Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения. Методики и результат изменений




Методики и результат изменений.

Результатом всех этих процедур должно явиться достижение позиции «Я - о’кей; ты - о’кей». Часто необходимым является переписывание сценариев жизни. Эффективной работа считается, если достигнута автономия клиента, которая подразумевает способность к «несценарному» поведению. Достижение автономии подразумевает восстановление человеком трех основных способностей, характерных для исходных о’кей-позиций: спонтанности, осознания и интимности.

Разрушение игр состоит в том, что психотерапевт категорически отказывается играть в них и помогает клиенту осознать собственную игру. По крайней мере он старается резко уменьшить получаемое клиентов вознаграждение. Сталкиваясь с таким поведением, клиент впадает в отчаяние, содержащее в себе элементы фрустрации и растерянности. Такая реакция вскоре может уступить место юмористическому подтруниванию над собой с позиции Взрослого, понимающего подлинные причины скрытых проблем.

М. и Р. Гулдинг предлагают вспомнить раннюю сцену, в которой клиент получил соответствующее родительское предписание и погружаясь в детское состояние создать новое, уже позитивное решение, независимо или вопреки тому, что делали или говорили родители.

Сценарий – это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути.

В работе мы пришли к выводу, что основными причинами возникновения сценария являются: 1. удовлетворение ребенком своих потребностей с помощью сценарного поведения. 2. особенности логики ребенка (в своих умозаключениях он идет от частного к общему; ребенок не делает различия между потребностями и делами; “марсианское мышление” ребенка).

Ребенок растерян и нуждается в защите, в тепле и любви. Он хочет четко заданных правил, которые дадут ему ощущения стабильности и безопасности. Поэтому, получая от родителей сценарные послания, ребенок с радостью берет их себе. С другой стороны, следуя родительским приказаниям, ребенок получает поглаживания и удовлетворяет тем самым свою потребность в любви.

Став взрослым, человек остается в своем сценарии, хотя объективно отсутствуют прежние причины, подвигшие его на выбор сценария. Человек продолжает следовать выбранной им в детстве стратегии с целью как можно более полно удовлетворить свои потребности.

Э. Берн выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на содержание формируемого сценария: воздействие предков; возникновение новой жизни; сценарий родителей; обстоятельства рождения ребенка; имя и фамилия ребенка.

В качестве механизмов формирования сценарного поведения (каким образом вербальное послание становится действенным и начинает управлять поведением человека) мы рассматриваем:

· Копирование. Когда ребенок копирует поведение матери или отца с целью удовлетворения своих потребностей и желаний

· Травматическое событие и повторения. Ребенок может принять главное сценарное решение при реагировании на одно единственное событие, если оно является травматическим и воспринимается как особенно угрожающее. Однако чаще всего решения принимаются по истечении какого-то времени при реагировании на постоянно повторяющиеся сценарные послания.

· Сопровождение вербального послания невербальными сигналами, несущими негативный оттенок.

· Поглаживания. Те родительские послания (например, приказания) становятся сценарными (закрепляющими определенное поведение за ребенком), исполнение которых ребенком ведет к поглаживаниям.

Э. Берн выделяет два важных этапа в формировании сценария:

1. до 2-х лет, когда мать программирует основные мысли ребенка. Эта программа образует начальный скелет сценария, “первичный протокол”, определяющий кем станет ребенок “молотом” или “наковальней”. В это время происходит выбор жизненной позиции из четырех возможных: Я“+” Ты “+”; Я “+” Ты “+”; Я “-” Ты “+”; Я “–” Ты “-”. Когда ребенок принимает одну из этих позиций, весь остальной сценарий он подстраивает под нее. В этой связи Берн писал, что “любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырех основных позиций”.

2. с 2-х до 6 лет, когда происходит выбор сюжета с нужным развитием и ответа на вопрос: “Что бывает с такими, как я?”

Жизненный сценарий принимается ребенком на основе сценарных посланий о себе, других людях и жизни, исходящих от родителей, т.е. на основе родительских программ.Хотя родители не могут заставить ребенка принять какие-либо решения, они тем не менее оказывают на них сильное влияние, т.к. ребенок слаб и нуждается в защите, принятии и любви, то он будет “верить” родительским посланиям и вести себя в соответствии с ними, чтобы получить “поглаживания” от родителей, чтобы удовлетворить свои потребности.

С одной стороны, ребенок, получив какое-либо родительское послание, не сможет проигнорировать его и “возьмет” себе (в любом случае послание дойдет до адресата). С другой стороны, родительские приказания не могут заставить ребенка написать сценарий каким-то определенным образом, какое именно решение будет принято на основе послания, зависит, прежде всего, от самого ребенка.

И это самое важное положение в теории сценария: человек сам принимает решение о собственном сценарии.

Содержание сценария весьма разнообразно (даже в рамках одной темы), когда как, рассматривая сценарный процесс, можно выделить только шесть возможных сценарных паттернов: “пока не”, “после”, “всегда”, “никогда”, “сценарий с открытым концом” и “почти”. Независимо от того, кто я – китаец, африканец или американец – я буду проживать свой сценарий в соответствии с одним или несколькими из этих шести паттернов, которые также справедливы для любого возраста, пола, образования и воспитания.

Э. Берн считал, что всякий индивид в некоторой степени “запрограммирован” с раннего детства. Но вот насколько человек следует своему сценарию, как крепко с ним связан, зависит от личности индивида. Э. Берн писал: “Ключевую роль играют дозволения. Чем больше их у индивида, тем в меньшей мере он связан сценарием. И наоборот, чем жестче зафиксированы указания сценария, тем меньше шансов преодолеть его ограничения”. Я. Стюарт и В. Джойнс утверждают, что никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет.

Человеку необходимо понимание своего сценария для того, чтобы осознать свои детские убеждения, исходя из которых, он строит свое поведение и взаимодействует с другими людьми. Пока человек находится в сценарии, его действиями управляет Ребенок и он не в состоянии использовать потенциал своего Взрослого для решения своих жизненных проблем.

Согласно трансактному анализу, существует единственный путь освобождения от сценария – это обретение автономности. Э. Берн не дает точного определения автономности, кроме того, что автономность “характеризуется высвобождением или восстановлением трех человеческих качеств: осознания, спонтанности и интимности”.

Я. Стюарт и В. Джойнс называют несколько путей обретения свободы от сценария:

3) Трагическое событие. Очень сильныепотрясения, такие, как война или запрещенная родителями любовь, могут принести с собой быстрое освобождение.

4) Психотерапия. Этот путь более длителен.

Упражнения

Я. Стюарт и В. Джойнс предлагают несколько упражнений по расшифровке сценария:

1) Герой или героиня. Кто ваш любимый герой? Возможно, это персонаж детской сказки, а может быть, герой или героиня пьесы, книги или фильма, который вы помните. Это может быть также и реальный человек. Начните с героя, который первым пришел вам в голову. Станьте этим героем и говорите о себе столько, сколько вам хочется, при этом начинайте со слова “Я…”. Например, предположим, что мой герой – Супермен. Я могу начать так: “Я – Супермен. Мое дело – помогать другим людям решать проблемы. Я прилетаю из ниоткуда, делаю удивительные вещи и потом опять пропадаю. Никто не знает, что я Супермен, так как я постоянно маскируюсь…” (4, с. 111).

2) Сказка или басня. Другой вариант первого упражнения заключается в том, чтобы рассказать сказку или басню. И снова, выберете то, что вам нравится, - первое, что придет в голову. Это может быть детская сказка, классический миф – все, что хотите. Вы можете начать следующим образом: “Жила-была одна красивая девушка, которую злая мачеха усыпила на долгие годы. Она лежала в комнате, в замке за высокой стеной. Множество королей и принцев приходили для того, чтобы посмотреть на девушку, однако никто из них так и не смог преодолеть стену…” Для того чтобы извлечь максимум пользы из рассказа, можно продолжить его, став каким-нибудь персонажем или предметом из него, при этом каждый раз говорите о себе (4, с. 111).

3) Сон. Выберете какой-то из ваших снов. Больше всего можно узнать из недавнего или же много раз повторяющегося сна. Расскажите ваш сон, при этом говорите не в прошедшем, а в настоящем времени. Затем, как и в упражнении со сказкой, станьте каким-либо человеком или вещью и начните говорить о себе. После того как вы закончите, сразу же скажите, что вы чувствовали. Было ли вам приятно или нет? Вам понравилось, как закончился сон? Если нет, вы можете продолжить упражнение, заменив концовку сна. При этом рассказывайте новое окончание вашего сна в настоящем времени. Убедитесь, что вы вполне удовлетворены концовкой сна (4, с. 112).

4) Предмет в комнате. Осмотрите вашу комнату и выберете какой-нибудь предмет, лучше тот, о котором вы подумали в первую очередь. Затем станьте им и начинайте говорить о себе. Например: “Я – дверь. Я тяжелая, деревянная. Я стою на пути людей. Они открывают и закрывают меня…” Для того чтобы получить максимум пользы от упражнения, попросите партнера поговорить с вами, как с избранным предметом. Партнер должен просто разговаривать с вами, как будто вы дверь, камин и т.д. Например: “Дверь, что ты чувствуешь, когда люди открывают тебя?” “Я сержусь. Однако я дверь и не могу говорить. Я просто позволяю им открывать себя” (4, с. 112).

5) Посмотрите на свою жизнь как на игру. Для этого упражнения необходим человек, который бы исполнил роль гида. Расслабьтесь на стуле или на полу. Можете закрыть глаза. После этого гид начинает говорить: Представьте, что вы в театре. Вы ожидаете начала спектакля. Это спектакль о вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный ли это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Как называется ваш спектакль? А сейчас свет потушен. Опускается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Что вы чувствуете? Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля. (Пауза) После этого гид теми же словами вводит вас в следующие сцены спектакля: сцену, где вам от 3 до 6 лет; сцену юношества, от десяти до шестнадцати; настоящую сцену, где вам столько лет, сколько сейчас; сцену десяти лет спустя; последнюю сцену вашего спектакля – сцену вашей смерти. Наконец гид просит вас вернуться в настоящее, дав столько времени, сколько необходимо. Поделитесь с группой или партнером вашими ощущениями (4, с. 113-114).

После каждого упражнения необходимо приступить к анализу и расшифровке. Наилучший результат, по мнению авторов, достигается в том случае, если вы работаете в группе или с партнером (4, с. 110).

Следующее упражнение направлено на осознавание своего поведения, как поведения, запрограммированного принятым сценарием жизни: Вспомните какую-нибудь недавнюю стрессовую ситуацию, которая завершилась для вас неблагоприятным образом. Припомните то неприятное чувство, которое вы испытывали в этой ситуации. Однако, выполняя упражнение, необязательно вновь испытывать это чувство. Теперь припомните ситуацию в прошлом году, которая также закончилась для вас неблагоприятным образом, и в которой вы испытывали аналогичные неприятные для вас чувства. Затем припомните ситуацию пятилетней давности, в которой вы испытывали те же неприятные чувства. После этого вспомните подобную неблагоприятную ситуацию с такими же неприятными чувствами в юношестве. Затем припомните подобную сцену с аналогичными чувствами из вашего детства. Сколько вам было тогда лет? Если возможно, подумайте об аналогичной сцене или сценах из самого раннего детства. Сколько лет вам было тогда? Кто в ней присутствовал? Что происходило? (4, с. 120)

Цель упражнения заключается в том, чтобы определить наличие сценария: стереотипного поведения в решении той или иной проблемы. У человека присутствует убеждение того, что выбранная им в первоначальной ситуации стратегия поведения является единственно возможной и неизменной (поэтому он и будет использовать ее во всех будущих подобных ситуациях), а люди в ситуации “здесь и теперь” ни чем не отличаются от отца, матери или других людей, с которыми он взаимодействовал в первоначальной ситуации. Благодаря пониманию сценария человек может освободиться от первоначальной травмы и от возвращения к старым детским ситуациям. При этом он позволит себе решать ситуации “здесь и теперь”, используя весь потенциал взрослого человека (4).

Литература

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – М.: Современный литератор, 2002. – 448 с.

2. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психотерапия. – М.: Академический проект, 2001. – 320

3. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство “Речь”, 2001. – 352 с.

4. Стюарт Я. В. Джойнс Современный трансактный анализ. – СПб., 1996.

5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.

6. Романин А.Н. Основы психотерапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 288

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2000

8. Харрис Т.Э. Я о’кей, ты о’кей. – Екатеринбург, 2001. – 368 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.