Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доходы от предпринимательской деятельности




Организация платных услуг, предоставляемых образовательным учреждением

Сущность предпринимательской деятельности образовательного учреждения

Вопросы для повторения и обсуждения

Резюме

 

1. Предпринимательство в системе образования — это инновационная, инициативная деятельность образовательно­го учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества, и достижение тем самым социально-экономического эффекта.

2. Согласно Закону РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

Ø торговля покупными товарами, оборудованием;

Ø оказание посреднических услуг;

Ø долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Ø приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ø ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Бренд позволяет образовательному учреждению улучшать свои финансовые результаты.

4. Определение источников оплаты образовательных услуг является важной проблемой предпринимательства в образовании.

5. Предпринимательство предполагает определенные взаимоотношения между предприятиями и высшими и средними специальными учебными заведениями.

6. Цена образовательной услуги – важная составляющая современного рынка.

 

 

1. Что согласно Закону РФ «Об образовании» представляет собой предпринимательство в образовании?

2. Охарактеризуйте признаки предпринимательской деятельности.

3. Дайте характеристику предпринимательской деятельности учреждения высшего профессионального образования.

4. Назовите источники оплаты образовательных услуг.

5. Какие методы расчета применяются при формировании цен на образовательные услуги?

6. Что представляет собой бренд и какую роль он играет?

7. Какие причины вызвали появление негосударственного сектора образования России?

 

Глава 9. Сущность и формы организации предпринимательской деятельности

 

В данной главе раскрывается сущность предпринимательской деятельности образовательного учреждения, рассматриваются направления формирования и распределения доходов от этой деятельности.

 

 

Предпринимательская деятельность образовательного учреждения направлена на получение дохода, использование которого дает возможность осуществлять развитие данного учреждения.

В основе предпринимательской деятельности лежат договорные отношения между заказчиком и исполнителем, обеспечивающие законодательную защиту этих отношений.

Основной формой реализации предпринимательской деятельности образовательного учреждения является предоставление платных образовательных услуг.

Примерный перечень платных образовательных услуг, которые могут оказываться средним специальным образовательным учреждением за рамками соответствую­щих образовательных программ и государственных образо­вательных стандартов, включает:

Ø изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы данной дисциплины, предусмотренной учеб­ным планом;

Ø индивидуальная работа с обучаемым другого образова­тельного учреждения;

Ø подготовительные курсы;

Ø курсы по изуче­нию иностранных языков;

Ø повышение квалификации и переподготовка кадров с освоением новых специаль­ностей;

Ø организация факультативов по обучению, которое не может быть выполнено в рамках государственного стан­дарта;

Ø создание различных спортивных секций, групп по укреплению здо­ровья.

В целом предпринимательская деятельность образовательного учреждения может осуществляться по следующим направлениям.

1. Предоставление платных образовательных услуг:

a) обучение российских и иностранных учащихся, студентов;

b) обучение на подготовительных курсах;

c) тестирование школьников и абитуриентов;

d) консультирование по учебным дисциплинам;

e) репетиторство;

f) переподготовка и повышение квалификации;

g) углубленное изучение отдельных дисциплин сверх учеб­ной программы;

h) дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, коллективы и т. д.;

i) обучение по индивидуальным планам, в том числе в специально созданных условиях;

j) прочие образовательные услуги.

2. Научно-исследовательская деятельность:

a) создание и передача научной продукции, объектов интеллектуальной собственности, в том числе на экспорт;

b) оказание услуг научного характера – консультирование, экспертиза, патентные работы, рецензирование и др.;

c) выполнение научно-исследовательских работ на конкурс­ной основе, включая гранты.

3. Деятельность учебного заведения по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса:

a) деятельность, реализуемая учебными и учебно-произ­водственными мастерскими, хозяйствами, магазинами, типографиями, подразделениями питания и др.;

b) работы по обслуживанию и ремонту приборов, оборудования, вычис­лительной техники, помещений, мебели, коммуника­ций и др. в части обеспечения основной деятельности образовательного учреждения;

c) деятельность по обеспечению студентов питанием, про­живанием, медицинским и культурным обслужива­нием;

d) деятельность по обеспечению проживания работников образовательного учреждения;

e) предоставление услуг библиотеки, транспорта, спортивных сооружений, вычис­лительной техники, оргтехники;

f) предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

g) другие услуги по обеспечению образовательного и научно-исследовательского процесса.

4. Прочие виды деятельности, выполняемые с использованием ресурсов образовательного учреждения (территорий, помещения, оборудования и др.):

a) создание автомобильных стоянок и гаражей;

b) изготовление товаров народного потребления;

c) ремонт бытовой и иной техники;

d) оказание бытовых услуг;

e) оказание посреднических услуг;

f) проведение выставок;

g) долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

h) приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных, и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

i) вложение денежных средств на депозитные счета;

j) предоставление ресурсов образовательного учреждения в аренду (помещений, обо­рудования, земельных участков, юридического адреса);

k) получение финансовых санкций (пени, неустоек, штра­фов) по судебным решениям.

 

 

Структура и последовательность шагов по организации платных образовательных услуг основана на обобщении широкого опыта деятельности образовательных учреждений в рассматриваемом направлении.[79]

1. Услуга, предоставляемая на основе договора, должна быть предусмотрена в уставе образовательного учреждения.

2. Необходимо уточнить вопрос о лицензировании выбранного вида услуги.

3. Разработка сметы доходов и расходов по оказанию платной услуги начинается с определения фактических затрат на запланированную услугу. После определения расходов, составляющих фактическую себестоимость, можно соотнести объём полученного дохода от платной услуги с целями развития образовательного учреждения.

4. На основе определения всех расходов, связанных с реализацией услуги, рассчитывается её цена. Расчётная цена услуги должна быть соотнесена, во-первых, с платёжеспособностью потребителей, то есть с возможностями родителей или иных представителей оплатить услугу. Во-вторых, с ценами на аналогичные услуги, оказываемые близрасположенными учреждениями, то есть с ценами конкурентов.

С учётом этого первоначально рассчитанная цена может быть скорректирована. А также должны быть скорректированы отдельные параметры ранее составленной сметы.

5. Заключение договоров с потребителями образовательной услуги.

Примерная форма такого договора утверждается федеральным органом управления образованием.

При заключении договоров необходимо установить:

Ø соответствуют ли положения заключённых договоров правилам, установленным Гражданским кодексом РФ в момент их заключения;

Ø соблюдаются ли правила изменения условий договора и его расторжения;

Ø какой порядок возмещения сторонами потерь предусмотрен в договоре при невыполнении его условий;

Ø какие цены предусматриваются в договоре;

Ø полномочия лица, подписавшего договор;

Ø другие вопросы, вытекающие из особенностей хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

6. Заключение договоров с персоналом, участвующим в выполнении образовательной услуги.

В соответствии с действующим законодательством юридическое оформление отношений между лицом, изъявившим желание работать, и работодателем осуществляется на основе трудового договора. В соответствии с которым работник выполняет в данном образовательном учреждении работу по определённой специальности, квалификации или должности или трудовую функцию, получая за это оплату, оговоренную в трудовом договоре, а также выполняет свою работу в условиях внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения при обеспечении условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, трудовым договором.

Участниками платной образовательной услуги выступают либо сотрудники образовательного учреждения, либо приглашенные специалисты, с которыми должны быть заключены срочные трудовые договоры. В соответствии со ст. 58 п. 2 Трудового кодекса РФ «срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения». Причём работа будет выполняться, как правило, «за пределами нормальной продолжительности рабочего времени» по инициативе работника. Эта ситуация определяется как «совместительство». По заявлению работника работодатель имеет право разрешить ему работу по трудовому договору в этой же организации, но по иной профессии, специальности или должности в порядке внутреннего совместительства. Исключение составляют педагогические работники, которым разрешается работа по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности (ст. 333 Трудового кодекса РФ). Трудовой договор работодателя со специалистом из другой организации – это внешнее совместительство.

Учет этих положений позволяет образовательному учреждению осуществить организацию платных образовательных услуг в данном учреждении.

 

 

Осуществляя предпринимательскую деятельность, образовательное учреждение получает следующие виды доходов:

1. Доходы от реализации образовательных услуг.

2. Доходы от научной деятельности.

3. Доходы о работы (услуг), выполняемых с использованием ресурсов образовательного учреждения.

4. Внереализационные доходы.

5. Доходы от иных поступлений, включая взносы юридических и физических лиц в виде пожертвований, подарков и др.

Эти доходы отражаются в смете доходов и расходов средств, полученных от осуществления различных видов деятельности образовательным учреждением.

Полученные денежные средства образовательное учреждение вправе использовать по собственному усмотрению, то есть доходы от предпринимательской деятельности поступают в самостоятельное распоряжение образовательных учреждений.

Примерную схему распределения денежных средств, поступивших от разных видов деятельности образовательного учреждения среднего профессионального образования, можно представить следующим образом (рис. 9.11).

 

 

Рисунок 9.11 - Распределение образовательным учреждением поступивших денежных средств

 

Таким образом, все полученные средства распределяются между факультетами или отделениями и образовательным учреждением в целом. При этом полученные средства идут не только на выплату заработной платы, но и на научно-техническое и социальное развитие образовательного учреждения. Часть средств может быть предназначена для осуществления компьютеризации образовательного учреждения, а также пополнения фонда библиотеки, то есть для реализации определенных целей.

Отчет о расходовании средств от предпринимательской деятельности представляется соответствующему финансовому органу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.