верования в стихийные силы природы, духов, душу. В свя­зи с магическими представлениями в прош­лом бытовала охота за головами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.